Лексика. 6 класс. Урок – повторение и обобщение знаний
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок - повторение и обобщение знаний по теме "Лексика" в 6 классе. Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода с использованием соответсвующих методов и приемов и упором на воспитательную функцию урока как важнейшей его составляющей. Продемонстрирован на межрайонном уровне в качестве итоговой работы по завершении курсов повышения квалификации ФГОС 2 поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_6kl_konkurs.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 6 класс
Разработка урока. ФГОС
Лексика
Урок – повторение и обобщение знаний
В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагается самореализация школьника непосредственно в процессе обучения и познания.
Таким образом, на уроке необходимо не только усвоение знаний в традиционном понимании, но и формирование универсальных учебных действий:
-личностных;
-регулятивных;
-познавательных;
-коммуникативных.
Также важнейшей функцией современного урока является воспитательная функция, которая реализуется на каждом этапе урока.
В представленной ниже разработке на этапе вызова воспитательная функция реализуется в определении ответственности учащегося за дальнейшую деятельность на уроке. На этапе актуализации знаний и последующей проверки формируются навыки самоконтроля и самоанализа, что является неотъемлемой частью воспитания в процессе обучения. При работе с текстом воспитательная функция реализуется напрямую через дидактическую идею текста. На следующем этапе при выполнении задания по тексту и на этапе выполнения домашнего задания развиваются коммуникативные умения и навыки - осуществляется работа в группах. В конце урока предусмотрен этап рефлексии, рефлексия осуществляется также по завершении каждого этапа урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 мин |
| Приветствие | Приветствие |
1 мин |
Определение роли учащегося в дальнейшей деятельности, обозначение его ответственности за ход урока. | Предлагаю вам сегодня провести урок вместе со мной. Мы будем не только узнавать и повторять, но и творить и, я надеюсь, получать удовольствие. Согласны? | Да! |
5 мин |
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа. | Объяснение задания с использованием раздаточного материала и доски (см. приложение 1) Перед вами на листах, обозначенных цифрой 1, небольшая табличка. В ней даны утверждения. Слева пустая колонка. Прочитав каждое из этих утверждений, в этой колонке вы должны поставить один из трех знаков (+/-/? – их значение указано на доске заранее, таблица также приготовлена заранее) в зависимости от того, согласны вы с этим утверждением, не согласны или сомневаетесь в нем. Выполняйте задание самостоятельно, затем мы проверим, что у вас получилось. ( Учитель заполняет на доске колонку в соответствии с ответами детей). | Выполнение задания |
5 мин |
Формирование навыков самоконтроля и самоанализа. | Посмотрите на доску. После выполнения этого задания у нас остались сомнения по поводу некоторых утверждений. Давайте проверим, где же мы были правы, а где ошиблись. Возьмите лист под номером 2. Внимательно прочтите текст и сверьте информацию, данную в нем, с вашей таблицей, если нужно, исправьте ошибки. Коллективная проверка. Учителем исправляются ошибки в таблице на доске | Читают, исправляют |
3 мин |
Рефлексия | Для чего нам нужно было это задание? Верно. Опираясь на табличку и текст, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Запишите ее в тетради. Число. Классная работа. Тема. И как вы думаете, какова цель этого урока? Верно. А еще, кроме повторения теории, мы с вами будем наблюдать все перечисленные группы слов в тексте. | Повторить то, что мы знаем о лексике Обобщение по теме «Лексика». Объединить все, что мы знаем о лексике. |
14 мин |
Формирование понимания значимости процесса обучения и познания через идею текста | Переходим к следующему заданию. Перед вами лист №3 с табличкой, где каждая колонка названа в соответствии с теми группами слов, о которых мы уже говорили. Эту табличку мы должны будем заполнить после прочтения текста. А чтобы это было проще сделать, вооружитесь карандашами или ручками. В процессе чтения текста мы будем отмечать слова, которые сможем затем поместить в табличку, в соответствующую колонку. Но это не все! Как я и обещала, будем творить! Текст мы будем читать не весь целиком, а по частям. После каждой части, нам нужно будет предположить, что же произойдет дальше. Итак, необычно свернутый лист №4. Читаем первую часть теста… | |
10 мин |
Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа. | С первой частью задачи мы справились. Какое у вас впечатление от текста? А теперь заполним нашу табличку примерами из текста. (Учащиеся делятся на группы. Каждая группа заполняет свою колонку таблицы. Затем коллективная проверка.) Даю вам на эту работу 5 минут. Все примеры выписывать не нужно. 2-3 для каждой колонки. | Веселый… Зачитывается по нескольку примеров из каждой колонки. |
2 мин |
Рефлексия | Как вы оцениваете свою работу сегодня? Достигли мы цели, которую поставили себе в начале? Вы молодцы! Каким вам показался этот урок? Какую пользу он нам принес? Как вы считаете, нужно ли лично вам повторить что-либо по теме? | |
4 мин |
Оценки за урок. Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа. | Вашим домашним заданием будет: еще раз внимательно прочитать текст и закончить заполнение таблицы. Этот лист прикрепите, пожалуйста, в тетради. А второе ваше задание – творческое. Вы уже поделены на группы. И этой группой вы должны будете создать мини-проект. Мы сегодня в процессе работы вспомнили, что лексика тоже делится на определенные группы. Теперь в соответствии с этим делением прошу вас создать словарик «Лексика», где каждая группа будет представлена 5-10 примерами. Оформление на ваше усмотрение, чем оригинальней ваша задумка, тем выше оценка. В первой части работы обязательно должна быть теоретическая статья. Помните, что работа над проектом предполагает разделение обязанностей. Пожалуйста, выберите руководителя каждой группы и сообщите мне. Именно эти люди будут контролировать процесс (участвовать тоже) и сдадут мне работу. (Задание на перспективу, срок сдачи через 2-3 урока. По итогам работы возможен следующий этап – создание общего словаря.) Оценки за сегодняшний урок. | |
Спасибо за работу. До свидания, ребята. | До свидания |
№1
Перепутанные логические цепочки
Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов. | ||
2. | Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся в русском языке. | |
3. | Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят. | |
4. | Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев. | |
5. | Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди. | |
6. | Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы. | |
7. | Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными. | |
8. | Просторечная лексика - слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие литературной норме. |
№1
Перепутанные логические цепочки
Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов. | ||
2. | Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся в русском языке. | |
3. | Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят. | |
4. | Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев. | |
5. | Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди. | |
6. | Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы. | |
7. | Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными. | |
8. | Просторечная лексика - слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие литературной норме. |
№2
Лексика в широком смысле слова – это словарный состав языка.
В более узком смысле - раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.
Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:
1.Общеупотребительная лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.
2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.
3. Диалектная лексика – слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.
4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.
5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
6. Просторечная лексика - слова, выражения, распространённые в разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.
№2
Лексика в широком смысле слова – это словарный состав языка.
В более узком смысле - раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.
Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:
1.Общеупотребительная лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.
2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.
3. Диалектная лексика – слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.
4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.
5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
6. Просторечная лексика - слова, выражения, распространённые в разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.
№3
Общеупотребительная лексика | Просторечная лексика | Диалектная лексика | Устаревшая лексика | Иноязычная лексика (заимствованная) |
№3
Общеупотребительная лексика | Просторечная лексика | Диалектная лексика | Устаревшая лексика | Иноязычная лексика (заимствованная) |
№4
Случай на уроке русского языка
Однажды Вова, ученик 5 класса, заснул на уроке русского языка, и приснился ему сон, будто отправила его злая мачеха в лес за подснежниками…
И вот идет он по весеннему лесу, вокруг птички поют, солнышко яркое светит, первые проталины появляются. Идет и думает, как бы ему подснежники найти. И вдруг видит на тропинке перед ним стоит человек необыкновенный: с бородой, в кафтане, сафьяновых сапогах и парчовой шапке, расшитой драгоценными камнями, точь-в-точь такой, какого Вова видел на иллюстрации в книге сказок А.С.Пушкина.
-Здравствуйте, уважаемый … боярин…- нерешительно сказал Вова.
-Здрав будь, отрок! Скажи мне, коли знаешь, как выйти из леса этого окаянного. Незнамо как попал сюда, да и плутаю теперь…
- Да я и сам не знаю ни как попал сюда, ни как выйти. Но пойдемте вместе выход искать, может быть, и подснежники нам по дороге встретятся.
- Пойдем, вдвоем всяко веселее, авось и перестанет леший нам следы путать.
Так пошли они дальше вместе и вышли на поляну. А на поляне…
СТОП
А на поляне стоит камень в рост человеческий. И у камня того - старушка в сарафане и лаптях, в платок кутается. А рядом с ней - вот уж совсем небывалое дело - задумчиво глядя на камень, стоит юноша в тоге и сандалиях.
Увидела бабушка Вову и говорит: «Здравствуй, хлопчик, помоги ты нам Христа ради! Неграмотная я, не могу прочитать, что на камне написано, а вдруг сказано тут, как из лесу этого проклятого выбраться. Этот-то, ирод, ни бельмеса по-нашему не понимает, стоит только, да зубами от холода стучит».
«Конечно! – подумал Вова - в сказках на камне всегда указано, куда идти и что делать». Подошел он к камню и прочитал:
СТОП
«Из-за тебя, Вова, ни в чем неповинные люди оказались в лесу. Вот что бывает, если спать на уроках!» И подпись: «Твоя учительница Мария Сергеевна».
Посмотрел Вова на замерзших и растерянных жертв своей безответственности, хотел было что-то сказать в свое оправдание да не успел – проснулся. Посмотрел на доску, на Марию Сергеевну, которая что-то рассказывала о лексике, и тихонько сказал: «Никогда больше не буду спать на уроках, честное слово! Да и «Лексику» теперь придется самостоятельно изучать…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей"
Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей" применяется при обощении знаний при изучении отдела Водоросли в 6 классе....
Тема урока: повторение и обобщение знаний по теме «Давление»
Данный урок проводится, чтобы проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы; выявить трудности освоения знаний по теме "Давление"...
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Взаимодействие тел"
Урок повторения и обобщения знаний по теме,применение знаний в новой ситуации при решении качественных,расчетных и экспериментальных задач....
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" 9 класс
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" (конспект урока и презентация)....
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)
Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...
Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...
Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...