Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского).
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Михеева Галина Викторовна

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. 

В программе есть следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) место учебного предмета, курса; 3) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные); 4) содержание учебного предмета, курса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus_yaz_5-9_kl_to.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрено                                        «Утверждаю»

на методическом

объединении

Руководитель МО                                Директор МБОУ СОШ №5

___________/____________                ___________/____________

Протокол № ____ от                        (приказ № ____ от ________)

«___» _______ 20____ г.

Рабочая программа

по русскому языку

для 5-9 классов

Разработчик: Михеева Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2017-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для общеобразовательных учреждений РФ – Русский язык. 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – Москва, «Просвещение», 2015.

Преподавание русского языка в 2017-2021 учебных годах ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Образовательная программа МБОУ СОШ №5, утвержденная педагогическим советом №1 от 31.08.2017 г.;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. №1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38, приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. №459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 г. №1677, приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. №535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. №581, приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629);
  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку.  

Место учебного предмета, курса в обучении

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 732 часа.

В том числе:

  • в 5 классе – 175 ч. (5 часов в неделю),
  • в 6 классе – 210 ч. (6 часов в неделю),
  • в 7 классе – 140 ч. (4 часа в неделю),
  • в 8 классе – 105 ч. (3 часа в неделю),
  • в 9 классе – 102 ч. (3 часа в неделю).

        Рабочая программа выделяет в учебном времени каждого класса часы для проведения контрольных работ и уроков развития речи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Говорение и письмо

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность.

Предметные результаты:

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание основного образования по русскому языку

5 класс (175 часов)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

3 ч ( 2 + 1 Р.Р.)

2

Повторение изученного в 1-4 классах.

27 ч (21 + 5 Р.Р. + 1 К.Р.)

3

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

31 ч (22 + 7 Р.Р. + 2 К.Р.)

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

16 ч (11 + 4 Р.Р. + 1 К.Р.)

5

Лексикология. Культура речи.

16 ч (11 + 4 Р.Р. + 1 К.Р.)

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

24 ч (19 + 4 Р.Р. + 1 К.Р.)

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

53 ч (39 + 11 Р.Р. + 3 К.Р.)

8

Итоговое повторение.

5 ч (4 + 1 К.Р.)

Итого:

175 ч (129 + 36 Р.Р. + 10 К.Р.)

  1. Введение (3 часа).

Знакомство с учебником русского языка (структура, оглавление, условные обозначения). Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь. Язык и его единицы.

  1. Повторение изученного в 1-4 классах (27 часов).

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-ом лице ед.ч. глаголов. Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

  1. Синтаксис и пунктуация. Культура речи (31 час).

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое). Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами. Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. Обращение. Знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Пунктуационный разбор простого предложения.

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Синтаксический разбор сложного предложения.

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

  1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 часов). 

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Сильные и слабые позиции звуков. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные буквы. Каллиграфия. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое обозначение букв е, ё, ю, я.

Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографический словарь.

  1. Лексикология. Культура речи (16 часов).

Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

  1. Морфемика. Орфография. Культура речи (24 часа).

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень слова. Его назначение в слове. Суффикс, его назначение в слове. Приставка, ее назначение в слове. Чередование гласных в слове. Чередование согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Правописание гласных о-а в корнях -лаг-, -лож-. Правописание гласных о-а в корнях -рос-, -раст-. Правописание корней с чередованием гласных о-а. Буквы о-ё после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц.

  1. Морфология. Орфография. Культура речи (53 часа).

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи.  Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Морфологический разбор имени существительного. Род имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только множественного или единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Изменение существительных по падежам и числам. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание существительных на –ий, -ия, -ие. Множественное число имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных во множественном числе. Правописание букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Морфологический разбор имени прилагательного. Изменение полных имен прилагательных по родам, числам и падежам. Изменение кратких прилагательных по родам и числам.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Правописание не с глаголами. Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись). Неопределенная форма глагола (инфинитив на –чь (-чься). Правописание –тся и –ться в глаголах. Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание гласных е-и в корнях глаголов     -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. Время глагола. Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.ч. Употребление времен глагола.

  1. Итоговое повторение (5 часов).

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Различные виды разбора в русском языке (фонетический, морфемный, синтаксический). Правописание имен существительных. Правописание имен прилагательных. Правописание глаголов.

Содержание основного образования по русскому языку

6 класс (210 часов)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Русский язык один из развитых языков.

1 ч

2

Повторение изученного в 5 классе.

18 ч (14 + 4 Р.Р.)

3

Лексика и фразеология.

19 ч (15 + 4 Р.Р.)

4

Словообразование и орфография.

22 ч (18 + 4 Р.Р.)

5

Морфология. Имя существительное.

21 ч (20 + 1 Р.Р.)

6

Имя прилагательное.

30 ч (26 + 4 Р.Р.)

7

Имя числительное.

21 ч (18 + 3 Р.Р.)

8

Местоимение.

33 ч (28 + 5 Р.Р.)

9

Глагол.

29 ч (24 + 5 Р.Р.)

10

Повторение изученного в 6 классе.

16 ч (14 + 2 Р.Р.)

Итого:

210 ч (178 + 32 Р.Р.)

1. Введение. Русский язык один из развитых языков (1 час).

2. Повторение изученного в 5 классе (18 часов).

Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Орфограмма-буквы Ы, И после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Глагол как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания. Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

3. Лексика и фразеология. Культура речи (19 часов).

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова. Термины. Заимствованные слова. Изменения в словарном составе русского языка. Устаревшие и новые (неологизмы). Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

4. Словообразование и орфография (22 часа).

Основные способы словообразования. Соединительные О и Е в сложных словах. Дефисное и слитное написание слов с пол(полу). Буквы О-А в корнях с чередованием. Буквы Е-И в приставках пре-при, буквы Ы-И после приставок.

Способы образования имен существительных, прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Способы образования глаголов. Культура речи: 

Правильное произношение сложносокращенных слов, согласование их с прилагательными, глаголами в прошедшем времени.

5. Имя существительное как часть речи (21 час).

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных. Общее грамматическое значение имени существительного.
Способы образования имен существительных (морфологические и сложение).

Гласные в суффиксах имен существительных -ек-/-ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных.

Морфологические признаки имен существительных.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Склонение имен существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Существительные на –МЯ. Роль имени существительного в предложении.

6. Имя прилагательное как часть речи (30 часов).

Лексическое значение имен прилагательных. Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Относительные имена прилагательные. Притяжательные имена прилагательные. Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное». Роль имен прилагательных в предложении.

7. Имя числительное как часть речи (21 час).

Имя числительное в языке и речи.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных. Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

Сочетательные возможности количественных числительных.
Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными. Роль количественных числительных в предложении и тексте.
Количественные числительные в качестве подлежащего.
Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

Порядковые числительные в языке и речи. Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам. Роль порядковых числительных в предложении. Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

8. Местоимение как часть речи (33 часа).

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.

Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

Местоимение как часть речи (обобщение). Местоимения в тексте.

9. Глагол как часть речи (29 часов).

Глагол в языке и речи.

Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов. Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов. Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-). Буквы е–и в корнях с чередованием. Буквы а–о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов разных видов.
Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.
Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.
Наклонение. Способы образования форм наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число. Прошедшее время глагола. Род. Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени. Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени. Безличные глаголы.

Глагол в предложении. Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление). Глагол в тексте. Глагол в художественном тексте.

10. Повторение изученного в 6 классе (16 часов).

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.
Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.

Содержание основного образования по русскому языку

7 класс (140 часов)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Русский язык как развивающееся явление.

2 ч (1 + 1 Р.Р.)

2

Повторение изученного в 5-6 классах.

13 ч (10 + 3 Р.Р.)

3

Самостоятельные части речи. Причастие.

29 ч (26 + 3 Р.Р.)

4

Деепричастие.

13 ч (11 + 2 Р.Р.)

5

Наречие.

25 ч (20 + 5 Р.Р.)

6

Категория состояния.

4 ч (3 + 1 Р.Р.)

7

Служебные части речи. Предлог.

9 ч (8 + 1 Р.Р.)

8

Союз.

11 ч (10 + 1 Р.Р.)

9

Частица.

14 ч (11 + 3 Р.Р.)

10

Междометие.

5 ч (3 + 2 Р.Р.)

11

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

15 ч (11 + 4 Р.Р.)

Итого:

140 ч (114 + 26 Р.Р.)

1. Введение. Русский язык как развивающееся явление (2 часа)

2. Повторение изученного в 5-6 классах (13 часов)

Синтаксис и пунктуация. Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине). Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

3. Самостоятельные части речи. Причастие (29 часов)

Повторение изученного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие.  Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.  Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление)

НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий.  Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.  Одна буква Н в кратких причастиях.

4. Деепричастие (13 часов)

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.  Синтаксическая роль деепричастий в предложении.  Текстообразующая роль деепричастий.  Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

НЕ с деепричастиями.

5. Наречие (25 часов)

        Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на -о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и -а на конце наречий.  Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.  Буква ь после шипящих на конце наречий.

6. Категория состояния (4 часа)

Категория состояния как часть речи.  Её отличие от наречий.  Синтаксическая роль слов категории состояния.

7. Служебные части речи. Культура речи. Предлог (9 часов)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.  Непроизводные и производные предлоги.  Простые и составные предлоги.  Текстообразующая роль предлогов.

        Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

8. Союз (11 часов)

                Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.  Простые и составные союзы.  Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.  Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.  Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов.  Отличие на письме союзов тоже, чтобы, зато от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

9. Частица (14 часов)

                Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.  Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.  Правописание НЕ и НИ в различных частях речи.

10. Междометие. Звукоподражательные слова (5 часов)

                Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.  Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.  Дефис в междометиях.  Интонационное выделение междометий.  Запятая и восклицательный знак при междометиях.

11. Повторение и систематизация изученного в 7 классе (15 часов)

Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «служебные части речи», «Категория состояния».

Содержание основного образования по русскому языку

8 класс (105 часов)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1 ч

2

Повторение изученного в 5-7 классах.

9 ч (6 + 3 Р.Р.)

3

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

90 ч (68 + 22 Р.Р.)

3.1

Словосочетание.

11 ч (7 + 4 Р.Р.)

3.2

Простое предложение.

5 ч (2 + 3 Р.Р.)

3.4

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

11 ч (9 + 2 Р.Р.)

3.5

Второстепенные члены предложения.

11 ч (9 + 2 Р.Р.)

3.6

Односоставные предложения.

11 ч (7 + 4 Р.Р.)

3.7

Простое осложненное предложение.

1 ч

3.8

Однородные члены предложения.

11 ч (8 + 3 Р.Р.)

3.9

Обособленные члены предложения. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

12 ч (10 + 2 Р.Р.)

3.10

Обращения.

3 ч (2 + 1 Р.Р.)

3.11

Вводные и вставные конструкции.

7 ч

3.12

Чужая речь.

7 ч (6 + 1 Р.Р.)

4

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

5 ч

Итого:

105 ч (80 + 25 Р.Р.)

1. Введение (1 ч)

        Функции русского языка в современном мире. Русский язык в современном мире.

2. Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч)

        Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

        Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные).

        Виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

Условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое).

        Условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными.

3. Синтаксис, пунктуация, культура речи (90 ч)

        Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание (11 ч)

        Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение (5 ч)

        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

        Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (11 ч)

        Повторение пройденного о подлежащем.

        Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

        Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Второстепенные члены предложения (11 ч)

        Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

        Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Односоставные предложения (11 ч)

        Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

        Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Простое осложненное предложение (1 ч)

        Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения (11 ч)

        Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

        Вариативность постановки знаков препинания.

Обособленные члены предложения. Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12 ч)

        Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

        Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Обращение (3 ч)

        Повторение изученного об обращении.

        Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений.

Вводные и вставные конструкции (7 ч)

        Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

        Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Чужая речь (7 ч)

        Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

        Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

        Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

4. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч)

Взаимосвязь синтаксиса и морфологии, первичные и вторичные синтаксические функции различных частей речи, значение пунктуации для оформления письменной речи, взаимосвязь синтаксиса и пунктуации.

Содержание основного образования по русскому языку

9 класс (102 часа)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Международное значение русского языка.

1 ч

2

Повторение изученного в 5-8 классах.

9 ч (7 + 1 Р.Р. + 1 К.Р.)

3

Сложное предложение. Культура речи.

8 ч (6 + 2 Р.Р.)

4

Сложносочинённое предложение.

10 ч (8 + 1 Р.Р. + 1 К.Р.)

5

Сложноподчинённые предложения.

7 ч (5 + 2 Р.Р.)

6

Основные группы сложноподчиненных предложений.

25 ч (18 + 6 Р.Р. + 1 К.Р.)

7

Бессоюзные сложные предложения.

15 ч (11 + 3 Р.Р. + 1 К.Р.)

8

Сложные предложения с разными видами связи.

12 ч (7 + 4 Р.Р. + 1 К.Р.)

9

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

15 ч (11 + 3 Р.Р. + 1 К.Р.)

Итого:

102 ч (74 + 22 Р.Р. + 6 К.Р.)

1. Международное значение русского языка (1 час)

2. Повторение изученного в 5 - 8 классах (9 часов)

3. Сложное предложение. Культура речи (8 часов)

Союзные и бессоюзные сложные предложения.  

4. Сложносочиненные предложения (10 часов)

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

5. Сложноподчиненные предложения (7 часов)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

6. Основные группы сложноподчиненных предложений (25 часов)

СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели.

7. Бессоюзные сложные предложения (15 часов)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

8. Сложные предложения с разными видами связи (12 часов)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

9. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (15 часов)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 вида по химии 8-9 класс на основе авторской программы О.С. Габриелян

Данная рабочая программа 2 вида имеет отличия от авторской в распределении часов на отдельные темы, а также в проведении практических работ. В авторской программе практикум дается после изучения некот...

Рабочая программа 2 вида по химии 10-11 класс на основе авторской программы О.С. Габриеляна

Данная рабочая программа отличается от авторской распределением часов на изучение отдельных тем и увеличением практических работ с 2-х до 4-х и в 10 и в 11 классах....

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 2,3 класса на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык»  для  2,3  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начал...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5-9 классов на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык»  для  5-9  классов  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта нача...

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой.

Предлагаемая рабочая программа по русскому языку в 10 классе  составлена по ФГОС  на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой и  разраб...