Вводные конструкции.Обобщение. 11 класс.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Горлова Ирина Сергеевна

Наглядный материал для учащихся, с помощью которого можно обобщить всё ранее изученное по данной теме, закрепить теоретические знания с помощью тренировочных упражнений, подготовиться к выполнению заданий 17, 25 и написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. В качестве Приложения к уроку добавлена карточка - раздаточный материал по данной теме и карточка Самостоятельной работы учащихся(на 2 варианта) для ИГЗ по предмету.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вводные конструкции. Обобщение. 11 класс. Подготовка к заданиям 17, 25, а также к сочинению-рассуждению в ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ Почему лингвист А.М.Пешковский считает вводные конструкции «внутренне чуждыми приютившему их предложению»? Правило : Вводные конструкции не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса. Если их исключить, содержание останется неизменным. Кроме того, их можно заменить синонимичным вв. словом, и смысл также не изменится.

Слайд 3

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ 1) Вводные конструкции – это специальные слова или сочетания слов , при помощи которых говорящих выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность (Наверное, ученица серьезно заболела). С их помощью можно передавать различные чувства (К счастью, все закончилось благополучно)

Слайд 4

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ 2) Вводные конструкции позволяют сделать речь выразительной, образной. В художественных произведениях являются средством создания речевой характеристики образа. Узнаёте, о ком речь? Характеристика Ноздрёва, героя Н.В.Гоголя: « Таких людей приходилось всякому встречать немало. Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке... И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».

Слайд 5

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ 3) При написании сочинения учащимся надо аргументировать, комментировать, выражать свое отношение. Вы будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения. (Как писал А.Пушкин, «любви все возрасты покорны…» или По мнению Чехова, «в человеке всё должно быть прекрасно…»)

Слайд 6

ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ 4) Также вводные слова и сочетания важны в структурировании текста для связи мыслей, оформления порядка мыслей. ( Книги расширяют кругозор читающих. Иначе говоря, они делают нашу речь богаче. Следовательно, чтение помогает человеку точнее выразить свои мысли.)

Слайд 7

Запомните слова, которые никогда не являются вводными словами! Авось, небось, вдруг, ведь, вот, всё-таки, всё же, вряд ли, даже, едва ( едва ли), единовременно, именно, непременно, исключительно, как бы, как раз, как будто, будто бы, лишь, причем, почти, приблизительно, положительно, прочно, равно, решительно, словно, только, хотя (хоть), чуть, якобы.

Слайд 8

Существуют вводные слова-сорняки, являющиеся речевой погрешностью Ведь, значит, мол, якобы, как говорится, так сказать, понимаешь ли, в общем, вот и др. А вот как некий ученик Петров рассказывает о вводных словах. «Ну, вот, значит, вводные – это, значит, слова, которые, так сказать, показывают, как мы относимся к тому, о чем, значит, мы сообщаем. Они, значит, как водится, произносятся с интонацией вводности , не являются, понимаешь, членами предложения, а на письме, получается, выделяются запятыми. В общем, вводные слова, как говорится, надо отличать от других слов». Какое отрицательное явление демонстрируют данные вводные слова?

Слайд 9

Вводные слова-помощники «Вежливые» вводные конструкции способны смягчить отказ, требование, вопрос «в лоб», мнение, возражение оппоненту, привлечь внимание, что демонстрирует уважение, терпимость, культуру. Ведь неслучайно странники Востока желали друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного: может быть, в жизни не придётся больше повстречаться». Итак, какими словами мы можем расположить к себе собеседника?

Слайд 10

Вводные слова-помощники пожалуйста спасибо извините будьте добры будьте любезны позвольте согласитесь простите возможно пожалуй надеюсь не правда ли к сожалению к слову сказать стало быть так сказать мягко говоря право допустим помилуйте вообразите заметьте себе сделайте милость видите ли

Слайд 11

Надо отличать вводные слова и конструкции от членов предложений, чтобы ставить запятые и производить пунктуационный анализ. напротив… - , напротив , по вашему… - , по-вашему, по моему… - , по-моему, в прочем… - , впрочем, очевидно… - , очевидно, кстати… - , кстати , должно быть - , должно быть, может быть - , может быть, возможно - , возможно ,

Слайд 12

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) ее нельзя читать поверхностно. Что(3) значит(4) читать это заявление?

Слайд 13

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 3. Давайте-ка мне руку (1) любезнейший (2) Федор Иванович (3) а то (4) однако (5) упадете, конфуз будет. 4. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.

Слайд 14

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 5. Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно черным. 6.Мы и не надеялись никогда более встретиться (1) однако (2) встретились. Как я его ловко (3) однако! 7. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

Слайд 15

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 8. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Слайд 16

Напишите цифрой , сколько в предложении пропущено знаков препинания. 9. Подъём был очень долгим. Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули. 10. Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение «вечность» начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

Слайд 17

Проверьте себя 1. 12 2. 2 3. 1345 4. 45 5. 12 6. 3 7. 12 8. 1234 9. 3 10. 7

Слайд 18

Проверьте себя 9. Подъём был очень долгим. Вот наконец мы взобрались на гору , остановились и , оглянувшись по сторонам , ахнули. 10. Безусловно , когда переступаешь порог дома Льва Толстого , когда шагаешь по его земле , когда читаешь его произведения , это абстрактное определение «вечность» начинает , кажется , приобретать как бы осязаемую плоть , контуры зримой конкретности.

Слайд 19

Примечание. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (определительного, обстоятельственного, уточняющего, поясняющего…), то от оборота оно НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ. Взгляд музыканта снова потух, и он, ВИДИМО ЗАБЫВ ОБО ВСЕХ, смотрел неизвестно куда. Он увидел своего старого недруга, К СЧАСТЬЮ СИДЕВШЕГО ДОВОЛЬНО ДАЛЕКО ОТ НЕГО. Раскольников, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ СОЗДАВШИЙ теорию за полгода до убийства, в течение месяца вынашивал преступный замысел. Сундук он обнаружил в соседней комнате, СПАЛЬНЕ КАК ОКАЗАЛОСЬ.

Слайд 20

Примечание. Сочинительные союзы от последующего вводного слова отделяются запятой. Уже поздно, И, ПОЖАЛУЙ, нам пора возвратиться. Он собирался придти к нам, НО, ПРИЗНАТЬСЯ, я не готов к встрече. Союз А, реже НО, если они составляют одно целое с последующим вводным словом, НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ от последнего запятой. а значит, а впрочем, а следовательно, но стало быть, но конечно,

Слайд 21

Выполните задание. Каждому из вас раздали листочки. Вставьте в текст пропущенные знаки препинания. Вводные конструкции подчеркните.

Слайд 22

Проверьте себя. Как известно , о вкусах не спорят. Есть такое выражение , ставшее крылатым. Однако иногда, видимо , спорить надо. Общеизвестная истина , к сожалению , стала лозунгом бескультурности , которая пытается оправдать свои пороки. Невежество , подражание гламуру . В результате , дурной вкус и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности. Можно сказать , хороший вкус - примета общей культуры человека. Вкус - это представление человека о красоте , его интересы , увлечения , его манера поведения , общения с людьми. Бесспорно одно : хороший вкус надо прививать с детства , вырабатывать на протяжении всей жизни.

Слайд 23

Проверьте себя. Книги , живопись , музыка , природа , бесспорно , способствуют воспитанию культуры , нравственности , хорошего вкуса. А говорят , что о вкусах не спорят , те , кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе. Как правило , бросают эти слова , чтобы избежать конфуза , не показаться ограниченным , неосведомлённым человеком : мол , отстань , мое дело , разговор окончен! По мнению многих , хороший вкус , культура и нравственность спаяны в нерушимое единство. Значи т , все-таки о вкусах спорить надо!

Слайд 24

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ! Удачи на экзамене!!!



Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство.    Значит все-таки о вкусах спорить надо!

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

        Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство. Значит все-таки о вкусах спорить надо!

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство. Значит все-таки о вкусах спорить надо!

Самостоятельная работа по теме «Вводные конструкции». 1 вариант.

Прочитайте текст. Найдите вводные слова, определите их роль.

   (1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку, согласитесь, никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек, бесспорно, оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, стоит, как говорится, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.                                                                                                      ( по Д. С. Лихачеву)

Напишите сочинение по проблеме, поднимаемой в тексте, выразите

собственное мнение, прокомментируйте, приведите аргументы.

Самостоятельная работа по теме «Вводные конструкции». 2 вариант.

Прочитайте текст. Найдите вводные слова, определите их роль.

     (1)Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?     (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

    (3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

    (6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.

   (9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным и презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

   (11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому, понимание особенностей манеры спорить умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

( Л. Павлова, публицист).

Напишите сочинение по проблеме, поднимаемой в тексте, выразите

собственное мнение, прокомментируйте, приведите аргументы.

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство.    Значит все-таки о вкусах спорить надо!

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

        Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство. Значит все-таки о вкусах спорить надо!

Обобщение по теме «Вводные конструкции». Вставьте пропущенные запятые.

Как известно о вкусах не спорят. Есть такое выражение ставшее крылатым.

        Однако иногда видимо спорить надо. Общеизвестная истина к сожалению стала лозунгом бескультурности которая пытается оправдать свои пороки. Невежество, подражание гламуру. В результате дурной вкус  и дурной тон расцветают пышным цветом на фоне общей безнравственности.

      Можно сказать хороший вкус примета общей культуры человека. Вкус это представление человека о красоте его интересы увлечения его манера поведения общения с людьми. Бесспорно одно хороший вкус надо прививать с детства  вырабатывать на протяжении всей жизни. Книги живопись музыка природа бесспорно способствуют воспитанию культуры  нравственности  хорошего вкуса. А говорят что о вкусах не спорят те кому привычны вседозволенность и нетребовательность к себе.  Как правило бросают эти слова чтобы избежать конфуза не показаться ограниченным неосведомлённым человеком: мол отстань мое дело разговор окончен!

         По мнению многих хороший вкус культура и нравственность спаяны в нерушимое единство. Значит все-таки о вкусах спорить надо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок 4 класс УМК Enjoy English

Знакомство  учебником, введение новой лексики. ее отработка в речи, работа в парах....

Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.

Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....

Презентация на тему "Вводные слова" 8 класс

Данная презентация поможет в усвоении темы "Вводные слова"....

Вводный урок 5 класс

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенически...

Вводный тест 11 класс.

Вводный тест поможет освежить знания учеников после летних каникул и настроит их на учебу....

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.

Контрольная работа поможет повторить  и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...