Авторская программа «Экология русского языка»
рабочая программа по русскому языку (6, 9 класс) на тему
Авторская программа для предпрофильной школы. Адаптирована для занятий дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_ekologiya_russkogo_yazyka.doc | 72.5 КБ |
6_ekologiya_russkogo_yazyka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общебразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2075»
Образовательная программа
«Экология русского языка»
Возраст обучающихся 15-16 лет
Срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования:
Пыткина Марина Ильинична
Москва
2017
Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа научно-художественной ориентации, направлена на изучение основ культуры речи, развитие интереса детей к творчеству и воспитании высококультурной языковой личности.
Актуальность: создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика проблем культуры речи, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур.
Цель и задачи программы:
Целью программы «Экология русского языка» является:
Обучение нормам современного русского литературного языка, развитие навыков правильной, выразительной речи, воспитание языковой личности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
-обучение созданию образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов;
-знакомство с анализом текстов с точки зрения словоупотребления;
-обучение употреблению языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Развивающие:
-развитие речевой компетенции;
-развитие навыков анализа речи окружающих и в средствах массовой информации.
Воспитательные:
-воспитание уважительного и бережного отношения к творчеству;
-воспитание чутья к «экологическим проблемам» современной речи.
Отличительные особенности данной программы
Состояние русского языка в наши дни вызывает всеобщую озабоченность. Социальные сдвиги нашего времени приводят к расшатыванию традиционных литературных норм. Это выражается в росте ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов, в обилии иностранных слов и терминов, « в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения» (Л.Скворцова). Отличительные особенности программы в том что, она написана на основе учебного пособия «Вопросы экологии русского языка» профессора СФУ А.П.Сковородникова , но адаптирована для обучения учащихся 5-10 классов. Программа основывается на изучении основ культуры речи в средней школе, но ставит более конкретные задачи: выявление наиболее острых «экологических» проблем культуры современной речи, формирование речевой культуры в процессе обучения и создания образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов разных стилей и жанров.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 15 до 17 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии, квесты, постановки, креативные игры и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся
будут знать:
-основы культуры речи;
-правила оценки речевых фактов;
-теоретические сведения об изученных текстах.
Уметь:
-использовать в работе знания анализа текста;
-применять и употреблять на практике формы речевого этикета;
-выполнять оценку речевых фактов.
Результативность обучения будет проверяться опросом, тестами и текстами разных жанров
Формами подведения итогов станут праздники, выставки, конкурсы, газетные статьи, видеоролики, интернет-сайты.
Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное организационное занятие. | 2 | 2 | 4 |
2 | Историческое языкознание | 2 | 4 | 6 |
3 | Культура речи | 4 | 8 | 12 |
4 | Речевые ошибки | 10 | 14 | 24 |
5 | Развитие языковых норм | 6 | 10 | 16 |
6 | Заключение | 2 | 8 | 10 |
Содержание учебно-тематического плана
№ | Темы программы | теория | практика | всего |
1 2 3 4 5 | Вводное организационное занятие. Почему мы говорим об экологии русского языка? Исторические явления в русском языкознании. Санскрит и современные языки. Использование старославянизмов в речи. Культура речи Повышение семантической культуры речи. Проект. Контрольные задания по теме. Речевые ошибки. Речевые штампы. Эвфемизмы. Языковые ярлыки. Социальная практика. Событие. Самостоятельная работа учащихся. Развитие языковых норм. Составление словаря.
Итого: | 2 2 4 10 8 26 | 2 4 8 14 18 46 | 4 6 12 24 26 72 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное организационное занятие. 4 ч.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Лекция «Что такое «культура речи»?
Практика
Креативная игра «Вежливость».
Тема 2. Исторические явления в русском языкознании. 6 ч.
Теория
Рассказ об истории языкознания. Знакомство со словарями. Демонстрация иллюстраций и образцов.
Практика. Сравнительный анализ древних и современных текстов.
Тема 3. Культура речи 12 ч.
Теория
Дискуссия «Заимствования - хорошо или плохо?» Лекция «Кишащие уродцы нового языка». Беседа «Речевые штампы».
Практика. Решение ТРИЗ.
Контрольная работа по теме: событие ( КТД).
Тема №4 Речевые ошибки 24 ч.
Теория.
Лекция «Ревизия речи» (эвфемизмы). Языковые ярлыки. Слова-паразиты – экспансия канцеляризмов. Вседозволенность хамства (речевые экспрессии). Лингвоцинизмы. Отличие диалектных слов от вульгаризмов. Речевой этикет. Жаргоны, их развитие. Творческие находки писателей.
Практика. Решение ТРИЗ
Анализ речи окружающих людей и в средствах массовой информации (ток-шоу и др.), сети интернет. Создание видеороликов, проектов, экскурсионных маршрутов.
Контрольные задания по теме:
Тестирование и выполнение творческих работ.
Тема № 5 Развитие языковых норм 16 ч.
Теория
Лекция «Тенденции современного развития языковых норм».
Практика
Составление словаря.
Заключение
Семинар Почему мы говорим об экологии языка?
Игра «Креатив-бой»
Методическое обеспечение программы
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Краткий словарь трудностей русского языка.
Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др.
А.Гин Решение креативных задач
Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Учебные пособия:
Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка. Составитель: Тазьмина И,Б.
Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс.
Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие.
Список литературы
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова.
Виноградов В.В. Стилистика.
Виноградов В.В. О культуре русской речи.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка.
Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи.
Сергей Фаер Полцарства за идею.
Степунина Л.И. Ржавая речь.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общебразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2075»
Образовательная программа
«Экология русского языка»
Возраст обучающихся 11-13 лет
Срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования:
Пыткина Марина Ильинична
Москва
2017
Пояснительная записка
Направленность программы:
Программа научно-художественной ориентации, направлена на изучение основ культуры речи, развитие интереса детей к творчеству и воспитании высококультурной языковой личности.
Актуальность: создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, профилактика проблем культуры речи, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур.
Цель и задачи программы:
Целью программы «Экология русского языка» является:
Обучение нормам современного русского литературного языка, развитие навыков правильной, выразительной речи, воспитание языковой личности учащихся.
Задачи:
Обучающие:
-обучение созданию образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов;
-знакомство с анализом текстов с точки зрения словоупотребления;
-обучение употреблению языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Развивающие:
-развитие речевой компетенции;
-развитие навыков анализа речи окружающих и в средствах массовой информации.
Воспитательные:
-воспитание уважительного и бережного отношения к творчеству;
-воспитание чутья к «экологическим проблемам» современной речи.
Отличительные особенности данной программы
Состояние русского языка в наши дни вызывает всеобщую озабоченность. Социальные сдвиги нашего времени приводят к расшатыванию традиционных литературных норм. Это выражается в росте ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов, в обилии иностранных слов и терминов, « в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения» (Л.Скворцова). Отличительные особенности программы в том что, она написана на основе учебного пособия «Вопросы экологии русского языка» профессора СФУ А.П.Сковородникова , но адаптирована для обучения учащихся 5-10 классов. Программа основывается на изучении основ культуры речи в средней школе, но ставит более конкретные задачи: выявление наиболее острых «экологических» проблем культуры современной речи, формирование речевой культуры в процессе обучения и создания образцовых в языковом отношении устных и письменных текстов разных стилей и жанров.
Возраст детей, на которых рассчитана программа и срок ее реализации
В программе участвуют дети от 11 до 12 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа
Формы занятий – сообщение нового материала, закрепление его на практике, экскурсии, квесты, постановки, креативные игры и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате реализации программы учащиеся
будут знать:
-основы культуры речи;
-правила оценки речевых фактов;
-теоретические сведения об изученных текстах.
Уметь:
-использовать в работе знания анализа текста;
-применять и употреблять на практике формы речевого этикета;
-выполнять оценку речевых фактов.
Результативность обучения будет проверятся опросом, тестами и текстами разных жанров
Формами подведения итогов станут праздники, выставки, конкурсы, газетные статьи, видеоролики, интернет-сайты.
Учебно-тематический план
№ | Темы программы | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное организационное занятие. | 2 | 2 | 4 |
2 | Речевая грамотность | 6 | 6 | 12 |
3 | Культура речи | 4 | 12 | 16 |
4 | Речевые ошибки | 10 | 10 | 20 |
5 | Развитие языковых норм | 4 | 10 | 14 |
6 | Заключение | 2 | 4 | 6 |
Содержание учебно-тематического плана
№ | Темы программы | теория | практика | всего |
1 2 3 4 5 | Вводное организационное занятие. Почему мы говорим об экологии русского языка? Новые явления в русском языкознании. Практическое применение знаний о языке. Использование разных языковых единиц в речи. Культура речи Повышение семантической культуры речи. Проект. Контрольные задания по теме. Речевые ошибки. Речевые штампы. Эвфемизмы. Языковые ярлыки. Социальная практика. Событие. Самостоятельная работа учащихся. Развитие языковых норм. Составление словаря.
Итого: | 2 6 4 10 6 28 | 2 6 12 10 14 44 | 4 12 16 20 20 72 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное организационное занятие. 4 ч.
Теория
Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Лекция «Что такое «культура речи»?
Тема 2. Новые явления в русском языкознании. 12 часов
Практическое применение знаний о языке.
Рассказ об истории языкознания. Знакомство со словарями. Демонстрация иллюстраций и образцов.
Практика. Проект «История конфетного фантика».
Тема 3. Культура речи 16 ч.
Теория. Лекция «Как красиво говорить по-русски?»
Дебаты «Заимствования - хорошо или плохо?»
Практика. Проект «Создание настольной развивающей игры о заимствованиях».
Тема №4 Речевые ошибки 20 ч.
Теория. Лекция «Кишащие уродцы нового языка». Речевой этикет.
Практика. Решение ТРИЗ. Анализ речи окружающих людей и в средствах массовой информации (ток-шоу и др.), сети интернет.
Игра «Эколингвистика»
Контрольные задания по теме
Тестирование и выполнение творческих работ.
Тема № 5 Развитие языковых норм 14 ч.
Составление словаря.
Защита исследовательских проектов.
Заключение 6 ч.
Игра «Креатив-бой».
Методическое обеспечение программы
Словари:
Ожегов С.И. Словарь русского языка.
Краткий словарь трудностей русского языка.
Словарь иностранных слов под ред. И.В.Лехина и др.
А.Гин Решение креативных задач
Скворцова Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.
Учебные пособия:
Программа по культуре речи для классов с углубленным изучением русского языка. Составитель: Тазьмина И,Б.
Пичугов Ю.С. «Русская речь» 8 класс.
Риторика. Рабочая тетрадь. Составитель: Тазьмина И.Б.
Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка. Учебное пособие.
Список литературы
Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство слова.
Виноградов В.В. Стилистика.
Виноградов В.В. О культуре русской речи.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
Ожегов С.А. О формах существования современного русского национального языка.
Скворцова Л.И. «Экология слова», или Поговорим о культуре речи.
Сергей Фаер Полцарства за идею.
Степунина Л.И. Ржавая речь.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Авторская программа по русскому языку в 7 классе для коррекционных школ на 4 часа в неделю (136 в год)
Программа составлена в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского,рекомендованой...
Рабочая программа по русскому языку, разработанная на основе авторской программы М. М. Разумовской.
Данная рабочая программа по русскому языку, разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской, рассчитана на учащихся 6-9 классов. Программа включает в себя пояснительную записку, требования...
авторская программа по русскому языку 6 класс фгос
Авторская рабочая программа по русскому языку под редакцией Ладыженская 2015-2016 гг. по фгос...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
Рабочая программа по русскому языку на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С. 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы Нечаевой Н. В., Белорусец К. С., 1-4 классы....
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой.
Предлагаемая рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой и разраб...