Техника написания сочинения - рассуждения
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа факультативного курса "Техника написания сочинения - рассуждения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техника написания сочинения - рассуждения | 94.5 КБ |
Календарно -тематическое планирование | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина | |
Рассмотрено на заседании предметной кафедры «Русский язык и литература» Протокол № __ от «__» _________ 2017 г. Заведующая кафедрой ___________________________________ М.Н. Петихина «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________________________ (подпись, фамилия, инициалы) | «Утверждено» Директор _________________________ Т.П. Мишуровская |
Программа факультативного курса
«Техника написания сочинения-рассуждения»
для учащихся 9-х классов.
Калининград, 2017
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.
Целью данного курса является усовершенствование умений составления творческих работ, раскрытия тезисов, умения рассуждать над заданным материалом, приводить аргументы к своим рассуждениям.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
- неразрывно связан со всеми школьными предметами,
- влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание курса русского (родного) языка в школе в том числе и факультативные курсы по данному направлению обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Формирование универсальных учебных действий.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия
Коммуникативные:
- владение всеми видами речевой деятельности,
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).
Познавательные :
- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).
Регулятивные:
- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Учебно-методические комплекты по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской полностью соответствуют требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО) и реализуют его основные идеи:
- Утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом
- Ориентация на планируемые результаты обучения
- Усиление метапредметной образовательной функции
родного языка в учебно-воспитательном процессе
- Реализация системно -деятельностного подхода в образовании
- Формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать
- Реализация компетентностного подхода в обучении:
формирование коммуникативной, языковой, лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций
Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
6) умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
7) умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
8) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
9) владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
10) соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание программы
(34 часа)
1.Типы текста (2 часа)
2. Стилистические особенности текста типа рассуждения (2 часа)
3. Структура текста – рассуждения (2часа)
4. Опорные слова для построения текста сочинения-рассуждения (2 часа)
5. Сочинения на лингвистическую тему (12 часов)
6. Сочинения на морально-этическую тему (12 часов)
7. Типы речевых и грамматических ошибок (2 часа).
Материально-техническое обеспечение курса:
Библиотечный фонд.
- Разумовская М.М. Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2014.
- Учебно-тренировочные тесты. Т.Ю. Угроватова. Калининград
- Русский язык. Подготовка к ГИА-2016. 9 класс Под ред. Н.А. Сениной. «Легион» 2015
- ФИПИ ОГЭ – 2016. Типовые экзаменационные варианты под редакцией Цыбулько «Национальное образование» М. 2016
- Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие/ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.
- Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Учебно-методическое пособие/ Т.И. Павлова, Н.А.Раннева. «Легион», 2009.
Школьные словари русского языка
- Новый орфографический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Орфографический словарь русского языка.М. «Риппол Классик», 2006
- Большой этимологический словарь русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2013
- Большой словарь трудностей русского языка. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Новейший школьный словарь синонимов и антонимов. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Новейший школьный фразеологический словарь. М. ООО «Дом славянской книги» 2012
- Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. . М. ООО «Дом славянской книги» 2013
- Словарь образцового русского ударения. М.А. Штудинер, М. «Айрис-Пресс» Школь2004
- Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.» Просвещение» 2005
Технические средства:
Рабочее место учителя: компьютер (моноблок) LOC программное обеспечение WINDOWS -8, МФУ, колонки SPEEDLINK, электронная доска StarBoard.
• Разработки заданий для работы на электронной доске
• Презентации к урокам
• Электронные репродукции картин известных художников
• Аудиозаписи текстов
Интернет-ресурсы
для учащихся:
http://www.gramota.ru
http://www.slovari.ru
Словари:
- Словарь сокращений русского языка. Web: http://www.sork.ru
- Толковый словарь русского языка Ожегова. http://www.megakm.ru
- Русские словари (Институт им. Виноградова). http://www.slovari.ru
- Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.) http://www.gramota.ru
для учителя:
Справочно-информационные ресурсы:
- РОФ «Центр развития русского языка». http://www.ruscenter.ru
- Электронные версии газеты «Русский язык». http://www.1september.ru
- Сайт о русской словесности. http://www.slovesnikk.ru
- Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ). http://www.ruthenia.ru/apr
- Образовательный портал. http://www.edu.ru
- Мастерская «В помощь учителю. Русский язык». http://center.fio.ru
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование факультативного курса по русскому языку "Техника написания сочинения"(34 часа).
№ урока | Дата | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Количество часов | УДД | Формы контроля |
1 | Типы текста | Отличительные признаки типов речи | Типы текста | 2 | Уметь определять стиль и тип речи, выделять стилистические особенности текста, определять признаки типа текста | Анализ текста | |
2. | Текст типа рассуждения | Стилистические особенности текста типа рассуждения. Структура текста – рассуждения. Опорные слова для построения текста сочинения-рассуждения | Признаки текста. Виды связи предложений в тексте. Стиль и тип текста. Особенности текста типа рассуждения, структура текста, композиция текста типа рассуждения. Композиция, вступление, основная часть, аргументы, заключение | 6 | Уметь выделять признаки текста, определять вид связи предложений в тексте, стиль и тип текста | Анализ текста | |
3. | Техника написания сочинения на лингвистическую тему | 1) Речевые «формулы» для обучения сочинению на лингвистическую тему. 2) Цитаты на лингвистическую тему 3-4) Аргументы к тезисам в сочинении на лингвистическую тему 5) Редактирование текста. Устранение речевых недочетов 6) Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. 7) Сочинение на лингвистическую тему | Структура текста на лингвистическую тему. Аргументы лингвистического характера. Речевые ошибки | 12 | Уметь писать сочинение на лингвистическую тему, раскрывать смысл цитаты, приводить аргументы из данного текста, делать вывод по тексту сочинения | Сочинение на лингвистическую тему | |
4 5 | Техника написания сочинения на морально-этическую тему Типы речевых и грамматических ошибок | 1) Тезисы на морально-этическую тему 2-3). Аргументы к тезисам на морально-этическую тему 4) Выводы и заключение в сочинении на морально-этическую тему. 5) Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту). 6) сочинение на морально-этическую тему Разграничение речевых и грамматических ошибок. | Выразительные средства языка. Структура текста- рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Тема и основная мысль Речевые ошибки, грамматические ошибки | 12 2 | Уметь выделять нравственную проблему в тексте, приводить из текста аргументы для собственного рассуждения, правильно строить текст-рассуждение Развивать умения грамотно строить различные синтаксические конструкции, уметь исправлять ошибки в неграмотно построенных предложениях. | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему Работа с текстовыми отрывками типа рассуждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе
В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...