Урок ""Путешествие в страну Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_po_russkomu_yazyku_po_teme_frazeologiya.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Фразеология» Учитель: Кидяева Валентина Николаевна |
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить фразеологизмы и правильно употреблять их в речи, формировать орфографический навык;
Развивающая: развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;
Воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.
Эпиграф к уроку:
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
Н.В. Гоголь
Ход урока:
- Организационный момент
Послушайте стихотворение об ученике по имени Глеб и найдите в нём выражения в переносном значении:
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл этих выражений? Как называются такие выражения?
Да, в этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом.
- Как называются такие выражения? Правильно, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Фразеологию. Этой страны нет ни на одной карте. Но мы её найдем на просторах огромного мира – нашего прекрасного языка.
Знакомство с термином.
- Что же такое фразеологизм? Что обозначает это слово?
Слово пришло из греческого языка (phrasis – выражение; logos – учение (запись в тетрадь темы).
- Работа с учебником (чтение правила на стр. 87)
Учитель: Фразеологизмы – это сокровища любого языка, и мы сегодня на уроке будем искать эти сокровища, учиться правильно использовать их в речи. На слайде вы видите закрытый сундук. А что в нём? Если вы справитесь со всеми заданиями на уроке, то сундучок откроется, а мы сможем увидеть, какие богатства находятся там.
Учитель: Откуда же появились в языке фразеологизмы? Об этом нам расскажет подготовленная группа «лингвистов», то есть языковедов
(5 учащихся по очереди выступают с краткими сообщениями).
Источник происхождения | Пример |
Из обрядов наших предков и русской истории | Узнать всю подноготную. Держать в ежовых рукавицах. |
Из Библии | Манна небесная. Соломоново решение. |
Из древнегреческих мифов | Ахиллесова пята. Соломоново решение. |
Из той или иной профессии | Тянуть канитель. Играть первую скрипку. |
Из других языков | От альфы до омеги (греч.). Потерпеть фиаско. |
1 ученик: Я расскажу вам историю двух фразеологизмов: узнать всю подноготную и держать в ежовых рукавицах.Итак, узнать всю подноготную – выведать всю правду, а держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-то очень строго.
2 ученик: Манна небесная, соломоново решение – эти и многие другие фразеологические обороты пришли к нам из библейских сюжетов. Итак, манна небесная – это неожиданная удача, а соломоново решение – мудрое и остроумное решение.
3 ученик: Много фразеологизмов дали нам древнегреческие мифы. Например, ахиллесова пята и сизифов труд.
Итак, ахиллесова пята – это слабое, уязвимое место, а сизифов труд – нависшая опасность, угроза.
4 ученик: А сейчас мы узнаем о двух фразеологизмах, которые пришли в язык из профессиональной сферы: тянуть канитель, играть первую скрипку.
Запоминаем, ребята: тянуть канитель – затягивать время, медлить, а играть первую скрипку – быть главным.
5 ученик: Немало фразеологизмов к нам пришло из других языков: от альфы до омеги - из греческого языка, потерпеть фиаско – из итальянского.
Учитель читает и объясняет, учащиеся записывают в тетрадь: бить баклуши – бездельничать, точить лясы – болтать, спустя рукава – плохо работать, засучив рукава – хорошо работать, начинать с азов – начинать в простого, лезть на рожон – рисковать, ходить гоголем – важно ходить, с гулькин нос – мало, горе луковое – слёзы без причины, белая ворона – отличающийся от других, довести до белого каления – разозлить, медвежья услуга – вредная услуга.
Во время записи ведётся комментированная орфографическая работа с подчёркнутыми буквами.
Фразеологизмы, словно редкие драгоценные камни, украшают и улучшают нашу речь.
Фразеологизмы пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рождённые в сказках, поговорках или пословицах, они помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональность, украшают её. Фразеологизмы позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение к происходящему.
Хотелось бы, чтобы фразеологизмы вошли и в вашу речь, делая её яркой, острой, живой
Л. Н. Толстой говорил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Используя в своей речи фразеологизмы, мы делаем её насыщенной, образной и красочной. Самое главное, чтобы эти выражения были употреблены правильно.
Работа с заданиями по новой теме
- Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний (устно с комментарием):
- Весенний дождь, грибной дождь;
- Белая ворона, белый лебедь;
- Мамин сын, маменькин сынок;
- Сесть в поезд, сесть в лужу;
- Длинный язык, длинный рукав;
- Повесить картину, повесить голову.
- Перемывать посуду, перемывать косточки;
- Злые люди, злые языки;
- На седьмом этаже, на седьмом небе;
- Хлопать дверью, хлопать глазами;
- В тёплых рукавицах, в ежовых рукавицах.
И, правда, день сегодня чудесный. И путешествовать мы будем на двух кораблях.
Представление команд (Первая команда судна – «Антонимы» и вторая команда судна «Омонимы»).
После оглашения задания и его обсуждения команда, готовая к ответу, поднимает флажок, и один из ее членов отвечает. Если у других команд есть варианты, им предоставляется право ответить.
- Порт «Перевертыш». Заменить слова антонимичными (противоположными по значению) парами, воспроизвести фразеологизм, объяснить его значение.
Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете? Учитель показывает словосочетания на каточках.
Золотые зубы – золотые руки, важная деталь – важная птица, медвежья услуга – медвежья берлога, горькая правда – горькая микстура, волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие, приходить в голову – приходить в школу, выйти из комнаты – выйти из положения, дрова разгорелись – глаза разгорелись, cбивать с дерева – сбивать с толку.
- Порт «Фразеология в картинках».
Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает.
Вопросы зрителям. Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.
- Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути ( от всего сердца).
- Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться (ни с того ни с сего)
- Порт «Близнецы». Замените фразеологический оборот синонимичным.
Укажите фразеологизмы со следующим значением –
Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.
(МЕДВЕЖЬЯ, собачья, волчья ) услуга;
знает (КОШКА, лиса, собака), чьё мясо съела;
открыть (Африку, АМЕРИКУ, Австралию);
биться головой об (пол, СТЕНУ, дверь).
- Порт «Речевая ошибка». Исправьте речевые ошибки.
Замените фразеологизмами выделенные обстоятельства, выраженные отдельными словами.
1. Время каникул уже близко (не за горами).
2. В конце нужно рассказать что-нибудь веселое (под занавес).
3. Обо всем нужно рассказать откровенно (с открытой душой).
4. Мы не знали, куда шли (куда глаза глядят).
- Порт «Весёлые поэты».
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют.
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают.
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги.
4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухим .
Ответ: 1. нос; 2. уши; 3. ветер; 4. язык; 5. вода.
- Подведение итогов.
Почему мы обращаем на фразеологизмы внимание внимание?
Во-первых, изучение фразеологизмов позволяет лучше познать сам язык, его законы, строение.
Во-вторых, фразеологизмы помогают нам глубже понять историю и характер нашего народа.
В-третьих, знание фразеологизмов повышает речевую культуру человека, расширяет наш словарный запас, делает речь образной, красивой, выразительной. А разве не к этому мы стремимся, когда изучаем русский язык?
- Домашнее задание: стр. 99-100; упр. 227; принести фразеологический словарь.
«Найди фразеологизм».
Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.
- Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
- Я не нашел себе места и стал в проходе. 2. Отец не находил себе места от волнения.
- Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами.
- Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
- В двух словах он допустил три ошибки. 5. В двух словах изложите вашу просьбу.
- Ни днем, ни ночью гости не приехали. 6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
- За едой малыш прикусил язык и заплакал. 7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
- Пудель продолжал стоять на задних лапках. 9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
- Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.
«Найди фразеологизм».
Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.
- Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
- Я не нашел себе места и стал в проходе. 2. Отец не находил себе места от волнения.
- Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами.
- Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
- В двух словах он допустил три ошибки. 5. В двух словах изложите вашу просьбу.
- Ни днем, ни ночью гости не приехали. 6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
- За едой малыш прикусил язык и заплакал. 7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
- Пудель продолжал стоять на задних лапках. 9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
- Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.
«Найди фразеологизм».
Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.
- Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
- Я не нашел себе места и стал в проходе. 2. Отец не находил себе места от волнения.
- Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. 3. Весна уже не за горами.
- Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
- В двух словах он допустил три ошибки. 5. В двух словах изложите вашу просьбу.
- Ни днем, ни ночью гости не приехали. 6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
- За едой малыш прикусил язык и заплакал. 7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
- Пудель продолжал стоять на задних лапках. 9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
- Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по пустыням , они сверяли свой путь по Солнцу и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" в 6 классе...
Открытый урок по русскому языку "Путешествие по стране Фразеология" для учащихся 6 класса
Обобщающий урок по теме "Фразеология" для 6 класса...
Путешествие в страну Фразеология.
Материал 6 класса. Для использования учителем на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология". Презентация....
Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"
Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»
Цели: 1. Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся.2. Развитие речевых навыков;3. Закреп...
Игра "Путешествие в страну Фразеологию"
Игра разработана для учащихся 6 - 7 классов...