Разработка урока по русскому языку для 9 класса
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Осложнённые                                                                                .                    предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.ya_._9_kl.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Осложнённые                                                                                .                    предложения.

                     (Урок в системе подготовки к ГИА в 9 классе)

Цель урока: закрепить знания о синтаксисе словосочетания и осложнённого                                                

                     предложения;

                     совершенствовать орфографическую и пунктуационную        

                     грамотность;

                     совершенствовать навыки работы с текстом.

Повторение: правописание корней с чередующимися гласными.

                                                 Ход урока.

I. Повторение изученного о словосочетании.

   1) Назовите только словосочетания (запись на доске ).

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

  -  Объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

   2) Записать словосочетания, объяснить правописание гласных в корнях слов.

Постилать скатерть, поджигать хворост, заровнять землю на грядке, непромокаемый плащ, выгореть дотла, вырастить урожай, высказать предположение, отблески зарниц, блистательная эрудиция, коснуться проблемы, преклонение перед талантом, вскочить на ходу.

   

   – Назовите словосочетания с разными видами подчинительной связи.

   3) Замените словосочетания синонимичными.

       I вар.                               II вар.                                                III вар.

согл. – управл.                 управл. – согл.                              управл. – прим.

дедов любимец-…        обелиск из гранита-...            встретил с радостью-…

водяные капли-…         тишина ночи-…                     идти по полю - …

подземный переход-… ветер с севера-…                   ехать по берегу - …

змеиная кожа-…           лестница на чердак-…           рассказывать с увлече-

детский дом-…             костюм для тренировки-…   нием - ..

                                                                                        держаться с достоин-

                                                                                        ством - …

II  Повторение изученного об осложнённых предложениях.

  1. –Какие члены предложения могут осложнять его?

                                 ( Осложнение вызывают однородные члены,                  

                               обособленные члены ( в том числе уточняющие, поясни-

                                тельные, присоединительные, причастный, деепричаст-

                                ный, сравнительный оборот, вводные слова и предложе

                                ния, вставные конструкции, обращения, прямая речь).      

                                       

   2) – Определите, какими членами осложнены следующие предложения (выполняем у доски и в тетрадях):

   Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.

   Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.

    Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.

    И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

    Как хорошо ты, о море ночное!

    Есть люди ( Пушкин принадлежит к их числу ), следы которых не властно стереть даже время.

    Книги, как известно, издавна почитались на Руси.

 

  1. Работа с текстом. Объяснительный диктант.

     

    Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

   Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

     

    - Озаглавьте текст.

    - Основная мысль текста.

    - Стиль текста ( докажите своё мнение ).

    - Тип текста ( докажите своё мнение ).

    - Найдите в 1 абзаце слова с чередующимися гласными в корне, объясните их написание.

    - Найдите в 1 абзаце антонимы, прилагательное в превосходной степени.

    - Выпишите 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи.

    - В предложениях 2 абзаца выделите грамматические основы. Определите вид сказуемых.

    - Выпишите из текста примеры эпитетов, метафор.

III Итоги урока.

IV Задание на дом: составить 10 осложнённых предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...