Формирование ключевых клмпетентностей учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему
Данный методический продукт имеет цель помочь практикующему учителю в области формирования коммуникативной компетентности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое пособие в помощь практикующему учителю | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Куропатинская СОШ
Тамбовский район
Амурская область
Е.В.Палёная
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка
Методическое пособие по работе с учащимися для практикующих учителей
общеобразовательных школ
с. Куропатино
2011
Е.В.Палёная. Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка. Методическое пособие по работе с учащимися для практикующих учителей общеобразовательных школ. с. Куропатино, 2011. 19 с.
Книга содержит методические разработки упражнений по формированию учебно-познавательной, информационной, самообразовательной, коммуникативной, здоровьесберегающей компетентностей на уроках русского языка. В работе предложены различные виды переработки научного текста, варианты работ по составлению, таблиц и алгоритмов к ним, творческие задания по типологическому анализу текста.
Рецензенты: Е.В Воропаева, зав. Кафедрой гуманитарного образования Амурского областного института развития образования, к. пед. н., доцент.
Издание подготовлено при поддержке Амурского областного института развития образования
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Пояснительная записка
- Актуальность разработки проблемы формирования ключевых компетентностей учащихся
- Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении
- Работа с таблицами, алгоритмами на основе компетентностного подхода
- Выполнение творческих упражнений на основе компетентностного подхода
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее пособие предназначено для практикующих учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ. Предлагаемая методика развития ключевых компетентностей посредством данных ниже упражнений может быть использована в любом классе в зависимости от уровня сложности задания и на любом этапе обучения в зависимости от целеполагания урока (при изучении темы, после изучения темы отдельного урока, в конце изучения крупной темы, в конце четверти, полугодия, года в качестве обобщения, диагностирования или контроля изученного материала).
В сборнике представлены упражнения, направленные на формирование компетентностей школьников, определённых педагогическим коллективом МБОУ Куропатинской СОШ Тамбовского района Амурской области как ключевые, т.е. базовые в рамках работы над методической темой школы. Таковыми компетентностями являются:
- Учебно-познавательная компетентность
- Информационная компетентность
- Самообразовательная компетентность
- Коммуникативная компетентность
- Здоровьесберегающая компетентность
Задания представлены в формах:
- Различных видов переработки теоретического материала (научного текста)
- Составления таблиц
- Составления алгоритмов действий
- Упражнений творческого характера
Задания, представленные в данном пособии, распределены по уровням сложности, что имеет целью, во-первых, дифференцировать работу в классе, во-вторых, - показывает обучение данным видам работ от простого к сложному. Какой путь выбрать - решает учитель.
Задания основаны на изучении различных разделов лингвистики. Разработанная методика развития ключевых компетентностей может быть использована при подготовке заданий, как любого раздела лингвистики, так и любого изучаемого предмета, так как компетентность – не специфически предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а метапредметные, конкретные, жизненные, необходимые человеку любого возраста, любой профессии. Таким образом, данным пособием могут пользоваться учителя-предметники любой специальности.
Пособие учитывает требования «Основного минимума содержания среднего полного общего образования», действующих программ, требования ФГОС.
Актуальность разработки проблемы формирования ключевых компетентностей учащихся
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.
Одним из перспективных направлений в плане решения данной задачи является осуществление компетентностно-ориентированного подхода. Внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образования.
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Существует несколько классификаций основных групп компетентностей. Данное пособие предлагает классификацию ключевых компетентностей согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс.
В данной программе выделяются следующие базовые компетентности, каждая из которых соответствует определённой модели личности школьника:
Влияние ключевых компетентностей на развитие качеств личности школьников
Компетентности | Качества личности школьников |
| Способность обеспечивать учебные достижения, выполнять интеллектуальные задания, уметь учиться и оперировать знаниями |
| Информационная защищенность, умение жить в реальном мире, находить информацию, выделять главное в информационном потоке, ориентироваться на рынке труда |
| Способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения, ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности |
| Знание и развитие собственных способностей и талантов, своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии, динамичность знаний, способность делать выбор |
| Социальная целостность, умение определять личностную роль в обществе, развитие личностных качеств, способность к саморегуляции |
| Умение сотрудничать, работать в команде, способность принимать собственные решения, стремление к осознанию собственных потребностей и целей, владение навыками речевого общения |
| Толерантность, умение жить в многонациональном мире, быть успешным на основе национально-культурных норм и традиций |
| Бережное отношение к собственному здоровью, способность отслеживать уровень соматического, клинического и физического здоровья, владение основными валеологическими знаниями |
В любой классификации важна главная особенность компетентности как педагогического явления: компетентность – это не специфически предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а метапредметные, конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности школьников. Но наши учебные программы были и являются предметными: они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. И, тем не менее, преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать? Прежде всего, на основе продуктивных методик и технологий.
Технологии | Компетентности |
Информационно-коммуникационные технологии | Информационная, коммуникативная |
Технология проблемного обучения | Учебно-познавательная, самообразовательная |
Технология проектного обучения | социальная, коммуникативная, информационная |
Игровые технологии | Социальная, коммуникативная |
Здоровьесберегающие технологии | Личностная, культурологическая, здоровьесберегающая |
Технология развивающего обучения | информационно-аналитическая |
Технология личностно-ориентированного обучения | учебно-познавательная, личностная, социальная, коммуникативная |
Технология коллективного обучения | социальная, коммуникативная, культурологическая, информационная |
Продуктивное, дифференцированное обучение | учебно-познавательная, коммуникативная, личностная |
Предметные экскурсии как технология | способность ориентироваться в окружающем мире, социальная, коммуникативная, информационная, личностная, кукльтурологическая |
Продуктивные методики и технологии имеют естественный потенциал, реализацию которого можно непосредственно связать с формированием основных групп компетентностей учеников.
С 2010-2011 учебного года школы начали внедрять стандарты второго поколения. И если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированный подход, то стандарт второго поколения строится на основе личностно-ориентированного подхода (будут входить деятельностно-практическая и культурологическая составляющая). Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. Таким образом, в основу ляжет компетентностный подход, при этом необходимо сохранить традиционную фундаментальность и универсальность.
Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.
- Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении
Данный вид работы необходим, прежде всего, при изучении нового материала и предполагает обязательное формирование у школьников ключевых компетентностей.
Раздел лингвистики: «Синтаксис»
Класс: 8-й
Тема: «Подлежащее и способы его выражения»
Вид урока: изучение нового материала
Базовый уровень: предполагает умение учащихся найти в тексте ответы на поставленные вопросы.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и найдите ответы на поставленные вопросы. На основе ответов на вопросы составить лингвистическое высказывание по теме урока.
Вопросы:
- Что такое подлежащее?
- Чем обычно выражается подлежащее?
- Что ещё может выступать в роли подлежащего?
Пояснение: у учащихся уже имеется план в виде вопросов, поэтому задание не представляется сложным.
Сложный уровень: предполагает умение реконструировать текст с точки зрения важности информации, умение переработать тезис в вопрос, а также развивает навыки речевого общения.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и сформулируйте вопросы, начиная с главного; задайте эти вопросы своим одноклассникам в вежливой, понятной и лаконичной форме.
Пояснение: сложность задания состоит в умении формулировать вопросы. Этой технике учащиеся должны обучаться с 5-го – 6-го класса:
- нужно найти в тезисе главную утвердительную фразу;
- подобрать к ней соответствующее вопросительное слово (оно должно стоять в начале вопроса);
- сформулировать с помощью него вопрос, поставив слово, обозначающее предмет обсуждения, в конец фразы.
Например, в тезисе «Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже» главная утвердительная фраза - «обычно выражается», вопросительное слово к ней - «чем?», слово, обозначающее предмет обсуждения – «подлежащее». Вопрос формулируется следующий: «Чем обычно выражается подлежащее?»
Школьники уже владеют навыками общения друг с другом на уроке. Начинать общение нужно с таких фраз, как «Таня, скажи, пожалуйста,….» или «Саша, ответь на вопрос…». Заканчивать общение нужно фразами: «Абсолютно верно, спасибо» или «Спасибо, молодец».
Такие речевые упражнения, если их применять систематически, помогут выработать у учащихся этические навыки общения, которые станут для них нормой.
Продвинутый уровень: предполагает умение видеть составные части текста и формулировать их в форме заголовков частей плана, умение конструировать развёрнутый план, дополняя примерами из упражнений.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35, составьте развёрнутый план по прочитанному. Дополните свой план примерами из упражнения 54
Пояснение: задание носит сверхсложный характер, так как учащиеся должны увидеть, что данный текст разделён на две большие части (визуально они этого не увидят – необходимо вчитаться, погрузиться в текст, понять его смысл). Вторая часть текста будет подразделять на подпункты, которые уже видны визуально.
План должен выглядеть следующим образом:
- Определение подлежащего как члена предложения.
- Способы выражения подлежащего.
- Имя существительное, местоимение в именительном падеже
- Другие части речи, употреблённые в значении существительного
- Инфинитив в роли подлежащего
- Цельное неразложимое словосочетание
Кроме того, учащиеся должны найти по одному примеру на каждый способ выражения подлежащего.
Оптимальный эффект будет достигнут, если данные виды деятельности будут проводиться в форме групповой работы. Группы должны быть одноуровневыми с дифференциацией заданий соответственно уровню сложности. Если группа состоит из 3-х – 4-х человек, достаточно 7-10 минут на выполнение данной работы, после чего в течение 5-7 минут учащиеся представляют результаты своей работы. Таким образом, затратив на изучение нового материала 15-масимум 20 минут, учащиеся три раза прослушают его. Это будут три самостоятельно созданных продукта:
- устный ответ
- представление вопросов и ответы на них
- представление плана, подкреплённого примерами.
Так как это самостоятельное изучение темы, то коэффициент усвоения её будет достаточно высок.
Формируются следующие виды компетентностей:
- Самообразовательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Учебно-познавательная
- Работа с таблицами, алгоритмами на основе компетентностного подхода
Данный вид работы предполагает развитие у учащихся умений преобразовывать полученную информацию, знания в формы таблиц, схем и алгоритмов к ним. Такие формы помогают школьникам более чётко увидеть, понять и использовать накопленные знания. Задания распределены по уровню сложности, выполняются в одноуровневых группах. Требуют наличие раздаточного материала, желательно наличие в кабинете интерактивной доски с целью более эффективной проверки работы. Выполнять подобные виды работы лучше при закреплении или обобщении полученных знаний.
Раздел лингвистики: «Морфология»
Класс: 5-й
Тема: «Наклонение глагола»
Вид урока: закрепление знаний по теме «Наклонение глагола»
Базовый уровень: предполагает умение учащихся видеть несоответствия в компонентах таблицы и алгоритма, исправлять их и доказывать свою точку зрения используя фразы «мы считаем…», «по-нашему мнению», «на наш взгляд…», «мы решили…» и т.п. Обучение составлению объяснения-рассуждения должно проводиться в начальной школе.
Задание: внимательно прочитайте материал §§ 67- 69, изучите предложенную таблицу, найдите ошибки в данной таблице и алгоритме, исправьте их. Докажите правильность своего выбора.
Наклонение глагола
Виды наклонений | Значение наклонения | Как образуется наклонение | Примеры |
1.Изъявительное | Обозначает действие, которое происходило (прош.вр.), происходит(нас.вр.) или будет происходить (будущ.вр.) | Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | Я читаю статью о вреде курения. Недавно я прочитал статью о вреде курения. Я никогда в жизни не буду курить и вредить своему здоровью! |
2.Повелительное | Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно | Глагол в прошедшем времени + частица бы | Мне бы хотелось вести здоровый образ жизни и всегда выглядеть великолепно. |
3.Сослагательное | Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить. | Основа глаголов настоящего времени + -и- или без суффикса. | Ребята, никогда не употребляйте табак и наркотики! Не вредите своему здоровью! |
Алгоритм:
- Посмотреть в таблицу.
- Поставить к нему вопрос
- Определить его значение
- Попытаться определить его время
- Прочитать глагол
Пояснение: данная работа не считается сложной, так как не требует от учащихся максимальной концентрации внимания как при исправлении таблицы, так и при исправлении алгоритма. Достаточно вспомнить знания, полученные при изучении тем, и сразу будет видно, что названия наклонений 2-го и 3-го блока необходимо поменять. Также необходимо поменять 1-й и 5-й пункты в алгоритме действий по определению наклонения глагола. Сложность заключается в составлении доказательства собственного выбора. Но и здесь для учащихся данной группы лучше положить карточки-подсказки с началами фраз рассуждения.
Сложный уровень: предполагает умение учащихся видеть недостающий компонент таблицы и восполнить его, доказать правильность своего выбора на основе изученных знаний. От учащихся также требуется умение доказывать свой выбор.
Задание: внимательно прочитайте материал §§ 67- 69, изучите предложенную таблицу, заполните пропущенные компоненты таблицы. Изучите алгоритм определения наклонения глагола и допишите в него пропущенный шаг.
Наклонение глагола
Виды наклонений | Значение наклонения | Как образуется наклонение | Примеры |
1.Изъявительное | Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени | Я читаю статью о вреде курения. Недавно я прочитал статью о вреде курения. Я никогда в жизни не буду курить и вредить своему здоровью! | |
2. | Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно | Мне бы хотелось вести здоровый образ жизни и всегда выглядеть великолепно. | |
3.Повелительное | Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить. | Основа глаголов настоящего времени + -и- или без суффикса. |
Алгоритм:
- Прочитать глагол.
- Поставить к нему вопрос
- Определить его значение
- Попытаться определить его время
- …..
Пояснение: данный вид работы считается сложным, так как школьники должны увидеть категорию наклонения глагола в системе его признаков, изучить деформированную таблицу и алгоритм и восполнить недостающие пробелы. Кроме того, они должны доказать правильность своего выбора, используя фразы «мы считаем…», «по-нашему мнению», «на наш взгляд…», «мы решили…» и т.п.
Продвинутый уровень: предполагает умение самостоятельно заполнять таблицу на основе изученного материала, самостоятельно составлять алгоритм действий по определению наклонения глагола. Для этого необходимо ещё раз погрузиться в текст, осмыслить его, изучить все разделы таблицы, соотнести их с имеющимся материалом и заполнить. Кроме того, потребуются навыки составления лингвистического высказывания.
Задание: внимательно прочитайте материал §§ 67- 69, изучите разделы предложенной таблицы, заполните таблицу, составьте алгоритм к ней. Представьте свой продукт в виде лингвистического высказывания по изученной теме.
Наклонение глагола
Виды наклонений | Значение наклонения | Как образуется наклонение | Примеры |
Алгоритм:
Пояснение: данный вид работы считается особо сложным, так как предполагает больше операций, более глубокого осмысления материала, творчества на основе полученных знаний, а также умения представлять продукт своего труда.
На работу в группах отводится 5-7 минут. На представление продукта своего труда – 3-5 минут. В результате работы групп у всех ребят должна появиться одинаковая таблица с одинаковым алгоритмом действий к ней. На интерактивной доске ребята видят подобную таблицу, сверяются с ней, правят свои таблицы. Созданная в результате работы таблица остаётся у детей и ей разрешается пользоваться при выполнении самостоятельных и контрольных работ на данной теме как продуктом собственного труда. Кто-то скажет, что это шпаргалка. Да, шпаргалка, но научно обоснованная, созданная своими руками и представленная, а значит, продуманная и изученная самостоятельно.
В ходе выполнения данной работы у учащихся формировались следующие компетентности:
- Самообразовательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Учебно-познавательная
- Здоровьесберегающая
- Выполнение творческих упражнений на основе компетентностного подхода
Данный вид работы предполагает развитие у учащихся умения анализировать предложенный текст, выделять его структурные части, конструировать деформированный текст, составлять план. Цель данного вида работы – выработка у учащихся навыков речеведческого анализа. Такие формы работы развивают у школьников креативный подход к анализу текста. Задания распределены по уровню сложности, выполняются в одноуровневых группах. Требуют наличие раздаточного материала, желательно наличие в кабинете интерактивной доски с целью более эффективной проверки работы. Выполнять подобные виды работы лучше при закреплении или обобщении полученных знаний.
Раздел лингвистики: «Речь»
Класс: 8-й
Тема: «Типы речи. Повторение»
Вид урока: повторение знаний по теме «Типы речи»
Данный вид работы можно выполнять, начиная с 6-го класса, возможно, на основе более простого текста.
Базовый уровень: предполагает владение учащимися первоначальными навыками речеведческого анализа текста; развивает умение соотносить текст и предложенный план (разные источники информации); умение давать типологическую характеристику текста; умение строить лингвистическое высказывание.
Задание: прочитать текст, определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Найти в тексте части, соответствующие данному плану, дать им типологическую характеристику (описание, повествование, рассуждение). Доказать свою точку зрения, используя фразы «мы считаем…», « по нашему мнению…» и т.п.
План:
- Моя первая учительница.
- Поездка к дубу.
- Священная роща кривичей.
Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.
- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.
Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.
(Б.Васильев.)
Пояснение: данное задание считается наиболее простым, так как учащимся предложен готовый план. Креативность задания проявляется в соотнесении текста и частей плана на основе типологического анализа. А также в составлении лингвистического рассуждения.
Сложный уровень: предполагает владение учащимися первоначальными навыками анализа текста, умение составлять план как дополнительный источник информации о тексте; умение составлять лингвистическое рассуждение.
Задание: прочитать текст, определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Составить план текста. Название частям плана дать на основе типологической характеристики (описание, повествование, рассуждение). Доказать свою точку зрения.
Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.
- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.
Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.
(Б.Васильев.)
Пояснение: данное задание считается сложным, так как учащиеся должны не только увидеть структурные части текста, но и дать им названия на основе предложенной последовательности типов речи, т.е. представить план на основе типологической характеристики частей. Таким образом учащиеся учатся создавать новые источники информации о тексте. В этом и проявляется креативность задания. Для этого детям нужно вчитаться в текст, осмыслить его, соотнести с типами речи. Очевидно, названия будут схожи с планом первой группы:
- Описание отношения ребят к первой учительнице.
- Как ребята ездили на экскурсию.
- Почему роща кривичей считается священной. / Почему город Смоленск получил такое название.
Продвинутый уровень: предполагает владение учащимися первоначальными навыками анализа текста, развивает умение конструировать деформированный текст, составлять план созданного текста как дополнительный источник информации о тексте; умение составлять лингвистическое рассуждение.
Задание: прочитать текст и справочные материалы, соотнести их по смыслу и типам речи. Сконструировать текст, дополнив его справочными материалами. Определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Составить план текста. Название частям плана дать на основе типологической характеристики. Доказать свою точку зрения.
Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.
- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.
Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.
(Б.Васильев.)
Справочные материалы:
- Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
- Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века.
Пояснение: данное задание считается самым сложным: учащимся даётся деформированный текст: некоторые части текста отсутствуют и представлены в справочных материалах. В этом проявляется креативность задания. Учащиеся должны владеть навыками конструирования текста, хорошо понимать различия в типах речи, чтобы правильно выполнить задание.
В данных видах работы дифференциация представлена и в объёме, и в сложности выполнения заданий.
В ходе выполнения данной работы у учащихся формировались следующие компетентности:
- Самообразовательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Учебно-познавательная
- Здоровьесберегающая
Литература:
- Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www.eidos.ru
- Палёная Е.В. Рабочая программа по русскому языку: 5-8 классы// МБОУ Куропатинская СОШ. – 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.
•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образован...