Сценарий для конкурса "Знатоки русского языка"
олимпиадные задания по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Сценарий для учащихся 6-7 классов. Конкурс-игра "Умники и умницы" по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dlya_konkursa.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий для конкурса знатоков русского языка
Учащиеся делятся на команды по 6 человек.
Каждая команда подбирает себе название.
Ход игры
Начало игры: команды представляются.
Знакомимся с правилами игры.
1. Отборочный тур.
Команда, которая наберёт большее количество умников, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.
2. Основной тур.
Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество умников, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество умников, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество умников.
Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.
Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.
На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.
На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить 2 ошибки.
Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.
3. Подведение итогов.
1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.
2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество умников, получают дипломы и призы.
Оценивает знания предварительно выбранное жюри.
Вопросы и задания для отборочного тура.
1. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (ЗАЛ)
2.Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква Ц)
3. Всякое ли слово, обозначающее действие, является глаголом? (печь, разбег, разлив)
4. Что общего с точки зрения морфологии в пословицах и поговорках: «Смелого пуля
боится; Кто старое помянет, тому глаз вон; Ленивому всегда праздник»? (это сущ)
5. Какими членами предложения являются выделенные слова в пословице: «На нет и
суда нет»? (дополнение и сказуемое)
6. Как краткие прилагательные звонок и мелок превратить в существительные, не меняя ни одной буквы? (поменять ударение)
7. Какого рода кресло-качалка? (среднего)
8.Настанут ли для нас более лучшие времена? (лучшие времена)
9. Почему учитель из кинофильма «Доживём до понедельника» возмутился, услышав такую фразу: «Я им говорю: «Не ложите в парту», а они всё ложут и ложут»? ( нужно говорить класть, кладут)
10. Какой недочёт допущен в высказывании: «Возвратившись из экспедиции, капитан
привёз с собой медведя. Он рассказал нам много интересного»? (Кто рассказал? Капитан? Медведь?)
11. Правильно ли выражена мысль в предложении: «Благодаря сильным морозам, по-
севы озимой пшеницы погибли»? (Благодарить за это нельзя)
12. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным,
употребляемым в значении существительного? (Русские)
Задания для игроков, стоящих на дорожках.
Красная дорожка (I)
1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:
Ползёт, как... (черепаха).
Молчит, как ... (рыба).
Трещат, как... (сороки).
2. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10000. В современном
языке такого числительного нет, но мы часто употребляем это слово, когда хотим
сказать о большом количестве. Что это за слово? (тьма)
Красная дорожка (II)
1.Существует такое устойчивое выражение: втирать очки. Оно значит: ‘обманывать, вводить в заблуждение, пускать пыль в глаза’. Казалось бы, все ясно, и все же: почему очки втирают, а не, скажем, замазывают? (Первоначально выражение втирать очки было связано совсем не с теми очками, которые мы носим на носу. Этот фразеологизм пришел к нам из лексикона карточных шулеров, которые пользовались особыми, «порошковыми» картами. Нарисованные на них очки (обозначающие номинал карты) можно было движением пальца незаметно стереть. Таким образом, например, восьмерка превращалась в семерку. Позже, однако, эта мотивировка забылась и фразеологизм втирать очки сблизился с другими выражениями, в которых очки – прибор, улучшающий зрение (ср.: смотреть сквозь розовые очки).
2. В известной русской сказке старик просит старуху испечь ему колобок, а та отвечает: «Да из чего испечь-то? Муки нет». Тогда старик советует: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – глядь и наберется». Что такое сусеки?( Сусек – ныне забытое слово, обозначавшее большой ящик (ларь) или отгороженное место в амбаре, в котором хранилось зерно. Читатель сказки догадывается об этом значении, во-первых, потому, что, судя по контексту, в сусеках должно храниться зерно (мука), а во-вторых, рядом с сусеками упоминается амбар – значит, это что-то близкое...)
Жёлтая дорожка (I)
1. Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано? (Ответ. Слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов: самооборона без оружия (сам + б + о).
2.Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово? (Ответ. Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши > беруши).
3. Найдите среди следующих слов однокоренные:
персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.( Среди приведенных слов – персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник – однокоренными являются перстень и наперсток. Они образованы от корня перст со значением ‘палец’. Исторически к тому же корню восходит еще и слово перчатка, но сейчас его связь с этим корнем затемнена.
Жёлтая дорожка (II)
- Правильно ли выражена мысль в предложении: «Расскажи кратко свою автобиографию»? (лишнее слово свою)
- Замените одним словом: задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок (важничать, мешать, громко, наизусть)
3. Что значит бобыль? (. Бобыль – устаревающее название одинокого бедного человека. Когда-то так называли крестьянина, не имеющего своей пахотной земли. В современном языке это слово чаще всего встречается в составе выражения жить бобылем – ‘вести одинокий, холостой и бедный образ жизни’).
Зелёная дорожка (I)
1. Какое слово лишнее? «Пятый лишний».
Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.
- Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у? (Врач-терапевт при осмотре горла говорит: «Скажите а-а», во-первых, для того, чтобы пациент пошире раскрыл рот. И, во-вторых, когда человек произносит а-а, то маленький язычок (увула), находящийся у него в глубине ротовой полости, приподнимается вверх (это он делает для того, чтобы перекрыть проход в носовую полость). И тогда врач может спокойно рассмотреть заднюю стенку глотки: нет ли там воспаления, гнойничков и т.п.)
- В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:
– Степка, хочешь щец?
– Фу!
Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали? (Искусственное высказывание – Степка, хочешь щец? – Фу! – младшеклассники использовали для того, чтобы усвоить перечень глухих согласных русского языка – все они (без разделения на твердые и мягкие) присутствуют в этой фразе.)
- У Маши был велосипед, а у ее брата Пети не было. Однажды Петин сосед, возвращаясь домой, увидел, что тот катается на Машином велосипеде.
– Чей это велосипед? – спросил сосед.
– Теперь мой, – ответил Петя.
– Как так? – удивился сосед.
– Вот так.
– На время?
– Навсегда.
– Ты забрал его тайком?
– Нет.
– Силой?
– Нет, Маша сама отдала.
– Ты дал за него денег?
– Нет.
И Петя рассказал, что он велосипед
а) одолжил;
б) купил;
в) отнял;
г) выменял;
д) украл.
(Из предложенных глаголов приобретения, или завладения, мы по очереди зачеркиваем один за другим. Если не на время, то не одолжил: одалживают обязательно на какое-то время. Если взял не тайком, то не украл. Если взял не силой, то не отнял. Если не за деньги, то не купил. Из всего ряда, таким образом, остается единственный глагол. Ответ – г) выменял.)
Зеленая дорожка (II)
1. Какая буква исчезла из слов?
БРБН
СТРТ
СТКН
НГРД
МРК (Буква А)
2. Узнайте, о чём идёт речь.
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре. (НОС)
3. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.
Мишка плачет и ревёт:
Просит пчёл, чтоб дали ...
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ...
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли ...
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько ... (мёд, гол, лапки, корку)
4. Как изменится строение предложения: Скоро в магазин привезут новые товары, если
глагол привезут заменить глаголом поступят? (изменятся члены предложения)
Задания теоретикам
1. Восстановите предложение.
Под окном пряли три вечерком девицы поздно.
- Кто автор?
2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят:
Водой ...
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес,...
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...
(водой не разольешь, кто по дрова, уши вянут)
3. Добавьте к словам букву «я».
- Какие новые слова получились?
Беда (ябеда).
Мак (маяк).
Пол (тля).
Кол (Коля).
4.
– У меня дома завелись, тьфу, забыл, как называются.
– Насекомые?
– Да.
– Ползают?
– Да.
– Страшные?
– Очень.
– Кусаются?
– Нет.
– С усами?
– Вроде да.
– Так это же:
а) ящерицы;
б) тараканы;
в) муравьи;
г) клопы;
д) мухи.
5. Андрей пожаловался Ивану, что, разговаривая по телефону, не мог понять собеседника.
– Ты знаешь, он как-то странно говорил.
– Слишком громко?
– Нет.
– Слишком тихо?
– Нет.
– Как будто был простужен?
– Да нет, скорее как будто…
Тут Иван понял, что собеседник Андрея
а) сипел;
б) хрипел;
в) шамкал;
г) гнусавил;
д) шептал;
е) кричал.
6. Лена все допытывалась у Сережи, как он к ней относится.
– Хорошо?
– Да.
– Ты ко мне относишься как к коллеге по работе?
– Нет.
– Как к товарищу?
– Нет.
– Но это серьезное чувство?
– Да.
– Это связано с моим умом, знаниями и моральными качествами?
– Не очень.
– Ты переживаешь, что я нравлюсь другим мужчинам?
– Вроде нет.
Лена догадалась, что Сережа ее
а) ценит;
б) любит;
в) уважает;
г) ревнует;
д) презирает.
7. Как превратить хвойное дерево в приспособление для откачивания жидкостей или газов? (СОСНА – НАСОС)
8. Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли, исчезнуть с лица земли).
9. Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Переливать из пустого в порожнее)
10. Чем отличаются следующие формы глагола: начальная форма, неопределённая форма, инфинитив? (Это слова-синонимы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Сценарий КВН по русскому языку в 5–6-х классах по теме "Выучи русский язык"
Сценарий КВН по русскому языку в 5-6 классе по теме "Выучи русский язык"...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Сценарий КВН по русскому языку "Знаешь ли ты русский язык?"
Сценарий внеклассного занятия по русскому языку, на котором дети узнают новое, занимательное на основе известного лингвистического материала...
Сценарий КВН по русскому языку в 6 классе по теме "Выучи русский язык"
Главной целью мероприятия я считаю пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову....