Правила на каждый день.
презентация к уроку по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
езударные гласные 1. Если в гласной есть сомненье, Измени ты слово так: Ставь её под ударенье И не попадёшь впросак . 2. Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты немедленно её Ставь под ударение. (дела - д е ло).
епроизносимые согласные 1.Влас тн ый , ярос тн ый и праз дн ый… Здесь, мой друг, барьер опа сн ый: Ну, невыносимая – непроизносимая! Надо слово изменить, И она – как зазвенит: Праздный – празден, властный – власть, Наработался я всласть ! 2. Не чуде сн о, не прекра сн о, А ужа сн о и опа сн о Букву Т писать напра сн о. Всем извес тн о, Как прелес тн о Букву Т писать умес тн о.
лухие и звонкие согласные Лу г , бу к , пу д , ду б – Поломаешь точно зу б . Тоже слово измени И согласный проясни: Зуб – зубы, луг – луга, Кажется, растут рога!
очетания согласных ЧК, ЧН, ЧШ, НЧ, ЩН, НЩ, РШ (а) – Все эти сочетания Учу я не спеша. Мой ум одним загружен: Здесь мягкий знак не нужен! (но чк а, коне чн о).
в глаголах повелительного наклонения Подвин ь , намаж ь , Постав ь , отреж ь , Возьми, поджар ь И быстро съеш ь ! Понаблюдай, дружище: Здесь Ь мы пишем!
ложные предлоги По-над, по-за, Из-под, из-за – Гляжу на них я – чудеса! И не запомню что-то. Придётся всё ж запоминать: Их надо с чёрточкой писать!
равописание –НН- в прилагательных Стекля нн ый, оловя нн ый, деревя нн ый – Три слова выстроились в длинный ряд: С удвоенным согласным их пишут, говорят? Пишите без сомнения , Ведь это – исключения !
оединительные гласные О и Е – соединительные гласные, В сложных словах они на всё согласные. Соединяй любые корни. Их только две, мой друг, запомни!
ередование в корнях слов Е-И , А-О Страшные страдания от чередования: Е и И иль А и О – Впрямь, в глазах от них темно. Я придумал – очень просто: Коль за корнем суффикс -А- , Букву И пишу я в корне Без сомнения в словах. Буква Е тогда нужна, Коли нет за корнем -А- . Замереть и замир а ть, Запереть и запир а ть, Расстелить и расстил а ть – Я не стану впредь гадать, Потому что умный суффикс Всё мне должен подсказать!
равописание союзов с частицей ЖЕ Союзы ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ С местоимением похожи, Но в них частицы БЫ и ЖЕ Отдельно пишем! Надо же!
равописание Н ев ежда, н ег одуя, Н ел епый сделал вид – Он н ев злюбил ученье, На книжки он сердит. Зачем учить приставки НЕ – Он и без них бы жил вполне… Да только без частицы Во что он превратился? «Вежда» « лепый » сделал вид? – Пусть за книжками сидит!
риставки ПРЕ- и ПРИ- У приставок ПРЕ- и ПРИ- Много хитростей внутри, Чтоб их правильно писать, Нужно нам с тобою знать: ПРЕ - всегда в значении «очень», Иль близка к приставке ПЕРЕ -— (преткновение, прехороший). Только где мне взять терпенья? ПРИ - – в значении приближенья Или присоединенья, Действия неполнота – Эта грамота проста. Я присел, придвинул книжку И увлёкся чтеньем слишком!
риставки на З- и С- Приставки на З - и на С - Питают большой интерес К согласным иль гласным, Стоящим за ней. И ты посмотри на слова поскорей: Пред звонким и гласным – всегда буква З , А С - —пред глухими согласными: Чрезмерно, раздвинуть, расклеить – уже, По-моему, всё теперь ясно.
ичные окончания глаголов -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ, -ЮТ – Они меня, конечно, с толку не собьют: Я помню без большого напряжения – Они в глаголах I спряжения . -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ – К спряжению II относят, говорят.
оюзы Причём, притом, причём, притом – Не оставляй их на «потом», В любом, запомни, месте Всегда пиши их вместе!
ефис в словах Посидел-посидел, посмотрел-посмотрел, Еле-еле, чуть-чуть ободрился. Походил-походил, поскрипел-поскрипел, Сам догадке своей удивился: Если где невзначай повторились слова – Смело чёрточку ставь, ошибёшься едва ль.
равописание предлогов Н ап одобие, н ас чёт, Вм есто, вр оде, вс ледствие… В голове круговорот – Трудных слов нашествие. «Идиоматические это есть предлоги, Пишем только вместе», – я учу в дороге. Не забыть: « вв иду забот» – мы напишем вместе , А «иметь в виду кого-то» – врозь! И всё на месте!
равописание частиц Здесь частицы, не приставки, Ты запомни: -КА и –ТАКИ, -ЛИБО, КОЕ-, -ТО, -НИБУДЬ – Чёрточку к ним не забудь! Где бы ты ни встретил их – Вспомни наш короткий стих!
ласные после Ц ( слова-исключения) Ц ы ган ц ы кнул, встал на ц ы пки, «Ц ы ц!» – ц ы плёнку говорит, – Букву Ы здесь в корне пишем, Так нам правило велит. Ясно, без сомнения, – Это исключения!
и после Сижу с улыбкой на лице: Всегда пишу я после Ц , Под удареньем О в конце, А Е – без ударенья. И в суффиксах, конечно, Другим на удивленье. Казалось бы: какой пустяк – Всего лишь ударенье. Себе кажусь с таким лицом, То м о лодцем, то молодц о м!
аречия на шипящую Не хочешь двойку получить – Спеши скорее заучить: В наречиях на шипящую В конце есть Ь : Наотмаш ь , настеж ь , напроч ь – Не выучу никак! «Уж замуж невтерпёж», – Твердит сестрица, Ей Ь и здесь порою снится, Но в этих трёх словах Не нужен он нисколько, И ни к чему словарь – Запомни, да и только.
азделительный Ъ проснулся рано И кричит ещё с дивана: «До чего влюблённый я В гласные Е, Ё, Ю, Я! Если корень с них начать, Значит, мне пора вставать, Между корнем и приставкой Своё место занимать!» (под ъё мный, раз ъе зд, об ъя влен)
азделительный Волк ужасно раз ъя рён: С ъе сть ежа не может он. Ёж, хотя он и с ъе добен, Для с ъе денья неудобен.
после шипящих в корне слова Ш о рох слышится в трущ о бах, Ш о мпол потерял в чащ о бе, Ш о в порвал на капюш о не, Ч о порно поправил ш о рты, Ш о коладку съел ж о кей, А ш о фёр, свернув с ш о ссе, Как обж о ра съел крыж о вник… Ты не понял ничего? Нужно здесь писать нам О!
астица со сказуемым Если две частицы НЕ Рядом со сказуемым Отрицание вполне Снято – и разумно! Я НЕ мог вам НЕ сказать – Значит, всё сказал И частицу правильно Взял и написал.
СЯ и ЬСЯ в глаголах Чтоб не думать, не гадать, Нужно ль Ь писать. Нужно помнить, что к глаголу Мы должны вопрос задать. Ь в вопросе есть, То хвала ему и честь – Нужен тоже он в глаголе, Так всегда учили в школе!
лова на - ( искл .) Зд есь, зд ание, зд оровье, зг и – Слова эти запомни ты. Здесь нет приставок, только корни, В начале корня З – запомни!
астицы Биш ь , виш ь , лиш ь . Слышь? Что задумался, сидишь? Присмотрись-ка, здесь опять Ь пора писать!
ласные после шипящих Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ Пишем через букву И . Знаем твёрдо: ЧА и ЩА Пишем через букву А . Знаем твёрдо: ЧУ и ЩУ Пишем через букву У . Совсем не к месту будут тут «Ж ю ри», «брош ю ра», «параш ю т».
еделимые сочетания Как бы то ни было, Во что бы то ни стало Таких слов в русском языке Поверь, мой друг, немало. Куда ни кинь, куда ни брось, Пиши слова ты эти врозь!
еждометие Я уже приметил Эти междометия: Ой, ай, ох, ах – Всё не выразить в словах. Чувства выражают, Но не называют.
рилагательное «Прилепилось» к существительному, От него же ждёт вопроса Прилагательное хитрое, Все дела свои забросив. Мяч (какой?), конечно, красный, Всё теперь мне стало ясно: В них же признаки предметов! Как я мог забыть про это?
аречие Важное наречие В нашей русской речи: Как кто ни старается – Никак не изменяется! Чтобы не остаться с носом, Ты задай к нему вопросы. Выстроив вопросы в ряд, Ты определишь разряд: Места, времени, причины – Вовсе здесь не чертовщина!
естоимения Местоимения личные – Все слова отличные, Короткие и ёмкие, Надёжные, негромкие: Я, ты, мы, Мой, свой, наш – На первый взгляд как ералаш, Но вместо имени они, Лишь вовремя их примени!
асти речи Ох уж, эти части речи! Мне час от часу не легче: Где глагол, а где частица? Как же в них не заблудиться? Ты не думай, не гадай: Правильно вопрос задай!
лены предложения Члены предложения. Что это такое? Выучить нам надо правило простое: Все они между собой в предложеньях связаны. Сможешь их определить ты по вопросам разным . Члены есть и главные, и второстепенные. Постарайся ты запомнить все их постепенно.
еепричастные обороты Деепричастный оборот Навек влюбился в запятые, Без них никак не может он – Они ему родные. В каком бы месте он ни оказался, В объятья к запятым опять попался!
апятые при деепричастиях Стоя, сидя, нехотя и молча, И крадучись, и не глядя, и шутя, Лёжа на диване и играючи, Изучает правило дитя: Здесь деепричастия вовсе не простые – При них не будем мы с тобой Ставить запятые!
водные слова Сказать по чести, правду говоря, По совести и не в укор будь сказано… Сижу, учу я вводные слова, Забыв про улицу и о проказах. Решил из них сложить стихи, И вот что получилось: Без запятых не обойтись, Поставь, ну сделай милость!
редлоги Надо знать и твёрдо помнить Назубок, ни как-нибудь: Между словом и предлогом Можно вставить что-нибудь: Иль вопрос, иль просто слово – Это правило не ново!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Релаксация: отдохнете после трудного дня!!!...
Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....
Программа курса по выбору учащихся 8–х классов «Право на каждый день»
Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являютс...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"
Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность ребенка на вс...
Право на каждый день. Детям.
Права детей от 0 до 18 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по обществознанию «Права на каждый день» для 9 класса
программа учебного курса "Права на каждый день"...