нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д.Ушинский
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1)образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных , духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Нравственность Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Патриотизм Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Цель: создание условия для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы. Задачи: 1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско -патриотические и нравственные качества учащихся. 2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление. 3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родному городу.
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц. - Надо запастись терпением,- ответил Лис. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил .
- Останься, я назначу тебя министром юстиции. - Но ведь здесь некого судить! - Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.
СОЧУВСТВИЕ
ФОЛЬКЛОР
УРОКИ МУЖЕСТВА
. Главное, чтобы выпускник стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество.
Предварительный просмотр:
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и
литературы.
Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и
понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче
кажется оно, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически.
К.Д.Ушинский
Воспитательный потенциал курса русского языка и литературы как части общего среднего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании».
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Тема нравственности и патриотизма -ныне актуальнейшая тема для нашей страны.
Нравственность
-и, ж. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Патриотизм
-а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.
Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.
Цель моей системы - создание условия для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели мною были определены воспитательных задачи:
1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско -
патриотические и нравственные качества учащихся.
2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,
ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию, развивать творческое мышление.
3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родной деревне.
Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую через:
-содержание основного учебного материала (Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений ,гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры.
- организацию учебно-воспитательного процесса (Наряду с урочной системой занятий использую другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры.)
-воспитательным примером должен быть сам учитель.
(на собственном примере).
Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав назидательства, бесконечных нравоучений, подавления личности?
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться.
В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент урока-обобщения изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.
Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». –Ребятам задаются вопросы: Разве сердце может быть зрячим?
А мы удивляемся этому? Кто объяснит смысл этих слов? А как удалось автору так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.)
- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручили». Попробуем понять их смысл.
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит:
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, ответил Лис.
(Диалог записан на доске.)
Ребята отвечают на вопросы:
- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга?
- Возвращаемся к предложению. Здесь много местоимений. И это не случайно. Ребята определяют их разряды и думают, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
(Возможный вариант объяснения)
«Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности. Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих близких».
- Решив, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость ,подбираем синонимы к этим словам, определяем по словарю значение каждого из них, составляем свой «Словарь дружбы!»
(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.)
- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении дружить . Но обязательное условие – использовать местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.
- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.)
Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него. Вот как это было, зачитываем ранее записанный диалог. А чтобы понятен стал записанный диалог, расставим знаки препинания.
- Останься, я назначу тебя министром юстиции.
- Но ведь здесь некого судить!
- Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.
Очень часто сталкиваюсь с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и стараюсь помочь им обратить внимание на свое поведение. Объясняю в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее судить, чем других.
Изучая тему «синонимы» пользуемся рассказом Куприна «Чудесный доктор». Выяснив, что тема этого произведения сочувствие к людям ,предлагаю задание: подобрать синонимы к слову сочувствие с приставкой –со.
Литература выделяется в системе школьных предметов, так как не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, жизненных этических принципов. Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.
Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения из глубины веков доносят до читателей народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость и многое другое. Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает. Задача учителя – направить анализ текста сказки на выяснение авторской (народной) позиции по отношению к событиям и героям, привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения. Таким образом, учитель начинает подготовку учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет характеры героев и их оценку народными сказителями. Но не менее важно развивать такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев, помочь представить прямое выражение эмоций как осмысленную нравственную позицию. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, когда прочитанное произведение служит толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика "внутрь" художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, то и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа.
Интересным и нужным, на мой взгляд, является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей.
Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.
Разминка:
- «Сказочная география»
Команды отвечают на вопросы:
- Где стоит избушка на курьих ножках?
- На какой речке сражался Иван - крестьянский сын со змеями-чудовищами?
- Какие реки текут по сказочной стране?
- Какие у них берега? И т.д.
- «Чей это транспорт?»
(Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.)
- «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную тему)
- Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.
- «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).
- Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете.
- Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурочка. Все, что надевается, надо назвать. Задание дается на время.
В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и Рубцова. Произведения, изучаемые в 5-7 классах, формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Древнерусская литература продолжает тему. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными идеалами и т. д.
Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6-м классе.
В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем –род-, а затем составить небольшой рассказ о своей деревне, используя подобранные слова.
При организации внеурочной работы, также учитывается воспитательный момент.
Ежегодно ко Дню освобождения Гостилиц, ко Дню Победы с ребятами школы организовываем встречу с ветеранами, проводим уроки мужества, к проведению которых ребята готовят стихи и песни о Великой Отечественной войне. Благодаря проводимым мероприятиям ребята узнали о наиболее известных событиях Великой Отечественной войны, многое узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи, познакомились с историей создания военных песен. Все это произвело сильное впечатление на ребят, и ,надеюсь, оставило глубокий след в их душах.
Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у школьников-одна из главных задач нашего дня. ...
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...
Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"....
Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Публикация позволит эффективно организовать работу с учащимися в этом направлении на уроках русского языка и литературы. Может использоваться в качестве вспомогательного материала при подготовке к выс...
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Целью является воспитание гражданственности и патриотизма; развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (познание, поиск смысл...