разработка Всероссийского словарного урока
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Данный урок проводился в рамках объявленного Всероссийского словарного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vserossiyskoy_slovarnyy_urok.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании МК Зам. директора по УПР
Предс. МК ________ _______ Курмыгина И.Н.
Протокол № _______
от « ___» _______ 2016 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«Сложная простая орфография»,
проводимого в рамках Всероссийского словарного урока
для обучающихся 1 курса
профессий социального и естественно – технического профилей
Согласовано Разработано
Методистом ПЛ преподавателем
_____ Усмановой Р.Н. Хайруллиной С.А.
с.Субханкулово
2016 г.
Общедидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока учебной информации.
Цель урока: обобщить и систематизировать орфографические умения и навыки учащихся; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи урока:
1. Предметные.
Обобщить теоретические основы вопросов раздела «Орфография».
Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
Применять орфографические знания при работе с языковым материалом:
2. Метапредметные.
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.
3.Личностные. Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся с использованием проектной технологии.
Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- индивидуальная
Система контроля:
- контроль учителя
- самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация по теме урока, раздаточный материал, видеоматериал.
Предполагаемые результаты: учащиеся знают нормы русской орфографии, её принципы; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.
Формирование языковой компетенции:
1. Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.
2. Закрепление навыков правильного письма.
3.Формирование коммуникативной компетенции:
4. Формирование правильной и эффективной речи.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания (орфоэпическая разминка, направленная на закрепление умений соблюдать орфоэпические нормы).
2. Повторение изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии с привлечением дополнительного теоретического и дидактического материала.
3. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия.
4.Итог урока. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Предлагаю начать наш урок с просмотра видеоролика. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика «Как мы говорим».
Последнее время все чаще и чаще приходится
слышать взволнованные голоса людей, озабоченных снижением грамотности учащихся. Понятно, что речью и элементарной орфографической грамотностью
должен владеть любой человек, окончивший школу. Грамотный человек чувствует себя более уверенно, занимаясь общественной и профессиональной деятельностью. Вот вам и подсказка к определению темы нашего урока.
Ответ: Орфография. (записать тему в тетради)
Сегодня мы с вами постараемся расширить ваши знания в данной области языкознания, повторим ранее изученное.
У вас на партах лежит лист самоконтроля, в течение урока вы будете себя оценивать на каждом этапе работы. Итоговой оценкой за урок будет выведенный средний балл.
Для начала проведем орфоэпическую разминку.
- Работа по карточкам на определение виды правила.
III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.
Академик Лев Владимирович Щерба писал: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа».
Как вы понимаете это высказывание?
Сам академик говорил, что «Язык — явление социальное и по своему существу служит для общения между людьми, сплачивает группы, а письмо и подавно по самому существу вещей еще, может быть, больше, чем устный язык.»
А как можно победить низкий уровень грамотности: (ответы) чтение, самосовершенствование, саморазвитие занятия и т.д.
Запишите данное высказывание в качестве эпиграфа к уроку.
Слайд ___. «Принципы русской орфографии».
Слайд ___. Сегодня мы с вами повторим основные принципы русской орфографии. Что означит принципы орфографии?
Принципы орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической системы
Что такое орфография?
- Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
- Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.
Можно сказать, что слова орфография и правописание – синонимы.
Слайд ____ Орфография состоит из нескольких разделов:
1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов.
Кого из ученых языковедов вы можете назвать?
(Щерба, Виноградов, Ломоносов, Пушкин, Даль).
IV. История жизни и деятельности составителя Словаря великорусского живого русского языка Владимира Даля. (просмотр видеофильма)
V. Работа над темой урока.
Слайд _____.
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов (Морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий).
Что включает в себя каждый из принципов? Ответить на этот вопрос будет вашим домашним заданием. А сейчас поработаем над текстом.
Текст для работы.
Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания 3.
1) Вел..чайшее богатство народа его язык!
2) Тысяч..летиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
3) И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогран(?)о (не) проявляется его ум, так кристал..ически (не) отлагается его национальная история обществен(?)ый строй быт мировоз(?)рение, как в пословицах.
4) Меткий и образный рус(?)кий язык особенно богат пословицами.
5) Их тысячи, десятки тысяч(?)
6) Как на крыльях, они перел..тают из века (в) век, от одного поколения к другому, и (н..) видна та безгр..ничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
7) Различны эпохи породившие пословицы.
8) (Не) обозримо многообразие человеческих отношений которые запеч..тлелись в чекан(?)ых народных изр..чениях и аф..ризмах.
9) Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума знания жизни и радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, чес(?)ость и обман, трудолюбие и лень, крас..та истин и уродство предрас(?)удков.
10) (Н..)когда (н..) померкнет наша патр..отическая гордость закован(?)ая в булат таких пословиц:” Наступил на землю русскую, да оступился”, “За правое дело стой смело”… (М. Шолохов)
Назовите виды орфограмм, которые встретились в этом тексте.
( безударная гласная в корне слова, словарное слово, написание удвоенной согласной и т.д.)
VI. Проверка работ учащихся.
Кто сколько допустил ошибок. Вывод: орфографическая грамотность нужна на каждом этапе нашей жизни, даже после окончания обучения мы будем часто сталкиваться с необходимость написания чего-либо. И чтобы не попасть впросак, надо знать орфографические правила.
VII. Оценивание работ после сдачи тетрадей. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...
Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)
Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...
Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля
22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....
всероссийский словарный урок, посвященный Далю
внеклассное мероприятие для 8-9 классов...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...
Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин"
Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" посвящен 215-летию со дня рождения В. И. Даля....