методические приёмы по переработке теоретического материала
методическая разработка по русскому языку на тему
Это методический продукт, в котором представлены приёмы переработки научного текста по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении
Данный вид работы необходим, прежде всего, при изучении нового материала и предполагает обязательное формирование у школьников ключевых компетентностей.
Раздел лингвистики: «Синтаксис»
Класс: 8-й
Тема: «Подлежащее и способы его выражения»
Вид урока: изучение нового материала
Базовый уровень: предполагает умение учащихся найти в тексте ответы на поставленные вопросы.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и найдите ответы на поставленные вопросы. На основе ответов на вопросы составить лингвистическое высказывание по теме урока.
Вопросы:
- Что такое подлежащее?
- Чем обычно выражается подлежащее?
- Что ещё может выступать в роли подлежащего?
Пояснение: у учащихся уже имеется план в виде вопросов, поэтому задание не представляется сложным.
Сложный уровень: предполагает умение реконструировать текст с точки зрения важности информации, умение переработать тезис в вопрос, а также развивает навыки речевого общения.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и сформулируйте вопросы, начиная с главного; задайте эти вопросы своим одноклассникам в вежливой, понятной и лаконичной форме.
Пояснение: сложность задания состоит в умении формулировать вопросы. Этой технике учащиеся должны обучаться с 5-го – 6-го класса:
- нужно найти в тезисе главную утвердительную фразу;
- подобрать к ней соответствующее вопросительное слово (оно должно стоять в начале вопроса);
- сформулировать с помощью него вопрос, поставив слово, обозначающее предмет обсуждения, в конец фразы.
Например, в тезисе «Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже» главная утвердительная фраза - «обычно выражается», вопросительное слово к ней - «чем?», слово, обозначающее предмет обсуждения – «подлежащее». Вопрос формулируется следующий: «Чем обычно выражается подлежащее?»
Школьники уже владеют навыками общения друг с другом на уроке. Начинать общение нужно с таких фраз, как «Таня, скажи, пожалуйста,….» или «Саша, ответь на вопрос…». Заканчивать общение нужно фразами: «Абсолютно верно, спасибо» или «Спасибо, молодец».
Такие речевые упражнения, если их применять систематически, помогут выработать у учащихся этические навыки общения, которые станут для них нормой.
Продвинутый уровень: предполагает умение видеть составные части текста и формулировать их в форме заголовков частей плана, умение конструировать развёрнутый план, дополняя примерами из упражнений.
Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35, составьте развёрнутый план по прочитанному. Дополните свой план примерами из упражнения 54
Пояснение: задание носит сверхсложный характер, так как учащиеся должны увидеть, что данный текст разделён на две большие части (визуально они этого не увидят – необходимо вчитаться, погрузиться в текст, понять его смысл). Вторая часть текста будет подразделять на подпункты, которые уже видны визуально.
План должен выглядеть следующим образом:
- Определение подлежащего как члена предложения.
- Способы выражения подлежащего.
- Имя существительное, местоимение в именительном падеже
- Другие части речи, употреблённые в значении существительного
- Инфинитив в роли подлежащего
- Цельное неразложимое словосочетание
Кроме того, учащиеся должны найти по одному примеру на каждый способ выражения подлежащего.
Оптимальный эффект будет достигнут, если данные виды деятельности будут проводиться в форме групповой работы. Группы должны быть одноуровневыми с дифференциацией заданий соответственно уровню сложности. Если группа состоит из 3-х – 4-х человек, достаточно 7-10 минут на выполнение данной работы, после чего в течение 5-7 минут учащиеся представляют результаты своей работы. Таким образом, затратив на изучение нового материала 15-масимум 20 минут, учащиеся три раза прослушают его. Это будут три самостоятельно созданных продукта:
- устный ответ
- представление вопросов и ответы на них
- представление плана, подкреплённого примерами.
Так как это самостоятельное изучение темы, то коэффициент усвоения её будет достаточно высок.
Формируются следующие виды компетентностей:
- Самообразовательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Учебно-познавательная
Подготовила: учитель русского языка Палёная Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём при обучении лексике на старшем этапе в средней школе
Дипломная и курсовая работа по методике преподавания иностранного языка...
Теоретический материал в формеметодической презентации "Интегрирование биологии в другие науки "
Выступление на педагогическом совете(теория)смотрите к нему имеется и (приложение )...
Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания
1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...
Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»
Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...
Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"
Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....
Методическая разработка по отработке теоретического материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку
В методической разработке предоставлены теоретические материалы в виде таблиц по трудным темам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....