урок русского языка в 5 классе по теме "Не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Модель урока русского языка для 5 класса с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.16 КБ
Файл ne_s_glagolami.pptx737.71 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока

Попова Фирдания Минигалиевна

Место работы: МКОУ лицей пгт Красная Поляна

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и применения знаний.         

 Цели урока

расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

развитие способности к самооценке.

метапредметные:  

регулятивные: - уметь принимать и сохранять учебную задачу

 коммуникативные: умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.

познавательные: умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Предметные: воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.

Ход урока

Организационный момент

Мобилизующий этап.

Учитель: Повернитесь и посмотрите сколько у нас гостей Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Актуализация знаний

Вспомним ранее изученный материал, который нам сегодня пригодится на уроке.

5 человек работают по карточкам

-Какой раздел русского языка мы проходим

-Что изучает раздел морфология

-Какие части речи мы уже изучили

-Какую часть речи начали изучать

-Что вы знаете о глаголе

Назовите ещё раз постоянные морфологические признаки глагола, непостоянные

Формулирование темы (слайд1)

Я прочитаю загадки, а вы запишите отгадки(язык, река, мороз) У кого так?

Какую орфограмму вы заметили в этих загадках

Запишите тему урока Не с глаголами ( слайд 2)

Что вы знаете по этой теме?

Что такое не (отрицательная частица)Вернуться к загадкам. Как напишем слова?

Посмотрите сюда (слайд3)

Что общего у этих слов? Слова какой части речи здесь записаны. Подходит ли это правило к этим словам

Всё ли мы знаем об этой частице. Какие цели мы поставим на урок?(расширить и углубить знания о правописании не с глаголами)

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

Определите лексическое значение  этих слов. Где мы можем найти ответ( в словаре)

Запишите в тетрадь слова и их  значение. Проверка (слайд)

А сейчас закройте не , есть ли такие глаголы . Попробуйте сформулировать правило, когда не с глаголами пишется слитно.

 Откройте учебник , прочитайте орфограмму с. 99.

А знаете ли вы другие глаголы, которые без не не употребляются (слайд) Что значит недомогать

Составление алгоритма рассуждения:

Задание: составьте алгоритм рассуждений при написании не с глаголами (работа в парах).

Проверка:

- Обобщим наши рассуждения и сформулируем правило о правописании НЕ с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке без НЕ? - Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно

- Распределите все глаголы на 2 группы.(слайд)

 Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов? - Как надо писать глаголы, которые без НЕ не употребляются? (НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

Раздельно    слитно

Проверка по слайду

Правописание этих слов нужно запоминать.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Закрепление изученного материала.

тест

В какой строчке все слова с не пишутся раздельно(слайд)

Проверка

Где нам могут пригодиться эти знания? Скоро нам предстоит писать ВПР

Одно из заданий списать текст, вставляя буквы и знаки препинания. Поработаем устно

Разбор под цифрой 3

Вторая часть –работа с текстом

Найдите в тексте слова на изученную тему

Итог урока

Над какой темой мы работали

Что вы узнали

Дом. задание (слайд)

Рефлексия

1. На уроке я работал (активно, пассивно, старался быть активным)

2.Урок для меня показался (интересным, скучным, коротким, длинным)

3. Материал урока мне (понятен, непонятен, полезен)

 Прочитай внимательно текст

(1)Наступило лето, и клубника в саду начала поспевать. (2)То там, то здесь виднелись на грядах порозовевшие ягоды. (3)Марине не терпелось скорей полакомиться вкусной клубникой. (4)Но, однажды она подошла к грядкам и с удивлением остановилась: зрелые ягоды были кем-то объедены.

(5)Оказалось, что клубнику за ночь объели слизняки. (6)Лето было дождливое, сырое, и слизняков развелось очень много. (7)Пробовали мы их собирать, но они появлялись на грядах ночью, а в темноте их никак не разглядишь. (8)Так бы, наверное, и остались без ягод, если бы не объявился у нас вскоре помощник. (9)А помощником этим оказалась самая обыкновенная серая жаба. (10)Появилась она в саду нежданно-негаданно, возле калитки.

— (11)Фу, какая противная! (12)Не пускай её в сад, бабушка.

— (13)Почему не пускать? — спросила я. — (14)Жаба не виновата, что с виду такая некрасивая, зато она полезная. (15)Пусть заходит, ведь она слизняками питается, вот и будет их собирать.

(16)Жаба словно поняла приглашение. (17)Она не торопясь перелезла через низкий порожек калитки и неуклюже заковыляла в сторону нашего дома. (18)Жаба оказалась отличной помощницей. (19)Она отлично справлялась с нашими садовыми вредителями и охотилась на слизняков так старательно, что уже через несколько дней Марина начала собирать спелые ягоды.

Задание 1

В предложениях 1—3 найдите слово со значением «становиться спелым, созревать». Выпишите это слово.

Задание 2

В предложениях 13—15 найдите синоним к слову «невзрачный» и выпишите его.

Задание 3

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 4

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что жаба прекрасно справлялась с садовыми вредителями? Запишите ответ.

Задание 5

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—15 текста. Запишите ответ.

Над какой орфограммой мы работаем на уроке. Найдите глаголы к изученной орфограмме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Запиши отгадки 1 . Всегда во рту, а (не )проглотишь. 2.Бежит, бежит, (не) выбежит, Течёт, течёт, (не) вытечет. 3.Чтобы осень (не) промокла, (не) раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады.

Слайд 3

1 . Язык 2.Река 3.Мороз

Слайд 4

Тема урока Не с глаголами

Слайд 5

н едоумевать- н егодовать- н еистовствовать-

Слайд 6

Недоумевать - сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело Негодовать - испытывать возмущение, крайнее недовольство. Неистовствовать -проявлять ярость

Слайд 7

н едомогать н енавидеть н еволить нездоровится

Слайд 8

Запиши слова в 2 столбика ( не)был, (не)сказал, (не) навидел , (не) годует , (не)волнуешь, (не)здоровится, (не)доучил, (не) волит , (не) доумевал ,(не)годится

Слайд 9

Проверь себя Раздельно Слитно не был ненавидел не сказал негодует не волнуешь нездоровится не доучил неволит не годится недоумевал

Слайд 10

Тест В какой строчке не с глаголами пишется раздельно 1 .(не)вздумается, (не)здоровится, (не)был 2.(не)хотел, (не)стану, (не)проживёшь 3.(не) годуешь , (не) навидеть , (не)берёт

Слайд 11

Проверь себя 2.не хотел, не стану, не проживёшь

Слайд 12

Мя (г/к/х)ким мхом пор.. сли невысокие коч .. ки . Поч .. ти (не)пробивает.. ся (3) сквозь густую хвою луч.. со.. нца . З.. лотистые зайчики играют на корич .. невой коре. Воздух пахнет душ..стой смолой и з.. млёю . Тихо (в)б.. ру порой (не) услыш ..ш.. ни звука.

Слайд 13

Домашнее задание Выучить орфограмму № 21 Написать памятку (на выбор) 1. «Правила поведения на дороге» 2. «Правила поведения в общественном транспорте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...