Практикум "Культура речи". Плеоназм и тавтология.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Можно использовать в качестве упражнений с учащимися для повышения культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_seminara.docx | 34.35 КБ |
kultura_rechi.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Хотим поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти на семинар.
Искусство говорить красиво всегда высоко ценилось обществом.
(2) «Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть». Такую мудрую мысль высказал Блез Паскаль, известный французский математик.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к. она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.
(3)Ролик из кинофильма «Доживем до понедельника».
Речь, а в особенности речь педагога, – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. Поэтому нам необходимо следить за чистотой нашей речи.
Но что же такое культура речи? Какое определение вы можете дать?
(4) Профессор Лев Иванович Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
(5)Компоненты речи.
Тем не менее, следя за содержанием и красотой нашей речи, нам необходимо не забывать о невербальных средствах общения. По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения.
Сейчас мы немного поупражняемся.
(6) Упражнение «Актёры и зрители» (цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации).
- Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Время на подготовку - 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки, и пытаются отгадать смысл показанного явления.
Инсценировки:
Идти:
• против ветра;
• так, чтобы кого-нибудь не разбудить
• на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы;
• и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
Теперь давайте перейдем непосредственно к некоторым правилам русского языка. Мы поделили наш семинар на несколько частей. Мария Ефимовна сегодня вам расскажет о грамматических ошибках в речи, Наталья Сергеевна покажет орфоэпию во всей ее красе, ну а я с вами поработаю над плеоназмами и тавтологией. (7)
Дайте определение терминам.
(8). Эти термины связаны друг с другом.
(9) Рекордсмены по количеству речевых ошибок – это средства массовой информации. Люди, не являющиеся лингвистами, читают статьи, репортажи, слушают новости по телевизору и радио, и невольно «заражаются» речевыми ошибками. Давайте рассмотрим несколько популярных ошибок.
Как вы видите, большинство ошибок совершаются там, где используются заимствованные слова, значение которых может быть не до конца ясно. Однако в нашем русском языке есть и отечественные плеоназмы. (10)
Справедливости ради надо сказать, что плеоназм в лингвистике не считается исключительно речевой ошибкой. Ученые определяют его более широко. Это именно речевой оборот, который при тех или иных обстоятельствах либо выходит за границы нормы, либо считается вполне допустимым. В разговорной речи он может использоваться для усиления эмоциональности или комичности. В художественных произведениях это может считаться худ.приемом. (11)
Замечу, что в отличие от плеоназма тавтология считается более грубой речевой ошибкой. Если плеоназм — это необоснованное излишество, многословие, как говорится, «горе от ума», то тавтология считается более грубой речевой ошибкой, поскольку обычно свидетельствует о бедности словарного запаса и безграмотности.
Давайте теперь проверим: сможете ли вы найти в предложениях плеоназм и тавтологию?
- Идти против ветра.
- Идти так, чтобы кого-нибудь не разбудить.
- Идти на деловую встречу и вдруг понять, что забыли важные документы.
- Идти и вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
Найдите и подчеркните в предложениях речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен висел на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
13. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
14. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
15. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
16. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
17. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
18. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
19. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
20. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
21. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
22. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
23. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
24. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
25. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть. Блез Паскаль
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Профессор Л.И. Скворцов
Компоненты речи Запомнить компоненты речи Помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность , правильность и точность линий, Богатство красок, чистота , Как выразительны , красивы, Уместны все ее цвета!
Актеры и зрители
Плеоназм и тавтология
ПЛЕОНА́ЗМ («излишество») – использование в предложении или тексте БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ слов, создающих смысловую избыточность. ТАВТОЛО́ГИЯ («то же самое») – разновидность плеоназма; употребление ОДНОКОРЕННЫХ слов в предложении или тексте.
Самые распространенные плеоназмы Неприятный инцидент – инцидент (по словарю С.А.Кузнецова) – это случай, происшествие неприятного характера; недоразумение. Главная суть суть – это самое главное и существенное в чём-нибудь. Первая премьера Другая альтернатива Свободная вакансия Прейскурант цен
«Отечественные» плеоназмы Проливной ливень март месяц в конечном итоге вернуться назад впервые познакомился жестикулировал руками кивнул головой моргнул глазами незаконные бандформирования истинная правда короткое мгновение лично я неподтверждённые слухи отступать назад предварительное планирование предупредить заранее совместная встреча услышать своими ушами трудоустройство на работу подняться вверх/спуститься вниз по лестнице.
Примеры художественных плеоназмов О поле, поле, кто тебя Усеял мёртвыми костями ? Чей борзый конь тебя топтал В последний час кровавой битвы? А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» «Взять хоть это дело к примеру... Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека . По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» А.П.Чехов «Унтер Пришибеев»
ПЛЕОНА́ЗМ («излишество») – Впервые дебютировал Внутренний интерьер Памятный сувенир ТАВТОЛО́ГИЯ («то же самое») – Спросить вопрос Молодая девушка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
Плеоназм и тавтология (речевая избыточность).
Дано определение понятий плеоназм и тавтология , приведены примеры и задания....
Задание по лексике 20. Плеоназм.
Задание 20(плеоназм)...
Плеоназмы
Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка по теме "Плеоназмы"...
Презентация к уроку "Плеоназм" 11 класс
данная презентация о понятии плеоназм, использование заимствованных слов. Подготовка к заданию 6 ЕГЭ...