"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе». Задания я собирала и разрабатывала сама, часть заданий выписывала из других сборников.
Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Сборник содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения в таблицах и схемах, а также тренировочные задания, включенные в спецификацию ГИА.
Сборник состоит из 3 частей: в первой части содержится теоретический материал в виде схем и таблиц, во 2 часть сборника включены тесты, которые сгруппированы по отдельным темам, полностью соответствующих плану ГИА 2013 года. Таким образом, тесты включают в себя все задания частей А и В. По каждой теме предлагается несколько вариантов тестов, содержащий от 7 до 10 заданий. В 3 части собраны 36 цитат, по которым идет подготовка к написанию сочинения С2. Ответы к тестам даны в конце сборника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_sbornik.docx | 113.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»
МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе
2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 2
Часть 1. Трудные вопросы орфографии
1.1 Фонетика 4
1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5
1.3 Средства речевой выразительности 6
1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8
1.5 Правописание приставок 9
1.6 Н и НН в разных частях речи 10
Часть 2. Практические задания. Тесты.
Фонетика 12
Подчинительная связь слов в словосочетаниях 16 Средства речевой выразительности 18
Правописание приставок 20
Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23
Н и НН в разных частях речи 25
Сложное предложение 29 Часть 3. Сочинение – рассуждение. 33
Ответы 50
Предисловие
Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену. Обобщив накопленный опыт и систематизировав имеющийся материал, у меня получился «Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку», соответствующих демонстрационной версии ГИА 2013г. ( т.е. с последними изменениями).
Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения в таблицах и схемах, а также тренировочные задания, включенные в спецификацию ГИА.
Сборник состоит из 3 частей. В первой части содержится теоретический материал в виде схем и таблиц, где уделяется внимание таким сложным вопросам, как правописание гласных и согласных в корне, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, выразительные средства языка и т. д. Такое оформление теоретического материала, как мне показалось, легче для усвоения и запоминания учащимися. В систему подготовки и в урочную деятельность введена система зачетов по каждой теме. Используя этот материал, учащиеся сдают зачеты по каждой теме. Материалы сборника используем при работе не только с 9-ми, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка начиная с 5-го класса (Например, в 5 классе по теме «Фонетика»). Чтобы проверить уровень усвоения материала, во 2 часть сборника включены тесты, которые сгруппированы по отдельным темам, полностью соответствующих плану ГИА 2013 года. Таким образом, тесты включают в себя все задания частей А и В. По каждой теме предлагается несколько вариантов тестов, содержащий от 7 - 10 заданий. (Например, фонетика – 4 теста, виды связи в словосочетаниях – 4 и т. д. (Такая работа помогает мне подготовить слабых учащихся). Тесты распределены по уровню сложности, постепенно уровень сложности нарастает.
Третья часть сборника посвящена подготовке задания С2. В прошлом году изменения коснулись третьей части экзаменационной работы. В 2013 году было представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативное задание С2.2 отсутствовало. Учащиеся писали сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Было предложено 36 вариантов цитат. Все высказывания я попробовала сгруппировать в 6 групп по темам: «Грамматика», «Синтаксис», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Выразительные средства языка», что позволит выпускникам проверить знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного.
Ответы к тестам даны в конце сборника. Они помогут самостоятельно проверить правильность выполнения заданий и степень усвоения теоретического материала.
Материалы сборника могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену, как самостоятельно, так и под руководством учителя, а также при изучении многих тем по русскому языку.
Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение.
В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.
Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.
СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду) | |||
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] | 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие) | ||
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] | 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й | 1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях:
Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] | 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые). |
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) | 4.Фонетические процессы:
| ||
5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл) |
Подчинительная связь слов в словосочетаниях
Согласование | Управление | Примыкание |
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. | Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное. | Зависимое слово связано с главным только по смыслу |
Отвечает на вопросы: какой? какая? чья? чей? | Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? (В.П) кем? чем? о ком? о чем? | Главное слово + неизменяемая часть речи (деепричастие, наречие, инфинитив (глагол в начальной форме)) |
Сущ.+ прилагательное Сущ. + причастие Сущ. + местоимение | Чаще всего: Сущ. + сущ. Глагол + сущ | |
Например: красивый пруд, мамин платок, её подруги | Например: читаю книгу, отдыхал в санатории, ржаные колосья | Например: стрижка каре, читаю вслух, читаю сидя, ее пальто |
Средства речевой выразительности
- Метафора – это слово в переносном смысле. Перенос свойств предмета, явления с одного предмета, явления на другой. Чаще всего выражается глаголами, существительными.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
- Олицетворение – одушевление неживых предметов
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Эпитет – Это прилагательное в переносном значении. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Не путать с фразеологизмами!
4. Сравнение, сравнительный оборот – сравнение одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
Б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду
в) существительным в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5.Гипербола – преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?
8. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
9. Метонимия – образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются «корабли»
10. Синонимы – слова близкие по значению, но разные по написанию
Например: бежать - нестись
11.Антонимы – слова, противоположные по значению.
Например: день-ночь, белый - черный
Корни с чередованием гласных о//а, е//и
Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем | Корни, в которых написание гласной зависит от ударения | Корни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной | Корни, в которых написание гласной зависит от смысла |
-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -блест-/-блист- -жег-/-жиг- -стел-/-стил- -чет-/-чит- Пишется И, если за корнем следует суффикс -а- замирать - замереть, блистать - блестеть Исключения: сочетать, сочетание, чета -кас-/-кос- Пишется А, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях пишется О касаться – коснуться
| -гар-/-гор- -клан-/-клон- -твар-/-твор- Под ударением –А, без ударения – О. загар – загорать. поклон – кланяться творить – тварь Исключения: пригарь, выгарки, утварь, изгарь -зар-/-зор- Под ударением – в соответствии с произношением, без ударения – А. зори – зарево – заря Исключение: зоревать | -раст- (-ращ-)/-рос- Пишется А перед ст, щ, в остальных случаях – О расти, сращение – росла, выращивать, рослый Исключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, НО отрасль -лаг-/-лож- А пишется перед буквой Г, о – перед ж предлагать – предложить Исключение: полог -скак-/-скоч- А пишется перед К, О - перед Ч скакать – вскочить Исключения: скачок, скачу, скачи, вскачь | -мак-/-мок- мак = «погружать в жидкость», «макать» мок = «пропускать жидкость», «мокнуть» макать (хлеб в молоко) – вымокнуть (под дождем) -равн-/-ровн- равн = «равный, одинаковый, наравне» ровн = «ровный, гладкий, прямой» выровнять (поверхность) – сравнивать Исключения: равнина, поровну -плав-/-плов-/ плыв- В корне –плав- буква А пишется всегда плавники, жук-плавунец, плавучий Исключения: пловец, пловчиха, плывуны |
Правописание приставок
Неизменяемые | Приставки на З- и С- | Приставки ПРИ- и ПРЕ |
Всегда пишутся одинаково | Без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), вз- (вс-), раз- (рас-,) роз- (рос-), чрез- (чрес), через- (черес-), | Правописание этих приставок зависит от значения. |
До-, за-, на-, над-, надо-, о-, об-, обо-, от-, ото-, пере-, по-, под-, подо-, пред-, предо-, про-, разо-, со-, с-, во-, у-, в- и др. Например: записка, разолью, подойти, покушать, спилить. | Правописание зависит от последующего после приставки согласного. Перед глухими – С, перед звонкими – З. Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие) | Значение приставки ПРЕ-
предобрый =(очень добрый), пренеприятный = (очень неприятный); преуспеть = высшая степень
|
Запомни: приставки З не бывает, НО не путать, что в словах здесь, здание, здоровье, зги (ни зги не видно), здешний, здравствуйте, и т. п. (в этих словах первая буква не является приставкой, она входит в корень). | Например: разбить — распилить, возделать — воскликнуть, низвергнуть — нисходить, избить — испортить, бездарный — бесправный, безаварийный — беспартийный | Значение приставки ПРИ-
|
Примечания:
| Примечания:
расписание - роспись, разыскивать – розыск, развалить – розвальни, рассказать – россказни, рассыпать – россыпь Исключение: розыскной |
Н и НН в разных частях речи
Найдите слово, от которого образовано данное
От существительного Например: глиняный – от слова глина = прилагательное; стеклянный – от слова стекло = прилагательное | От глагола | Краткие причастия и прилагательные | ||
Причастие | Отглагольное прилагательное | |||
НН пишется:
| ЕСТЬ НН | 1. Приставка, кроме НЕ 2. Зависимое слово 3. Образовано от глагола совершенного вида 4. Суффиксы – ОВА- ,– ЕВА- | НЕТ Н | В кратких причастиях – Н. Например: задача записана, решена. В кратких прилагательных столько Н, сколько их было в полной форме. Например: ученица ответственна (ответственная) |
– ОНН-, -ЕНН-, например: революционный, утренний Кроме слова – исключения: ветреный (человек), как только появится приставка, то будет писаться НН, например: безветренная сторона, подветренная
| Например: брошенный мяч, от слова бросить (что сделать?) – от глагола совер. вида, значит это причастие = пишется НН; жареная рыба, от слова жарить (что делать?) – от глагола несовер. вида, зависимых слов нет, суффиксов -ОВА- –ЕВА- - нет, значит это отглагольное прилагательное = Н; жаренная в масле рыба, есть зависимое слово в масле, значит это причастие = НН. Приставка НЕ не влияет на написание суффикса. Например: кошеный луг – некошеный луг | Как отличать краткую форму прилагательного от краткой формы причастия? Например: деньги изысканы (что сделаны?) - краткое причастие = Н; манеры изысканны (каковы?) – краткое прилагательное – НН, т.к. в полной форме НН (изысканные) | ||
Н пишется в суффиксах – ИН-, -АН-, -ЯН-, Например: песчаный, глиняный, гусиный. Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный | Запомните: НН - негаданный, желанный, нежданный, нечаянный, невиданный, неслыханный, медленный, чванный, чеканный, доморощенный. Н- смышленый, конченый, прошеное (воскресенье), кованый, жеваный, названый (брат), НО названный, посаженый (отец) , НО посаженный | |||
Запомнить: пряный, румяный, багряный | Прилагательные на –ОВАННЫЙ (-ЕВАННЫЙ) пишется с НН. Например: маринованный, дрессированный | |||
В сложных прилагательных пишется столько Н, сколько их в отдельном слове. Например: свежемороженый (мороженый – отглагольное прилагательное), свежезамороженный (замороженный – полное причастие) |
Тест 1
Потренируемся!
- Выпиши все гласные буквы в слове ЗАВОДСКОЙ
А) а,о,о,й Б) а,о В) а,о,о
- Выпиши все согласные буквы, встречающиеся в этом же слове
А) з,в,д,с,к,й Б) з,в,д,с,к В) з,в,д,с,к,о,й
- Перечисли твердые согласные, встречающиеся в этом слове
А) з,в,д,с,к Б) з,в,д,с,к,й
- Выпиши мягкие согласные, встречающиеся в слове РАСПИЛИЛ
А) р,с,п,л, Б) р,с,п,л,л В) п,л
- Сколько букв и звуков в слове ПОМЧАЛСЯ
А) 8 букв и 7 звуков Б) 8 букв и 8 звуков В) 8 букв и 9 звуков
- Сколько букв и звуков в слове РАЗЪЕЗД
А) 8 букв и 7 звуков Б) 7 букв и 7 звуков В) 8 букв и 9 звуков
- Сколько букв и звуков в слове МЕСТНЫЙ
А) 7 букв и 6 звуков Б) 7 букв и 7 звуков В) 8 букв и 8 звуков
- Количество букв и количество звуков совпадает в слове (ах)
А) бремя Б) приехать В) маяк
- Количество букв и количество звуков совпадает в слове
А) связан Б) радоваться В) быль
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) русский Б) привязанная В) раньше
Тест 2
- В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
А) просьба Б) опоздать В) позвонок Г) радости
2. Укажите слова, в которых встречаются только твердые согласные:
А) кокон Б) место В) пароход Г) стул Д) кресло
3. В каких словах количество букв и звуков не совпадает:
А) место Б) пальто В) солнце Г) разведка Д) елка
4. В каких словах безударный звук А?
А) город Б) кольцо В) море Г) лето Д) сон
- В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
А) гриб Б) варежка В) блестеть Г) сделать
6. Укажите слова, в которых встречаются только мягкие согласные:
А) день Б) синий В) фараон Г) мель Д) гвоздик
7. В каких словах количество букв и звуков не совпадает:
А) день Б) вьюга В) молоко Г) зарастает Д) лестница
8. В каких словах безударный звук А?
А) катер Б) пароход В) молоко Г) сахар Д) весна
9. Выпишите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове перезвон
- Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ВЫПУСКНИЦЫ согласный звук [К] является непроизносимым.
Б) В слове ОБЪЯВЛЯЕТ звуков больше, чем букв.
В) В слове ПЛАЩОМ под ударением произносится гласный звук [Ё].
Г) В слове ВЗДОХНУЛ первый звук – [В]
Тест 3
1. Укажите глухие согласные:
А) «ш» Б) «т» В) «с» Г) «б» Д) «л»
- Выпишите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слове сиять
3. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
А) театр Б) каемка В) шпион Г) сиять Д) оазис Е) струя
4. Укажите звонкие согласные:
А) «м» Б) «к» В) «п» Г) «р» Д) «щ»
- Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ВЫСОКУЮ количество букв совпадает с количеством звуков.
Б) В слове НАЙДЕШЬ мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.
В) В слове ПОЗДНО согласный звук [Д ] непроизносимый.
Г) В слове СТЕПЬЮ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [П], но и указывает на то, что буква Ю обозначает два звука.
6. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ДОРОГА подчеркнутая буква обозначает безударный звук [А].
Б) В слове ЗУБ последний звук – глухой твердый согласный [П].
В) В слове ПОМОЩЬЮ звуков больше, чем букв.
Г) В слове НЕНАВИСТНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.
7. Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ЛЕСТНИЦА согласный звук [Т] является непроизносимым.
Б) В слове ВЫЯСНЯЕТ - 8 букв, 10 звуков.
В) В слове ШЕПТАТЬ в безударном положении произносится гласный звук [э].
Г) В слове ПОМОЧЬ (глагол) мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.
Тест 4
1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:
А) какао Б) боец В) пианино Г) каучук Д) союз Е) армия
- Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ВЕСЕННЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков.
Б) В слове РАДОСТНО есть непроизносимый согласный звук [т].
В) В слове ЦИРКУЛЬ под ударением произносится гласный звук [ы].
Г) В слове ЦИРКУЛЬ гласный звук [и] обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [ц].
- Укажите ошибочное суждение.
А) В слове ПЕЧЬЮ мягкость согласного [Ч] на письме обозначена буквой Ь
Б) В слове ГОРЕСТНО согласный звук [т] непроизносимый
В) В слове ОБСЫПАЕТСЯ 10 букв и 10 звуков
Г) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)
4. Укажите ошибочное суждение
1) В слове ЕСТЬ количество букв и звуков совпадает.
2) В слове УЗКОЙ согласный звук [с] на письме обозначен буквой З.
3) В слове ШЁЛ все согласные звуки твердые.
4) В слове СБЛИЗИТЬСЯ 9 звуков.
5. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове УЧИТЕЛЬ все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости.
2) В слове НАОБОРОТ 4 слога.
3) В слове РЕЗКО происходит оглушение согласного перед [к].
4) В слове ЯРОСТЬЮ звуков больше, чем букв.
6. Укажите непарный твердый согласный:
А) «л» Б) «т» В) «ц» Г) «б» Д) «ж»
Тест 5
Замените словосочетания, построенные на основе управления,
синонимичными словосочетаниями со связью согласования.
1) ВЕРШИНЫ ГОР
2) КОСТЮМ ОТЦА
3) КОЛОСЬЯ РЖИ
4) СТВОЛ РУЖЬЯ
5) СТАНОК ТКАЧА
6) ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА
Напишите получившиеся словосочетания.
Ответ: _______________
Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными
словосочетаниями со связью управление.
7) ПОЛОСАТЫЙ СВИТЕР
8) ДОЩАТЫЙ САРАЙ
Напишите получившиеся словосочетания
Ответ: _______________
Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания
9) С ВОСТОРГОМ ПОСТАВИЛ
10) С УМИРОТВОРЕНИЕМ СЛУШАЛ
Ответ: _______________
Тест 6
Замените словосочетания, построенные на основе согласования,
синонимичными словосочетаниями со связью управления
1) ЛУКАВЫЕ ГЛАЗА
2) ЗМЕИНАЯ КОЖА
3 ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ,
4) ДОМАШНЕЕ ОКНО
5) КАЛИНОВЫЙ КУСТ
6) БУМАЖНЫЙ ЛИСТ
7) МАМИНА КОСМЕТИЧКА
8) ДОМАШНИЙ КОТЕНОК
9) КОЛЮЧИЙ КУСТАРНИК
10) ОВСЯНАЯ КАША
Напишите получившиеся словосочетания.
Ответ: _______________
Тест 7
1) Укажите синонимы:
А) блестеть Б) общительность В) выносливость Г) светить Д) сиять
2) Укажите антонимы:
А Б В Г Д Е Ж З И К
Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва!
3) Найдите словосочетание, не являющееся фразеологизмом:
А) претворять в жизнь; Б) перезвон колокола; В) медвежья услуга;
Г) ахиллесова пята; Д) кануть в лету.
4) Какие слова использованы в предложении?
Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.
А) омонимы Б) синонимы В) антонимы
5) Найдите соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением:
А) боевое крещение; 1) обидеться;
Б) сломя голову; 2) исчезнуть;
В) надуть губы; 3) быстро;
Г) след простыл; 4) запомнить;
Д) зарубить на носу. 5) первое участие в бою;
6) Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
А) интересный Б) занимательный В) достойный внимания Г) истинный
7) Определите, какие группы слов по значению представлены в следующих примерах.
Большинство – меньшинство, живой – мертвый –
____________________________________________
Язык – источник, студеный источник, источник знаний -
____________________________________________
Главный, ключевой, основной, центральный –
____________________________________________
Тест 8
1) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он шел, прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча».
А) метафора Б) эпитет В) гипербола Г) сравнительный оборот
2) Замените книжное слово «скудный» в словосочетании «скудный багаж» стилистически нейтральным синонимом:
А) небольшой Б) большой В) огромный Г) бедный
3) Из данного предложения замените слово ЗАКОЧЕНЕЛИ стилистически нейтральным синонимом:
Я держал эту длинную сосульку в руках, и у меня закоченели кончики пальцев.
Ответ _______________
4) Укажите синонимы:
А) красный Б) фиолетовый В) коричневый Г) алый Д) багряный
5) Укажите антонимы:
А Б В Г Д
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
6) Найдите словосочетание, не являющееся фразеологизмом:
А) гонять лодыря Б) во все лопатки В) бить баклуши
Г) ум за разум заходит Д) доброе слово
7) Найдите соответствие между фразеологизмами и их лексическим значением:
А) мастер на все руки; 1) наказать;
Б) дать по рукам; 2) умелец;
В) в час по чайной ложке; 3) много;
Г) куры не клюют; 4) опечалиться;
Д) повесить нос. 5) медленно.
Тест 9
Потренируемся!
Тест 1. Отметьте номера слов, в которых пишется буква З
- Бе…болезненный 2) бе…стрепетный 3) и…зябнуть 4) ра…лагать
5) бе…граничный 6) бе…цензурный 7) и…ключить 8) ра…каиваться
Тест 2. Отметьте номера слов , в которых пишется буква О
1) Р..звальни 2) р…зваливать 3) большая р…зница
4) продавать в р…зницу 5) веселый р…зыгрыш 6) смешно р…зыграть
7) р…счерк пера 8) уголовный р…зыск 9) р….зыскать с собакой
10) р….злив реки
Тест 3. Отметьте номера слов и словосочетаний, в которых пишется буква Е
1) пр…неприятный 2) пр…ступник 3) пр…дворный
4) пр…городный 5) пр…открыть 6) пр…брежный
7) пр…старелый 8) пр…лечь 9) пр…обретать
10) пр…забавный
Тест 4. Отметьте номера слов и словосочетаний, в которых пишется буква И
1) пр…бывать в город 2) пр…бывать в неволе 3) пр…емник традиций
4) радиопр…ёмник 5) пр…данья старины глубокой 6) пр…дать форму шара
7) пр…дать блеск 8) пр…творить дверь 9) пр..дел мечтаний
10) пр…подать урок
Тест 5. Отметьте номера слов, в которых пишется СС
1 2 3 4
Бе…порно, с бе…онницей бороться бе…мысленно.
5 6 7 8 9 10
Бе…численные бе…ащитные бе…емельные крестьяне написали во…вание и
11 12 13
во…тали против бе…акония
Тест 10
1) В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
А) свалявшейся Б) беззвучно В) откатывались Г) впалыми
2) В каком слове правописание приставки определяется звонкостью следующего после неё согласного?
А) сделал Б) взбежал В) наклонился Г) взошел
3) В каком слове правописание приставки определяется звонкостью следующего после неё согласного?
А) здание Б) воззрение В) обнаружил Г) восстание
4) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными - С»
А) записка Б) здоровье В) смородина Г) сбросил
5) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными - С»
А) поездка Б) здание В) рассыпать Г) надорвать
6) В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными - С»
А) домчаться Б) сбежал В) беспокойный Г) восход
7) В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
А) разлил Б) сделать В) расплакаться Г) разделив
8) Вставь пропущенную букву в слове «пр…бил», объяснив значение приставки.
9) Вставь пропущенную букву в слове «пр…ехал», объяснив значение приставки.
10) Вставь пропущенную букву в словосочетании «пр..рвал разговор», объяснив значение приставки.
Тест 11
1) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С»?
А) раскрыл Б) сжал В) ссорился Г) сгребла
2) В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
А) различать Б) отдавал В) изменится Г) вздохнул
3) В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
А) свалявшейся Б) беззвучно В) откатывались Г) впалыми
4) В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия» ?
А) присвоив Б) приговор В) приучил Г) прикрыв
5) В каком слове правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи»?
А) приготовился Б) предприму В) пригород Г) перенесло
6) В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?
А) сделалась Б) разгрёб В) рассаживались Г) взрыхлил
7) В каком слове правописание гласной в приставке определяется её безударной позицией?
А) развалить Б) помолчал В) народились Г) приближается
8) В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
А) приходилось Б) преклонялись В) пренебрегая Г) принес
9) В каком слове написание приставки определяется её значением, близком к значению приставки пере-?
А) приоткрыв Б) притронулся В) премудрая Г) преградил
10) В каком слове приставка ПРИ- имеет значение неполноты действия?
А) придумала Б) приближающийся В) приседали Г) пригородный
Тест 12
- В корне слова пишется буква А
А) утв…рь Б) накл…ниться В) заг…реть Г) тв…рение
2) В корне слова пишется буква О
А) оз…рять Б) р…сти В) изл…гать Г) проск…чить
3) В корне слова пишется буква И
А) расст…лить Б) отп…рать В) забл….стеть Г) соч…тать
4) В корне слова пишется буква Е
А) выт…рать Б) отч…тать В) отб….ру Г) зам…рать
5) В каком ряду во всех словах следует писать букву А?
А) ск…чок, к…саться, прил…гательное, отр…сль
Б) выр…щенный, пол…гать, з…ря, выр…с
В) р…стовщик, к…сательная, сл…гать, проск…чу
Г) проск…кать, пл…вник, оз….рение, пром….кать
6) В корне слова пишется буква И:
А) расст…лить Б) отп…рать В) забл….стеть Г) соч…тать
7) Укажите слова, в которых пишется буква а:
А) ск…чок Б) вск…чить В) выск…чка Г) подск…кать
8) В корне слова пишется буква Е
А) выт…рать Б) отч….тать В) отб…ру Г) зам….рать
9) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
А) бороться Б) кланяться В) положить Г) метеоролог
10) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
А) город Б) сплавлять В) уклониться Г) заработать
Тест 13
Найти в предложениях слова с чередующейся безударной гласной в корне.
- Растёт интерес современной молодёжи к личности великого Суворова.
- Возлагать цветы к памятнику полководца поручено растущей смене боевого братства - кадетам.
- На девятый литературный конкурс принимаются стихи о Суворове с приложением указанных документов конкурсантов.
- Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат.
- В Ленинграде во время блокады, зимою 1941/1942 года, воинские части, выступая на передовую линию обороны и проходя мимо Александро-Невской лавры, часто возлагали венки на могилу Суворова и клялись стойко сражаться за Родину.
- В каком ряду во всех словах следует писать букву О?
А) сл…жение, к…снуться, выр…сший, р…стительный
Б) тв…рительный, покл…ниться, Р…стислав, отл…жить
В) соск…чить, накл….нение, прир….сло, уг…сать
Г) вым…кнуть, пл…вец, разг….реться, ср…внение
7) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
А) Равняйсь! Б) смягчить В) весело Г) ров
8) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
А) вымокнуть Б) вычитание В) читать Г) прочтение
9) Укажите слова, в которых пишется буква О:
А) з…рево Б) оз…рение В) з….ри Г) з…ря
Д) з…ркий;
10) Отметьте слова, в которых пишется гласная А
- возг…раемость 2) возг…рание 3) выг…рки 4) выг…рание
5) выг…реть 6) г…релка 7) г…рючий 8) дог…рание
9) заг…рание 10) заг…релый
Тест 14
1) В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?
А) ути...ые истории Б) чище...ая морская рыба
В) проштампова...ое письмо Г) колено раздробле.о
2) В каком слове пишется одна Н?
А) закопчен...ые стены Б) трава подстрижен...а
В) неждан...ый Г) слышан...ая мною история
3) В каком слове пишется одна Н?
А) свежезаморожен...ые овощи Б) швы отстрочен...ы
В) перевязан...ая рука Г) вязан...ые бабушкой носки
4) Укажите слова, в которых пишутся две буквы Н:
А) сдела….ая модель; Б) модель сдела….а;
В) нескоше….ая трава; Г) трава не скоше….а;
5) В каком слове правописание СУФФИКСА считается исключением из правила?
А) обнаженные Б) линованный В) написанный Г) посаженый (отец)
6) В каком слове правописание СУФФИКСА считается исключением из правила?
А) чванный Б) свиной В) конченый (человек) Г) признанный
7) В каком слове правописание СУФФИКСА считается исключением из правила?
А) написаны Б) гусиный В) стеклянный Г) медленный
8) В каком предложении содержится слово с двумя НН?
А) Работа выполнен...а безупречно. Б) Задача решен...а правильно.
В) Девушка хорошо воспитан...а родителями. Г) Учительница строга и сдержан...а
9) В каком предложении содержится слово с двумя НН?
А) Участки застроен...ы.
Б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
В) Во двор въехала гружен...ая машина.
Г) Поля засеян...ы пшеницей
Тест 15
1) В каком слове пишется НН?
А) ранен...ый боец Б) кожан...ое кресло
В) юн...ый возраст Г) воспитан...ый человек
2) В каком слове пишется одна Н?
А) общепризнан...ое мнение Б) сушен...ые в печи грибы
В) стилизован...ый интерьер Г) морожен...ая рыба
3) В каком ряду во всех словах пропущено НН?
А) оловя...ый солдатик, сено высуше...о, нежда...ые гости
Б) жела...ый подарок, общепризна...ое превосходство, суко...ая скатерть
В) веществе...ое доказательство, овчи...ый тулуп, лицо заплака...о
Г) кова...ое железо, линова...ая бумага, некоше...ый луг
4) В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется НН?
A. Дровя...ой склад, карти...ая галерея Б. Стекля...ая посуда, осе...яя погода
B. Стари...ое оружие, гружё...ая машина Г. Полотня...ое бельё, подли...ое искусство
5) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Чисто прибра( 1 )ая белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.
А) 1, 3 Б) 3, 4 В) 2, 4 Г) 1, 2, 4
6) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?
Она пересекла площадь, вымоще(1)ую крупным глянцевым булыжником, миновала стари(2)ые торговые ряды и вышла на тихую, затенё(3)ую тополями улицу.
А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 2, 3 Г) 1, 3
Объясните различия в написании созвучных слов.
7) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
8) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
Тест 16
1) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано"
А) взволнованно Б) решено
В) длинный Г) сонно
2) В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?
А) отрешённо Б) ухоженное
В) пустынно Г) длинно
3) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-"?
А) соломенный Б) намеченный
В) избавленный Г) постепенный
4) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?
А) похищена Б) глиняная
В) юна Г) растрачено
5) В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии совершенного вида пишется две буквы Н"?
А) священно Б) линованный
В) каменный Г) покрашенный
6) В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?
А) оловянный Б) кожаный
В) серебряный Г) безветренный
7) В каком слове правописание Н определяется правилом: "В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н"?
А) румяный Б) списано
В) кованый Г) дровяной
8) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких причастиях пишется одно -Н-"?
А) ветрено Б) красна
В) выучено Г) достойно
9) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"?
А) законный Б) деревянный
В) написанная Г) сосредоточенный
10) В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"?
А) немедленный Б) асфальтированный
В) пропущенный Г) постепенный
Тест 17
1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?
(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.
2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..
3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.
(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.
(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.
(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.
(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.
4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…
(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.
5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:
(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.
(34)Вася думал вслух, не переставая играть:
(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.
(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.
(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.
7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:
14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.
15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.
16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»
9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.
(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.
Примеры заданий использованы с источника http://www.school422.ru/system/files/
Тест 18
- Среди предложений 11-14 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(11)В дыму вдруг вырастали обтёсанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю.(12)Вода стала чёрной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка.(13)И из этой полукаменной, тяжелой и чёрной воды рождались ворохи белых летучих брызг.(14)Вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгорячённых водяных туш усиливало ощущение одухотворённости природы- море казалось живым.
- Среди предложений 9-23 найдите сложное предложение с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения
(19)Я сел под ёлкой и раскрыл книгу.(20)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.(21)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.(22)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.(23)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимание на нарядную елку.
- Среди предложений 6-12 найдите сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.
(6)Дима прочитал: (7)«Дорогая Валя, учительница хочет, чтобы мы обращались к году. (8)А я обращаюсь к тебе, живущей в том самом году! (9)За тридцать лет произошло главное: я получил ответ на вопрос, который мучил меня в школьные годы: (10)«Кого она все-таки любит- Лешку Филиппова или меня?» (11)Теперь-то я знаю, что ты любишь меня. (12)А с Лёшкой болтала на переменках просто потому, что вы оба занимаетесь в литературном кружке.
- Среди предложений 10-15 найдите сложное предложение с подчинительной, союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения
(10)Однако настроение у меня сразу переменилось.(11)Я шел, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает.(12)Дома за чаем опять его вспомнил. (13)И было на душе хорошо и тепло. (14)Явление это обычное.(15)Пойдешь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но все-таки чувствуешь: чего-то важного не было.
Примеры заданий использованы с источника school422.ru/system/files/
Задания С2
Сочинение-рассуждение
Изменения произошли в третьей части экзаменационной работы. В 2013 году представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативного задания С2.2 нет. Учащиеся будут писать сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Предложено 36 вариантов высказываний.
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина
Все высказывания я попробовала сгруппировать на 6 групп:
1 группа «Грамматика»
Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своем составе 2 части: морфологию – грамматическое учение о слове. Синтаксис – учение о законах построения словосочетаний и предложений
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.
Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский.
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский.
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский.
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова.
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор.
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
Сочинение
Великий русский филолог Л.В. Успенский утверждал: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Я попробую доказать на примере прочитанного текста.
Грамматика позволяет словам, собранным в одном предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить мысль. Например, в предложении 54 стоят две запятые, которые выделяют вводное слово «значит», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. Еще одним примером может послужить предложение 7. Оно состоит из десяти отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит их связать между собой, они принимают единый смысл в предложении, повествующем об отношении Марьи Павловны к игре.
Обобщая все вышеизложенные доводы, я делаю вывод, что Л.В. Успенский был прав.
(Пример ученического сочинения)
2 группа «Синтаксис»
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина
Сочинение
Русский писатель Б.В. Шергин утверждал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Подобная уверенность небезосновательна.
Несомненно, речь устная – первичная, а письменная – вторичная, то есть отредактированная. В письменной речи используется книжная лексика, причастные и деепричастные обороты и др. В устной же речи чаще наблюдаются повторы, простые предложения и разговорные слова. Например, в предложении 1 я нашла причастный оборот, который говорит нам о том, что перед нами письменная речь, а не устная. В предложении 42 автор использует междометие «ФИ» для изображения того, как свистит мальчик. В жизни этот свист звучит по-другому, но, перенесенный на бумагу, он в тексте выглядит именно так.
Таким образом, приведенные выше примеры показывают, что устная речь меняется под пером писателя.
(Пример ученического сочинения)
3 группа «Морфология»
Морфология – это раздел грамматики, изучающий слова как часть речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Наречие
Служебные части речи
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
4 группа – «Лексика»
Лексика исследует особенности слова, словарный состав, происхождение и употребление отдельных слов, а также типы и значение устойчивых словосочетаний.
Лексика –совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.
Слово как лексическая единица –основной объект изучения лексикологии, т.е. изучаются значения слов, их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и т.д.
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка
5 группа «Пунктуация»
Пунктуация – это
- система знаков препинания.
- Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.
(можно прописать значение знаков препинания)
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко.
6 группа «Выразительные средства языка»
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.
Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....
Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс
Пройдя по данной ссылке, вы получите информацию, необходимую для подготовки К ГИА по русскому языку 9 класс...
Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...
Ширямова Т.Н. Сборник заданий для подготовки к ОГЭ по русскому языку
В данном сборнике представлены все типы заданий по предмету. Дана спецификация. Для проверки знаний добавлены тесты по каждому разделу....
«Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе ».2016-2017 уч.год.
Подготовка к итоговой аттестации по предметам филологического цикла (в т.ч. в альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении ....
Сборник учебно - справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данный сборник составлен на основе программы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и представляет собой учебное пособие, которое рекомендуется использовать как средство об...
Сборник дополнительных материалов по подготовке к ОГЭ по русскому языку
В сборнике собраны дополнительные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Упражнения на отработку сложных тем по предмету. Сборник поможет учителю организовать повторение, самостоятльную...