Турнир знатоков русского языка
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему
Внеурочная работа по русскому языку. Соревнования между двумя командами. Расширяет кругозор обучающихся; развивает познавательный интерес обучающихся к предметам гуманитарного цикла; тренирует логическое мышление; увеличивает словарный запас; развивает творческие способности обучающихся; развивает коммуникативные навыки.
Задача: повторить теоретические сведения по русскому языку; углубить знания по предмету; использовать возможности турнира для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; использовать межпредметные связи с музыкой, литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_rabota_turnir_znatokov_russkogo_yazyka.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
09. 02. 2018 г. Турнир знатоков русского языка (среди обучающихся 9 – 11 классов).
Районный семинар директоров в МБОУ «Холмечская СОШ»
«Занимательная грамматика».
Цели: Расширение кругозора обучающихся; развитие познавательных интересов обучающихся к предметам гуманитарного цикла; тренировка логического мышления; увеличение словарного запаса; развитие творческих способностей обучающихся; Развитие коммуникативных навыков.
Задача: повторить теоретические сведения по русскому языку; углубить знания по предмету; использовать возможности турнира для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ; использовать межпредметные связи с музыкой, литературой.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями для команд, карточки для игры со зрителями, слайд-шоу о жизни школы.
Ход мероприятия.
I.Вступление.
Ведущий:
Добрый день, многоуважаемые гости!
Ведущий:
Мы рады видеть вас в Холмечской школе.
Ведущий:
Сегодня в рамках предметного месячника русского, иностранного языков и литературы и районного семинара директоров у нас проходит турнир знатоков русского языка. Давайте поприветствуем всех присутствующих аплодисментами и улыбками.
(Дети тянут руки и кричат: «Можно мы!»)
Ведущий:
- Ребята! Почему вы шумите? Что вы хотите?
Дети:
- Мы выступать хотим?
Ведущий:
Выступать? А что же вы умеете?
Дети:
Мы же звёзды! И мы можем всё! И танцевать, и рисовать, и даже петь.
Алексей Егорович, включите нашу любимую!
Ведущий:
Ну, что ж, Алексей Егорович, раз звёзды просят, поддержим.
Песня «Просто, мы маленькие звёзды»
Ведущий:
Да, ребята, молодцы, вы, действительно, маленькие звёзды. Спасибо, занимайте свои места. А мы продолжаем.
Ведущий:
А знаете ли вы, что такое турнир. - Правильно, это соревнование.
Ведущий:
Ребята, а для чего проходят соревнования, турниры? (Цель)
Ведущий:
- Правильно, чтобы расширить кругозор, больше узнать о русском языке, научиться логически мыслить, увеличить словарный запас, показать свои знания, и, конечно, проявить свои творческие способности.
Ведущий:
А кто нам нужен для соревнований?
Ведущий:
- Нам нужны 2 команды и капитаны.
- Итак, приглашаем команды на сцену.
Ведущий:
И, конечно же, какой турнир без жюри.
Позвольте представить наше строгое, но справедливое жюри:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
(Выучи русский язык!)
Ведущий:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
(Выучи русский язык!)
Ведущий:
Итак, девиз нашей игры: Выучи русский язык! Ребята, добро пожаловать в страну
« Русского языка».
II. Конкурсы
1. Визитная карточка. Представление команд.
Ведущий:
А сейчас каждая команда представит себя. Этот конкурс оценивается по 5-балльной системе. Учитывается, насколько точно, дружно, выразительно, весело, задорно, с юмором представили себя команды, соответствие девиза, эмблемы названию команды. А кто же откроет наш турнир, решит жребий.
Команда – 1 «Роза». Команда – 2 «Валенки».
Название команды:
Наш девиз:
Наша эмблема:
Пожелание соперникам:
Пожелание болельщикам:
Пожелание жюри:
Ведущий:
2. «Разминка».
Каждой команде задаётся вопрос, правильный ответ 1 балл, если команда не отвечает на поставленный вопрос, отвечает 2 команда.
1. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам (Я-мы).
2. Какие 3 местоимения самые чистые (Вы-мы-ты).
3. Какое местоимение требует чистоты (Мой).
4. Какое местоимение можно считать и самым скромным, и самым хвастливым (Я).
5. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В.И.Даль)
6. Раздел науки о языке, изучающей части речи? (Морфология)
7. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков?
(Заимствованные)
8. Каких звуков больше в русском языке? (Согласных)
9. Из чего состоят гласные звуки? (Из голоса)
10. Как называется разговор двух и более лиц? (Диалог)
11. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у])
12. В каком слове пять о? (О-пять)
13. Что стоит посреди земли? (Звук [м])
14. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)
15. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?
(за-я-ц)
16. Превратите слово ЛЁН в цифру. (Ноль)
17. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые обороты речи? (Фразеология)
18. В каком слове 100 согласных п? (Сто-п …)
(Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
3. Конкурс профессионалов (капитанов)
Ведущий: - Кто такой профессионал? (Тот, кто мастерски, отлично, умело, профессионально, на высоком уровне выполняет свою работу).
- Кто в командах настоящие профессионалы? (Капитаны)
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно -
Помните: «Один за всех, и все за одного!»
Ведущий: Конкурс капитанов состоит из 3 заданий
Если капитан сам отвечает – 2 балла, если обращается за помощью к команде – 1 балл.
1 Задание. Отгадай загадку. Даётся по две загадки.
1. В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …?
(Цитата.)
2. Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей. Что это?
(Слоги).
3. Ключ большой, а МЕНЬШЕ - ключик.
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны! Что это?
(Сравнительная степень прилагательного.)
4. Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи. Назовите её? (Причастие.)
2 Задание. «Закончите пословицу». Если капитан сам отвечает – 2 балла, если команда – 1 балл.
Ведущий: - А что такое пословица?
Зрители отвечают: - Пословица – краткое мудрое изречение, в котором народная мудрость проявляется ярче всего.
Ведущий:
- Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Каждому капитану даются карточки с пословицами, в них только начало пословицы, а вы должны верно закончить её.
- Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).
- Маленькое дело лучше …(большого безделья).
- Семь раз отмерь, … (один - отрежь).
- Один в поле … (не воин).
- Кто не бережёт копейки,… (сам рубля не стоит).
- Повторение - … (мать учения)
- Как аукнется, … (так и откликнется).
- Друзья познаются … (в беде).
- Терпенье и труд … (все перетрут).
- Куй железо … (пока горячо).
- Не узнав горя,… (не узнаешь и радости).
- Красна птица перьем, … (а человек уменьем).
Ведущий:
Задание 3. «Театральный. Командир - актёр».
Кто, по мнению жюри, лучше изобразил, тому 2 балла, кто хуже – 1 балл.
Задание: Изобразить походку человека:
1 команда: - который только что получил пятёрку за ответ;
- у которого жмут ботинки;
2 команда: - у которого начался острый приступ радикулита;
- который только что получил двойку за ответ.
Ведущий: Следующий конкурс
4. Конкурс «Лексический бой». Кто быстрее?
Ведущий:
- Что такое лексика? (Раздел науки о языке, который изучает значение, происхождение, употребление слов).
Задание: по лексическому значению определить слово. За каждый правильный ответ – 1 балл. Помните, что время на долгое раздумье нет, отвечать нужно быстро.
( команда, которая знает ответ, дает его. Кто не успел-увы…)
1. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)
2. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)
3. Лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (Комплимент)
4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)
5. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)
6. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)
7. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо. (Тост)
8. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)
9. Человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Ровесник)
10. Рыжеватые пятнышки на коже. (Веснушки)
11. Неожиданный подарок. (Сюрприз)
12. Рукоплескания в знак одобрения, приветствия. (Аплодисменты)
Ведущий: А сейчас, пока жюри подводит итоги конкурса, для вас сюрприз, к нам на турнир пожаловал рыцарь.
Царьков Н. Читает стихотворение Э. Асадова
«Россия начиналась не с меча»
Ведущий: жюри, подведите итоги конкурса. (Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
Ведущий: 5. Конкурс. «Говорим правильно».
Ведущий:
- Ребята, как называется раздел науки о языке, который изучает правила произношения слов? (Орфоэпия.)
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Говорим правильно». Каждая команда получает карточку со словами, в которых нужно поставить ударение. Вам даётся 2 минуты, чтобы вы правильно поставили ударение. После того как время выйдет, вы отдаёте карточку жюри. Члены жюри подсчитают количество верных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Алфавит, асимметрия, баловать, банты, газопровод, гражданство, жалюзи, закупорить, договор, завидно, звонишь, афера, издали, камбала, квартал, кухонный, ломота, щавель, форзац, черпать.
2. Красивее, августовский, начал, облегчить, пуловер, премировать, ржаветь, свёкла, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайствовать, торты, экспертный, языковая (колбаса), коклюш, цепочка, мельком, оптовый.
(Жюри подводит итоги 2-х конкурсов)
1. Алфавит, асимметрия, баловать, банты, газопровод, гражданство, жалюзи, закупорить, договор, завидно, звонишь, афера, издали, камбала, квартал, кухонный, ломота, щавель, форзац, черпать.
2 Красивее, августовский, начал, облегчить, пуловер, премировать, ржаветь, свёкла, столяр, танцовщица, туфля, углубить, ходатайствовать, торты, экспертный, языковая (колбаса), коклюш, цепочка, мельком, оптовый.
Ведущий:
- Молодцы! Справились с этим заданием.
6. Конкурс «Грамматический».
Учитель:
- Каждая команда получает листок с существительными, пока играет музыка, вы должны выполнить задание на карточке. 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание 1.
Определить род следующих существительных:
рояль такси
кофе забияка
помидор Тбилиси
какао шампунь
тюль кольраби
оттепель авеню.
Задание 2.
Поставить в родительном падеже множественного числа существительные:
яблоки
помидоры
татары
грузины
носки
чулки
погоны
брелоки
мандарины
валенки
сапоги
макароны.
Проверка
Задание 1.
Определить род следующих существительных: рояль (м.р), кофе (м.р.), помидор (м.р.), какао (ср.р), тюль (м.р.), оттепель (ж.р.), такси (ср.р), забияка (м. и ж.р. общий), Тбилиси (м.р), шампунь (м.р), кольраби (ж.р), авеню (ж.р).
Задание 2. Поставить в родительном падеже множественного числа существительные: яблоки - яблок, помидоры – помидоров, татары-татар, грузины-грузин, носки-носков, чулки-чулок, погоны-погон, брелоки-брелоков, мандарины-мандаринов, валенки-валенок, сапоги-сапог, макароны-макарон.
Ведущий:
- Пока команды выполняют своё задание, мы предлагаем зрителям вспомнить самые яркие моменты нашей школьной жизни:
Слайд-шоу «Наша школьная жизнь» (о внеклассной и внеурочной работе на уроках русского языка и литературы)
Задание 1. (резерв)
Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова название блюд.
1.крот+каша картошка
Бобр +редут бутерброд
2. Суд +тень студень
Тоска + пар +шов простокваша.
Ведущий: Молодцы, болельщики! А сейчас проверим, как справились с 6 конкурсом команды.
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Ведущий:
- А мы продолжаем наш праздник. И переходим к следующему конкурсу.
7. Музыкальный батл.
Команда «Розы» исполняют песню «Валенки, прячет моя маменька».
Команда «Валенки» - песню «Что ж ты, роза…»
8 конкурс «Чёрный ящик».
Внимание! Внесите «Чёрный ящик».
В ящике: яблоко, хлеб, игла, соль.
Ведущий:
- Каждой команде я читаю по одной подсказке, в которой объясняется лексическое значение слов, находящихся в черном ящике. Должны отгадать, о чём идёт речь, и назвать фразеологизм с этим словом. (1 балл за правильный ответ).
- Что изучает фразеология? (устойчивые обороты речи)
1команда.
Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть.
2 команда.
Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью.
1 команда.
Глупый человек будет искать её в скошенной траве или в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть.
2 команда.
Давным - давно она была на вес золота. Она была только у богатых людей.
(Жюри подводит итоги конкурсов)
Ведущий: - А теперь,
9конкурс на определение значений фразеологизмов «10 фразеологизмов». Задание на время: за 30 секунд вы должны дать максимальное количество правильных ответов, за каждый правильный ответ 1-балл. Итак, я читаю фразеологизм, вы говорите, что он обозначает.
1. Команда
1) яблоку негде упасть – очень тесно
2) вывести на чистую воду – разоблачить
3) делать из мухи слона – сильно преувеличивать
4) за тридевять земель – очень далеко
5) зарубить на носу – запомнить надолго, крепко
6) засучив рукава – старательно, усердно
7) иметь голову на плечах – здраво мыслить
8) в двух словах - коротко сказать
9) в двух шагах - очень близко
10) одного поля ягода - одинаковые
2. Команда
1) водить за нос - обманывать
2) бить баклуши - бездельничать
3) сломя голову – очень быстро
4) себе на уме – хитрый, скрытный
5) клевать носом – засыпать на ходу
6) как рыба в воде – хорошо
7) семь пятниц на неделе - часто менять планы
8) оказаться между двух огней – опасность с обеих сторон
9) в три ручья - обильно
10) стричь всех под одну гребенку – одинаково.
Ведущий: 10 конкурс – творческий. «Пантомима с озвучкой». Каждая команда показывает пантомиму.
Задание: Я читаю небольшой рассказ, а команде нужно его изобразить и озвучить. Сначала – рассказ для первой команды, потом – для второй. Для этого вы должны взять себе роль. Жюри оценивает точность и артистичность, юмор. 5 баллов - высший балл.
Жеребьёвка для команд: вытаскивают карточку с рассказом и распределяют роли.
1 карточка: Ветер, петух, собака, куры, шаги, солнце, ночь.
2 карточка: Доктор Айболит, свинья, часы, кукушка, попугай, солнце, утро.
- Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ лениво закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.
- Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Тикают часы. Попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.
Ведущий:
- Спасибо командам за игру, а болельщикам за поддержку. А мы продолжаем.
11 Конкурс – это ваше домашнее задание.
2 балла за каждую скульптуру и 3 балла за стихотворение.
Игра со зрителями (Резерв)
Пока команды готовятся к следующему конкурсу, проведём игру со зрителями «Знаешь ли ты?»
Ведущий: - Угадайте слово по шутливой характеристике.
1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают деньги и слова. Это … (ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
Домашнее задание.
1. «Скульптура».
Учитель: Командам нужно было изобразить скульптуру, воплотив в неё афоризмы (крылатые выражения). Каждой команде дано по два афоризма или фразеологизма:
1 команде
- Отмывать деньги.
- Держать на коротком поводке.
2 команде
- Счастливые часов не наблюдают.
- Выносить мозг.
2. «Стихотворение» (сочинить четверостишие о русском языке).\
Ведущий:
Закончен наш турнир,
Пришла пора нам подвести итоги.
Ведущий:
Все баллы подсчитать.
И лидеров назвать.
(Жюри подводит итоги конкурсов, награждение команд)
Учитель (заключительное слово):
(Н. Белко «Русский язык».)
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уж сорок с лишним лет лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш турнир, что пожелать вам, друзья? Мира, добра, любви, перечислять пожелания можно бесконечно, но все их можно передать одной песней…
Финальная песня «Пожелание»
Протокол турнира по русскому языку
Команда | Команда |
1 Конкурс Оценивание – 5 баллов (т.е. по 1 баллу за каждый критерий) | |
Представление и девиз: | Представление и девиз: |
2 Конкурс Оценивание – 1 балл за каждый правильный ответ, если не отвечает одна команда, отвечает другая | |
3 Конкурс Оценивание – 2 балла за каждый правильный ответ, если отвечает сам капитан, 1 балл, если помогает команда | |
1. Задание_______ | 1. Задание______ |
4 Конкурс | |
5 Конкурс | |
6 Конкурс | |
1. Задание | 1. Задание |
7 Конкурс | |
8 Конкурс | |
9 Конкурс | |
10 Конкурс | |
Точность передачи | Точность передачи |
11 Конкурс | |
1. Скульптура | 1. Скульптура |
Общий счёт | |
Председатель жюри _______________
Члены жюри___________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"
Данное мероприятее можно проводить в рамках месячника по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях. Целями проведения мероприятия яв...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка
Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....
Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 6-8 кл.
Данное мероприятие предусматривает 3 команды детей. Двое учителей-ведущие мероприятия. Турнир включает 6 туров: орфоэпический,лексический,фразеологический,морфемный,морфологический,редакторский. За ка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Цель:проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку...