урок русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Модель урока русского языка для 5 класса с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.16 КБ |
ne_s_glagolami.pptx | 737.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока
Попова Фирдания Минигалиевна
Место работы: МКОУ лицей пгт Красная Поляна
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и применения знаний.
Цели урока
расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник
Планируемые результаты:
Личностные:
– формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
– развитие способности к самооценке.
метапредметные:
регулятивные: - уметь принимать и сохранять учебную задачу
коммуникативные: умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
познавательные: умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Предметные: воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Ход урока
Организационный момент
Мобилизующий этап.
Учитель: Повернитесь и посмотрите сколько у нас гостей Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Актуализация знаний
Вспомним ранее изученный материал, который нам сегодня пригодится на уроке.
5 человек работают по карточкам
-Какой раздел русского языка мы проходим
-Что изучает раздел морфология
-Какие части речи мы уже изучили
-Какую часть речи начали изучать
-Что вы знаете о глаголе
Назовите ещё раз постоянные морфологические признаки глагола, непостоянные
Формулирование темы (слайд1)
Я прочитаю загадки, а вы запишите отгадки(язык, река, мороз) У кого так?
Какую орфограмму вы заметили в этих загадках
Запишите тему урока Не с глаголами ( слайд 2)
Что вы знаете по этой теме?
Что такое не (отрицательная частица)Вернуться к загадкам. Как напишем слова?
Посмотрите сюда (слайд3)
Что общего у этих слов? Слова какой части речи здесь записаны. Подходит ли это правило к этим словам
Всё ли мы знаем об этой частице. Какие цели мы поставим на урок?(расширить и углубить знания о правописании не с глаголами)
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
Определите лексическое значение этих слов. Где мы можем найти ответ( в словаре)
Запишите в тетрадь слова и их значение. Проверка (слайд)
А сейчас закройте не , есть ли такие глаголы . Попробуйте сформулировать правило, когда не с глаголами пишется слитно.
Откройте учебник , прочитайте орфограмму с. 99.
А знаете ли вы другие глаголы, которые без не не употребляются (слайд) Что значит недомогать
Составление алгоритма рассуждения:
Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).
Проверка:
- Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно
- Распределите все глаголы на 2 группы.(слайд)
Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов? - Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
Раздельно слитно
Проверка по слайду
Правописание этих слов нужно запоминать.
Недомогать-болеть.
Ненавидеть - испытывать ненависть.
Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.
Неистовствовать - безудержно буйствовать.
Закрепление изученного материала.
тест
В какой строчке все слова с не пишутся раздельно(слайд)
Проверка
Где нам могут пригодиться эти знания? Скоро нам предстоит писать ВПР
Одно из заданий списать текст, вставляя буквы и знаки препинания. Поработаем устно
Разбор под цифрой 3
Вторая часть –работа с текстом
Найдите в тексте слова на изученную тему
Итог урока
Над какой темой мы работали
Что вы узнали
Дом. задание (слайд)
Рефлексия
1. На уроке я работал (активно, пассивно, старался быть активным)
2.Урок для меня показался (интересным, скучным, коротким, длинным)
3. Материал урока мне (понятен, непонятен, полезен)
Прочитай внимательно текст
(1)Наступило лето, и клубника в саду начала поспевать. (2)То там, то здесь виднелись на грядах порозовевшие ягоды. (3)Марине не терпелось скорей полакомиться вкусной клубникой. (4)Но, однажды она подошла к грядкам и с удивлением остановилась: зрелые ягоды были кем-то объедены.
(5)Оказалось, что клубнику за ночь объели слизняки. (6)Лето было дождливое, сырое, и слизняков развелось очень много. (7)Пробовали мы их собирать, но они появлялись на грядах ночью, а в темноте их никак не разглядишь. (8)Так бы, наверное, и остались без ягод, если бы не объявился у нас вскоре помощник. (9)А помощником этим оказалась самая обыкновенная серая жаба. (10)Появилась она в саду нежданно-негаданно, возле калитки.
— (11)Фу, какая противная! (12)Не пускай её в сад, бабушка.
— (13)Почему не пускать? — спросила я. — (14)Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная. (15)Пусть заходит, ведь она слизняками питается, вот и будет их собирать.
(16)Жаба словно поняла приглашение. (17)Она не торопясь перелезла через низкий порожек калитки и неуклюже заковыляла в сторону нашего дома. (18)Жаба оказалась отличной помощницей. (19)Она отлично справлялась с нашими садовыми вредителями и охотилась на слизняков так старательно, что уже через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.
Задание 1
В предложениях 1—3 найдите слово со значением «становиться спелым, созревать». Выпишите это слово.
Задание 2
В предложениях 13—15 найдите синоним к слову «невзрачный» и выпишите его.
Задание 3
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 4
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что жаба прекрасно справлялась с садовыми вредителями? Запишите ответ.
Задание 5
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—15 текста. Запишите ответ.
Над какой орфограммой мы работаем на уроке. Найдите глаголы к изученной орфограмме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запиши отгадки 1 . Всегда во рту, а (не )проглотишь. 2.Бежит, бежит, (не) выбежит, Течёт, течёт, (не) вытечет. 3.Чтобы осень (не) промокла, (не) раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады.
1 . Язык 2.Река 3.Мороз
Тема урока Не с глаголами
н едоумевать- н егодовать- н еистовствовать-
Недоумевать - сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело Негодовать - испытывать возмущение, крайнее недовольство. Неистовствовать -проявлять ярость
н едомогать н енавидеть н еволить нездоровится
Запиши слова в 2 столбика ( не)был, (не)сказал, (не) навидел , (не) годует , (не)волнуешь, (не)здоровится, (не)доучил, (не) волит , (не) доумевал ,(не)годится
Проверь себя Раздельно Слитно не был ненавидел не сказал негодует не волнуешь нездоровится не доучил неволит не годится недоумевал
Тест В какой строчке не с глаголами пишется раздельно 1 .(не)вздумается, (не)здоровится, (не)был 2.(не)хотел, (не)стану, (не)проживёшь 3.(не) годуешь , (не) навидеть , (не)берёт
Проверь себя 2.не хотел, не стану, не проживёшь
Мя (г/к/х)ким мхом пор.. сли невысокие коч .. ки . Поч .. ти (не)пробивает.. ся (3) сквозь густую хвою луч.. со.. нца . З.. лотистые зайчики играют на корич .. невой коре. Воздух пахнет душ..стой смолой и з.. млёю . Тихо (в)б.. ру порой (не) услыш ..ш.. ни звука.
Домашнее задание Выучить орфограмму № 21 Написать памятку (на выбор) 1. «Правила поведения на дороге» 2. «Правила поведения в общественном транспорте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"
ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"
В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...