Доклад на тему "Работа над ошибками"
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему Работа над ошибками
Рассматривая ошибки в письменной речи школьников, следует заметить ,что орфографические ошибки учащихся русских и национальных школ отличаются не только количество , но и качество .
Среди орфографических ошибок учащихся нерусских, особенно сельских , школ наиболее часто встречаются ошибки, которые обусловливаются особенностями звукового строя, орфоэпии,орфаграфии и графики русского и родного языков.
В методике орфографии эти нарушения норм правописания называются ошибками фонетического характера или происхождения. Между тем сами эти ошибки не однородны ,хотя обусловливаются особенностями произношения и правописания . одни из них, такие как «Свобода» , « Светы» (свобода , цветы) ,вызываются ошибочными , а другие ,например ,нормативными произношением: скаска-сказка . на этом основании в методической науке стали выделять среди ошибок фонетического характера ошибки специфически и ошибки общие.
Специфическими называются такие , которые обусловливаются ошибочными произношением звуков, пол ударением, шумных согласных перед гласными и сонорными , парных по твердости и мягкости согласных перед гласными , т.е. в положениях, когда звуки четко противопоставляются друг другу и ясно различаются между собой. С точки зрения теория правописания специфические ошибки не что иное, как отступления от опорных написаний, неумение использовать букву в ее основном значении . сюда относятся ошибки типа « тоска», «тучка».
К числу специфических ошибок относятся следующие типы нарушений орфографии:
А) смещение и взаимная замена букв и-е , а-о, о-у, ё-ю, я-и, или О обозначающих ударные звуки ,написание которых диктуется литературным произношением: «близкий», «укунь», «незко».
Б) смещение согласных, находящихся по звонкости и глухости в сильном положении. Среди них наиболее устойчивы ошибки, обусловленные смещением шипящих и неразличением б-в, ц-с «светок» (цветок)
В) неразличение твердых и мягких согласных, выступающих также в ясном положении. Это выражается в пропуске или линей вставке буквы ь ,а также в нарушении требований слового принципа русской графике : «осен»(осень), «тюфли» (туфли).
Д) В употреблении ш,щ,ж,ц,
Е) В написании слов ,в которых буквы е ,ё ,ю, я обозначают два звука
Между тем следует иметь в виду, что влияние родного языка носит устойчивый характер и преодолевается не всеми учащимся одновременно. По этой причине ученики, в работах которых часто встречаются специфические ошибки, требуют к себе особого внимания и индивидуальной работы с ними .
Принцип русского письма предусматривает единообразие буквенное обозначение морфем одного значения: пишутся те буквы ,которые передают ударные позиции гласных и положение согласных перед гласными независимо от того , как звучит слово в реальной речи. Поэтому ошибочные написания типа « вадо», « здал», «друп»( вместо принятых написаний вода, сдал, дуб)встречаются там , где написание буквы , проявляющей свое второстепенное значение , не диктуются литературным произведением , а наоборот, ошибка даже провоцируется им: написание « лотка» ( вместо лодка) совпадает с нормативным произношением этого слова. Ошибки такого типа составляет суть так называемых общих ошибок. Такое нарушение обусловливается расхождением между орфоэпией и орфографией русского языка , и в работах учащихся, как русских , так и нерусских школ встречаются ошибки , вызываемые одной и той же общей причиной.
Классификация ошибки учащихся , необходимо иметь в виду и то , что в написании некоторых слов они допускают, как специфические , так и общие ошибки, например написание « балной»(бальной).
Таким образом ,анализируя и группируя ошибки , нужно учитывать как положение звука в слове и наличие звуковые значение букв , а также соотношение произношения и правописания в сочитаниях типа жи, ши, ци ,- тся, - ться стечения согласных .
Итак, классифизируя ошибки , можно выделять следующие : специфические,общие, морфологические , синтаксические и пунктуационные.
Специфические и общие ошибки ,допущенные в словах минимума , которые изучались на уроках русского языка или литературного чтения , следует считать грубыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"
Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....
Доклад "Ошибки в воспитании. Чем они чреваты"
Доклад для обсуждения на родительском собрании для родителей учеников среднего звена...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...
Доклад "Ошибки классного руководителя"
Данный материал включает в себя текст доклада и презентацию....
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки».
Доклад-выступление классного руководителя на родительском общешкольном собрании «В чём наши ошибки». Данное выступление раскрывает проблемы семейного воспитания....
Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...
Доклад на районном семинаре учителей иностранных языков на тему «Типичные ошибки при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку»
Типичные ошибка при выполнении заданий С3 и С4 ЕГЭ по английскому языку и меры, приминяемые на уроках английского языка для их предотвращения....