Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме ”Морфемика”
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Артамонова Раиса Ильинична

Повторение сведений о частях слова -морфемах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemika1.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе по теме ”Морфемика”

                                        Слово делится на части

                                        Ах, какое это счастье!

                                        Может каждый грамотей

                                        Делать слово из частей!  

Цель: повторить сведения о частях слова-морфемах;

           повторить орфограммы, связанные с их написанием.

Класс делится на две команды:” Умники” и “Умницы”, выбирается жюри, конкурс оценивается баллами, после окончания подводятся итоги и называются победители.

Начинается урок с вопроса: что изучает морфемика? (читается эпиграф)

I. Беседа.

- Назовите известные вам морфемы.

- Как найти окончание в слове? Докажите.

Умники: территория, путешествие, читал.

Умницы: препятствие, артиллерия, горел.

- Какие морфемы могут входить в основу?

- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

(Подводятся итоги, объявляются баллы-3 б.)

II. Задание командам:

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

                      ;                             ;                                         .

 (3 балла.)

                                                    Над прудом поземка вьется,

                                                    Тени длинные легли.

                                                    И негреющего солнца

                                                    Красный шар висит вдали.

                                                                                          (Вл. Приходько).

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски:

Разобрать по составу данные слова:

(3 балла.)

  1. Умники: матросский, привычка, снежок, подъезд.
  2. Умницы: пустынный, смолистый, придорожный, дружок

(Проверка. Подведение итогов.)

  1. Вопрос классу:” Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?”

Работа с доской: пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.7 б.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р..стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, уг..реть, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..рать.

(Проверка, подведение итогов.)

      IV.”Как убедиться, что корень в слове найден правильно?”

Задание командам:

Определить ,одинаковые ли корни в словах: гора-гореть;мирный-замирать? К каждому слову в паре подобрать по два однокоренных(2бал)

Задания представителям команд:

Записать однокоренные слова к словам:выносить(1команда)-носик(2команда)

(проверка ,подведение итогов)

V.Назвать способы образования слов в русском языке

Игра»Кто больше?»-записать слова с корнями-говор-(1команда),-вод-(2команда).Объявляются результаты.

VI.Работа с доской:

1.Назвать слова,образованные приставочным способом:пр-ятно ,пр-рода,пр-спокойно,пр-шли,пр-ветливо,пр-чудливые

2.Написать сочинение-миниатюру на тему:»Прогулка по зимнему лесу»,используя все  записанные на доске слова.-4б.

VII.Как образуются сложные слова?

Задание командам:

Объяснить значение сложных  слов ,раскрывая значение их частей:лесоруб,птицефабрика-1 команда,вездеход,пчеловод-2команда.

Заполнить квадрат сложными словами.

С

Д

А

О

М

Х

О

Р

Л

А

Е

П

Т

       

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела работы.
  7. Огнестрельное оружие.

Конкурс закончен. Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку- Урок-КВН по теме "Морфемика"

Урок дан в игровой форме и рассчитан для проведения в 5-6классах в качестве обобщения материала по теме. Можно использовать в дни проведения Недели русского языка и литературы как внеклассное мероприя...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнацио...

Внеклассное мероприятие по английскому языку (9 класс) по теме "”Good and bad habits”

Внеклассное мероприятие по  английскому языку (9 класс) по теме "”Good and bad habits” Цель: развитие коммуникативных способностей обучающихся по теме “Полезные и вредные привычки”.Задачи:а...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс "Путешествие по стране фразеологизмов"(значение, употребление в речи, происхождение)...