Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Коробова Людмила Петровна

Урок русского языка в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях»

II.Актуализация знаний

 I этап. Начало урока. «Разминка».

 Цель – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Слайд2. Приём «Кроссворд»  (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, над которым мы будем работать).

Учитель:  отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с  темой урока.

Б

Е

С

С

О

Ю

З

Н

О

Е

Морфемы или части слова

1. В слове бессердечный возьмите приставку

2. Корень слова – служебная часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены предложения или целые предложения. (Предлоги, частицы,  междометия, союзы)

3. В слове оконный возьмите суффикс.

4. Окончание берём у имени прилагательного среднего рода единственного числа.  (Белое, красное)        

Учитель: в результате у нас получилось слово?

- Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь:         

Слайд 3. Тема урока: Обобщение по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

Как распознать сложное предложение?

Что такое грамматическая основа?

Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? ( сложное)

Какая связь может быть использована в сложных предложениях? (союзная и бессоюзная)

Назовите союзную связь (сочинительная и подчинительная).

Как распознать различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения? (на что мы должны обратить внимание?)

Слайд4. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И.С. Тургенев

 Обратите внимание на эпиграф нашего урока, определите тип этого предложения.  

1..Словарная работа:

Слайд 5,6.

  Демонстрац..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), отличниц(ы, и), умниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц..н, репетиц..я, ц..рк, ц..почки ц..ган, ц..плёнок, акац..я.

Учащиеся записывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают графически орфограмму, рассказывают о правилах употребления букв ы — и после ц.

Проверим!   Демонстрация, цитата, цифры, страницы, отличницы, умницы, циркуль, сестрицы н, репетиция, цирк, цыпочки цыган, цыплёнок, акация.

Составьте и запишите по 2 предложения

1 ряд сложное союзное предложение

2 ряд сложное бессоюзное предложение

Акация растёт в Казахстане -  сосна в России.

Началась репетиция: цирк приехал.

Колхозники вырастили цыплят - садоводы вывели новый сорт винограда.

Приготовьте опорный конспект и алгоритм действий при работе над сложным предложением.

Слайд 7. Переведите представленные ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения и запишите их в тетрадь (1 ученик работает у доски).

 1) Гнездо птицы разорено, поэтому ()она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит, потому что (:) ее гнездо разорено.

3) Все единогласно решили, что(:) в  экспедицию уедут завтра.

4) Когда ехали  в деревню, ()  светило яркое солнце.

Слайд 8.  Объяснительный диктант

если        

Будешь книги читать – будешь всё знать.

                                             потому что

Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

Если                      то

Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.

                                                         а именно

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

                                         но (а)

Шофёр нажал на тормоз – машина  не остановилась.

3.  Индивидуальная творческая работа (по вариантам).

- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам.

1 вариант

А) Вчера нам сказали… (дополнение).

Б) Здесь нельзя проехать… (причина).

2 вариант

А) Нас охватило чувство страха… (причина)

Б) Я давно написал письмо… (противопоставление).

4) Выборочный диктант (контроль проводится путем взаимопроверки).

- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
(У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.)

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Причина

Время

Пояснение

Условие

Дополнение

Следствие

Быстрая смена событий

Сравнение

  1. Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.
  2. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
  3. Молвит слово – соловей поёт.
  4. Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
  5. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
  6. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
  7. Спать долго – жить с долгом.
  8. Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
  9. Сверкнула молния – грянул гром.

Ответы:

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2

Быстрая смена событий - 9

Сравнение -3

Прверочная работа-тест:

Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 1 вариант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то  слова

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Никогда я не видел  такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Васильки цепляются за ноги () перепела кричат кругом()лошадь бежит ленивой рысцой.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я посмотрел назад () то был мой старый приятель.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Василий резко нажал на тормоз () скорость не уменьшилась.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

 

Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП

( 2 варпант)

1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1)     перечисляются какие-то члены предложения

2)     вторая часть дополняет смысл первой

3)     вторая часть раскрывает содержание первой

4)     вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о поездке () я многое узнал о стране.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Ласточка день начинает () соловей кончает.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Чуть трамвай прибавил ход() пассажир назад ползёт.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я не жалею о былом () оно меня не усладило.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Заранее предупреждаю() будет трудно.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Таинственно шумит лесная тишина () по лесам поёт и бродит осень.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Воздух чист и прозрачен() птицы болтливо лепечут() молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

1)     двоеточие

2)     тире

3)     запятая

4)     точка с запятой

  Ответы на  Т Е С Т по теме: Постановка знаков препинания в БСП 

1 вариант                      

1 - 1

2 - 2

3 - 1

4 - 3

5 - 1

6 - 1

7 - 1

8 - 2

2 вариант                      

1 - 1

2 - 1

3 - 2

4 - 2

5 - 1

6 - 1

7 - 3

8 - 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе"Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях"

Основной целью этого урока является развитие навыков пунктуационного анализа предложения, умение обобшать, сравнивать и делать выводы о бессоюзных сложных предложениях на примере отрывков из романа А....

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс

Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...

Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях

Цели урока: закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять; закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложн...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...