Урок ""Путешествие в страну Фразеология"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Валентина Николаевна Кидяева

Урок-путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

в 5 классе

«Путешествие в страну Фразеология»

Учитель: Кидяева Валентина Николаевна

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка, обогащение фразеологического запаса учеников.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить фразеологизмы и правильно употреблять их в речи, формировать орфографический навык;

Развивающая: развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор;

Воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции. 

Эпиграф к уроку:

…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.    

Н.В.Гоголь

Н.В. Гоголь

Ход урока:

  1. Организационный момент

Послушайте  стихотворение об ученике по имени Глеб  и найдите в нём выражения в переносном значении:

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов
сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда
баклуши бил с утра?

Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл этих выражений? Как называются такие выражения?

Да, в этом стихотворении много фразеологизмов. А что это такое, вы узнаете сегодня на уроке.

    Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом.

  - Как называются такие выражения? Правильно, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Фразеологию.  Этой страны нет ни на одной карте. Но мы её найдем на просторах  огромного мира – нашего прекрасного языка.

Знакомство с термином.

- Что же такое фразеологизм? Что обозначает это слово?

Слово пришло из греческого языка (phrasis – выражение; logos – учение (запись в тетрадь темы).

  • Работа с учебником (чтение правила на стр. 87)

Учитель: Фразеологизмы – это сокровища любого языка, и мы сегодня на уроке будем искать эти сокровища, учиться правильно использовать их в речи. На слайде вы видите закрытый сундук. А что в нём? Если вы справитесь со всеми заданиями на уроке, то сундучок откроется, а мы сможем увидеть, какие богатства находятся там.

Учитель: Откуда же появились в языке фразеологизмы?  Об этом нам расскажет подготовленная группа «лингвистов», то есть языковедов  

(5 учащихся по очереди выступают с краткими сообщениями).

Источник происхождения

Пример

Из обрядов наших предков и русской истории

Узнать всю подноготную.

Держать в ежовых рукавицах.

Из Библии

Манна небесная.

Соломоново решение.

Из древнегреческих мифов

Ахиллесова пята.

Соломоново решение.

Из той или иной профессии

Тянуть канитель.

Играть первую скрипку.

Из других языков

От альфы до омеги (греч.).

Потерпеть фиаско.

1 ученик: Я расскажу вам историю двух фразеологизмов: узнать всю подноготную и  держать в ежовых рукавицах.Итак, узнать всю подноготную – выведать всю правду, а держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-то очень строго.

2 ученик: Манна небесная, соломоново решение – эти и многие другие фразеологические обороты пришли к нам из библейских сюжетов. Итак, манна небесная – это неожиданная удача, а соломоново решение – мудрое и остроумное решение.

3 ученик: Много фразеологизмов дали нам древнегреческие мифы. Например, ахиллесова пята и сизифов труд.

Итак, ахиллесова пята – это слабое, уязвимое место, а сизифов труд – нависшая опасность, угроза.

4 ученик: А сейчас мы узнаем о двух фразеологизмах, которые пришли в язык из профессиональной сферы: тянуть канитель, играть первую скрипку.

Запоминаем, ребята: тянуть канитель – затягивать время, медлить, а играть первую скрипку – быть главным.

5 ученик: Немало фразеологизмов к нам пришло из других языков: от альфы до омеги  - из греческого языка, потерпеть фиаско – из итальянского.

Учитель читает и объясняет, учащиеся записывают в тетрадь: бить баклуши – бездельничать, точить лясы – болтать, спустя рукава – плохо работать, засучив рукава – хорошо работать, начинать с азов – начинать в простого, лезть на рожон – рисковать, ходить гоголем – важно ходить, с гулькин нос – мало, горе луковое – слёзы без причины, белая ворона – отличающийся от других, довести до белого каления – разозлить, медвежья услуга – вредная услуга.

Во время записи ведётся комментированная орфографическая работа с подчёркнутыми буквами.

Фразеологизмы, словно редкие драгоценные камни, украшают и улучшают нашу речь.

Фразеологизмы  пришли к нам из глубины веков. Созданные народной мудростью, рождённые в сказках, поговорках или пословицах, они помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональность, украшают её. Фразеологизмы позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить всю гамму чувств, эмоций, передать личное отношение к происходящему.

Хотелось бы, чтобы фразеологизмы вошли и в вашу речь, делая её яркой, острой, живой

     Л. Н. Толстой говорил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Используя в своей речи фразеологизмы, мы делаем её насыщенной, образной и красочной. Самое главное, чтобы эти выражения были употреблены правильно.          

Работа с заданиями по новой теме

  • Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний (устно с комментарием):
  1. Весенний дождь, грибной дождь;
  2. Белая ворона, белый лебедь;
  3. Мамин сын, маменькин сынок;
  4. Сесть в поезд, сесть в лужу;
  5. Длинный язык, длинный рукав;
  6. Повесить картину, повесить голову.
  7. Перемывать посуду,  перемывать косточки;
  8. Злые люди, злые языки;
  9. На седьмом этаже, на седьмом небе;
  10.  Хлопать дверью, хлопать глазами;
  11.  В тёплых рукавицах,  в ежовых рукавицах.

  И, правда, день сегодня чудесный. И путешествовать мы будем на двух кораблях.  

Представление команд (Первая команда судна – «Антонимы» и вторая команда судна «Омонимы»).

После оглашения задания и его обсуждения команда, готовая к ответу, поднимает флажок, и один из ее членов отвечает. Если у других команд есть варианты, им предоставляется право ответить.

 -  Порт «Перевертыш». Заменить слова антонимичными (противоположными по значению) парами, воспроизвести фразеологизм, объяснить его значение.

Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете? Учитель показывает словосочетания на каточках.

    Золотые зубы – золотые руки, важная деталь – важная птица, медвежья услуга – медвежья берлога,         горькая правда – горькая микстура, волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие, приходить в голову – приходить в школу, выйти из комнаты – выйти из положения,  дрова разгорелись – глаза разгорелись, cбивать с дерева – сбивать с толку.

- Порт «Фразеология в картинках».

Определить, какой фразеологизм изображен на рисунке, что он означает.

Вопросы зрителям. Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.

-  Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути ( от всего сердца).

- Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться (ни с того ни с сего)

- Порт «Близнецы». Замените фразеологический оборот синонимичным.

Укажите фразеологизмы со следующим значением –

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

(МЕДВЕЖЬЯ, собачья, волчья ) услуга;

знает (КОШКА, лиса, собака), чьё мясо съела;

открыть (Африку, АМЕРИКУ, Австралию);

биться головой об (пол, СТЕНУ, дверь).

- Порт «Речевая ошибка». Исправьте  речевые ошибки.

Замените фразеологизмами выделенные обстоятельства, выраженные отдельными словами.

1. Время каникул уже близко (не за горами).

2. В конце нужно рассказать что-нибудь веселое (под занавес).

3. Обо всем нужно рассказать  откровенно (с открытой душой).

4. Мы не знали, куда  шли (куда глаза глядят).

- Порт «Весёлые поэты». 

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют.

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают.

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги.

4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухим .

Ответ: 1. нос; 2. уши; 3. ветер; 4. язык; 5. вода.

-   Подведение итогов.

Почему мы обращаем на фразеологизмы внимание внимание?

        Во-первых, изучение фразеологизмов позволяет лучше познать сам язык, его законы, строение.

        Во-вторых, фразеологизмы помогают нам глубже понять историю и характер нашего народа.

        В-третьих, знание фразеологизмов повышает речевую культуру человека, расширяет наш словарный запас, делает речь образной, красивой, выразительной. А разве не к этому мы стремимся, когда изучаем русский язык?

  1. Домашнее задание: стр. 99-100; упр. 227; принести фразеологический словарь.

«Найди фразеологизм».

         

Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.

  1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
  2. Я  не нашел себе места и стал в проходе.         2. Отец не находил себе места от волнения.
  3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.        3. Весна уже не за горами.
  4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
  5. В двух словах он допустил три ошибки.                5. В двух словах изложите вашу просьбу.
  6. Ни днем, ни ночью гости не приехали.                6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
  7. За едой малыш прикусил язык и заплакал.        7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

  1. Пудель продолжал стоять на задних лапках.        9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
  2. Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.

        

«Найди фразеологизм».

         

Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.

  1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
  2. Я  не нашел себе места и стал в проходе.         2. Отец не находил себе места от волнения.
  3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.        3. Весна уже не за горами.
  4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
  5. В двух словах он допустил три ошибки.                5. В двух словах изложите вашу просьбу.
  6. Ни днем, ни ночью гости не приехали.                6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
  7. За едой малыш прикусил язык и заплакал.        7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

  1. Пудель продолжал стоять на задних лапках.        9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
  2. Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.

        

«Найди фразеологизм».

         

Из парных предложений, записанных в карточке, выбрать предложения с фразеологическими сочетаниями, пользуясь известными их признаками. Подчеркнуть фразеологический оборот.

  1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем попрек. 1.Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.
  2. Я  не нашел себе места и стал в проходе.         2. Отец не находил себе места от волнения.
  3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.        3. Весна уже не за горами.
  4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 4. Они трудились, не разгибая спины до самого вечера.
  5. В двух словах он допустил три ошибки.                5. В двух словах изложите вашу просьбу.
  6. Ни днем, ни ночью гости не приехали.                6. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.
  7. За едой малыш прикусил язык и заплакал.        7. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. 8. Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

  1. Пудель продолжал стоять на задних лапках.        9.Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?
  2. Мы нашли на чердаке, под стропилами крыши, осиное гнездо. 10.Этот особняк в Западном Берлине – осиное гнездо шпионов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

С незапамятных времён, когда люди начали плавать по морям и путешествовать по  пустыням , они сверяли  свой путь по  Солнцу  и звёздам. Они выбирали в качестве ориентира звезду, ко...

Путешествие в страну Фразеология.

Материал 6 класса. Для использования учителем на уроке русского языка при изучении темы "Фразеология".    Презентация....

Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"

Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « Путешествие в страну Фразеология»

Цели: 1.     Формирование интереса к фразеологии, обогащение фразеологического запаса учащихся.2.     Развитие речевых навыков;3.     Закреп...

Игра "Путешествие в страну Фразеологию"

Игра разработана для учащихся 6  - 7 классов...