Методы и формы организации учащихся
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
В работе отражены методы, элементы технологий формы организации учащихся на уроках русского языка и литературы, применяемые учителем. Интересен материал описанием форм проведения занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_deyatelnosti.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации учащихся, средства.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность, элементы технологии критического мышления, и традиционные формы и методы обучения. Формы организации деятельности: урок в традиционном понимании, лабораторная работа, урок-практикум, урок-путешествие и др.
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.
Исследовательская деятельность – это самостоятельная деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, со сбором материала и его анализом. Деятельность развивает абстрактное мышление, способность формировать свое мнение и умение его отстаивать, чувство ответственности, уверенности в себе, самостоятельности.
Исследовательская работа развивает множество необходимых сегодня умений: работа с литературой, обобщение выводов, сравнение различных точек зрения, выступление перед аудиторией, организация дискуссии, краткое описание результатов.
Проектная деятельность основывается на сотрудничестве, взаимодействии учителя и учеников. Педагог выступает в качестве организатора, партнера и консультанта. Использование учебных проектов развивает творческую, познавательную активность, умение самостоятельно искать информацию и представлять результаты.
Исследовательская деятельность обязательно предполагает наличие основных этапов, так как любое исследование имеет одинаковую структуру. Прежде всего важно правильно сформулировать тему работы. Значит, в теме обязательно должен быть сформулирован вопрос, на который необходимо искать ответы. Тема не должна быть обширной и должна иметь материал для исследования.
Так, мы выбираем для исследования тему «Роль просторечных слов в сказе Лескова «Левша», затем сформулируем проблему: «Зачем Н.С.Лесков использует в сказе просторечные слова» и определяем цель работы (познакомиться с видами просторечных слов и их ролью в сказе), конкретизируем задачи (рассказать о роли просторечных слов в речи и художественной литературе, найти примеры таких слов в произведении и сделать выводы о их роли). На первом этапе важно определить объект и предмет исследования. Так, в нашей теме объектом станет текст сказа, а предметом – использованные в тексте просторечные слова. Кроме того, уже на первом этапе выдвигаем рабочую гипотезу – предполагаемый ответ на вопрос (просторечные слова в произведении помогают нам представить особенности образа жизни туляков, а в речи героев они подчеркивают их индивидуальность и самобытность).
На 2 этапе необходимо выбрать методики исследования и обосновать их выбор. Если говорить об исследовательских работах по словесности, то это прежде всего работа с текстом, отбор материала по теме, анализ художественного текста. Дальше начинается работапо сбору практического материала, его обработка и оформление результатов. На этом этапе важно умение отбирать материал, правильно оформлять его.
В конце работы делаем выводы. Обобщения должны быть краткими, четкими, грамотно сформулированными. Можно снова вернуться к целям и задачам работы и по каждому пункту сделать выводы. Тогда работа будет отличаться логичностью и завершенностью. В заключении раскрываются теоретическая значимость полученных результатов, указываются направления дальнейшего исследования.
Такая работа проводится в ходе изучения произведений на уроках. Продолжением такой исследовательской деятельности является выступления учащихся на научно-практических конференциях в районе.
Таким образом, исследовательская деятельность играет особую роль, воспитывая в учащихся самостоятельность, ответственность, умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике, помогает формировать интерес к предмету.
Проектная деятельность основывается на сотрудничестве, взаимодействии учителя и учеников. Педагог выступает в качестве организатора, партнера и консультанта. Результат работы зависит от умения ставить цели и задачи, выделять главное и второстепенное, планировать свою деятельность, оценивать ее. Использование учебных проектов развивает творческую, познавательную активность, умение самостоятельно искать информацию и представлять результаты.
В основе любого проекта лежит проблема, которую необходимо решить в ходе работы и представить в виде конечного результата. Цель должна быть достижимой, ясной, а для ее осуществления необходимо четкое планирование работы, продумывание каждого этапа. Обязательным условием является и представление результатов проекта, отчет о работе, выводы.
Остановлюсь на организации учебных проектов на уроках литературы в 5 классе. После изучения темы «Русские народные сказки» реализуется творческий проект «Мы рисуем сказки», который не только расширяет представление учащихся о жанре, знакомит с иллюстрациями народных сказок, но и дает возможность самим создать словесно-образные картины. Результат проекта – выставка рисунков «Мы рисуем сказку».
Учебный проект «Сравнение произведений «Спящая царевна В.А.Жуковского и «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкина», рассчитанный на один урок, позволяет развить аналитические навыки. Продукт проекта – заполнение таблицы «Сравнительный анализ сказок» по определенным разделам, выявление общего и различного.
Таким образом, использование проектной деятельность позволяет учащимся проявить свои творческие способности, самостоятельность в решении проблемы, получить личный опыт для формирования компетенций, необходимых школьникам в будущем.
Элементы технологии критического мышления не представляют новизны для учителя со стажем. Они всегда присутствуют в структуре урока, только называют их иначе. Вызов – введение в проблему или актуализация знаний учащихся. Осмысление – часть урока, посвященная изучению нового материала. Рефлексия – закрепление материала, проверка его усвоения. Новизна в том, что создаются условия для свободного развития каждой личности. Новизна в методических приемах, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности; на каждой стадии учитель использует свои методические приемы.
Первая стадия – вызов.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать обучающихся. Для этого целесообразно использовать прием «Истинно, ложно» (см. конспект открытого урока)
Примеры заданий на стадии вызова на уроке по изучению любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
Нет ни одного поэта, который не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Одна из главных тайн лирики Лермонтова в том, что интерес к его поэзии возрастает. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина, тема любви зазвучала у него совсем по-иному.
Мозговой штурм.
- По вашему мнению, как же иначе зазвучала любовная лирика?
Корзина идей.
- Какие ассоциации вызывает слово любовь? Запишите цепочку слов, словосочетаний.
- Прочитайте вслух.
- Лексическая работа. По словарю Ожегова выясните значение слова любовь.
Кластер.
Пробуждению интереса к новой полученной информации способствует составление кластера.
В центре написано слово любовь. Вокруг этого слова дети записывают названия стихов или цитаты, которые приходят на ум или которые нашли в сборнике стихов. Работа проводится в парах.
Ученики делают вывод, что любовная лирика поэта позволяет говорить о чувстве, которое испытывал он, и безмерном одиночестве.
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части урока;
- осмыслить материал во время работы над ним.
На данном этапе каждый ученик определил для себя цели ознакомления с новой информацией, поэтому учитель на этапе восприятия может устраниться. Задача – организовать процесс, а это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовывать стадию вызова с информацией, полученной учениками, то есть учитель, планируя урок, должен помнить, что на первой стадии мы делаем не вызов вообще, а вызов именно информации, заключенной в тексте.
Один из приемов, которым я пользуюсь, чтение с остановками, составление таблиц.
Третья стадия – рефлексия.
На этой стадии основными являются:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации;
- формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому предмету.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Использование как традиционных способов и приемов, так и современных, позволяет активизировать познавательную деятельность учеников.
Прием «корзина идей» позволяет выяснить все, что знает или думает ученик по этой теме. На доске нарисована корзина, в которую условно будет собрано все, что ученики вместе знают по теме урока.
Один из любимых приемов рефлексии – создание рисунков на основе личного восприятия текста.
Интересным приемом является также создание синквейна. Данный прием немаловажен для развития творческого воображения, мышления и логики.
Использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс обучающихся, а самое главное – учит их самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....
Методы и формы организации деятельности учащихся
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13391020","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"t...
Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики 2021г
Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики...
Методы и формы организации работы учащихся на уроке
Статья, опубликованная в региональном сборнике памяти филолога Н.М.Лебедева в 2017 г рассматривает важные формы, методы, приемы работы на уроках словесности, которые активизируют мыслительную деятельн...
Методы и формы организации деятельности учащихся
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства....
Методы и формы организации деятельности учащихся
В статье дана классификация методов, фориы и средства организации деятельности учащихся:- метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;- метод стимулирования и мотивации учебно...