методические приёмы по переработке теоретического материала
методическая разработка по русскому языку на тему

Палёная Елена Валерьевна

Это методический продукт, в котором представлены приёмы переработки научного текста по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды переработки теоретического материала на основе компетентностного подхода в обучении

Данный вид работы необходим, прежде всего, при изучении нового материала и предполагает обязательное формирование у школьников ключевых компетентностей.

Раздел лингвистики: «Синтаксис»

Класс: 8-й

Тема: «Подлежащее и способы его выражения»

Вид урока: изучение нового материала

Базовый уровень: предполагает умение учащихся найти в тексте ответы на поставленные вопросы.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и найдите ответы на поставленные вопросы. На основе ответов на вопросы составить лингвистическое высказывание по теме урока.

Вопросы:

  1. Что такое подлежащее?
  2. Чем обычно выражается подлежащее?
  3. Что ещё может выступать в роли подлежащего?

Пояснение: у учащихся уже имеется план в виде вопросов, поэтому задание не представляется сложным.

Сложный уровень: предполагает умение  реконструировать текст с точки зрения важности информации, умение переработать тезис в вопрос, а также развивает навыки речевого общения.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35 и сформулируйте вопросы, начиная с главного; задайте эти вопросы своим одноклассникам в вежливой, понятной и лаконичной форме.

Пояснение: сложность задания состоит в умении формулировать вопросы. Этой технике  учащиеся должны обучаться с 5-го – 6-го класса:

  • нужно найти в тезисе главную утвердительную фразу;
  • подобрать к ней соответствующее вопросительное слово (оно должно стоять в начале вопроса);
  • сформулировать с помощью него вопрос, поставив слово, обозначающее предмет обсуждения, в конец фразы.

Например, в тезисе «Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже» главная утвердительная фраза -  «обычно выражается», вопросительное слово к ней -  «чем?», слово, обозначающее предмет обсуждения – «подлежащее». Вопрос формулируется следующий: «Чем обычно выражается подлежащее?»

Школьники уже владеют навыками общения друг с другом на уроке. Начинать общение нужно с таких фраз, как «Таня, скажи, пожалуйста,….» или «Саша, ответь на вопрос…». Заканчивать общение нужно фразами: «Абсолютно верно, спасибо» или «Спасибо, молодец».

Такие речевые упражнения, если их применять систематически, помогут выработать у учащихся этические навыки общения, которые станут для них нормой.

Продвинутый уровень: предполагает умение видеть составные части текста и формулировать их в форме заголовков частей плана, умение конструировать развёрнутый план, дополняя примерами из упражнений.

Задание: изучите § 9 на стр. учебника 34-35, составьте развёрнутый план по прочитанному. Дополните свой план примерами из упражнения 54

Пояснение: задание носит сверхсложный характер, так как учащиеся должны увидеть, что данный текст разделён на две большие части (визуально они этого не увидят – необходимо вчитаться, погрузиться в текст, понять его смысл). Вторая часть текста будет подразделять на подпункты, которые уже видны визуально.

План должен выглядеть следующим образом:

  1. Определение подлежащего как члена предложения.
  2. Способы выражения подлежащего.
  • Имя существительное, местоимение в именительном падеже
  • Другие части речи, употреблённые в значении существительного
  • Инфинитив в роли подлежащего
  • Цельное неразложимое словосочетание

Кроме того, учащиеся должны найти по одному примеру на каждый способ выражения подлежащего.

Оптимальный эффект будет достигнут, если данные виды деятельности будут проводиться в форме групповой работы. Группы должны быть одноуровневыми с дифференциацией заданий соответственно уровню сложности. Если группа состоит из 3-х – 4-х человек, достаточно 7-10 минут на выполнение данной работы, после чего в течение 5-7 минут учащиеся представляют результаты своей работы. Таким образом, затратив на изучение нового материала 15-масимум 20 минут, учащиеся три раза прослушают его. Это будут три самостоятельно созданных продукта:

  • устный ответ
  • представление вопросов и ответы на них
  • представление плана, подкреплённого примерами.

Так как это самостоятельное изучение темы, то коэффициент усвоения её будет достаточно высок.

Формируются следующие виды компетентностей:

  1. Самообразовательная
  2. Информационная
  3. Коммуникативная
  4. Учебно-познавательная

Подготовила: учитель русского языка Палёная Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал в формеметодической презентации "Интегрирование биологии в другие науки "

Выступление на педагогическом совете(теория)смотрите к нему имеется и (приложение )...

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»

Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....

Методическая разработка по отработке теоретического материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку

В методической разработке предоставлены теоретические материалы в виде таблиц по трудным темам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....