Не с разными частями речи
презентация к уроку по русскому языку на тему

Тодорова Людмила Петровна

Презентация содержит правила написания не- с разными частями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-praktikum_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.ppt244.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум НЕ с разными частями речи Цели : 1. Повторение и обобщение сведений о написании НЕ с разными частями речи 2. Отработка умений и навыков написания НЕ с разными частями речи с использованием ИКТ

Слайд 2

НЕ Частица ( не работая ) Приставка ( неправда ) Часть корня (ненависть )

Слайд 3

Определить часть речи Первоначально, первоначальный, желание, погружается, обращаясь, никто, некогда, стелющийся, особенность, отделавшись, раненый, тонко, тонкий, объясняться, объясняясь, объясняющийся, сделав, пятый, сделано, закончить, законченный, закончив, красивый, красив, красота, краснеть, краснеющий, краснея. - Вспомни вопросы каждой части речи

Слайд 4

Существительное, прилагательное, наречие (о-е) слитно раздельно Можно заменить синонимом ( неправда, некрасивый, некрасиво) Есть противопоставление с союзом а ( не правда, а ложь ) Есть слова : далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никак ... (далеко не красивый ) Без НЕ не употр-ся невежа, нелепый

Слайд 5

Проверь себя!!! (не)приятности (не)правда, а ложь (не)весёлый (не)громко Вовсе (не)далеко (не)красив (не)ряшливый Ничуть (не)весело (не)всерьёз (не)доумение (не)высокий, но красивый (не)довес муки (не)доброжелательность Отнюдь (не)смел Не приятности Не правда, а ложь Не весёлый Не громко Вовсе не далеко Не красив Не ряшливый Ничуть не весело Не всерьёз Не доумение Не высокий, но красивый Не довес муки Не доброжелательность Отнюдь не смел

Слайд 6

НЕ забывай!!! НЕ с глаголами , деепричастиями – раздельно ( не работать, не работая ) И с к л ю ч е н и е : без НЕ не употребляется ( ненавидеть) НЕ с числительными – раздельно (не трое, не пятый ) Местоимение отрицательные остальные – раздельно ( не я , не твоя, не их) (некого – не у кого)

Слайд 7

Причастие Раздельно : 1. С краткими причастиями ( не написана ) 2. Есть зависимое слово (не пришедший вовремя) 3. Есть союз а ( не законченное, а начатое ) 4. Есть слова : далеко не, совсем не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не .... Слитно 1. Без НЕ не употребляется ( ненавидевший ) 2. Нет зависимого слова, нет союза а ( непришедший ученик )

Слайд 8

Выборочный диктант Выписать слова, где НЕ пишется слитно ( не )сбежав, ( не )ты, ( не )кто, ( не )с кем, ( не )сколько, ( не )десять, ( не )десятый, ( не )истовствовать, ( не )делая, ( не )о ком, ( не )кем, ( не )зависеть, ( не )дооценивая, ( не )годуя, постоянно ( не )досыпать некто, несколько, неистовствовать, некем, недооценивая, негодуя, постоянно недосыпать

Слайд 9

Проверь себя!!! ( Не )знающий забот ( не )оперившийся птенец огонь ( не )погашен ещё ( не )распустившийся ( не )обдуманный ответ ( не )вступивший в силу ( не )заслуженный ответ план ( не )выполнен ( не )читающая аудитория ( не )изучавшийся прежде одежда ( не )убрана Раскрой скобки не знающий забот не оперившийся птенец огонь не погашен ещё не распустившийся не обдуманный ответ не вступивший в силу не заслуженный ответ план не выполнен не читающая аудитория не изучавшийся прежде одежда не убрана

Слайд 10

ЗАПОМНИ!!! Всегда раздельно! 1. НЕ с относительными и притяжательными прилагательными (не южный, не медвежий) 2 . Не рад , не надо , не нужно , не должен, не намерен, не обязан, не согласен, не готов с прилагательными и наречиями в сравнительной степени (не лучше, не красивее) Любое слово, которое пишется через дефис (не по-мужски)

Слайд 11

ЗАПОМНИ!!! СРАВНИ! а) несмотря на невзирая на (несмотря на жару, невзирая на усталость, несмотря на дождь) б) не смотря на не взирая на (не смотря на маму, не смотря на товарища, не смотря по сторонам) посмотреть нельзя посмотреть можно

Слайд 12

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В каком варианте НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Нам (не)где было разложить свои документы. 2)Было тихо, (не)жарко и скучно. 3)Окно на кухне было (не)занавешено. 4)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад. 3 1)(Не)смотря на сложность темы, мы старались. 2)Его слова звучали (не)тепло и ласково, а холодно и жёстко. 3)Глаза смотрели прямо и (не)подвижно. 4)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка. 2 1)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. 2)Внимание привлекла (не)высокая лиственница. 3)Меня манили (не)изведанные уголки земли. 4)Рассмотрение дела (не)завершено. 4

Слайд 13

1)Этот человек (не)лишён воображения. 2)Его (не)доумевающий взгляд я запомнил надолго. 3)Со мной окончил курс (не)кто Изотов. 4)(Не)преодолимая для огня полоса исчезла. 1 1)(Не)далеко от посёлка расположился лагерь. 2)(Не)доумевая, он взлянул на собеседника. 3)(Не)успевшие отцвести ромашки поблекли. 4)В играх Серёжа оказался очень (не)ловким. 3 1)(Не)изученные геологами районы перспективны. 2)(Не)знакомая нам компания оказалась приятной. 3)(Не)откуда ожидать понимания. 4)Альпиниста влекут (не)покорённые вершины. 1 В каком варианте НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

Слайд 14

В каком варианте НЕ пишется СЛИТНО? 1)(Не)желая спугнуть котёнка, он вылез из окна. 2)Бобры (не)страшились выходить из своих хаток. 3)(Не)расчищенные дорожки уводили в глубь парка. 4)Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный. 3 1)Воды прилива шумели (не)умолкая. 2)Ветер колеблет стебелёк, с ещё (не)высохшей росой. 3)Справа сияла (не)мигающая звезда. 4)Ответ на вопрос до сих пор (не)получен. 3 1)(Не)смотря на осень, дни стояли тёплые. 2)Вам (не)было скучно? 3)Обломов-ребёнок, а (не)безнравственный эгоист. 4)Мост ещё (не)построен. 1

Слайд 15

1)Характер записей (не)совсем обычный. 2)Ветер,(не)успевший остыть за ночь, дул с моря. 3)Поэма состоит из (не)завершённых глав. 4)Передо мной вовсе (не)интересный фильм. 3 1)Не(у)кого узнать, как найти этот дом. 2)Помочь Маше в беде было (не)кому. 3)(Не)каждый сможет решить эту задачу. 4)Костю (не)очень обрадовало наше посещение. 2 1)(Не)смотря на дождь, мы вышли в поход. 2)(Не)смотря на товарища, я прошёл в дом. 3)(Не)смотря по сторонам, она ушла. 4)Далеко (не)любезный ответ я услышал. В каком варианте НЕ пишется СЛИТНО? 1

Слайд 16

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)Жизнь (не)кончена в тридцать один год. 2)Даже (не)обработанный мастером камень поражал. 3)В Наташином пении уже (не)было детской старательности. 4)Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с сюжетом. 1)Такая речь, отнюдь (не)лишённая смысла, озадачила Ивана 2)Откладывать поход (не)было никакой возможности. 3)Он родился в (не)богатой купеческой семье. 4)Дуня (не)торопясь возвращалась домой. 1)Во дворе стоит (не)большой флигель. 2)Ещё (не)распустившийся ковыль расстилался по равнине. 3)На Алёхине была давно (не)стиранная рубаха. 4)Ольга (не)художница, а певица. Ответы:4, 3, 1 В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО?

Слайд 17

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)Стихи Случевского (не)забыты. 2)В повести (не)только главные герои оценивают друг друга. 3)Выберите (не)высокие георгины. 4)Он рассказывал об этом, (не)испытывая даже смущения. 1)Птицы порхают, (не)обращая внимания на охотников. 2)Лиля сидела в кресле, (не)смотря на сцену. 3)(Не)смотря на усталость, они долго сидели у костра. 4)Одинаковыми могут быть (не)только пары слов, но и ряды. 1)Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. 2)(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки. 3)У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица. 4)Коту Тимофею (не)меньше десяти лет. Ответы:3,3,3

Слайд 18

В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? 1)(Не)скошенная вовремя трава засохла и пожелтела. 2)Иванов (не)мог опоздать. 3)(Не)интересный вам текст и читается с трудом. 4)Я сегодня (не)готов к серьёзному разговору. 1)Шинель ещё (не)сшита. 2)Нельзя было изменить этот голос, (не)испортив его. 3)Не(о)чем и вспоминать! 4)Эти события сыграли (не)малую роль в судьбе Андрея. 1)Расплата последует (не)сразу. 2)Удивляться тут (не)чему. 3)В день отъезда даже с утра (не)было солнца. 4)До последнего времени Шевелёв работал (не)жалея сил. Ответы:3, 4, 2

Слайд 19

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)(Не)смотря на ливень, мы всё-таки отправились в лес. 2)Рассмотрение этого дела ещё (не)завершено. 3)(Не)объективный подход к делу мешает поиску истины. 4)Склоны оврага поросли (не)пролазным бурьяном и тёрном. 1)(Не)когда подробно рассказывать о Петиной поездке. 2)Дожди (ни)сколько не охлаждали воздух. 3)Не(от)кого узнать о судьбе Татьяны Петровны. 4)Лена ушла, (ни)кому не сказав о своих планах. 1)Птиц гонит на юг (не)холод, а отсутствие корма. 2)(Не)годуя, понеслись отголоски выстрелов. 3)(Не)редко предметом изображения бывают чувства поэта. 4)К беде (не)опытность ведёт. Ответы:2,3,1

Слайд 20

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Это (не)обычное явление привлекло наше внимание. 2)Начался (не)ровный, но упорный бой. 3)За дорогой (не)проходимым частоколом стоит сосняк. 4)Аргументы были далеко (не)убедительными. 1)Не(к)кому обратиться с предложением о сотрудничестве. 2)Герою (не)где применить свои силы. 3)Не(от)куда ожидать понимания. 4)Пришлось взять (не)срочный, но опасный груз. 1)Удивляясь и (не)годуя, он продолжал расспросы. 2)Поэт прославляет любовь,(не)дающую человеку пасть духом 3)Оказалось, что инструмент совершенно (не)пригоден. 4)(Не)даром Пушкин награждает свою героиню счастьем. Ответы:4, 1, 2

Слайд 21

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Грачи гуляли в ещё (не)побелевшей ржи. 2)Оба перебрасывались (не)понятными словами. 3)В доме,(не)смотря на вечернюю прохладу, было душно. 4)Соня с (не)покрытой головой выбежала на улицу. 1)Глубина чеховских произведений (не)исчерпаема. 2)Ты совсем (не)интересуешься искусством. 3)Хор у нас был (не)большой, но чудесный. 4)Мои друзья (не)досыпали вместе со мной. 1)(Не)законченная партия перенесена на завтра. 2)Карие зрачки его были (не)подвижны. 3)Косо тянулись (не)остывшие вечерние тени. 4)Ещё (не)добравшись до входа, Андрей услышал стоны. Ответы:1, 2, 4

Слайд 22

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? 1)Детям (не)когда гулять. 2)Пассажиры (не)торопясь покидали палубу. 3)Ольга шла полем, вдыхая запахи (не)кошеной травы. 4)(Не)кто ждал меня дома. 1)Телефон был под рукой, но (не)кому позвонить. 2)(Не)яркое освещение и сырость - вот что поразило нас. 3)(Не)уклюжая коляска медленно съезжала с холма. 4)Эта проблема совершенно (не)изучена в науке. 1)То были (не)весёлые звуки осени. 2)(Не)чего вам думать о плохом: всё будет хорошо. 3)Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте. 4)Меня огорчило (не)вежливое замечание приятеля. Ответы:2, 4, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...