Игра "Путешествие в страну Фразеологию"
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Игра “Путешествие в страну Фразеологию”
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Это лингвистическая страна Фразеология. Здесь вам понадобятся ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке В.С.Высоцкий…
Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело..
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
в этом-то всё и дело.
1. Разминка (хоровые ответы).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
2. Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”
Угадай слово по шутливой характеристике:
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясни значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
2) Как в воду опущенный (грустный человек).
3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).
6) Как в воду глядел (предсказал, угадал).
7) Как две капли воды (очень похожи).
8) Прошли огонь и воду (всё испытали).
9)Воды не замутит (тихий человек)
10) Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Что означает …
- Кожа да кости (худой)
- Дырявая память (плохая)
- На всех парусах (быстро)
- Перемывать косточки (сплетничать)
- Хоть кровь из носу (обязательно)
- Сбить с толку (запутать)
- Кот наплакал (мало)
- Комар носа не подточит (идеально)
- Клевать носом (дремать)
- Пускать пыль в глаза (обманывать)
- Как снег на голову (неожиданно)
- Человек с головой (умный)
- Набить оскомину (надоесть)
- Задать стрекача (удрать)
3. Восстановите фразеологизмы.
- Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
- Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
- Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
- Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
- Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. (После 5 примеров команды меняются ролями).
*гладить по голове,
кормить завтраками,
вырвать с корнем,
поставить в тупик,
ходить на цыпочках
* протянуть руку,
прокладывать дорогу,
выйти из строя,
сесть в лужу,
намылить шею
Конкурс капитанов
- Задание: найти устойчивые обороты в стихотворных отрывках (тексты на карточках). Объяснить их значение.
Оказался молодцом, За домом едва
Смог осилить ношу - Пожелтела трава
Не ударил в грязь лицом .Два брата рубили дрова
И не сел в калошу Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава
- Задание требует не только знания фразеологизмов, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
Карточка: сесть в галошу, водить за нос дело в шляпе, льёт как из ведра, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья, связать руки.
4. Найдите русский аналог иностранной пословице.
- Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
- В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
- Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
- Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)
- Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
- Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)
5. Шуточные вопросы.
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
- Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)
6. Перевертыши.
Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.
- Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
- Искусство проигрывать (Наука побеждать)
- С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)
7. Фразеологизмы-синонимы.
- Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
- Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
- Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).
- Гонять лодыря (бить баклуши, собак гонять,
8. Игра “Кто быстрее?”
Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).
Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).
Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).
Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).
Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)
9. Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.
Определите, из какой басни крылатые слова
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»)
- От радости в зобу дыханье спёрло («Ворона и Лисица»)
- А ларчик просто открывался («Ларчик»)
- За дерзость такову я голову с тебя сорву («Волк и Ягнёнок»)
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок»)
- Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»)
10. Кто больше?
Назовите фразеологизмы со словами:
НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)
ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)
ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)
НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)
ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)
11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).
Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).
Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).
Это всё присказка (... сказка будет впереди).
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по пустыням , они сверяли свой путь по Солнцу и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...
Праздник «В Стране фразеологии»
Внеклассное мероприятие по русскому языку....
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" для 6 класса...
Урок ""Путешествие в страну Фразеология"
Урок-путешествие...
Путешествие в страну Фразеология.
Материал 6 класса. Для использования учителем на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология". Презентация....