Формирование ключевых клмпетентностей учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Палёная Елена Валерьевна

Данный методический продукт имеет цель помочь практикующему учителю в области формирования коммуникативной компетентности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Куропатинская СОШ

Тамбовский район

Амурская область

Е.В.Палёная

 

Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка

Методическое пособие по работе с учащимися для практикующих учителей

 общеобразовательных школ

с. Куропатино

2011

Е.В.Палёная. Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка. Методическое пособие по работе с учащимися для практикующих учителей общеобразовательных школ. с. Куропатино, 2011. 19 с.

Книга содержит методические разработки упражнений по формированию учебно-познавательной, информационной, самообразовательной, коммуникативной, здоровьесберегающей компетентностей на уроках русского языка. В работе предложены различные виды переработки научного текста, варианты работ по составлению, таблиц и алгоритмов к ним, творческие задания по типологическому анализу текста.

Рецензенты: Е.В Воропаева, зав. Кафедрой гуманитарного образования Амурского областного института развития образования, к. пед. н., доцент.

Издание подготовлено при поддержке Амурского областного института развития образования

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность разработки проблемы формирования ключевых компетентностей учащихся
  3. Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении
  4. Работа с таблицами, алгоритмами на основе компетентностного подхода
  5. Выполнение творческих упражнений на основе компетентностного подхода

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее пособие предназначено для практикующих учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ. Предлагаемая методика развития ключевых компетентностей посредством данных ниже упражнений может быть использована в любом классе в зависимости от уровня сложности задания и  на любом этапе обучения в зависимости от целеполагания урока (при изучении темы, после изучения темы отдельного урока, в конце изучения крупной темы, в конце четверти, полугодия, года в качестве обобщения,  диагностирования или контроля изученного материала).

В сборнике представлены упражнения, направленные на формирование  компетентностей школьников,  определённых педагогическим коллективом МБОУ Куропатинской СОШ Тамбовского района Амурской области как ключевые, т.е. базовые в рамках работы над методической темой школы. Таковыми компетентностями являются:

  • Учебно-познавательная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Самообразовательная компетентность
  • Коммуникативная компетентность
  • Здоровьесберегающая компетентность

Задания представлены в формах:

  • Различных видов переработки теоретического материала (научного текста)
  • Составления  таблиц
  • Составления алгоритмов действий
  • Упражнений творческого характера

Задания, представленные в данном пособии, распределены по уровням сложности, что имеет целью, во-первых, дифференцировать работу в классе, во-вторых, - показывает обучение данным видам работ от простого к сложному. Какой путь выбрать - решает учитель.

Задания основаны на изучении различных разделов лингвистики. Разработанная методика развития ключевых компетентностей может быть использована при подготовке заданий,  как любого раздела лингвистики, так и любого изучаемого предмета, так как компетентность – не специфически предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а метапредметные, конкретные, жизненные, необходимые человеку любого возраста, любой профессии.  Таким образом, данным пособием могут пользоваться учителя-предметники любой специальности.

Пособие учитывает требования «Основного минимума содержания среднего полного общего образования», действующих программ, требования ФГОС.

Актуальность разработки проблемы формирования ключевых компетентностей учащихся

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Одним из перспективных направлений в плане решения данной задачи является осуществление компетентностно-ориентированного подхода. Внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества образования.

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Существует несколько классификаций основных групп компетентностей. Данное пособие предлагает  классификацию ключевых компетентностей согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс.  

В данной программе выделяются следующие базовые компетентности, каждая из которых соответствует определённой модели личности школьника:

Влияние ключевых компетентностей на развитие качеств личности школьников

Компетентности

Качества личности школьников

  1. Учебно-познавательная

Способность обеспечивать учебные достижения, выполнять интеллектуальные задания, уметь учиться и оперировать знаниями

  1. Информационная

Информационная защищенность, умение жить в реальном мире, находить информацию, выделять главное в информационном потоке, ориентироваться на рынке труда

  1. Самообразователь-ная

Способность к самообразованию, организации собственных приёмов самообучения, ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности, гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; постоянный самоанализ, контроль своей деятельности

  1. Личностная

Знание и развитие собственных способностей и талантов, своих сильных и слабых сторон, способность к рефлексии, динамичность знаний, способность делать выбор

  1. Социальная

Социальная целостность, умение определять личностную роль в обществе, развитие личностных качеств, способность к саморегуляции

  1. Коммуникативная

Умение сотрудничать, работать в команде, способность принимать собственные решения, стремление к осознанию собственных потребностей и целей, владение навыками речевого общения

  1. Культурологическая

Толерантность, умение жить в многонациональном мире, быть успешным на основе национально-культурных норм и традиций

  1. Здоровьесберегаю-щая

Бережное отношение к собственному здоровью, способность отслеживать уровень соматического, клинического и физического здоровья, владение основными валеологическими знаниями

В любой классификации важна главная особенность компетентности как педагогического явления: компетентность – это не специфически предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а метапредметные,  конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности школьников. Но наши учебные программы были и являются предметными: они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. И, тем не менее, преподаватель может формировать компетентность учеников. Как это можно реализовать? Прежде всего, на основе продуктивных методик и технологий.

Технологии

Компетентности

Информационно-коммуникационные технологии

Информационная, коммуникативная

Технология проблемного обучения

Учебно-познавательная, самообразовательная

Технология проектного обучения

социальная, коммуникативная, информационная

Игровые технологии

Социальная, коммуникативная  
учебно-познавательная

Здоровьесберегающие технологии

Личностная, культурологическая, здоровьесберегающая

Технология развивающего обучения

информационно-аналитическая
учебно-познавательная

Технология личностно-ориентированного обучения

учебно-познавательная, личностная, социальная, коммуникативная

Технология коллективного обучения

социальная, коммуникативная, культурологическая, информационная

Продуктивное, дифференцированное обучение

учебно-познавательная, коммуникативная, личностная

Предметные  экскурсии как технология

способность ориентироваться в окружающем мире, социальная, коммуникативная, информационная, личностная, кукльтурологическая

Продуктивные методики и технологии имеют естественный потенциал, реализацию которого можно непосредственно связать с формированием основных групп компетентностей учеников.

С 2010-2011 учебного года школы начали  внедрять стандарты второго поколения. И если ранее в основу стандарта закладывался предметно-ориентированный подход, то стандарт второго поколения строится на основе личностно-ориентированного подхода (будут входить деятельностно-практическая и культурологическая составляющая). Задачей становится развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. Таким образом, в основу ляжет компетентностный подход, при этом необходимо сохранить традиционную фундаментальность и универсальность.

Реализация компетентностного подхода в школьном образовательном процессе стоит в ряду таких комплексных инноваций, как профильное обучение, сетевое сотрудничество. Разработка своей модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьезной и многолетней работы педагогического коллектива школы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной.

  1. Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении

Данный вид работы необходим, прежде всего, при изучении нового материала и предполагает обязательное формирование у школьников ключевых компетентностей.

Раздел лингвистики: «Синтаксис»

Класс: 8-й

Тема: «Подлежащее и способы его выражения»

Вид урока: изучение нового материала

Базовый уровень: предполагает умение учащихся найти в тексте ответы на поставленные вопросы.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и найдите ответы на поставленные вопросы. На основе ответов на вопросы составить лингвистическое высказывание по теме урока.

Вопросы:

  1. Что такое подлежащее?
  2. Чем обычно выражается подлежащее?
  3. Что ещё может выступать в роли подлежащего?

Пояснение: у учащихся уже имеется план в виде вопросов, поэтому задание не представляется сложным.

Сложный уровень: предполагает умение  реконструировать текст с точки зрения важности информации, умение переработать тезис в вопрос, а также развивает навыки речевого общения.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и сформулируйте вопросы, начиная с главного; задайте эти вопросы своим одноклассникам в вежливой, понятной и лаконичной форме.

Пояснение: сложность задания состоит в умении формулировать вопросы. Этой технике  учащиеся должны обучаться с 5-го – 6-го класса:

  • нужно найти в тезисе главную утвердительную фразу;
  • подобрать к ней соответствующее вопросительное слово (оно должно стоять в начале вопроса);
  • сформулировать с помощью него вопрос, поставив слово, обозначающее предмет обсуждения, в конец фразы.

Например, в тезисе «Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже» главная утвердительная фраза -  «обычно выражается», вопросительное слово к ней -  «чем?», слово, обозначающее предмет обсуждения – «подлежащее». Вопрос формулируется следующий: «Чем обычно выражается подлежащее?»

Школьники уже владеют навыками общения друг с другом на уроке. Начинать общение нужно с таких фраз, как «Таня, скажи, пожалуйста,….» или «Саша, ответь на вопрос…». Заканчивать общение нужно фразами: «Абсолютно верно, спасибо» или «Спасибо, молодец».

Такие речевые упражнения, если их применять систематически, помогут выработать у учащихся этические навыки общения, которые станут для них нормой.

Продвинутый уровень: предполагает умение видеть составные части текста и формулировать их в форме заголовков частей плана, умение конструировать развёрнутый план, дополняя примерами из упражнений.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35, составьте развёрнутый план по прочитанному. Дополните свой план примерами из упражнения 54

Пояснение: задание носит сверхсложный характер, так как учащиеся должны увидеть, что данный текст разделён на две большие части (визуально они этого не увидят – необходимо вчитаться, погрузиться в текст, понять его смысл). Вторая часть текста будет подразделять на подпункты, которые уже видны визуально.

План должен выглядеть следующим образом:

  1. Определение подлежащего как члена предложения.
  2. Способы выражения подлежащего.
  • Имя существительное, местоимение в именительном падеже
  • Другие части речи, употреблённые в значении существительного
  • Инфинитив в роли подлежащего
  • Цельное неразложимое словосочетание

Кроме того, учащиеся должны найти по одному примеру на каждый способ выражения подлежащего.

Оптимальный эффект будет достигнут, если данные виды деятельности будут проводиться в форме групповой работы. Группы должны быть одноуровневыми с дифференциацией заданий соответственно уровню сложности. Если группа состоит из 3-х – 4-х человек, достаточно 7-10 минут на выполнение данной работы, после чего в течение 5-7 минут учащиеся представляют результаты своей работы. Таким образом, затратив на изучение нового материала 15-масимум 20 минут, учащиеся три раза прослушают его. Это будут три самостоятельно созданных продукта:

  • устный ответ
  • представление вопросов и ответы на них
  • представление плана, подкреплённого примерами.

Так как это самостоятельное изучение темы, то коэффициент усвоения её будет достаточно высок.

Формируются следующие виды компетентностей:

  1. Самообразовательная
  2. Информационная
  3. Коммуникативная
  4. Учебно-познавательная

  1. Работа с таблицами, алгоритмами на основе компетентностного подхода

Данный вид работы предполагает развитие у учащихся умений преобразовывать полученную информацию, знания в формы таблиц, схем и алгоритмов к ним. Такие формы помогают школьникам более чётко увидеть, понять и использовать накопленные знания. Задания распределены по уровню сложности, выполняются в одноуровневых группах. Требуют наличие раздаточного материала, желательно наличие в кабинете интерактивной доски с целью более эффективной проверки работы. Выполнять подобные виды работы лучше при закреплении или обобщении полученных знаний.

Раздел лингвистики: «Морфология»

Класс: 5-й

Тема: «Наклонение глагола»

Вид урока: закрепление знаний по теме «Наклонение глагола»

Базовый уровень: предполагает умение учащихся видеть несоответствия в компонентах таблицы и алгоритма, исправлять их и доказывать свою точку зрения используя фразы «мы считаем…», «по-нашему мнению», «на наш взгляд…», «мы решили…» и т.п. Обучение составлению объяснения-рассуждения должно проводиться в начальной школе.

Задание:  внимательно прочитайте материал  §§ 67- 69, изучите предложенную таблицу, найдите ошибки в данной таблице и алгоритме, исправьте их. Докажите правильность своего выбора.

Наклонение глагола

Виды наклонений

Значение наклонения

Как образуется наклонение

Примеры

1.Изъявительное

Обозначает действие, которое происходило (прош.вр.), происходит(нас.вр.) или будет происходить (будущ.вр.)

Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Я читаю статью о вреде курения.

Недавно я прочитал статью о вреде курения.

Я никогда в жизни не буду курить и вредить своему здоровью!

2.Повелительное

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно

Глагол в прошедшем времени + частица бы

Мне бы хотелось вести здоровый образ жизни и всегда выглядеть великолепно.

3.Сослагательное

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить.

Основа глаголов настоящего времени + -и- или без суффикса.

Ребята, никогда не употребляйте табак и наркотики! Не вредите своему здоровью!

Алгоритм:

  1. Посмотреть в таблицу.
  2. Поставить к нему вопрос
  3. Определить его значение
  4. Попытаться определить его время
  5. Прочитать глагол

Пояснение: данная работа не считается сложной, так как не требует от учащихся максимальной концентрации внимания как при исправлении таблицы, так и при исправлении алгоритма. Достаточно вспомнить знания, полученные при изучении тем, и сразу будет видно, что названия наклонений 2-го и 3-го блока необходимо поменять. Также необходимо поменять 1-й и 5-й пункты в алгоритме действий по определению наклонения глагола. Сложность заключается в составлении доказательства собственного выбора. Но и здесь для учащихся данной группы лучше положить карточки-подсказки с началами фраз рассуждения.

Сложный уровень: предполагает умение учащихся видеть недостающий компонент таблицы и восполнить его, доказать правильность своего выбора на основе изученных знаний. От учащихся также требуется умение доказывать свой выбор.

Задание:  внимательно прочитайте материал §§ 67- 69, изучите предложенную таблицу, заполните пропущенные компоненты таблицы. Изучите алгоритм определения наклонения глагола и допишите в него пропущенный шаг.

Наклонение глагола

Виды наклонений

Значение наклонения

Как образуется наклонение

Примеры

1.Изъявительное

Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Я читаю статью о вреде курения.

Недавно я прочитал статью о вреде курения.

Я никогда в жизни не буду курить и вредить своему здоровью!

2.

Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно

Мне бы хотелось вести здоровый образ жизни и всегда выглядеть великолепно.

3.Повелительное

Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить.

Основа глаголов настоящего времени + -и- или без суффикса.

Алгоритм:

  1. Прочитать глагол.
  2. Поставить к нему вопрос
  3. Определить его значение
  4. Попытаться определить его время
  5. …..

Пояснение: данный вид работы считается сложным, так как школьники должны увидеть категорию наклонения глагола в системе его признаков, изучить деформированную таблицу и алгоритм и восполнить недостающие пробелы.  Кроме того, они должны доказать правильность своего выбора, используя фразы «мы считаем…», «по-нашему мнению», «на наш взгляд…», «мы решили…» и т.п. 

Продвинутый уровень: предполагает умение самостоятельно заполнять таблицу на основе изученного материала, самостоятельно составлять алгоритм действий по определению наклонения глагола. Для этого необходимо ещё раз погрузиться в текст, осмыслить его, изучить все разделы таблицы, соотнести их с имеющимся материалом и заполнить. Кроме того, потребуются навыки составления лингвистического высказывания.

Задание: внимательно прочитайте материал  §§ 67- 69, изучите разделы предложенной таблицы, заполните таблицу, составьте алгоритм к ней. Представьте свой продукт в виде лингвистического высказывания по изученной теме.

Наклонение глагола

Виды наклонений

Значение наклонения

Как образуется наклонение

Примеры

Алгоритм:

Пояснение: данный вид работы считается особо сложным, так как предполагает больше операций, более глубокого осмысления материала, творчества на основе полученных знаний, а также умения представлять продукт своего труда.

На работу в группах отводится 5-7 минут. На представление продукта своего труда – 3-5 минут. В результате работы групп у всех ребят должна появиться одинаковая таблица с одинаковым алгоритмом действий к ней. На интерактивной доске ребята видят подобную таблицу, сверяются с ней, правят свои таблицы. Созданная в результате работы таблица остаётся у детей и  ей разрешается пользоваться при выполнении самостоятельных и контрольных работ на данной теме как продуктом собственного труда. Кто-то скажет, что это шпаргалка. Да, шпаргалка, но научно обоснованная, созданная своими руками и представленная, а значит, продуманная и изученная самостоятельно.

В ходе выполнения данной работы у учащихся формировались следующие компетентности:

  1. Самообразовательная
  2. Информационная
  3. Коммуникативная
  4. Учебно-познавательная
  5. Здоровьесберегающая

  1. Выполнение творческих упражнений на основе компетентностного подхода

Данный вид работы предполагает развитие у учащихся умения анализировать предложенный текст, выделять его структурные части, конструировать деформированный текст, составлять план. Цель данного вида работы – выработка у учащихся навыков  речеведческого анализа.  Такие формы работы развивают у школьников креативный подход к анализу текста. Задания распределены по уровню сложности, выполняются в одноуровневых группах. Требуют наличие раздаточного материала, желательно наличие в кабинете интерактивной доски с целью более эффективной проверки работы. Выполнять подобные виды работы лучше при закреплении или обобщении полученных знаний.

Раздел лингвистики: «Речь»

Класс: 8-й

Тема: «Типы речи. Повторение»

Вид урока: повторение знаний по теме «Типы речи»

Данный вид работы можно выполнять, начиная с 6-го класса, возможно, на основе более простого текста.

      Базовый уровень: предполагает владение учащимися первоначальными навыками речеведческого анализа текста; развивает умение соотносить текст и предложенный план (разные источники информации); умение давать типологическую характеристику текста; умение строить лингвистическое высказывание.

Задание: прочитать текст, определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Найти в тексте части, соответствующие данному плану, дать им типологическую характеристику (описание, повествование, рассуждение).  Доказать свою точку зрения, используя фразы «мы считаем…», « по нашему мнению…» и т.п.

План:

  1. Моя первая учительница.
  2. Поездка к дубу.
  3. Священная роща кривичей.

     Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты,  она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях,  и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай.  И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.

- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки.  И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.

                                                                                                                                                      (Б.Васильев.)

  Пояснение: данное задание считается наиболее простым, так как учащимся предложен готовый план. Креативность задания проявляется в соотнесении текста и частей плана на основе типологического анализа. А также в составлении лингвистического рассуждения.  

Сложный уровень: предполагает владение учащимися первоначальными навыками анализа текста, умение составлять план как дополнительный источник информации о тексте; умение составлять лингвистическое рассуждение.

Задание: прочитать текст, определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Составить план текста. Название частям плана дать  на основе типологической характеристики (описание, повествование, рассуждение). Доказать свою точку зрения.

 Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты,  она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях,  и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай.  И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.

- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки.  И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.

                                                                                                                                                      (Б.Васильев.)

Пояснение: данное задание считается сложным, так как учащиеся должны не только увидеть структурные части текста, но и дать им названия на основе предложенной последовательности типов речи, т.е. представить план на основе типологической характеристики частей. Таким образом учащиеся учатся создавать новые источники информации о тексте. В этом и проявляется креативность задания. Для этого детям нужно вчитаться в текст, осмыслить его, соотнести с типами речи. Очевидно, названия будут схожи с планом первой группы:

  1. Описание отношения ребят к первой учительнице.
  2. Как ребята ездили на экскурсию.
  3. Почему роща кривичей считается священной. / Почему город Смоленск получил такое название.

Продвинутый уровень: предполагает  владение учащимися первоначальными навыками анализа текста, развивает умение конструировать деформированный текст, составлять план созданного текста как дополнительный источник информации о тексте; умение составлять лингвистическое рассуждение.

Задание: прочитать текст и справочные материалы, соотнести их по смыслу и типам речи. Сконструировать текст, дополнив его справочными материалами. Определить его тему, найти предложение, в котором выражена главная мысль. Составить план текста.  Название частям плана дать  на основе типологической характеристики. Доказать свою точку зрения.

     Мою первую учительницу звали….. К стыду своему, я не помню, как её звали, но помню её. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел – пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях,  и погрузила в маленький, пёстрый и звонкий смоленский трамвай.  И мы покатились вниз по Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли…. к дубу.

- Это самый древний житель нашего города, - сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов.

 Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту истории.

                                                                                                                                                      (Б.Васильев.)

Справочные материалы:

  • Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах удобнее всего было смолить суда длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки.  И постепенно вырос город, в названии которых сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
  • Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты,  она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века.

Пояснение: данное задание считается самым сложным: учащимся даётся деформированный текст: некоторые части текста отсутствуют и представлены в справочных материалах.  В этом проявляется креативность задания.  Учащиеся должны владеть навыками конструирования текста, хорошо понимать различия в типах речи, чтобы правильно выполнить задание.

В данных видах работы дифференциация представлена и в объёме, и в сложности выполнения заданий.

В ходе выполнения данной работы у учащихся формировались следующие компетентности:

  1. Самообразовательная
  2. Информационная
  3. Коммуникативная
  4. Учебно-познавательная
  5. Здоровьесберегающая

Литература:

  1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
  2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
  3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www.eidos.ru
  5. Палёная Е.В. Рабочая программа по русскому языку: 5-8 классы// МБОУ Куропатинская СОШ. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...

Формирование ключевых компетенций учащихся по географии при изучении курса «Социальная и экономическая география мира» в 10-11 классах.

•освоение системы географических знаний•овладение умениямисочетать  подходы•развитие познавательных интересов•воспитание патриотизма, толерантности•использование полученных ЗУНов•нахождение...

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Не секрет, что компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов в учебной деятельности. Знания, приобретаемые учащимися в процессе обучения, должны быть ори...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

В условиях интеграции и информатизации всех сфер деятельности человека наше государство выдвигает новые требования к образованию своих граждан. Учитывая то, что развивающемуся обществу нужны образован...