Лексика. 6 класс. Урок – повторение и обобщение знаний
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Голайченко Ирина Алексеевна

Урок - повторение и обобщение знаний  по теме "Лексика" в 6 классе. Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода с использованием соответсвующих методов и приемов и упором на воспитательную функцию урока как важнейшей его составляющей. Продемонстрирован на межрайонном уровне в качестве итоговой работы по завершении курсов повышения квалификации ФГОС 2 поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_6kl_konkurs.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 6 класс

Разработка урока. ФГОС

Лексика

Урок – повторение и обобщение знаний

В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагается самореализация школьника непосредственно в процессе обучения и познания.

Таким образом, на уроке необходимо не только усвоение знаний в традиционном понимании, но и формирование универсальных учебных действий:

-личностных;

-регулятивных;

-познавательных;

-коммуникативных.

         Также важнейшей функцией современного урока является воспитательная функция, которая реализуется на каждом этапе урока.

В представленной ниже разработке на этапе вызова воспитательная функция реализуется в определении ответственности учащегося за дальнейшую деятельность на уроке. На этапе актуализации знаний и последующей проверки формируются навыки самоконтроля и самоанализа, что является неотъемлемой частью воспитания в процессе обучения. При работе с текстом воспитательная функция реализуется напрямую через дидактическую идею текста. На следующем этапе при выполнении задания по тексту и на этапе выполнения домашнего задания развиваются коммуникативные умения и навыки - осуществляется работа в группах. В конце урока предусмотрен этап рефлексии,  рефлексия осуществляется также по завершении каждого этапа урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин

  1. Орг. момент

Приветствие

Приветствие

1 мин

  1. Вызов

Определение роли учащегося в дальнейшей деятельности, обозначение его ответственности за ход урока.

Предлагаю вам сегодня провести урок вместе со мной. Мы будем не только узнавать и повторять, но и творить и, я надеюсь, получать удовольствие.

Согласны?

Да!

5 мин

  1. Актуализация знаний (перепутанные логические цепочки)

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа.

Объяснение задания с использованием раздаточного материала и доски

(см. приложение 1)

Перед вами на листах, обозначенных цифрой 1, небольшая табличка. В ней даны утверждения. Слева пустая колонка. Прочитав каждое из этих утверждений, в этой колонке вы должны поставить один из трех знаков (+/-/? – их значение указано на доске заранее, таблица также приготовлена заранее) в зависимости от того, согласны вы с этим утверждением, не согласны или сомневаетесь в нем.

Выполняйте задание самостоятельно, затем мы проверим, что у вас получилось.

( Учитель заполняет на доске колонку в соответствии с ответами детей).

Выполнение задания

5 мин

  1. Проверка ответов по тексту

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа.

Посмотрите  на доску. После выполнения этого задания у нас остались сомнения по поводу некоторых утверждений. Давайте проверим, где же мы были правы, а где ошиблись.

Возьмите лист под номером 2. Внимательно прочтите текст и сверьте информацию, данную в нем, с вашей таблицей, если нужно, исправьте ошибки.

Коллективная проверка.

Учителем исправляются ошибки в таблице на доске

Читают, исправляют

3 мин

  1. Подведение итога первого этапа – формулировка темы.

Рефлексия

Для чего нам нужно было это задание?

Верно. Опираясь на табличку и текст, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Запишите ее в тетради. Число. Классная работа.

Тема.

И как вы думаете, какова цель этого урока?

Верно. А еще, кроме повторения теории, мы с вами будем наблюдать все перечисленные группы слов в тексте.

Повторить то, что мы знаем о лексике

Обобщение по теме «Лексика».

Объединить все, что мы знаем о лексике.

14

мин

  1. Работа с текстом

Формирование понимания значимости процесса обучения и познания через идею текста

Переходим к следующему заданию.

Перед вами лист №3 с табличкой, где каждая колонка названа в соответствии с теми группами слов, о которых мы уже говорили. Эту табличку мы должны будем заполнить после прочтения текста. А чтобы это было проще сделать, вооружитесь карандашами или ручками. В процессе чтения текста мы будем отмечать слова, которые сможем затем поместить в табличку, в соответствующую колонку.

Но это не все! Как я и обещала, будем творить!

Текст мы будем читать не весь целиком, а по частям. После каждой части, нам нужно будет предположить, что же произойдет дальше.

Итак, необычно свернутый лист №4. Читаем первую часть теста…

10 мин

  1. Итог работы с текстом

Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа.

С первой частью задачи мы справились.

Какое у вас впечатление от текста?

А теперь заполним нашу табличку примерами из текста.

(Учащиеся делятся на группы. Каждая группа заполняет свою колонку таблицы. Затем коллективная проверка.) Даю вам на эту работу 5 минут. Все примеры выписывать не нужно. 2-3 для каждой колонки.

Веселый…

Зачитывается по нескольку примеров из каждой колонки.

   2

мин

  1. Итог урока

      Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу сегодня? Достигли мы цели, которую поставили себе в начале?

Вы молодцы!

Каким вам  показался этот урок?

Какую пользу он нам принес?

Как вы считаете, нужно ли лично вам  повторить что-либо по теме?

4 мин

  1. Домашнее задание.

     Оценки за  урок.

Развитие коммуникативных умений и навыков, навыков самоконтроля и самоанализа.

Вашим домашним заданием будет: еще раз внимательно прочитать текст и закончить заполнение таблицы. Этот лист прикрепите, пожалуйста, в тетради.  

А второе ваше задание – творческое.

Вы уже поделены на группы. И этой группой вы должны будете создать мини-проект.

Мы сегодня в процессе работы вспомнили, что лексика тоже делится на определенные группы. Теперь  в соответствии с этим делением прошу вас создать словарик «Лексика», где каждая  группа будет представлена 5-10 примерами. Оформление на ваше усмотрение, чем оригинальней ваша задумка, тем выше оценка.

В первой части работы обязательно должна быть теоретическая статья.

Помните, что работа над проектом предполагает разделение обязанностей. Пожалуйста, выберите руководителя каждой группы и сообщите мне. Именно эти люди будут контролировать процесс (участвовать тоже) и сдадут мне работу. (Задание на перспективу, срок сдачи через 2-3 урока. По итогам работы возможен следующий этап – создание общего словаря.)
Творите! Пишите, рисуйте, привлекайте словари и компьютеры, родителей и все возможные средства! Желаю удачи!

Оценки за сегодняшний урок.

Спасибо за работу. До свидания, ребята.

До свидания

№1

Перепутанные логические цепочки

Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

2.

Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся  в русском языке.

3.

Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят.

4.

Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев.

5.

Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди.

6.

Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы.

7.

Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными.

8.

Просторечная лексика -  слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие  литературной норме.

№1

Перепутанные логические цепочки

Лексика – это раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

2.

Профессиональная лексика – слова, которые употребляют люди, хорошо разбирающиеся  в русском языке.

3.

Общеупотребительная лексика – слова, которые понятны всем людям, вне зависимости от языка, на котором они говорят.

4.

Иноязычная лексика – слова, которые мы слышим от иностранцев.

5.

Устаревшая лексика – слова, которые употребляют только пожилые люди.

6.

Устаревшая лексика делится на две группы – архаизмы и историзмы.

7.

Слова, которые используются не везде, а только в определенной местности, называются диалектными.

8.

Просторечная лексика -  слова, выражения, свойственные малообразованным людям, не соответствующие  литературной норме.

№2

Лексика  в широком смысле слова – это словарный состав языка.

В более узком смысле - раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.

Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:

1.Общеупотребительная  лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.

2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.

3. Диалектная лексика –  слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.

4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.

5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

          6. Просторечная лексика - слова, выражения, распространённые в  разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.   

№2

Лексика  в широком смысле слова – это словарный состав языка.

В более узком смысле - раздел науки о языке, который изучает значение и употребление слова.

Лексика как совокупность слов языка делится на несколько групп:

1.Общеупотребительная  лексика – слова, которые употребляются всеми носителями языка.

2.Лексика профессиональная – слова, которые используются людьми определенной профессии.

3. Диалектная лексика –  слова, которые известны и употребляются не везде, а только в той или иной местности.

4. Лексика устаревшая – слова, вышедшие из употребления. Эта группа в свою очередь делится на архаизмы и историзмы.

5. Иноязычная (заимствованная лексика) – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

          6. Просторечная лексика - слова, выражения, распространённые в  разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.


№3

Общеупотребительная лексика

Просторечная лексика

Диалектная лексика

Устаревшая лексика

Иноязычная лексика (заимствованная)

№3

Общеупотребительная лексика

Просторечная лексика

Диалектная лексика

Устаревшая лексика

Иноязычная лексика (заимствованная)


№4          

Случай на уроке русского языка

Однажды Вова, ученик 5 класса, заснул на уроке русского языка, и приснился ему сон, будто отправила его злая мачеха в лес за подснежниками…

И вот идет он по весеннему лесу, вокруг птички поют, солнышко яркое светит, первые проталины появляются. Идет и думает, как бы ему подснежники найти. И вдруг видит на тропинке перед ним стоит человек необыкновенный: с бородой, в кафтане, сафьяновых сапогах и парчовой шапке, расшитой драгоценными камнями, точь-в-точь такой, какого Вова видел на иллюстрации в книге сказок А.С.Пушкина.

-Здравствуйте, уважаемый … боярин…- нерешительно сказал Вова.

-Здрав будь, отрок! Скажи мне, коли знаешь, как выйти из леса этого окаянного. Незнамо как попал сюда, да и плутаю теперь…

- Да я и сам не знаю ни как попал сюда, ни как выйти. Но пойдемте вместе выход искать, может быть, и подснежники нам по дороге встретятся.

- Пойдем, вдвоем всяко веселее, авось и перестанет леший нам следы путать.

Так пошли они дальше вместе и вышли на поляну. А на поляне…

СТОП

А на поляне стоит камень в рост человеческий. И у камня того - старушка в сарафане и лаптях, в платок кутается. А рядом с ней - вот уж совсем небывалое дело - задумчиво глядя на камень, стоит юноша в тоге и сандалиях.

Увидела бабушка Вову и говорит: «Здравствуй, хлопчик, помоги ты нам Христа ради! Неграмотная я, не могу прочитать, что на камне написано, а вдруг сказано тут, как из лесу этого проклятого выбраться. Этот-то, ирод, ни бельмеса по-нашему не понимает, стоит только, да зубами от холода стучит».

«Конечно! – подумал Вова - в сказках на камне всегда указано, куда идти и что делать». Подошел он к камню и прочитал:

СТОП

«Из-за тебя, Вова, ни в чем неповинные люди оказались в лесу. Вот что бывает, если спать на уроках!» И подпись: «Твоя учительница Мария Сергеевна».

Посмотрел Вова на замерзших и растерянных жертв своей безответственности, хотел было что-то сказать в свое оправдание да не успел – проснулся. Посмотрел на доску, на Марию Сергеевну, которая что-то рассказывала о лексике, и тихонько сказал: «Никогда больше не буду спать на уроках, честное слово! Да и «Лексику» теперь придется самостоятельно изучать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей"

Урок повторения и обобщения знаний "Погружение в мир водорослей" применяется при обощении знаний при изучении отдела Водоросли в 6 классе....

Тема урока: повторение и обобщение знаний по теме «Давление»

Данный урок проводится, чтобы проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы; выявить трудности освоения знаний по теме "Давление"...

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Взаимодействие тел"

Урок повторения и обобщения знаний по теме,применение знаний в новой ситуации при решении качественных,расчетных и экспериментальных задач....

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" 9 класс

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" (конспект урока и презентация)....

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)

Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...