Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
В материале урока использованы примеры из разных литературных произведений, чтобы вызвать интерес к изучению русского языка. С целью выявления уровня обученности учащихся были применены различные методы работы:индивидуальная, групповая,тестирования. На уроке были применены различные средства ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
строение сложноподчиненного предложения с придаточными определительными/ | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата: 17.11.2016г.
Учитель: Зассеева Галина Сардионовна
Класс: 9 «А»
Количество учащихся в классе: 24
Присутствовали на уроке: Тедеев Р.Е. -- директор школы, Дзуцева А. Т. – заместитель директора по УВР, Дзеранова А. Е. – руководитель МО учителей русского языка и литературы,Одикадзе Ж.В.– учитель русского языка и литературы, Козаева А.В. – учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Дидактическая задача урока: развитие речевых, коммуникативных способностей обучающихся, умения сравнивать, делать выводы.
Цели урока: 1.Обучающие:
- изучить строение сложноподчиненного предложения с придаточными определительными;
- уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо, употреблять в речи;
- правильно расставлять знаки препинания.
2.Развивающие:
-развивать интеллектуальные умения, анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
3.Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус через прикосновение к прекрасному.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи 1. Материал урока соответствует поставленным дидактическим задачам, соответствует отобранному материалу и форме его подачи, обобщается и систематизируется большой объём материала. 2. Задачи, поставленные учителем, успешно реализуются в ходе урока. |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
|
Методы обучения | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели.
|
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий. 1. В качестве опорной формы обучения учитель выбрал групповую работу. 2. Урок прошел с использованием компьютерной техники, и характеризуются ярко выраженной индивидуальной работой и активизацией познавательной деятельности. 3. Использовались как фронтальная, так и индивидуальная форма работы, которые разумно сочетались. 4. Урок отличался большей степенью самостоятельности, индивидуальной формой работы. 5. Отбор рационального количества упражнений и определение того, какие из них являются главными, а какие второстепенными. 6.Широкое использование творческих, продуктивных заданий, обеспечивающих работу в зоне ближайшего развития учащихся. 7. Развивающий характер большинства заданий с учетом компетентностного подхода. |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока 1. Основная дидактическая задача урока была достигнута. 2. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний хорошо прослеживается;
3. Обучающиеся в целом справились с групповыми заданиями. Результат соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД. |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
|
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
|
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Обеспечена возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. У учащихся развито умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
На каждом этапе урока действия учителя были направлены на обеспечение познавательной и учебной деятельности и посредством постановки целей.
У учащихся развито умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. |
Формирование ИКТ-компетентности | Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
|
Структура урока | Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
|
Педагогический стиль | Соблюдение норм педагогической этики
|
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета | Цель применения образовательной технологии Формируемые компетенции Эффекты, результативность использования образовательной технологии
|
Применение здоровьесберегающих технологий | Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
|
Выводы и предложения:
- Задача образовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихс. Материал усвоен. На данном уроке применение компьютерной техники целесообразно. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.
- Считаю, что цель урока была достигнута. Учитель грамотно поддерживает и активизирует внимание учащихся на всех этапах урока. Наибольшее впечатление оставила хорошо составленная и понятная презентация для учащихся. При повторном проведении урока на эту же тему учителю рекомендуется разнообразить практические задания для учащихся. В целом данный урок являет собой достаточно хороший пример современного урока и может быть рекомендован для использования учителями русского языка.
- Четко распределены и выдержаны временные рамки. Замечательный контакт с классом, взаимопонимание и взаимоподдержка. Оценка урока по представленному материалу – «хорошо». Единственное на что хотелось бы акцентировать внимание -это на возможность выполнения более разнообразных практических заданий.
- Представлен открытый урок с использованием современных педагогических технологий. Разумно сочетались теоретические и практические материалы. Компьютер на этом уроке является важным инструментом и его использование оправдано.
Выводы и предложения:
На уроке были соблюдены все требования к уроку. Чётко распределены и выдержаны временные рамки. Обучающиеся продемонстрировали хорошее владение материалом, способность работать самостоятельно и в парах, интерес к изучению русского языка. В целом урок был построен в соответствии с ФГОС.
Предложения:
Добиваться ещё большей активности обучающихся на уроке.
Директор школы Тедеев. Р.Е.
Зам. директора по УВР _____________ Дзуцева А.Т.
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1.Обучающие:
- изучить строение сложноподчиненного предложения с придаточными определительными;
- уметь определять придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо, употреблять в речи;
- правильно расставлять знаки препинания.
2.Развивающие:
-развивать интеллектуальные умения, анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
3.Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус через прикосновение к прекрасному.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оформление и оборудование урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, интерактивная доска.
На доске: (в слайдах)
-тема урока ,
эпиграф. Осень. Древний уголок
Старых книг ,одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак.)
I. Организационный момент.
Доброе утро, уважаемые учащиеся!
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!!!
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок,
Который к творчеству зовет.
- Актуализация знаний.
На предыдущих уроках мы начали изучать сложные предложения. Сейчас вам предстоит вспомнить, какие предложения называются сложными. А для этого вам необходимо ответить на вопросы: верно или неверно. Если вы согласны с данным утверждением, то поставить цифру - 1 на листочках, они у вас на партах, а если нет – 0.
- союзы ЧТО, ЧТОБЫ, КАК – подчинительные союзы.
- определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?
-предложение – это синтаксическая единица.
- сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
- ОДНАКО – подчинительный союз.
- двусоставное предложение может быть определенно – личным.
- в сложноподчиненном предложении все предложения равноправны.
- в предложении Я УЖЕ ЗНАЮ, КТО БУДЕТ СЕГОДНЯ ПЕТЬ первая часть придаточное.
- союзное слово не является членом предложения.
- придаточное предложение может стоять только после главного предложения.
( Проверьте и оцените свои ответы: без ошибок – «5», две ошибки – «4», пять ошибок – «3» , ответы на доске: 1,0,1,1,0,0,1,0,0,0).
- Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными, а также повторить орфограммы в различных морфемах.
Словарная работа:
В поз..лоте небывалой, прозра..ый небосвод, сорва..ые листья, осе..ий лист..пад, октябр..ский шум, осыпа..ые лист..я, зол..тая роща, журавли..ый крик, к..стер р..бины красной, по-осе..ему шепчут, светлая п..чаль, золотолиственный убор, очей оч..рованье, дивная п..ра, пейзажная 2 лирика.
(Слайд 1)
В это время индивидуальная работа по карточкам (у доски):
Карточка 1.
1.Приближение осени тем и прекрасно, что придает густоту краскам и необычайную легкость воздушным пространствам.5(пунктуационный разбор).
(К.Паустовский.)
Дополнительные вопросы:
- Определи тип первого придаточного.
- Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными.
Карточка 2.
2.Внимательно слежу, как золотом пестреют в лощинах и в полях дубовые леса.4
(И. Бунин.)
Дополнительные вопросы:
- В роли «скрепы» в твоем предложении выступило союзное слово КАК. Как отличить союз от союзного слова?
II.
- Как вы понимаете значение сочетания «пейзажная лирика»? (Стихи, посвященные изображению природы.)
- А что такое пейзаж? сюита? Мы будем наблюдать, как сегодня эти понятия переплетутся, соединятся в нечто неразрывное.
Давайте обратимся к словарю.
(Реализация индивидуального задания ученика)
По страницам словарей:
ПЕЙЗАЖ. Заимств. в ХVIII в. из франц. яз., где paysage суф . производное от pays< ср. -лат . pagensis «сельский», суф. образования от pagus « село, деревня».Пейзаж буквально – «сельская картина». ( Этимологический словарь, 2004г .) (Слайд 2)
ПЕЙЗА,Ж, а, м.[фр. paysage].
1.Картина природы, вид какой-нибудь местности(книжн.) Взорам путников открылся чудный пейзаж.2.Картина,рисунок,изображающие природу (живоп.)Выставка пейзажей. // Описание природы в литературном произведении (лит.) П.в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. А.Чехов . (Толковый словарь Ушакова,1935-1940 г.) (Слайд 3)
СЮИ,ТА, ы, ж.[фр.suite](муз.)
Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; С.Баха. Сюита из оперы «Снегурочка».(Словарь русского языка С.И.Ожегов.) (Слайд 4)
III. Новая тема.
Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных -- определительным. Давайте обратимся к тексту.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. (Слайд 5)
Работа с текстом:
- Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе.)
- Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
- Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.
Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным .
(Слайды 6,7)
- Выделите главную и придаточные части графически.
- Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
- От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что за часть речи ? ( От слова природа, это существительное.)
- На какой вопрос она отвечает ? (какой?)
- Выделим грамматическую основу.
- Построим схему предложения.
- Найдем другие СПП в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.
- При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
- Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)
Итак, заполним таблицу:
1.Вид придаточного. | Определительное. |
2.Вопрос. | Какой? |
3.Контактное слово ( часть речи.) | К сущ. |
4.Средства связи. | Союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др. |
5.Возможны указательные слова. | Тот, такой |
6. Позиция по отношению к контактному слову. | Всегда постпозиция |
(Слайд 8)
( Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)
Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.
IV.Закрепление. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Карточка для 1 группы:
1.Я и сам не заметил, как ушли мои милые звезды давно уже поблекшие от усталости.( А. Куприн.)
2.От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. ( К. Паустовский.)
3.Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания.( А. Чехов.)
Карточка для 2 группы:
1.Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от таски мятежной
Воротился в низенький наш дом. ( С.Есенин.)
- И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
( Я. Полонский.)
3.О, я была уверена, что ты придешь назад. ( А.Ахматова.)
Карточка для 3 группы:
- Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Толстой.)
- Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладала над тьмой. ( К. Паустовский.)
- Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
(А. Пушкин.)
Карточка для 4 группы:
- Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (А. Пушкин.)
- Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса. (А. Платонов.)
3. Лишь только я с крутых гор спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне . (М. Лермонтов.)
v. Устная работа:
Замените причастный оборот придаточным определительным:
- Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей густой зеленью. (И. Бунин.) (который)
- Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И. Тургенев.) (которая)
- Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. (И. Соколов-Микитов.) (которая)
Учитель:
Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом : «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.
- А теперь обратная работа.
В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ:
1. Тропинка привела нас к живописному болоту, которое образовалось у лесной речки.
2. Мы подошли к туристскому лагерю, который располагался на высоком берегу реки.
3. Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.
(В 1-2 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последнее существительное, а в 3 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом. Даже если мы заменим глагол находил причастием, причастие не будет характеризовать существительное журналов.)
VI. Творческая работа.
Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)
Послушайте стихотворение Бориса Пастернака, лауреата Нобелевской премии, которую он получил в 1958 году за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области русской прозы.
1.Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
2.Как на выставке картин;
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой…
3.Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный…
4.Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- О чем вам подумается, читая эти строки стихотворения, и когда вы увидите непревзойденные полотна В.Д. Поленова и И.И. Шишкина, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».
- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень - вечная поэзия», используя в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы вы включили в свою работу следующие придаточные определительные :
…, которая сверкает в теплых лучах солнца.
…, которые замерли в ожидании перемен.
… которые и желтеют, и краснеют, и трепещут на ветру.
…, который замер в торжествующем спокойствии.
…, которые таят угрозу для благоухающей природы.
…, что пестреет на увядающей траве.
…, которые покрыты желтой и красной осенней листвой.
Ребята 1-го варианта составляют 3-4 предложения, используя данные придаточные предложения, вдохновляясь картиной В.Д. Поленова «Золотая осень» .
Ребята 2-го варианта – картиной И.И. Шишкина «Золотая осень» или «Осенний пейзаж».
VII. Рефлексия и подведение итогов урока.
А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
- Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?
- Доволен ты своим результатом или нет?
- Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Выставление оценок. А теперь по пятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке.
Домашнее задание:
1-ая группа : упр. 107, (учебник Л.А. Тростенцовой);
2-ая группа: дома рассмотрите на вклейке фрагмент картины Н. Ромадины «Село Хмелевка», составьте небольшой рассказ, используя как можно больше СПП с придаточными определительными, составьте к ним схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Урок русского языка в 9 классе.Первый урок по теме....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
презентация к уроку в 9 классе CGG придаточным определительным...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Данный материал может быть полезен на этапе закрепления материала....
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Цель урока: Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Урок для 9 класса. Позволяет отработать умение заменять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными синонимическими конструкциями: обособленными определениями, выраженными при...