Буквы З и С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект метапредметного учебного занятия
Урок русского языка по теме «Буквы З и С на конце приставок»
Учитель русского языка: Абдукеримова Зилфира Келбялиевна.
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема | Буквы З и С на конце приставок |
Базовый учебник | Русский язык: 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.– М.: Просвещение, 2012. – 192 с. |
Тема урока: Буквы З и С на конце приставок | |
Место урока в теме: раздел «Морфемика. Орфография»( Всего 22ч., 11-й урок в разделе) | |
Тип урока: урок закрепления изученного | |
Дата урока: 03.03.2016 | |
Образовательные ресурсы: учебник, рабочие тетради, тетради на печатной основе. | |
Цель урока :обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на З и С», овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям. | |
Планируемые результаты: Предметные: знать правило написания букв З-С на конце приставок; знать о единообразном написании приставки С; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; обозначать условия выбора правильных написаний; совершенствовать орфографические умения по теме «Буквы З-С на конце приставок». Личностные: сформировать потребность к ценностному отношению к слову. Метапредметные: 1.14. Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности на уровне понимания. 2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности на уровне узнавания. |
План урока
I. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.
II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
III. Этап усвоения новых знаний и умений.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Метапредметная карта урока
Этапы урока | Осваиваемые УУД с указанием уровня | ООД (ориентировочная основа действия) освоения УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
III. Этап усвоения новых знаний и умений | 1.14. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности на уровне понимания | Цель – это предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат. | Дети определяют тему и цели по наводящему вопросу, формулируют цель урока. | Учитель предлагает сформулировать и обсудить тему урока, задачи, задаёт наводящие вопросы и напоминает определение понятий цели и задачи. |
2.2.16. Взаимодействовать в различных организационных формах на уровне узнавания | Правила работы в паре: 1. Мы говорим спокойно и ясно; 2. Мы говорим только по делу; 3. Мы внимательно слушаем партнёра; 4. Мы не смеёмся над ошибками товарища; 5. Мы вместе проверяем и обсуждаем сделанное. | Выполнить работу в соответствии с правилами | При необходимости помощь учителя по организации продуктивной работы в паре. |
Ход урока
I.Организационный этап, мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
Главное сказать себе: «Я внимателен, я сосредоточен, сообразителен, уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке».
- Что было задано на дом?
- Есть вопросы по домашнему заданию?
- Возникли ли у кого-либо трудности?
В рабочих тетрадях записываем дату.
II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
1.Разминка.
- Над каким разделом языкознания мы работаем?
- Что изучает морфемика?
- Какие морфемы вам известны?
- Что такое корень?
- Назовите морфему, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов?
2.Повторение. Правописание согласных в приставках. Запишите под диктовку слова, выделите в них приставки.
Обход, представить, подшутить, надпилить, отбросить, спеть, сбить.
- Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?
- В каких словах на конце приставки происходит оглушение?
- Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?
- В каких словах на конце приставки происходит озвончение?
III. Этап усвоения новых знаний и умений.
1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе:
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знали и даже писали правила
Для жителей государства.
2.Беседа с обучающимися.
- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( Правила написания З-С на конце приставок).
- Исходя из темы, определите цели и задачи урока. Для этого хочу напомнить вам, что цель – это предполагаемый результат, который можно достичь к определённому моменту времени, а задачи- это последовательность действий, позволяющая достигнуть этот результат.
(Изучить правило написания З-С на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило).
3.Работа с теоретическим материалом ( Стр. 30, часть 2 учебника; РТ стр.55)
4.Выполнение упр. 438 ( стр.30). РТ зад. 106, стр.55
5.Работа в парах. Ребята, давайте вспомним, какие правила работы в паре вам известны?
(Помогать друг другу; один говорит – другой слушает; тактично исправить ошибку; не спорить, а доказывать;)
Задание на карточке. Выписать слова с приставками. (1в. - с приставками на З, 2в – на С)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
( После выполнения этого задания эвристическая беседа, составление алгоритма).
5. Физминутка.
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в приставке нужно писать букву з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с - приседают.
Бесшумный
Вздохнуть
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Безвкусный
Изгонять
Расчертить
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
- Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?
( Нет, не подчиняется, так как нет приставки з. А в словах здание, здесь, здоровье нет приставки, в этих словах з входит в корень)
IV. Закрепление изученного материала.
1.Работа по образцу. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Задание:
От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …
2. Беседа с обучающимися
-Ребята, достигли ли вы поставленных перед собой целей?
- Что вам в этом помогло?
- Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обученности.
3.Тест по теме «Правописание приставок».
1) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;
в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
V.Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Параг. 83. Упр. 443.
Дополнительное задание ( по желанию):
1)Упр.445;
2)Составить орфографическую диктовку на изученную тему.
(В конспекте урока использован материал ресурса:
https://infourok.ru/russkiy-yazik-klass-bukvi-zs-na-konce-pristavok-461097.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Представлен конспект урока . Цель урока:обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предп...
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Буквы з и с на конце приставок
Цели: Познакомить учащихся с особенностями правописания приставок , оканчивающихся на з-с; совершенствование умений, связанных с анализом текста; повышение уровня лингвистической компетенции; продолжи...
Урок в 5 классе по теме "Буквы З и С на конце приставок"
Технологическая карта урока...