Сборник изложений для национальной(бурятской) школы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Бальчинова Соелма Доржиевна

Сборник изложений для национальной(бурятской) школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_izlozheniy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное образование «Иволгинский район»

МОУ Нижне-Иволгинская средняя

общеобразовательная школа

Автор: Бальчинова Соелма Доржиевна

СБОРНИК ИЗЛОЖЕНИЙ

Улан-Удэ. 2012 год

Рецензент: Долбеева Тамара Филлиповна—к.п.н., доцент, преподаватель кафедры русского языка и литературы Бурятского государственного университета

Введение

Развитие русской речи учащихся - одна из важнейших задач национальной школы. Методика русского языка в нерусской школе имеет много разнообразных методов и приемов обучения связной речи. Одним из наиболее эффективных методов работы по развитию речи учащихся бурятской школы является письменное и устное изложение прочитанного или услышанного. Или в широком смысле этого слова пересказ прочитанного, увиденного, услышанного в письменной или устной форме. Также изложение (сжатое) является частью письменной контрольной работы в итоговой аттестации 9-классников.

Огромно образовательно-воспитательное значение устного и письменного изложения текста на русском языке. Прежде всего в процессе обучения изложению школьники овладевают лексикой. фразеологией и грамматическим строем русского языка. Расширяется и обогащается их словарь при чтении и разборе текстов.

При составлении плана, устном и письменном изложении прочитанного происходит одновременно закрепление у них усвоенных слов, словосочетаний, строя предложений и грамматического материала.

Работа над изложением устанавливает тесную связь между языковой теорией и практикой речи, ибо дети упражняются в практическом применении грамматических законов и правил изучаемого языка. Они приобретают весьма важные навыки и умения в составлении словосочетаний, предложений, в устранении различных типичных речевых недочетов, а также закрепляются их стилистические, орфографические и пунктуационные навыки.

Обучение изложению развивает память и логические мышления школьников. Разбирая содержания того или иного текста, составляя простые и сложные планы изложения, они приобретают навыки логически правильного, последовательного изложения своих мыслей, а также вырабатывают умение наблюдать и находить, анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, выделять главное и существенное, выражать свое отношение и делать определенные выводы.

Методика проведения изложения на русском языке в нерусской школе имеет свою специфику, вытекающую из особенностей обучения русскому языку бурятских школьников. У учащихся бурятской школы по сравнению с носителями русского языка беден словарный запас, слабые навыки в построении предложения на русском языке. Они часто подчиняют свою речь нормам родного языка.

Таким образом, обучение изложению на русском языке следует проводить в первую очередь с учетом особенностей лексики и грамматического строя русской речи учащихся. Для выполнения этих требований большое значение имеет правильный выбор текстов для изложения. Подборка данных текстов осуществлялась с учетом всех вышеназванных особенностей. Кроме этого особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. В процессе разбора содержания текстов, во время беседы с учителем у учащихся вырабатываются чувство любви к Родине, к своему народу, традициям, культурному наследию. Ведь без подлинной любви ко всему человечеству не может быть настоящей любви к Родине

Текст № 1

  1. Саба!..        В легендах ее называют «золотая саба», «серебряная саба». Есть такое благопожелание -юроол: «Пусть ваша серебряная саба будет вечно полной!»
  2. Ни        серебряных, ни тем более золотых сосудов-саба в деревнях не встретишь.(3) Что такое саба? Вроде бадьи или ступы. (4)Обыкновенный деревянный сосуд с крышкой. (5)В крышке дырка.(б) В дырку вставляется березовый пест.(7) Служит саба многие-многие годы- по любой видно, что изрядно досталось ей на веку. (8)С самых древних времен сбивают в таких сосудах масло, заготовляют кислое молоко- айрак.

(9)Во время войны и молоко, и все. что из него получается, сдавали. (Ю)Себе не оставалось. (11)Разве что пахта - одонки от сбитого масла да обрат.(12) И в первые годы после войны у многих хозяек пустовали сабы.(13) Чтобы они были «вечно полными», молока надо много.(14) А где его было взять? (15)Кое-где стали забывать вкус айрака и густого сагаана- отстоявшейся простокваши, редко кто запасался сушеным творогом- сытной аарсой. которую получают из айрака, то есть опять же из молока.(16) Теперь- другое дело.( 17) Даже если ферма и не полностью выполнила план, самим хватает исконной «белой пищи».

(18)Вот и сейчас шипит и пенится в сабе, распространяя хмельной запах. айрак.(19) Привычно орудует пестом-мешалкой Ханда. даже боли в ногах не чует.(20) Довольна Ханда- немного погодя наполнит айраком большой котел, разведет под ним огонь и будет ждать, когда сварится, створожится первая порция аарсы. (21)Надо ее наготовить побольше, чтобы на целую зиму хватило.

(По Ц-Ж.Жимбиеву)

Слова и выражения для объяснения: Саба, пахта, пест-мешалка

Текст №2

Прародитель хоринских бурят — Хоридой — был простым охотником. Вместе с двумя другими охотниками-товарищами он жил и охотился на северной стороне Байкала. Охотники кормились мясом убитых зверей и птиц. Как-то Хоридой задержался на охоте и вернулся в общий балаган позже своих товарищей. Те же, придя рано, сварили оставшееся от прежней охоты мясо — шесть шейных позвонков. Пять позвонков они съели, а шестой оставили Хоридою. Вернувшись, как и его товарищи, с охоты без добычи, Хоридой возмутился тем,~*что его обделили в еде. Он сказал: «Шейных позвонков оставалось шесть, а потому мне следует два позвонка, а не один. Мы живем вместе и должны все делить поровну. Так как вы меня обидели теперь, то я не желаю более жить с вами!». И он ушел от своих товарищей, перейдя по льду на южную сторону Байкала. Здесь он стал тоже охотиться. Однажды, бредя по берегу озера, он увидел купающихся женщин, которые, выйдя из воды, оделись, превратились в белых лебедей и улетели. В следующий раз Хоридой спрятался в кустах. Когда лебеди прилетели. сняли свои одежды и. превратившись в прекрасных дев. стали купаться, он выскочил из укрытия и взял одну лебяжью одежду. Девы наконец вышли из воды. Две из них оделись, превратились в лебедей и улетели, а одна осталась. Она сделалась женой Хоридоя и прожила с ним долгое время. У них было одиннадцать сыновей, от которых произошли одиннадцать хоринских родов, и шесть дочерей. Однажды Хобоши-хатун, так звали жену Хоридоя. спросила у него, куда он дел ее лебяжью одежду. Тот ответил, что лебяжья одежда до сих пор цела и находится недалеко. Хобоши-хатун упросила Хоридоя принести одежду, чтобы примерить ее и вспомнить былое. Хоридой подумал, что они столько лет прожили вместе, имеют столько детей, что теперь нет опасности. Он принес лебяжьи одежды. Хобоши-хатун надела их на себя и стала летать по юрте. Затем она вылетела из юрты через дымовое отверстие. Когда она вылетела, то в это время в юрте одна из дочерей гнала тарасун. Заметив, что мать улетает через дымовое отверстие и исчезает, дочь схватила ее грязными от сажи руками за ноги и пыталась удержать. Ноги стали черными, но Хобоши-хатун выдернула их из рук дочери и улетела. Она. кружась над юртой, дала напутствие своей семье: «Вы. земные жители, оставайтесь на земле, а я. небесная, полечу на небо, на свою родину! Весной и осенью, когда лебеди летят к северу и обратно, делайте обряд в мою честь!». С тех пор хоринцы и поклоняются своему защитнику от злых духов — белому лебедю...

Текст №3

Многое повидали на своем веку приречные тальники. Сколько раз заламывали их ветки на корм скоту. Сколько корежили их стволы злые снежные бури. А вот водой захлестнуло деревья в первый раз. Коровы, приев остатки травы на бугре возле фермы, жадно поглядывали на кусты. Некоторые отваживались забредать в воду. но. зайдя по брюхо и даже по шею. дотянуться до зеленых ветвей так и не могли. Стояли, охлаждая ободранные и искусанные паутами бока.

Сквозь тучи пробилось солнце, стало припекать. Сэренцу ополоснула лицо холодной водой. До боли в глазах вглядывалась в залитую половодьем даль.

Река - не речка!- наносила откуда-то уже не ветошь какую-нибудь. не со. не мелочь. Вот проплыла лиственница с вывороченными корявыми корнями и вздыбленными ветвями, похожая на сказочное чудовище, немного погодя, какое-то диковинное сооружение из деревянных решеток с перекладинами, грузное, громоздкое. должно быть перемычка с оросительной канавы, за нею- старая войлочная юрта, которую, возможно, приволокло наводнением из Монголии...

Припомнились Сэренцу старые поверья, которые не однажды рассказывал дед Боди. Как это он говорил? Лус- хозяин воды- разбушевался, разгневался, и разгулялась водная стихия. А может. Лус тут ни при чем. Времена переменились, изменилась и сама природа. Чего только не бывает на свете!

(По Ц-Ж.Жимбиеву) Слова и выражения для объяснения: тальники, ветошь, Лус

Текст №4

Годы не властны вычеркнуть из памяти народа имена отважных сынов.

Это было еще зимой 1940 года. На Карельском перешейке, далеко от родных мест, сражался Гармажап Гармаев.

На фронте шла усиленная подготовка к тяжелым наступательным боям. Ощетинился огневыми точками и дотами передний край обороны белофиннов. Но сейчас уже ничто не могло остановить Красную Армию. Солдаты продвигались вперед; трудно приходилось им. взяли грузовики в незамерзающих болотах.

Командир  отделения Гармажап Гармаев в последний разведке обнаружил, что финны устроили засаду вблизи дороги, и решил уничтожить вражеское гнездо. Но вот на пути красноармейцев вырос лесной завал. И сразу же открыли огонь пулемёты врага. Бойцы по команде командира, отстреливаясь на ходу, стали отходить в глубь леса. Отход бойцов Гармаев решил прикрыть сам. Легко скользят лыжи, и можно оторваться от врага. Но Гармажап подумал, что завтра этой дорогой пойдут наши бойцы и будут жертвами. Нет. эту засаду нужно уничтожить.

На миг в лесу установилась зловещая тишина. Все слышнее становился скрип снега- это белофинны, завидев одного бойца, решили взять его живым. Считая, что боец не станет сопротивляться. они. не таясь, бежали к нему.

Но Гармажаи решил принять бой. Он прильнул в прицелу ручного пулемета и стал ждать.

Финны подошли совсем близко. Он нажал спусковой крючок. Засвистели, завизжали по лесу пули. Потеряв с десяток убитыми, финны залегли и открыли ответный огонь. Все меньше оставалось патронов у Гармажапа. « Надо прорваться к своим»,- по- думал он. Бросив последнюю гранату. Гармажап короткими перебежками стал удаляться от врага. Вот и спасительный лесок, можно передохнуть.

Неожиданно Гармаев увидел раннего командира взвода Орешкина. « Иди, мне все равно умирать»,- глухо сказал тот. Но разве мог комсомолец Гармаев оставить его?

Бережно нес своего командира Гармажап. Нелегкий путь преодолел он в это предрассветное утро.

Бои сменялись боями. В мороз и непогоду одинаково бодр Гармажап, одинаково хорошо видит он врага. Он всегда готов выполнить любое задание. Сегодня он свершает отчаянно смелую вылазку и приводит «языка», завтра он, скрытно пробравшись в расположение белофиннов, поднимает на воздух землянку с запасами боеприпасов. Не раз Гармаев доставал ценные сведения о враге, не раз, рискуя жизнью, спасал товарищей от верной смерти.

В апреле 1940 года Гармажап Аюрович Гармаев. первым из бурят, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

(По Е.Криченивкеру)

Слова и выражения для объяснения: Удаляться короткими перебежками, вылазка, Карельский перешеек

Текст №5

Обряд почитания Земли проходил летом и считался вторым по значению праздником у бурят.

Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам - духам местности возле обоо. «Небо - Отец, Земля - Мать!» - восклицал, спешившись с коня, человек и расправлял прибитую копытами траву. На заре он поднимался в гору к обоо - жертвенным камням, испрашивая у небожителей - тэнгринов, духов - эжинов позволения служить их земле. После молебствования. внизу в степи наступал черёд игрищам и состязаниям. Они включали в себя стрельбу из национального лука, стрельбу из спортивного лука, бурятскую борьбу и скачки. Это был истинно народный праздник, собиравший толпы народа со всей округи. Таковым он остаётся и сегодня под названием «сурхарбан». В давние времена мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня -«сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе - сурхарбан - стало названием всего праздника. И не случайно. Лук и стрелы исстари висели в юрте на почётном месте, никому нельзя было переступать через них. Стрела играла важную роль в обрядах призывания плодородия, счастья, была талисманом - оберёгом.

Для стрельбища выбирали ровное место и рыли канавки, расстояние между ними было в три лука. В канавках расставляют вплотную друг к другу «суры» - комочки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. Сколько сказок и легенд связано с верными помощниками и друзьями людей - скакунами. В сказках, народных преданиях они выручают героев, служат верой и правдой.

Конь всегда был рядом с бурятом. Он не только спасал всадника во время перекочёвок и вооружённых стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шёл на изготовление верёвок, из кожи шили обувь, из сухожилий сучили крепкие нити. В первом тысячелетии коневодство в Забайкалье было основным видом хозяйствования.

В напряжении держат зрителей соревнования конников. Заезды русских троек, рысаков, скачки и конкур, самый увлекательный и техничный вид состязаний.

Участники скачек соревновались на дистанции три - четыре километра. Хозяин беговой лошади выхаживал её за месяц до скачек. После скачек произносилась хвала коню, пришедшему первым:

Бег твой подобен полёту Гаруди!

Мифической птице Гаруди и орлу уподоблялся и победитель в бурятской борьбе, который исполнял танец в её честь. В борьбе проигрывал тот. кто хоть коленом или пальцем касался земли. - отголосок прежних верований о неприкосновенности Матери - Земли. Победитель же воспарял к Небу.

Борьба всегда была украшением Сурхарбана. Привлекательна она, по мнению болельщиков тем. что в национальной борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы коснулся рукой земли - выбыл из турнира. Всегда схватки были острыми, приносили немало сюрпризов. Наградой победителю, как правило, служил живой баран, которого победитель уносил на руках под восторженные крики зрителей.

Сурхарбан. Это звучное слово издавна завораживало и привлекало людей на праздник - стремительный, как звон стрелы или полёт скакуна, радостный как песня и танец. Сурхарбан - это состязание метких, сильных и быстрых.

Одной из версий почему праздник Сурхарбан проводится летом, является версия о том. что в дни празднования Сагаалгана. го есть в зимнее время года холода мешали проводить соревнования по стрельбе, конным скачкам, национальной борьбе и другие состязания, поэтому и зародилась традиция померяться силами в меткости, силе, ловкости летом.

На больших открытых просторах, где происходили праздничные гуляния, соревнования, и состязания можно увидеть бурят в национальных костюмах, услышать мелодичные песни, увидеть зажигательный ёхор.

( по Бадмаевой Р.Д.)

Слова и выражения для объяснения: небожители-тэнгрины, духи- эжины. мифическая птица Гаруди, спешившись с коня

Текст №6

Старик задумался. А потом глядя куда-то поверх головы гостя. заговорил словно сам с собой.

-Уж много лет живу в этих горах, целебные травы собираю. Знаю, какие травы целебны для человека, какие ядовиты. Охотничьих премудростей не ведаю. С лесом дружу, с лугами. Все мне там открыто, меня тайга не бережется, тайны свои не скрывает. Скажу тебе, сынок, что здесь рай для всякой живности. Никто здесь, от сотворения мира, не промышлял, потому и все живое расплодилось во множестве.

Долина эта тянется далеко вверх, верст на тридцать. Низины хороши скотоводу- луга и покосы. А травы-то какие! Наполовину лечебные. В пору цветения приди сюда- зарябит в глазах, любовью наполнится душа твоя...

У старца расширились глаза, в них засветились и тут же потухли огоньки. Посмотрев на Оську, продолжал:

- А кругом, до самой вершины речки, кедровник, сосняк и разнолесье. Орехи, ягоды... Белки тьма, есть хорь, горностай, хитрая лиса мышкует тут же подле речки. Есть огневки и даже встречал чернобурку. Горит, искрится вся на снегу! Их здесь целый выводок. Но нет соболя. А прижился бы здесь... Пошто не принес в поняге парочку?- пошутил старик.- Рыба в речке как в котле, кипит. А птицы всякой! - старик махнул рукой.- Охотнику здесь рай земной. Вот и название этим местам дали Баян-Ула- Богатые горы. А луговую низину и речку Духмяной прозвали. Здесь даже зимой пахнет травами.

(По М.Жигжитову)

Слова и выражения для объяснений: живое расплодилось во множестве, разнолесье, выводок, огневки.

Текст №7

Одно из самых древних ремесел у бурят кузнечное дело. Кузнецов чрезвычайно уважали прежде и пользовались они особыми правами и привилегиями. Чингисхан вообще освободил кузнецов от податей — налогов. Люди считали, что огонь людям подарили божества, и умение обращаться с огнём и металлом — тоже дар свыше. Кузнецы делились на черных и белых. Белые, часто ювелиры, златокузнецы, почитались больше и приравнивались к шаманам. Кузнецы использовали зернь, насечку, воронение, чернение, золочение, накладную и ажурную филигрань, использовали инкрустацию из полудрагоценных камней, эмаль, литьё. Буряты любили раньше металлические украшения и использовали их. где только можно. Замечательной отделкой отличались бурятские упряжь, сёдла, тебеньки, чепрак и. сабли и ножи. А какие изобретали изящные, затейливые кольца, гребёнки, браслеты, серый, подвески, броши, цепочки, ладанки и колокольчики! С приходом буддизма в Бурятию пришло много новых знаний. Строительство дацанов, иконопись, скульптура, изготовление культовой утвари, книгопечатание чрезвычайно обогатили бурятское ремесло. Идеи буддизма были восприняты и стали народными, наполняя смыслом и красотой обыденные вещи. Вырезанные из дерева шкатулки. трубки и трости, пиалы и кувшины-домбо поражают не только прочностью, совершенством отделки и удобством в быту, но и терпением, упорством мастера. А камни! Камни, особенно кораллы, лазурит, малахит, нефрит, бирюзу и другие издавна полюбили мастера. И резчики по камню, и гобеленщицы есть у бурятского народа. До сих пор ещё трудятся знаменитые мастера, передающие свои старинные секреты ученикам. Из поколения в поколение передаётся умение задумать, сделать и украсить вещь так. чтобы работала и сохранялась она долгие века, вызывая восторг. удивление и уважение людей. Потому что всегда есть люди, которые умеют удивляться красоте кучерявой грозовой тучи, свернувшегося ажурного жёлтого листа, сверкающей после дождя паутины... И всегда будет живо стремление человека передать эту красот) мира и поделиться своей радостью с другими через творение рук своих, каждый день жить среди этой красоты.

(По Галдановой Г.Р.)

Слова и выражения для объяснения: привилегия, зернь, насечка, филигрань, мастера-гобеленщицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...

Система работы над изложением в шестых классах школы 4 вида.

При проведении системы работ над изложением в шестых классах специальной коррекционной школы необходимо учитывать особенности слепых и слабовидящих школьников в овладении связной письменной речью. Изу...

Презентация к изложению "Дятел" 6 класс школа VIII вида

Красочная презентация к изложению, которое предусмотрено рабочей программой в 6 классе школы VIII вида...

Сборник изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Сборник изложений при подготовке  к ОГЭ по русскому языку...

Научная статья "Обучение различным видам изложений в начальных классах школы для глухих"

Статья посвящена вопросу методики подготовки к изложению в начальных классах школы для глухих детей. В статье рассматриваются специфические приёмы работы над изложением Л.М. Быковой....

Мастер-класс: Изготовление национального бурятского сапожка.

Для дополнительной работы учителям технологии....

Сборник сценариев для детских музыкальных школ и школ искусств

Данный сборник сценариев включает в себя сценарии следующих праздников:1. День музыки2. Отчетный концерт3. Посвящение в первоклассникиСборником могут воспользоваться преподаватели детских музыкальных ...