Дидактические материалы по русскому языку (5-6 классы)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Упражнения, презентации для уроков русского языка в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_soglasnyh.doc | 47 КБ |
pravopisanie_somnit.sogl_.ppt | 185.5 КБ |
udv._sogl.ppt | 97.5 КБ |
bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание согласных.
Сомнительные | Непроизносимые | Удвоенные |
Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни варежка, кофта, космонавт, рюкзак и др. 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ | [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ |
Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra, gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса |
Правописание согласных.
Сомнительные | Непроизносимые | Удвоенные |
Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни асбест, варежка, вокзал, кофта,космонавт мундштук, рюкзак,футбол, ягдташ 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ | [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ |
Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra, gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса |
Правописание согласных.
Сомнительные | Непроизносимые | Удвоенные |
Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с В середине и на конце слова. 1.Измени слово луг-луга 2.Подбери родственное молотьба-молотить 3.Запомни асбест, варежка, вокзал, кофта, мундштук, рюкзак,футбол, ягдташ 4.Чередование звуков друг-дружба-друзья ж//г//з визжать – визг ж//г 5.Будь внимателен изморось –моросить изморозь-морозы вперемежку –межа вперемешку- мешать 6.Запомни свадьба , но сватать лестница,но лезу отверстие ,но отверзать | [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – здравие словесный – словеса 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.Этимология чувствовать ( ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – шефы шествовать – шествие явственно – явный яства – есть свистнуть – свистеть свиснуть - свисать |
Бессердечный ССУДА Роддом ССОРА Искусство 2. этимология коллега ( col + lego) аппарат ( ap + pare) 3.чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. словарь аббревиатура галерея 5.будь внимателен кристалл –кристальный колонна – колонка 6.запомни terra, gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каких словах звуков больше, чем букв? Ядовитый Массивный Объём Вьюнок Белка Тень Маячок букв больше букв. = зв. букв. = зв. букв. = зв. букв больше
В каких словах нет звука [ В ] ? Безрукавка Любовь Велосипед Большого явственно [ ... о в а ] [ ... к а ф к ъ ] [ ...б о ф` ] [ в`ь л... ] [ й`а с т в`ь н ъ ]
Найти третий лишний 1.Параш_т, ш_тник, ш_бка. 2.Фальш_, камыш_, шутиш_. 3. Пригож_, намаж_, невтерпёж_ ю у у ь ь ь
[` э ] или [ э ] Силуэт Фонетика Бутерброд Термин Партер Компьютер
Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши. К Бальмонт [л] - согласный, тв.(парн.), звонк. (непарн). [ш] - согласный, тв.(непарн.), глух. (парн).
Затранскрибируйте слово Безжалостный [ б ` ижалъсный `] э / -
Правописание согласных букв
Правописание согласных. Сомнительные Непроизносимые Удвоенные Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с _____________________ 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни а с бест, варе ж ка, во к зал, ко ф та,космона в т мун д штук, рю к зак,фу т бол, яг д таш 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з визжать –_________ж//г 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса
Сомнительные Б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни варе ж ка, ко ф та, космона в т, рю к зак и др. 4.Чередование звуков друг-___________-____________г //ж// з столб - столбы ) - ) = столб - столбики ) ) - = дружить друзья ) - ) =
Сомнительные 5.Будь внимателен изморось изморозь вперемежку вперемешку _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ моросить ) - ) = морозить ) - ) = межа ) - ) = мешать ) - ) = увязший - увязнуть ) - ) = увядший - увядать ) - ) = везти - везёт ) - ) = вести - ведёт ) - ) =
Сомнительные 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ свадьба лестница отверстие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание согласных. Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с 1.Измени слово _____________________ 2.Подбери родственное _____________________ 3.Запомни варе ж ка, ко ф та, космона в т, рю к зак и др. 4.Чередование звуков друг-_______-_______г ж з 5.Будь внимателен изморось –_____________ изморозь -______________ вперемежку –___________ вперемешку -____________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ 6.Запомни сватать, но____________ лезу, но ________________ отверзать,но_____________ [/\ /?\ /\] 1.Измени слово, подбери родственное здравствуй – __________________ словесный – __________________ 2. Запомни блеснуть (но блестеть) лестница (но лесенка) плеснуть ( но плескать) склянка ( но стекло) 3.этимология чувствовать (ЧУВИТИ) участвовать ( часть) сверстник ( верста) ровесник ( ровесе) 4. Будь внимателен шефствовать – __________________ шествовать – __________________ явственно – __________________ яства – ___________ свистнуть – ______ свиснуть - ________ Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) 3.Чередование сожжённый- жёг ж//г,о//0 мозжечок –мозг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея 5.Будь внимателен кристалл – _____________ колонна – ______________ финн – ________________ тонна – _______________ оперетта - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса Удвоенные Непроизносимые Сомнительные
Состав слова Бессердечный ! ССУДА роддом ССОРА искусство 2. Этимология коллега ( col + lego ) аппарат ( ap + pare) Удвоенные ) ) ) ) ^ месте собирать готовлю
3.Чередование со жж ённый- ж ё г ж//г, о//0 мо зж ечок –мо зг ж//г 4. Словарь аббревиатура галерея ) ) ) ) аппетит, гамма драма количество
5.Будь внимателен криста лл – _____________ коло нн а – ______________ фи нн – ________________ то нн а – _______________ опере тт а - ____________ 6.Запомни terra , gramma етта оперетта иссимус генералиссимус есса поэтесса но иса актриса кристальный колонка финка пятитонка оперетка терраса, территория земля буква грамматика, программа, телеграмма принцесса, стюардесса директриса
Предварительный просмотр:
Безударные гласные в корне слова.
- Прочитайте. Объясните написание гласных букв в корне слова.
Припадать, толковать, привлекательность, впечатление, угнетение, предзнаменование, кормление, усиление, усмирение, щедрота, просвещение, ворсистый, благословление, засвистеть, наскрести, заколоть, раскрошить, растяжение.
- Прочитайте. Какую букву нужно вставить, объясните.
Нам..лоть, обг..в..рить, поз..л..тить, ут..лщение, обр..тение, тр..петать, осн..стить, похв..лить, подб..дрить, откр..венный, отр..вить, оскв..рнить, обл..мать, спл..чённый, разб..леться, растр..пать, одр..хлеть, настр..ение, обн..вить, ..довитый, по..вление, ст..рожил.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.
Спуститься в д..лину, понукать прист..жных лошадей, вд..леке от дома, ум..лять достоинство, удариться оз..мь, разв..вается сюжет, ч..стота помещений, ум..лять о прощении, нак..лоть дров, нав..вать кудри, прист..жной воротник, нак..лить докрасна, ум..лять своим видом, созревает оз..мь, ч..стота колебаний, ч..столюбивый человек, нав..вать сны, разв..ваются волосы, раздр..жать прод..вца, бл..госл..вить на св..тое дело.
Безударные гласные в корне слова.
- Прочитайте. Объясните написание гласных букв в корне слова.
Припадать, толковать, привлекательность, впечатление, угнетение, предзнаменование, кормление, усиление, усмирение, щедрота, просвещение, ворсистый, благословление, засвистеть, наскрести, заколоть, раскрошить, растяжение.
- Прочитайте. Какую букву нужно вставить, объясните.
Нам..лоть, обг..в..рить, поз..л..тить, ут..лщение, обр..тение, тр..петать, осн..стить, похв..лить, подб..дрить, откр..венный, отр..вить, оскв..рнить, обл..мать, спл..чённый, разб..леться, растр..пать, одр..хлеть, настр..ение, обн..вить, ..довитый, по..вление, ст..рожил.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.
Спуститься в д..лину, понукать прист..жных лошадей, вд..леке от дома, ум..лять достоинство, удариться оз..мь, разв..вается сюжет, ч..стота помещений, ум..лять о прощении, нак..лоть дров, нав..вать кудри, прист..жной воротник, нак..лить докрасна, ум..лять своим видом, созревает оз..мь, ч..стота колебаний, ч..столюбивый человек, нав..вать сны, разв..ваются волосы, раздр..жать прод..вца, бл..госл..вить на св..тое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...
Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»
Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...
Дидактические материалы по русскому языку для уроков в классе с полиэтническим составом. Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Дидактические материалы по русскому языку для уроковв классе с полиэтническим составом.Тема «Правописание падежных окончаний имен существительных»....
дидактические материалы по русскому языку (карточки по классам)
дидактические материалы по РЯ...
Дидактические материалы по русскому языку 6 класс
Дидактические матераилы по русскому языку разработаны для 6 класса по теме "Лексика.Фразеология"....
Дидактические материалы по русскому языку 5-7 классы
Материалы содержат карточки для отработки различных видов орфограмм...