Методы и формы организации деятельности учащихся
материал по теме

Сыренова Соелма Валерьевна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

                                                                                                                                                                            

К.Д. Ушинский

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. Время требует от современного человека развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

     Вызвать интерес у школьников к урокам, бурятского языка – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Другое направление деятельности учителя  бурятского языка в школе – доказать детям, что бурятский язык изучать необходимо потому, что бурятский язык – это часть культуры бурятского народа, нашей родины Бурятии.

Бурятский язык является одним из  главных элементов культуры бурятского народа - носителя данного языка. Он открывает непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень их общего гуманитарного образования, поэтому ему отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед школой для формирования толерантной личности, развития ее национального самосознания. В этом плане работа учителя бурятского языка и литературы сегодня многоаспектна.  

Целью моей работы является формирование языковой культуры личности, воспитание чувств национального достоинства, патриотизма, стремления к совершенствованию и самореализации учащихся в современных условиях через знакомство с обычаями, традициями бурятского народа. Моя цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учёбе, стремится создавать оптимальные условия для развития и реализации своих способностей, развития интеллектуальных, физических, психологических возможностей.

Как учитель-филолог, бурятовед, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства бурятской речи, представить своим ученикам бурятскую литературу), но и, что не менее важно и ценно, показать их

практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить и общаться на бурятском языке, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 

Для решения поставленных задач в нашей школе есть необходимая материально-техническая база. Имеется  кабинет бурятского языка. Созданы видео и медиатеки. Имеется наглядный материал, дополнительная литература. Созданы презентации к урокам и разнообразный необходимый раздаточный и дидактический материал. По каждому классу я подготовила разноуровневые задания по всем темам, которые хранятся в отдельных папках по классам. Наработанный материал помогает мне в работе, так как к уроку я всегда имею необходимое количество разно уровневых заданий, позволяющих мне обеспечивать на уроке выполнение учащимися разнообразных видов деятельности. Дома есть  персональный компьютер, подключенный к сети интернет, который использую для подготовки к урокам. В школе есть библиотека, где учащиеся могут найти необходимую дополнительную литературу.

Для реализации своих целей и задач очень важно подобрать учебники, которые будут восприняты учащимися как эффективные средства самостоятельного получения навыков и умений, где учащиеся могли бы найти творческие задания, помогли бы подготовиться к олимпиадам, экзаменам. На начальном этапе обучения, я использую в работе УМК «Амар мэндэ-э!» Г-Х.Ц. Гунжитовой (первого, второго, третьего  года  обучения  для  2-4  кл.), на ступени основного общего образования использую УМК «Алтаргана» 5-8 кл., УМК «Бурятский  язык. Интенсивный курс по  развитию  навыков  устной  речи» О.Г. Макаровой для 9 кл.; УМК «Амар мэндэ-э!» позволяет  развить  коммуникативную  компетенцию, включающую   речевые умения, а именно: говорить, читать и понимать, аудировать, писать.

Выбор УМК «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи» О.Г. Макаровой  обусловлен  следующими причинами:

а) уроки имеют гибкое блочное построение;

б) задания и их вариативные формулировки позволяют учитывать все необходимые параметры: уровень языковой компетенции обучающихся, сроки, цели и задачи обучения.

в) имеется справочный материал, то есть грамматическая тема, представленная в доступной форме, также включены тематически подобранные аутентичные и учебные тексты, диалоги.

Я работаю над проблемой  «Совершенствование речевых навыков в процессе усвоения речевого материала». Здесь работа идёт в одинаковой мере и над формированием, и над совершенствованием, и над развитием умений процесса усвоения речевого материала. Чтобы совершенствовать речевые навыки, я работаю над развитием диалогической и монологической речи.

Опыт моей педагогической деятельности охватывает в основном учащихся начальных  и средних классов, когда происходит формирование  абстрактного мышления, навыков говорения. Обучение бурятскому языку на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Сотниковская СОШ»

Конспект открытого урока по бурятскому языку в 4 классе

по теме «Нэгэдэхи hуури эзэлээбди»

2016 год

  1.          Сайн байна, ухибууд, хундэтэ манай айлшад, эгээ туруун танилсая. Би хадаа Сотниковой дунда hургуулиин буряад хэлэнэй багша Жаргал Самбуевич гээшэб. Таа бугэдэноо Буряад хэлэнэй hайндэроор амаршалнаб, муноодэр хэшээлдээ булта эдэбхитээгээр ажаллая.

- Муноодэр хэшээлэй иимэ оньhон угоор эхилхэ hанаатайб :

«Ажал хэжэ хун болодог,

Арые дабажа хулэг болодог.» (слайд 1)

- Ухибууд, танай таниха угэнууд байна гу? Зай бэрхэнууд. .Оршуулжа узэе.

2.  Энэ хэшээлдээ угэнуудые зубоор угуулхын тулоо фонетическэ hорилго хэебди.

                        Ай, эй, ээ, уу (Повторить хором!) (слайд 2)

Минии хойноhоо дабтагты.

Ай =- жаргалтай - счастливый

Эй – эбтэй - дружно

Ээ – эзэлээ - занял

Уу – hуури- место

3.          Зай, ГЭРЭЙНГЭЭ ДААБАРИ шалгае. Унгэрhэн хэшээлдээ гараhан угэнуудэй дабтаябди.

 II этап –основной этап: слайд 3: Энэ слайд дээрэ юу харанабта? Энэ глобус дээрэ Рио де Жанейро гэжэ хото ологты! Тиигээд, дэлхэй дээрээ эгээ гунзэгы далай ямар бэ? Байгал далаймнай хаана байдаг бэ? Глобус дээрээ ологты! Манай Байгал далайhаа Рио де жанейро холо байна гу , али ойро гу?

СЛАЙД 4- ИННЫ СТЕПАНОВОЙ

Энэ хэн бэ  танина гут?         

-Серебрянный призер гэхэдээ хэдыдэхи hуури эзэлнэб?

- Байгал далайн эрьеhээ буряад басаган Инна Степанова аяар холо Рио де Жанейро ошожо, олимпиин медальда хуртэбэ.

- Энэ слайдуудые хараад (слайд 5), хэшээлдээ юун тухай хоорэлдэхэбибди гэжэ hананабта?

Зай, бэрхэнуудтаа  муноодэртоо бидэ баhаа хэшээл-мурысоон унгэргэхэбди. Энэ хэшээлдээ нэгэдэхи hуури эзэлхэеэ оролдохобди! Энэ мурысоондэмнэй баhаа олимпиин медальнууд байха, эгээ hайн ажаллаhан булэг алтан медальда хуртэхэ, энэ медальда хуртэхын тулоо ухибууд, ямараар ажаллаха хэрэгтэйб? Зуб харюусаhан булэгтэ –иимэ жетонууд угтэхэ, hуулдэнь тоолохобди хэн эгээ олон жетон суглуулааб!

-Как вы скажете «Первая, вторая, третья команда» на бурятском языке.

-Муноодэр хэшээлдээ булэг булэгоор мурысэхэбди. Выбрать названия команд! ИВОЛГА, РОССИ, БУРЯАД ОРОН.

-Покажите на карточке какие суффиксы вы добавите в словах «нэгэдэхи», хоердохи, гурбадахи ит.д (слайд 6)

Первый – нэгэдэхи

Второй  - Хоердохи

Третий- гурбадахи

Четвертый – дурбэдэхи и т.д.

-Зай, ухибууд олимпиадада мунгэн медаль угэдэг! Ушоо ямар медаль угэдэг бэ?

Зай, 1-дэхи шата эхилэе! Номоо 30 нюурта нээгээд , 6 упражнени харая! ПРОЧИТАТЬ ЗАДАНИЕ!

ОБРАЗЕЦ уншаха!

СПАРТАК, ЦСКА, ДИНАМО –команда ИВОЛГА

АНЖИ, РУБИН, ЛОКОМОТИВ – команда БУРЯАД ОРОН

КУБАНЬ, КРАСНОДАР, АМКАР – команда РОССИ (ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ –ЖЕТОН).

2-ШАТА: Ажалай дэбтэрээ нээгээд, нюур 13,  1 упражнение –команда ИВОЛГА (ТРИ ЗАДАНИЯ -3,7,8). ВЗАИМООЦЕНКА КОМАНД – ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ 7

2упражнение – команда БУРЯАД ОРОН –(ЗАДАНИЕ 2, 3, 4)

3 упражнение – команда РОССИ (задание 1, 2, 3)

СЛАЙД 8- АМАРАЯ! (Показать 2 РАЗА)

-Мурысоон саашаа ургэлжэлhоор!

СЛАЙД 9- МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ

Энэ таблица хараад 2016 ондо болоhон олимпиадада ямар гурэн хэдыдэхи hуури эзэлээб гэжэ хэлэжэ угэгты!!! hайнаар hанажа абагты, hуулээрнь даабари дуургэхэт!! За каждый ответ ЖЕТОН!

СЛАЙД 10 –ТЕКСТ

За правильный ответ –ЖЕТОН!

- Иигээд лэ манай шатанууд дуурэбэ, хэшээл – мурысоон танда hонирхолтой байгаа гу?  юу мэдэжэ абаабибди? Ямар суффикснуудые дабтаабибди?

Зай, бэрхэнуудтаа, олон юумэ мэдэжэ абаабди!!

-Иигээд муноо хэшээлэй дун гаргая! Булэг бухэн жетонуудаа тоологты!

БУРЯАД ОРОН -?                         РОССИ -?                      ИВОЛГА?

Эгээ олон жетон абаhан булэг алтан медальда хуртэнэ – «5» абана (МЕДАЛЬ ЗУУЛГЭХЭ).

Хоердохи hуури – мунгэн медальда хуртэнэ баhаал hайнаар ажалллаhан байна «5» абана (МЕДАЛЬ ЗУУЛГЭХЭ)

Гурбадахи hуури абаhан булэг – хурэл медаль хуртэнэ – «4» абана. (МЕДАЛЬ ЗУУЛГЭХЭ)

ВКЛЮЧАЕМ ГИМН! (слайд 11)

На пьедестал выходят третье место  под гимн!

Второе 2 место под гимн!

И выходят первое место под гимн!!

-Ухибууд! Юундэ (назание команды) нэгэдэхи hуури эзэлээ гэжэ hананабта?

Эпиграф урока:

«Ажал хэжэ хун болодог,

Арые дабажа хулэг болодог.»

Энэ булэгнэй эбтээгээр, оролдостойгоор, бэрхээр даабаринуудые дуургэжэ hайнаар ажаллаhандаа нэгэдэхи hуури эзэлээ. Би тандаа ехэ баярые хургэнэб, hайнаар хэшээлдэээ ажаллаhандатнай баяртай байнаб, hайнтадаа, БАЯРТАЙ!!!!!!

Самоанализ урока бурятского языка в 4 классе

Тема урока: «Нэгэдэхи hуури эзэлээбди»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепление и актуализация лексики, грамматики по теме: «Нэгэдэхи hуури эзэлээбди», совершенствование умений и навыков устной речи. Обобщить знание учащихся по пройденной теме.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительную деятельность учащихся, память, творческую мысль;

Воспитательные:

  1. Развитие и поддержание интереса к изучению бурятского языка.

Тип урока: Урок повторения и обобщения пройденного материала.

Вид урока: Урок совершенствования лексических и грамматических навыков.

Форма урока: Урок соревнование.

Структура урока: Урок состоит из трех этапов:

1 этап: орг. Момент. Создать эмоциональный настрой. Орг. Момент состоит из фонетической зарядки и речевой зарядки.

Цель фон. зарядки: совершенствование произносительных навыков.

Цель речевой зарядки: Создание атмосферы для иноязычного общения.

2 этап: Основной этап:

Цель: совершенствование знаний учащихся по теме: «Нэгэдэхи hуури эзэлээбди».

Даны были грамматические и лексические задания.

Цель: расширить словарный запас, умения высказывать, развивать устную речь.

3 этап: Итог урока. Домашннее задание.

Средства обучения: доска, мультимедия, рабочая тетрадь, книга и т.д.

Метод обучения: словесный.

Формы обучения: Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Принцип обучения: наглядности, доступности, сознательности, активности.

Урок цели достиг.

 Межпредметные связи – физкультура, русский язык.

Универсально учебные действия:

  1. Личностные УУД – личностное качество необходимо чтобы работали в коллективе взаимодействие с одноклассниками ( работа в команде).
  2. Коммуникативные УУД – умение слушать, вступить в диалог (на протяжение урока).
  3. Познавательное УУД – умение осознавать речевые высказывания по образцу и без него, ответы на вопросы друг другу.
  4. Регулятивные УУД – тема урока, текст, использование речи своего действия.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

2 класс

  1. Сколько букв в бурятском алфавите?

а) 33                                        б) 34                                в) 36

  1. Напиши пропущенные буквы ү и у в словах:

.ла,     х.н,   .хэр,   н.хэр,   б.лэ,   з.раха,   ш.рэ.

  1. Подставь в словах долгие гласные аа, оо, уу, ээ, ии, ɵɵ в словах:

Шамд..,   ол..,  ..ла,   з..лэн,    шин..,     б..лэй.

  1. Допиши стишок:

Наран наран – наашаа,

___________________.

  1. Напиши правильный дифтонг ай, ой, уй, үй, эй в словах:

Нох..,    М..дар,     ..лаха,    бээл..,     х..тэн.    

  1. Какие гласные входят в группу:

ЭРЭ аялганууд                               ЭМЭ аялганууд

_____________                              

_____________

_____________

Контрольная работа

7 класс.

  1. На какой вопрос отвечает Дательно- местный падеж?

А) хэн? юун?                                        В) хэндэ? юундэ?

Б) хэнэй? юунэй?                                 Г) хэзээ? хаана?

2.   Поставьте слова в дательно – местном  падеже:

Зон.., жэл.., ном.., hайндэр.., театр..., гэр.., улан-баатар…

  1. В каком году родился Жан Александрович Зимин?

А)  1930;                                         В) 1924;

Б) 1920;                                           Г) 1922;

  1. Переведите слова:

Гар утаhан, сонин, сэнхир экран, зайн гал, сэтгүүл, хɵɵрэлдɵɵн, гэр утаhан.

  1. Соотнесите фразы:
  1. табан хушуу мал                                        а) народные песни
  2. hэеы гэр                                                       б) благопожелания
  3. мяхан эдеэн                                                 в) монгольский календарь
  4. буряад хубсаhан                                         г) пять священных животных
  5. монгол литэ                                                д) юрта
  6. арадай дуунууд                                          е) мясное блюдо
  7. үреэлнүүд                                                  ж) национальная одежда
  1. В каком районе родился Бадма –Базар  Намсараевич Намсараев?

А)  Түнхэн аймагта                                             В) Агын аймагта

Б)  Ахын аймагта                                                Г) Загарайн амагта

     7.   Напишите слова в орудном падеже:

             Багша…,  саарh.., ном…, сан.., морин.., шулууг.., гар.., автомобил..,бээлэй…

  1. Переведите фразы:

Вы врач?   Вы работаете учителем?  Нет, я продавец. Вы певец?  Кем вы равботаете? Он строитель, они продавцы, он ученый.

  1. Соотнеси по смыслу:

1. Жолоошон                                         а) эдеэн, шанаха, тогоон

  1. Наймаашан                                        б) эсхэхэ, бүд, зүү
  2. Эмшэн                                                в) харгы, ябуулха
  3. Багша                                                  г) худалдаха,  сэн
  4. Барилгашан                                        д) аргалха, эм, тарилга
  5. Тогоошон                                           е) hуралсал, самбар, сэгнэлтэ
  6. Оедолшон                                          ж) байшан, бодхоохо, барилга

Тестовые задания для 7 класса.

  1. Переведите словосочетания;

На столе, возле дома, в школе, на окне, о маме, мне кажется, в доме.

  1. Данные слова нужно поставить во множественном числе;

     Аха, артист, класс, карандаш, суумхэ, нухэр, хонин, сэсэг, загаhан, амитан, багша, эмшэн, дэбтэр, мэргэжэл, би, бидэ, шулуунууд, нютаг, дуу, модон, ном, сонхо, басаган, ан, хубуун, табаг, уран зохеолшон.

  1. Составьте предложения;

  Би (3брата), Ши (2 сестры), Бидэ (2тети), Бидэ (много книг), Тэрэ (много учителей), Тэдэ (2 собакаи).

  1. Переведите вопросы;

Танай булэ hайн байна гу? Эжы аьатнай hайн гу? Бэетнэй hайн гу?

  1. Составьте предложения, употребив данные слова в форме совместного падежа.

Эгэшэ, зээ басаган, аша басаган, ажал, булэ, хугшэн эжы, убгэн аба, гэртэхин.

  1. Данные слова нужно поставить в родительном падеже, применив окончания –гай, -иин; 

Сэсэгма, Жаргалма, Наталья, Толя, Василий,  Андрей, Евгений, Ваня, Соелма.

  1. Переведите предложения, применив окончания –ай, эй, -ой;

Тэрэ (Баяр) хубуун, Эдэ (Алдар) нухэд, Тэрэ (Долгор) ахай, Энэ (Сэсэг) номууд, Энэ (Бадма) убгэн аба).

  1. Переведите вопросы и ответьте на них;

Твоя семья большая? Сколько сегодня уроков? Это твой дом? Как зовут твоих родителей? Где ты учишься?

  1. Нужно выбрать правильный ответ;

Цокто Номтоевич Номтоев родился:

А) 1913;                  В) 1910;

Б) 1915;                  Г) 1916;

      10.  Какую книгу написал он во время войны?

А) «Дайнай уеын намтар»;                          В) «Дайнай уеын дэбтэр»;

Б) « Дайнай уеын байдал»;                          Г) «Дайнай уеын ном»;

11. Выразительное чтение, стихотворения «Зургаатай хубуун».

Контрольная работа

9 класс

  1. Переведи слова:

Хото, талмай, хүн зон, гудамжа, зогсолто, нэрэмжэтэ, холо, түмэр замай вокзал.

  1. Переведи фразы:

Улан-Удэ большой город?    Улан - Удэ – столица Бурятии.  Он был основан в 1666 году. Я люблю свой родной город.

  1. На какой вопрос отвечает исходный падеж?

А) хайшаа?                                                             В) хэнэй? юунэй?

Б) хэн? юун?                                                          Г) хэнhээ? юунhээ?

     4.  Какие виды рыб вводятся  в озере Байкал?

А) хɵɵлэнти;

Б) Тоhон жараахай;

В) Сурхай;

    5.  Когда  Байкал замерзает?

А) эртэ намар;

Б) тогтодоггуй;

В) декабриин hүүлээр;

   6.  Переведите:

Почто хаана бииб? Хэды сагhаа почто хүдэлнэб?  Тэрэ открытка намда харуулыт!

  7. Данные слова употребите в форме множественного числа:

Сэсэг, модон, hургуули, ан, хонин, шубуун, аха, багша, гэр, шкаф.

  8.  1) Соотнесите фразы;  2) укажите где вопросительное предложение;  

1) Мүнɵɵ жэлэй ямар саг бэ                                                а) весной цветут подснежники

2) Ши хабарта дуратай гүш                                                 б) какая сегодня погода

3) Мүнɵɵдэр уларил ямар бэ                                               в) листва деревьев зеленеют

4) Мүнɵɵ ямар hараб?                                                           г)  ты любишь весну

5) Модоной набшаhан ногоорно.                                        д) какой сейчас месяц

6) Хабартаа ургы сэсэг hалбардаг                                      е) когда засевают огород

7) хэзээ огород таридаг бэ                                                  ж) какое сейчас время года

9. Употребите в предложениях отрицательную частицу –гүй, бэшэ.

Та мүнɵɵдэр ерэхэт.  Тэрэ ном шинии. Энэ мини миисгэй. Би үглɵɵдэр шамда ошохоб. Манай хүршэ нохойтой. Оюутад санын баазада ошобо.

10. Переведите текст в учебнике на странице 108 Упр.Д.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Сотниковская СОШ»

Сценарий проведения школьного праздника «Сагаалган -2017»

“Сагаан hарын амар мэндэ!”

Цель: приобщить учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа, развивать нравственное, духовное, эстетическое воспитание детей.

(Звучит фанфары начала праздника-Байкал ансабль).

           - Приветственный танец (исполняют учителя).

Выходят  2 ведущих в бурятских костюмах.

Ведущий 1:Cагаа hарын Амар мэндэ-э, хундэтэ нухэд!

                     Хундэтэ манай айлшад, шабинар, багшанар!

Ведущий 2: Добрый день уважаемые дамы и господа!

                       Добрый день дорогие друзья!

Мы очень рады приветствовать вас на общешкольном   празднике «Сагаалган-2017»  в рамках бурятского народного праздника «Сагаалган» и Года Экологии в России.

Ведущий 1:

Туби  дэлхэймнэй  нараяа гороолон нэгэ тойрожо

Тухэреэн Бишэн  жэлнай номгон зохидоор унгэржэ

Буурал хангай Буряад орономнай арад зон

Морилжо ерэhэн cогтой тахяа жэлээ угтаба.

Гаража ерэhэн шэнэ жэлээр, сагаа  hараар  хундэтэ нухэд!

Ведущий 2:

Мать Земля замыкая полный оборот вокруг солнца завершает еще один год во Вселенной. Для многонациональной Бурятии благополучно и достойно прошёл год Обезьяны. И 27 февраля наступит год Огненно красного Петуха.

С новым годом уважаемые друзья! Сагаан hараар! Сагаалганаар!

Ведущий 1:

- Сагай хундые нюрган дээрээ уургэлоод

-Дэлхэй дээрэ дэлhэ хиидхуулэн

Хэшэг буянгаа тараажа

 Жаргал тухоон айлшалбалдаа!

Ведущий 1:Амар сайн, хүндэтэ нүхэд,айлшад! Сагаан hарада зорюулагдаhан

манай найрта ерэhэндэтнай бидэ ехэ баясанабди!

Ведущий2:               

- Итак, мы начинаем! ФАНФАРЫ. Начало праздника!

Ведущий 1:

- Буряад арадай байдалда

Буян hуури эзэлhэн

Бугэдын ехэ hайндэр

Буриин суута сагаалганай уряа доро

Алишье тээшэ адли бэрхэ

Дурбэн тээшэ дурбэн тэгшэ

Басагад хубууднэй мурысэхэнь гээшэ.

Ведущий 2:  - Дун гаргадаг жюритэй танилсая.

Ведущий 1:  - Зай, иигээд! Сагаалганаймнай найр эхилхэнь  туруушын шата  «Визитная карточка класса».

- Благословен восточный календарь,

12 разных годов вмещает.

И каждый год каким-нибудь

Животным выступает.

-На сцену приглашаем уходящий год Обезьяны – 6 класс

 -Тайзан дээрэ уригдана  согтой Тахяа жэл -5 –хи классай шабинар.

Ведущий 2:

Мунгэн жэлдэ, мунхэ дорюун

Мунгэн мэтэ ялалзан

Арюун, сарюун, амгалан тайбан

Аза талаантай, алдар солотой

Ажаhуухатнай болтогой!

-Муноо хадаа халуун  альга ташалгаар угтая Бар жэлые –эхин классай эдир шабинар  (0 класс)

Ведущий 1:  

Эжы абынгаа буянгаар

Эхэ нютагайнгаа ургэмжоор

Элинсэг хулинсагайнгаа

Эрдэм бэлигээр

Манай дангина баатарнууд алишье талаараа бэрхэнууд.

Ведущий 2:

Аргай, даргай эбэртэй

Аса дурбэн туруутай

Аажам номхон алхалдаг аша ехэтэй Ухэр жэлые уринабди. 1 –хи классай hурагшадые.

Ведущий 1:  

Алан дэлхэйдэ нютагтай,

Арбан зугоор гуйдэлтэй,

Арбан хоёр жэлэй аха заха

Ама сагаан Хулгана жэл

-Угтая 2 классай шабинарые!

- Ведущий 1:

Сагаа hараа угтажа

Сасуутанаараа баясая,

Сэнгэжэ найрлажа байхадаа

Эдир шабинараа угтаял!

-Тайзан дээрэ уригдана Гахай жэл- 3хи классай hурагшад.

- Ведущий 1:

Недобрый прочь уходит, лай услышав пёсий

Ступает год собаки, год звонкоголосый.

-Встречаем год Собаки учащихся 4 класса

Ведущий 2:

          Белый месяц! Белый месяц!

           Подари нам доброты,

          Чтобы в мире и согласии

          Лучше, крепче жили мы!

-на сцену приглашаем учащихся 7 класса-Хонин жэл

- Ведущий 2:

Белый месяц, как в облачном сне, с небес к нам спустился на белом коне

Летит аргамак по древней земле уреэлов звон раздается везде!

-встречаем год Лошади – учащихся 9 класса

- Ведущий 1:

Могой жэл -10 класс

- Ведущий 2:

-Ушоо дахиин халуун альга ташалгаар угтан абая Дальбакова Виктория «Энеэлдэе- Нэгэтэ болоhон ушар».

- Ведущий 1:

Шэнэ жэлээр! Шэнын нэгэнээр! Сагаан hараар, Сагаалганаар!

Угтагты  Луу жэл-11 классай шабинар.

- Ведущий 2:

Наран шэнги яларжа

Нарhан шэнги hалбаржа,

Дайда шэнги нэмхыжэ,

Торгон соогуур алхалжа

Ябахыетнай хусэнэбди. Угтая Эдир Баатар хубуудамнай хатар наадаяа харуулхань. (мальчики танец)

- Ведущий 2:

-Бутын бургааhанда хэбтэритэй

Буурал hаарал жуhэтэй

Бушуу hурэн харайдаг

Булшан ехэтэй Туулай жэл.

-Угтан абая багшанарай булгэм.

Ведущий 1:

-Зай иигээд туруушын шата дуурэбэ. Хубууд, басагадангай бэлигтэень булта хараба гээшэбди. Муноо хадаа  «Сэдьхэлэй баяр» гэhэн шата эхилхэнь.Тайзан дээрэ уригдана манай урда хараха эжы абанар.

-Итак, внимание  приглашаем родителей подготовительного класса  с музыкальным номером.

-Дальше 1,2,3,4,5

Ведущий 2:

В круг скорее гости, детвора!

Танцевать пришла пора!

Тот, кто хочет танцевать

Должен с нами  в «Ёохор» встать.

-встречаем учащихся начальной школы

Ведущий 1:

- Встречаем с музыкальным номером родителей 6, 7,9,10,11 классов.

«hаргама толон»- демонстрация бурятских национальных нарядов. Оценивается имидж, костюм, прическа и украшения.

Вед.1- Итак, следующий наш конкурс «Дефиле»

- (Под музыку  каждый  класс выходят  в национальных  костюмах. Потом все делают круг почета 3 раза)

Ведущий 2:

Наше уважаемое жюри удаляется для подведения итогов. Ну, а для всех остальных звучит песня в исполнении Инна Саяновны и Сэсэг Лопсоновны.

Ведущий 2:hара жэлэй ошохо бури

                    Амгалан тэнюун зандаа,

                    Он жэлэй ошохо бури

                   Омог дорюун зандаа ябыт даа!

Ведущий 3:  Пусть сбудется то, что вами задумано!

                      Пусть приумножатся ваше богатства!

                     Пусть синее небо вас благословит!

                    Пусть мать земля вас счастьем одарит!

Ведущий 2:Эрдэм бэлигтэй эрдэмэй харгыда

                                  Эрхим шадамараар hурагты,

                                  Аба эжыдээ, уетэн нухэдтоо

                                  Хододоо туhа хургэжэ,

                                  Эбтэй эетэй ябагты!

Ведущий 1: Слово для поздравления предоставляется нашему строгому жюри.

Ведущий 2:Буряад арадамнай hайндэр бужа ерэбэл муноодэр

                     Багашуул ехэ баяртайбди

                     Булта сагаалха дуратайбди.

                      Сагаан hараар, Сагаалганаар!

Ведущий 1: Белый месяц вместе с нами

                       Сыновьями, дочерями.

                       Мы зажжем лампады.

                      Угостим всех, чем мы рады

                       Будьте счастливы, друзья.

                       С белым месяцем!

Ведущий 1: Шэнэ жэлээр

                     Шэнэ hараар

                     Сагаан сэдьхэлээр

                    Сагаалганаар!

Ведущий 31: Вот и подошел  концу наш праздник, но мы свами не прощаемся, а просто говорим:

 Все вместе:                  

 «Дахиин уулзатараа Баяртай!!

Сагаан hараар , Сагаалганаар!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики 2021г

Приоритетные методы и формы организации деятельности учащихся на уроках физики...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства....

Методы и формы организации деятельности учащихся

В статье дана классификация методов, фориы и средства организации деятельности учащихся:- метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;- метод стимулирования и мотивации учебно...

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства...