Брошенное между полнозначными словами...
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Изюмникова Галина Николаевна

Итоговый урок по разделу "Междометие". Урок - мини-проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometie.pptx568.9 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_mezhdometie.docx27.11 КБ
Файл zadaniya_mezhdometie.docx16.09 КБ
Файл mezhdometie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини проект «Брошенное между полнозначными словами»

Слайд 2

Академик Л. В. Щерба называл их «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением» , имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.

Слайд 3

Емче органа и звонче бубна Молвь - и одна на всех: «Ох» - когда трудно, и «ах» - когда чудно, А не даётся – «эх!» Марина Цветаева

Слайд 4

Гипотеза: Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

Слайд 5

Главный вопрос: Междометия засоряют нашу речь или делают ее более выразительной?

Слайд 6

Проблемные вопросы: Что такое междометие? Что выражают междометия? Как они появляются ? Где и для чего используются междометия?

Слайд 7

Цели Показать, как важно употребление междометий в нашей речи.

Слайд 8

Задачи: Повторить и систематизировать изученный материал. Найти необходимую информацию из дополнительных источников, проанализировать ее и сделать выводы . Составить кластер.

Слайд 9

Междометие – это 1. Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. 2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов. 3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. 4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

Слайд 10

5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы, не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи. 6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи. 7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами. 8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Слайд 11

Междометие-часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Не изменяются Не делятся на морфемы Не являются ЧП

Слайд 12

Междометие-часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Не изменяются Не делятся на морфемы Не являются ЧП , или !

Слайд 13

Междометие-часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Не изменяются Не делятся на морфемы Не являются ЧП , или ! Дефис в сложных междометиях

Слайд 14

Эй садись ко мне, дружок! Ах песенку эту доныне хранит трава молодая. О я совершенно спокоен . « Ой ой !»- воскликнула Соня испуганно . Эта песня увы не прозвучит.

Слайд 15

Эй, садись ко мне, дружок! Ах , песенку эту доныне хранит трава молодая. О , я совершенно спокоен. « Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно . Эта песня, увы, не прозвучит.

Слайд 16

Междометие-часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Не изменяются Не делятся на морфемы Не являются ЧП , или ! Дефис в сложных междометиях Непроизводные и производные

Слайд 17

Гипотеза: Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

Слайд 19

Междометие-часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Не изменяются Не делятся на морфемы Не являются ЧП , или ! Дефис в сложных междометиях Непроизводные и производные Используются в устной речи

Слайд 20

Главный вопрос: Междометия засоряют нашу речь или делают ее более выразительной?

Слайд 21

Задание : лингвистический эксперимент . На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи? Что за погода сегодня ! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

Слайд 22

АНКЕТА 1.Знаете ли вы, что такое междометие? Да, нет 2. Как вы думаете, можно ли обойтись без междометий? Да, нет 3. Как часто вы употребляете междометия? а) часто б) редко в) затрудняюсь ответить 4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего

Слайд 23

1.Знаете ли вы, что такое междометие? Да - все 2. Как вы думаете, можно ли обойтись без междометий? Нет - все 3. Как часто вы употребляете междометия? Редко – 3, затрудняются – 3, часто - 6 4. Чаще всего : ой, ай, ха-ха и этикетные: алло, привет, здравствуйте; Встечаются : Вау ! Упс ! Блин!

Слайд 24

Зачем нужны междометия? - междометия нужны для выражения эмоций и чувств; - делают нашу речь ярче и выразительнее; - придают речи естественность и непринужденность; - помогают преодолеть недостаток слов; - определяют культуру речи.

Слайд 25

Домашнее задание: Создать рекламу междометия . Выписать из текста пять любых предложений с междометиями.

Слайд 27

Оцените свою работу на уроке! Три спасибо!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Брошенное между полнозначными словами…»

Класс: 7г

Учитель: Изюмникова Г.Н.

Образовательная цель:  организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята повторят и закрепят морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и закрепят правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях, докажут, что междометия обогащают нашу речь при правильном их использовании; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.

Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь, формировать коммуникативные УУД.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.

Тип урока: урок систематизации ЗУН..

Оборудование: учебники, доска, дидактический материал, презентация.

Ход урока

Этап урока

Формируемое УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Коммуникативные: выражение мыслей

Приветствие   учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Брошенное между полнозначными словами». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы

2.Постановка учебной задачи.

Коммуникативные: выражение мыслей

Регулятивные УУД: целеполагание

-междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами».Почему про междометия так говорят?

-Да, междометие стоит особняком.

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Относительно этого класса среди лингвистов всегда было много разногласий. Академик Л. В. Щерба называл их «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.

-Но есть и другие мнения

Емче органа и звонче бубна
Молвь - и одна на всех:
«Ох» - когда трудно, и «ах» - когда чудно,
А не даётся –
«эх!»

Марина Цветаева

-Как можно растолковать эти слова?

Молвь – речь. То есть, с помощью междометий даже люди, говорящие на разных языках, могут понимать друг друга без перевода.

С помощью учителя выдвигают гипотезу:   Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

Определяют главный и проблемный вопросы.

Главный вопрос: Междометия засоряют нашу речь или делают ее более выразительной?

Проблемные вопросы:

  1. Что такое междометие?
  2. На какие группы делятся междометия?
  3. Что выражают междометия? Как они появляются?
  4. Где и для чего используются междометия?

Цель  исследования:

Показать, как важно употребление междометий в нашей речи. Проанализировать нашу речь  на предмет использования междометий

Наши задачи

Повторить и систематизировать изученный материал.

  1. Найти необходимую информацию из дополнительных источников, проанализировать ее и сделать выводы.
  2. Составить кластер.

3.Актуализация темы пректа:

а) повторение теоретического материала;

б) повторение орфографических правил

в) словарная работа

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество с учителем

Итак, что такое междометие?

Это у нас вопрос прошлого урока. Я предлагаю взять рабочие листы и сначала оценить свои знания темы «Междометие» по десятибалльной шкале.

Далее задание 1. Нужно отметить те пункты, которые относятся к междометию.

-Проверяем!.  

-Какую главную информацию мы уже можем разместить в нашем кластере?

(Определение, не изменяются, не делятся на морфемы, не являются членами предложения.

-А теперь вспомним, как правильно писать междометия!

-Выполняем упражнение 2

Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.

Словарные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, привет, до свидания.

Делают прогностическую самооценку знаний.

Выбирают те пункты теста, которые относятся к междометию.

Работают над составлением кластера.

Вспоминают правила написания и выделения на письме междометий и выполняют задания.

4. Физминутка. Упражнения на внимание и дыхательные упражнения.

Личностные : установка на ЗОЖ

Выполняют предложенные упражнения

5. Исследовательская деятельность

Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество в паре, сотрудничество с учителем.

Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Регулятивные: планирование деятельности.

Что выражают междометия? Как они появляются?

Прежде вспомним, что междометия бывают производные и непроизводные. Чем они различаются? И вернемся к нашей гипотезе.

Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному? Или это нечто более глубокое? Или все-таки в междометия заложен какой-то смысл, и это есть часть нашей культуры.

-как вы думаете, какие междометия имеют историю происхождения, производные или непроизводные?

Следующее задание мы выполняем в паре.

Задание 3 . Вы находите историю возникновения тех междометий, которые указаны  у вас задании и сообщаете нам ее.

-Мы не дали ответ на вопрос: Где и для чего используются междометия?

Ребята отвечают на вопросы, далее в паре  работают с дополнительным материалом, находят информацию об истории возникновения междометий, обрабатывают ее и делятся информацией с классом.

Ребята заканчивают работу с кластером, дополняют его информацией об сфере использования междометий.

6. Лингвистический  эксперимент .

Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество в паре, сотрудничество с учителем.

Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Регулятивные: планирование деятельности.

А теперь возвращаемся к главному вопросу : Междометия засоряют нашу жизнь или делают ее более выразительной?

Чтобы сделать выводы, выполним следующее задание.

Задание: лингвистический эксперимент.

 На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?

Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

-Какие высказывания, на ваш взгляд, более выразительны?

Сделаем выводы.

Выполняют творческое задание: сосавляют предложенияс междометиями; сравнивают предложения и делают выводы.

7.Опрвержение гипотезы.

Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество в паре, сотрудничество с учителем.

Познавательные: структурирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Регулятивные: планирование деятельности.

 Так какова роль междометий в речи? Что с нашей гипотезой? Подтвердим мы ее или опрвергнем?

 Опровергают гипотезу. Доказывают, что междометия — это не просто эмоциональный выкрик, а часть культуры междометия нужны для выражения эмоций и чувств;

     -  делают нашу речь ярче и выразительнее;

     -  придают речи естественность и непринужденность;

     -  помогают преодолеть недостаток слов;

     - определяют культуру речи.

9. Подведение итогов, рефлексия . Три спасибо.

Домашнее задание

Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения.

Предлагает оценить свою деятельность, сравнить уровень самооценки в начале и в конце урока.

Предлагает сказать «три спасибо».

Мои « спасибо»:

-спасибо жизни, за то, что подарила мне этот день;

-спасибо вам, ребята, за работу;

-спасибо нашим гостям, которые пришли к нам на урок!

Домашнее задание: Создать рекламу междометия.

Выписать из текста пять любых предложений с междометиями. (по выбору)

Оценивают свою деятельность, сравнивают уровень самооценки в начале урока и в конце урока. Говорят три «спасибо»



Предварительный просмотр:

Задание №1.

1Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и обуждения.                                                                                                                     4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предЭй  садись ко мне, дружок!                                                                                                 5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы,  не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.           6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи.              7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.                   8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Задание №2

Ах  песенку эту доныне хранит трава молодая.

Задание №3

алло! спасибо!

Задание №1.

1Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и обуждения.                                                                                                                     4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предЭй  садись ко мне, дружок!                                                                                                 5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы,  не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.           6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи.              7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.                   8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Задание №2

О  я совершенно спокоен.

Задание №3

"ВАУ!"пожалуйста 

Задание №1.

1Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и обуждения.                                                                                                                     4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предЭй  садись ко мне, дружок!                                                                                                 5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы,  не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.           6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи.              7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.                   8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Задание №2

Эй  садись ко мне, дружок!

Задание №3

Здравствуй, чур

Задание №1.

1Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и обуждения.                                                                                                                     4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предЭй  садись ко мне, дружок!                                                                                                 5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы,  не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.           6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи.              7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.                   8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Задание №2

«Ой ой»- воскликнула Соня испуганно.

Задание №3

Бис, ату

Задание №1.

1Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2. Служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки или служит для образования форм слов.
3. Особая форма глагола, которая выражает, но не называет различные чувства и обуждения.                                                                                                                     4. Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предЭй  садись ко мне, дружок!                                                                                                 5. Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы,  не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.           6. Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи.              7.Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре  сопровождаются мимикой и жестами.                   8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого и простые предложения в составе сложного.

Задание №2

Эта песня  увы не прозвучит.

Задание №3

Браво, чу



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Брошенные между полнозначными словами…»

Класс: 7г

Учитель: Изюмникова Г.Н.

Образовательная цель: организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята повторят и закрепят морфологические признаки междометия; выяснят, почему междометие является особой частью речи, выявят роль междометия в речи и закрепят правила правописания междометий и правила пунктуации при междометиях; формировать умение слышать, видеть и употреблять междометие в устной и письменной речи.

Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления, учить выделять главное в материале учебника, развивать наблюдательность и речь.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к родному языку, культуру речевого этикета.

Тип урока: урок систематизации ЗУН..

Оборудование: учебники, доска, дидактический материал, презентация.

Словарная работа: до свидания, пожалуйста, извините, спасибо.

-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Брошенное между полнозначными словами». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-междометие было известно еще в 1 веке до н.э. в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами»

-.Почему про междометия так говорят?

_Да, междометие стоит особняком.

слайд

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Относительно этого класса среди лингвистов всегда было много разногласий. Академик Л. В. Щерба называл их «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.

-Но есть и другие мнения

слайд

Емче органа и звонче бубна
Молвь - и одна на всех:
«Ох» - когда трудно, и «ах» - когда чудно,
А не даётся – «эх!»

Марина Цветаева

-Как можно растолковать эти слова?

Молвь – речь. То есть, с помощью междометий даже люди, говорящие на разных языках, могут понимать друг друга без перевода.

Слайд                                                                                                  10.55

-Итак, мы выдвигаем гипотезу: Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

слайд

Главный вопрос: Междометия засоряют нашу речь или делают ее более выразительной?

слайд

Проблемные вопросы:

  • Что такое междометие?
  • На какие группы делятся междометия?
  • Что выражают междометия? Как они появляются?
  • Где и для чего используются междометия?

слайд

Цель нашего исследования:

Показать, как важно употребление междометий в нашей речи. Проанализировать нашу речь  на предмет использования междометий

Что мы должны сделать, чтобы этих целей достичь?

слайд

Наши задачи

Повторить и систематизировать изученный материал.

  • Найти необходимую информацию из дополнительных источников, проанализировать ее и сделать выводы.
  • Составить кластер.

Итак, что такое междометие?

слайд

Это у нас вопрос прошлого урока. Я предлагаю взять рабочие листы и сначала оценить свои знания темы «Междометие» по десятибалльной шкале.

Далее задание 1. Нужно отметить те пункты, которые относятся к междометию.

Проверяем!. У кого правильно, ставим балл.

                                                                                         11.00

-Какую главную информацию мы уже можем разместить в нашем кластере?

Определение, не изменяются, не делятся на морфемы, не являются членами предложения.

-А теперь вспомним, как правильно писать междометия!

Слайд слайд

Выполняем упражнение 2

Эй, садись ко мне, дружок! Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая. О, я совершенно спокоен. «Ой-ой!»- воскликнула Соня испуганно. Эта песня, увы, не прозвучит.

ОТДОХНЕМ!                                                                              11.05

А теперь приступим к самому сложному.

Что выражают междометия? Как они появляются?

Прежде вспомним, что междометия бывают производные и непроизводные. Чем они различаются?

Слайд

 И вернемся к нашей гипотезе.

Междометия - это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному? Или это нечто более глубокое? Или все-таки в междометия заложен какой-то смысл, и это есть часть нашей культуры.

-как вы думаете, какие междометия имеют историю происхождения, производные или непроизводные?

Следующее задание мы выполняем в паре.                                              11.10

Задание 3 . Вы находите историю возникновения тех междометий, которые указаны  у вас задании и сообщаете нам ее.

-Делаем выводы!

-Мы не дали ответ на вопрос: Где и для чего используются междометия?

слайд 19

А теперь возвращаемся к главному вопросу : Междометия засоряют нашу жизнь или делают ее более выразительной?

Чтобы сделать выводы, выполним следующее задание.

Слайд 21                                                                                                            11.20

Задание: лингвистический эксперимент.

 На карточке записаны предложения. Дополнить их междометиями. Дать характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?

Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

-Какие высказывания, на ваш взгляд, более выразительны?

 анкета

Сделаем выводы.                                                                                             11.25

Слайд 24

 междометия нужны для выражения эмоций и чувств;

     -  делают нашу речь ярче и выразительнее;

     -  придают речи естественность и непринужденность;

     -  помогают преодолеть недостаток слов;

     - определяют культуру речи.

-А теперь подведем итоги. Оцените свою работу на уроке. Сравните, какая оценка выше?

-скажите три спасибо!

Междометия -"пришельцы", которые превратились в междометия из других частей речи. Итак...

Слово алло!, появилось, скорее всего, вместе с телефоном, то есть относительно недавно. Некоторые учёные считают, что оно пришло из английского языка и восходит к английскому hello "здравствуй". Другие учёные полагают, что телефонное алло пришло в русский язык из французского языка в конце 19 века от глагола "идти»

А вот с детства милое баю-бай. Скорее всего, это форма глагола баять "говорить, рассказывать сказки". следовательно, баю-бай является родственником слов басня, краснобай, обаятельный.

Бис и браво частенько можно услышать в театре от эмоциональных поклонников того или иного вида искусства. Наверное, вы знаете, что бис происходит от латинского "дважды" В русский язык слово пришло из французского.

Итальянское слово bravo возникло как междометие-одобрение на основании слова bravo "смелый, храбрый; молодец".

Те, кто увлекаются собаками или охотой, наверняка знают междометия ату и тубо. Ату является термином натравливания (синоним словам усь, бери, хватай). Тубо -команда лежать на месте (синоним словам смирно, не тронь, будь на месте). Откуда пришли эти слова? Слово тубо пришло в 18 веке из французского "всё хорошо". А АТУ восходит к французскому  "со всех ног.

Самое знакомое междометие здравствуй. Сколько раз за свою жизнь мы произносили это слово, но вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Оказывается, здравствуй буквально значит, будь здоров или быть здоровым, жить. Но по мнению Шанского, это междометие объясняется как форма первого лица единственного числа глагола здравствую, значит приветствую, желаю здоровья. Между прочим, такое же приветственное значение имело когда-то слово целовать, буквально связано с обычаем при встрече не только приветствовать, но и целоваться. Буквально же целовать "желать быть целым, невредимым, здоровым".

Два междометия вежливости спасибо и пожалуйста являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. Междометие спасибо, оказывается, возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси бог. Слово пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью суффикса – частицы ста. Исходное пожалуй появилось, очевидно, из пожалую "отблагодарю". Что касается суффикса – частицы ста,то, скорее всего это бывшая форма второго, третьего лица единственного числа от глагола стать.

Ну, а теперь рассмотрим слово чур. Это слово, встречающееся ещё у Даля, в нашей жизни чаще всего употребляется детьми в играх (чур, меня -"не трогай!"; чур, я вожу; чур, пополам!). Хотя вы знаете слова чураться, чурбан, которые встречаются в нашем языке и имеют некоторое отношение к слову чур. Многие языковеды ( в том числе В.И.Даль) считают, что первоначальное значение слова было "рубеж", "межа", "предел", откуда далее - "пограничный знак", "кол" как обозначение границы, защиты. Отсюда связь со словом чурбан (есть диалектные слова чурак, чурка) и в прямом значении слова ("короткий обрубок дерева", бревна"), и в переносном ("бестолковый, ограниченный, неповоротливый человек").

Поговорим чуть-чуть о чу. Это междометие призывает к вниманию и значит слушай, слышишь. Принято объяснять, что это бывшая форма от глагола чуть (чути) "слышать, ощущать", до сих пор ещё известного в русских диалектах. Современному человеку известен глагол чуять "чувствовать".

Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: "Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!" или что-то еще в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное "ВАУ!". Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоцию чрезвычайного изумления или восторга. Скорее всего мы подхватили его из западных (прежде всего американских) кино- и мультфильмов. В американском английском сленговое слово wow употребляется как существительное со значениями "нечто из ряда вон выходящее"; глагол в значении "ошеломить, поразить"; междометие, выражающее удивление и восторг ("здорово!", "красота!", "класс!").

 Таким образом, междометие - живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Все междометия передают самые разнородные чувства, порой прямо противоположные: радость, ликование, одобрение и т.д. В нашей речи с их помощью можно не только в краткой форме, но и очень точно передать самые яркие чувства, эмоции, переживания. В этом, мы думаем, особенность этих слов – междометий. И если их исключить из нашей речи, то она станет менее эмоциональной, скучной, грубой.

    -  междометия нужны для выражения эмоций и чувств;

     -  делают нашу речь ярче и выразительнее;

     -  придают речи естественность и непринужденность;

     -  помогают преодолеть недостаток слов;

     - определяют культуру речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Тире между частями слова в наречиях.

Материал предназначен для первого урока по теме. С применением интерактивной доски Smartboard. Архив содержит презентацию для интерактивной доски и план-конспект урока....

Тире между частями слова в наречиях.

Материал предназначен для первого урока по теме. С применением интерактивной доски Smartboard. Архив содержит презентацию для интерактивной доски и план-конспект урока....

"Дефис между частями слова в наречиях"

Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так ...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"

Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....