Методическое и дидактическое оснащение курса русского языка
тренажёр по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лингвистический тренажер по русскому языку: правила алгоритмы перфокарты схемы таблицы тесты
Применение правила (алгоритм) О/Ё после шипящих Слышу жо, шо, чо, що Думаю о части слова В КОРНЕ ищу родственные с Е В СУФФИКСЕ ищу, от чего образовано: от имени или от глагола В ОКОНЧАНИИ определяю часть речи есть родственные - пишу Ё нет родственных - пишу О отыменное – пишу О ИМЯ – пишу О Исключение: -жог-// -жёг-//-жг-//-жж-//-жиг- Определяю часть речи: ИМЯ или ГЛАГОЛ ИМЯ – пишу О ГЛАГОЛ - пишу Ё ГЛАГОЛ – пишу Ё исключение реч ё вка отглагольное – пишу Ё исключение: трещ о тка, прыж о к, щелч о к и др. иноязычный – суффикс –ЁР –
Схема Вижу (узнаю) Думаю о… Поступаю так: Вижу текст. Думаю о мысли и выделяю главное Выделяю тему и основную мысль. Вижу предложение. Думаю о мысли и выделяю главное Выделяю главные члены предложения (основу/основы) Вижу слово. Думаю о мысли и выделяю главное Выделяю корень слова.
Правописание приставок при- и пре- Словарь приплыть приближение пришить присоединение пришкольный близость прилечь неполнота действия привилегия прерогатива неясные значения ясные значения преградить = пере- предобрый = очень ПРИ- ПРЕ-
В словах таблицы выделить и указать значение приставок Анализируемое слово приставка Значение приставки Прилечь при- Неполнота действия Приморье при- Близость к месту Премудрый пре- Высшей степени чего-то = очень Придумать при- Завершенность действия Преступить пре- Через, по-иному = пере Преамбула пре- Иноязычная пре- = пред-, перед- Приезжать при- Приближение к чему-либо Приклеить при- Присоединение
Безударные гласные в корне слова одновариантные корни словарь безударные проверяемые гласные безударные непроверяемые гласные чередующиеся безударные гласные неодновариантные корни полянка - поле А О Е И вагон вокзал семафор билет А - О Е - И лаг- лож- ра - рос- ст- щ- гар- гор- кас- кос- бер- бира- мер- мира- дер- дира- пер- пира- тер- тира- жег- жига- стел- стила- блест- блиста-
выделить в слове корень и определить, какой он «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка – полевой – полюшко – поле ; если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка – поле ; если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты – пилотировать – пилотаж – беспилотный ), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому; 4. если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группи-ровке он относится — а — о или е — и; 5. если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне -лаг - — -лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ - — -рос-, -гар - — - гор-, -кас - — - кос-.); 6. если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бер - — - бир-, -мер - — -мир-, -дер - — - дир-, -пер - — -пир-, -тер - — - тир-, -жег - — - жиг-, -стел - — - стил-, -блеет - — - блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а ». Соберу (нет - а -); собираю ( есть - а -). Алгоритм
Правописание безударных личных окончаний глагола А Б Д В Г стелить брить все остальные на -ить смотреть видеть ненавидеть обидеть зависеть терпеть вертеть гнать держать дышать слышать К I спряжению относятся все глаголы с безударными личными окончаниями, кроме тех глаголов-исключений, которые помещены в правом полукруге 2 7 4 -ить -ить -еть -ать I спряжение II спряжение 4 Е/УТ (ЮТ) 4 И/АТ (ЯТ)
Раскол т? 2. Н.Ф. – расколоть (на –оть) 3. Смотрим тренажер, ведем поиск: сектор А – нет сектор Б – нет сектор В – нет сектор Г – нет Вывод: сектор Д, поэтому глагол I спряжения: раскол ют Алгоритм я ю
Упражнения, построенные на использовании приема замены № Простые предложения, осложненные причастными оборотами ( ) Синонимичные сложноподчиненные предложения ( ) 1 Павка незаметно сблизился с суровым монтером, уже месяц работавшим на электростанции. (Островский.) Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 2. На темно-синем небе, которое было усеяно звездами, кое-где вспыхивали зарницы 3 Слава, добытая в бою и заработанная честным трудом, не гаснет, не ржавеет, не забывается. (Полевой.) Сложноподчиненное предложение с придаточным условия 4. Охотники забрели в сарай и заснули крепким сном, так как были сильно утомлены ходьбой по лугам и болотам 5 Река, стесненная горами, все время извивается между утесами. (Арсеньев.) Сложноподчиненное предложение с придаточным причины 6. Командир партизанского отряда, хотя обычно быстро принимал решения, теперь долго и мучительно думал, как вывести людей из окружения
Таблица 1 ПП, осложненные деепричастными оборотами Сложноподчиненные предложения 1. Человек может узнать свои способности, только попытавшись применить их на деле. Придаточное условия. 2. Выйдя из-за туч, солнце осветило окрестные поля, луга и березовую рощу. Придаточное времени. 3. Левинсон, забравшись в глухие места, почти потерял связи с другими отрядами. (Фадеев.) Придаточное причины. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Несмотря на крайнюю усталость, Григорий Александрович не хотел возвращаться домой без добычи. (Лермонтов.) Придаточное уступительное. Вследствие обильного снегопада, дороги замело и трудно было добираться до райцентра. Придаточное причины Завтра, при наличии благоприятной погоды, можно будет вылететь на Чукотку. Придаточное условия Наша страна, в целях сохранения мира и жизни на Земле, выступает за запрещение ядерного оружия. Придаточное цели.
Таблица 2 Сложные предложения с союзами. Бессоюзные сложные предложения. (Смысловые отношения) 1. Сережа Тюленин промолчал, потому что он не любил словесных клятв и заверений. Сережа Тюленин промолчал: он не любил словесных клятв и заверений. (Фадеев.) (Второе предложение указывает на причину первого.) 2. Теперь им предстояло самое трудное, а именно: они должны были покинуть товарища, зная о том, что ему угрожает. Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища, зная о том, что ему угрожает. (Фадеев.) (Второе предложение раскрывает содержание первого.) 3. Я знаю, что вы терпеливо преодолеваете трудности. Я знаю: вы терпеливо преодолеваете трудности. (Второе предложение дополняет содержание первого.) 4. Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой, а они идут рядом Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой — они идут рядом. (Факты первого предложения противопоставляются фактам второго.) 5. Если биться в одиночку, то жизни не перевернуть. Биться в одиночку — жизни не перевернуть. (Островский.) (Первое предложение указывает на условие.) 6. Когда шторм утихнет, корабли выйдут в море. Шторм утихнет — корабли выйдут в море. (Первое предложение указывает на время.) 7. Улыбнется, словно солнце красное взойдет. Улыбнется — солнце красное взойдет. (Второе предложение содержит сравнение.) 8. Хвалы приманчивы, поэтому как их не пожелать? Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Крылов.) (Второе предложение содержит вывод, результат, следствие, вытекающие из первого)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса
Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической напрвленности обучения русскому языку в...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Методические разработки и дидактические материалы по русскому языку "Синтаксис и пунктуация"
материал по теме "Синтаксис и пунктуаци" по русскому языку:проверочная работа для 8 класса 3 вариантавводные словаобращениепроверочная работа 2 вариантаурок сложносочиненное предложениеурок сложноподч...
Требования к оснащению кабинета (русский язык)
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Необходимое техническое оснащение урока русского языка и литературы в современных реалиях
Основная задача современной школы — воспитать широко и творчески мыслящую личность, формирование и развитие которой происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной и практ...