Интеллектуальная игра в 7 классе"Знатоки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема:Внеклассное мероприятие.Брейн-ринг «Знатоки русского языка».7 класс
Цель:
- организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.
Задачи:
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Оборудование:интерактивная доска,мультимедийный проектор,карточки,сигнальные карточки.
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 6 тура-раунда. Каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 6 турах.
Оформление доски
- Брейн-ринг «Знатоки русского языка»(интеллектуальная игра)
- Эпиграф «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками,в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
И.С.Тургенев
Ход игры
I. Вступление
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству – Русскому языку.
Учитель читает стихотворение «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
II. Организационный момент
Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды: команда . Это сильнейшие представители 7 класса – знатоки русского языка. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка.
Представление участников
Наша игра будет проходить под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык».
Правила игры:
- проводим 6 тура-раунда;
- время на обсуждение вопроса – 30 секунд;
- до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
- если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;
- после истечения времени команда должна дать ответ;
- если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.
- победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах;
- призовой фонд: поездка в музей Ватутина.
Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.
(Проходит жеребьевка)
Итак, команды готовы?
Счет 0 – 0 1 раунд
1 раунд «Визитка команды»
Оценивается название команды ,девиз и эмблема(10 баллов)
2 раунд «Ты –мне,я-тебе»
Каждая команда задает по три вопроса команде сопернице (каждый правильный ответ-1 балл)
3 раунд «Головоломка»( правильный ответ 1 балл)
1. Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард. Почему?
Ответ. Это числительные, т. к. называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами.
3. Какого рода слова: рояль, обжора, тюль, ДК, такси, ГАИ, ?
Ответ:
рояль – м. р. такси – ср. р.
обжора – общ. р. ГАИ – ж. р.
тюль – м. р. ДК – м. р.
4. Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»
Ответ. Поменять ударение.
5. Определите спряжение глаголов:
Устанешь(I) – место выберешь(I),
Присядешь(I) отдохнуть(I),
Глядишь(II) – дорогой дальней
И катит(II) кто-нибудь.
Привстанешь(I) – чтоб увидели(II),
Эх, только б не обидели(II)
И взяли(I) по пути.
6. Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
7. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочесть.
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м
л о о
к м ж
а д е
в е т
Ответ. На русском. Смекалка во всяком деле поможет.
8. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?
Ответ. Средняя часть – л-иней-ка
4 раунд «Лестница»
На листах бумаги команды получают в беспорядке записанные названия единиц языка. Задание: построить «лестницу» от наименьшей к наибольшей единице языка(правильный ответ 1 балл)
Звук-буква-слог-слово-словосочетание-предложение-текст
5 раунд «Конкурс для капитанов»(правильный ответ -1 балл)
1. Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.
Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),
Времени (дополнение) много и мало.
Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),
Если оно миновало.
С. Я. Маршак
2. Один мальчик написал о себе следующее: «Всех пальцев у меня 205 на 1-й руке, столько же на другой, а на обеих ногах 10». Вопрос: «Почему он оказался таким?»
Ответ. Пропущено двоеточие после 20.
6 раунд «Гонка за лидером» (правильный ответ-1 балл)
Вопросы I команде
1. Какая буква в русском языке все время плачет?
(ы)
2. Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?
(й)
3. Чем кончается день и ночь?
(ь)
4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?
(о)
5.Объясните значение фразеологизма «поймать на горячем»(поймать на преступлении).
Вопросы II команде
1. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?
(яма)
2. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?
(огню)
3. Из какого полотна не сошьешь рубашки?
(ж/д)
5. Каким поясом не подвяжешься?
(климатическим)
6.Назовите только возвратные глаголы:спешить,торопиться,лететь,мчаться,бежать
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, для зрителей тайм-аут.
Подскажи словечко:
1. Эта палочка –
Бамбук
Для вьетнамца
лучший (друг)
2. Замутило, понадуло,
Залохматило кругом.
Это белочка махнула
В поле дымчатым (хвостом)
3. В празднике в небо
Взлетает букет.
Секунда-другая…и
Вот его нет. (фейерверк)
4. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Это русский (вертолет)
5. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
Водой (не разольешь)
3. Ученикам 7 класса было дано задание вставить в предложение причастный оборот. Некоторые ребята не справились с работой. Вот что получилось у них.
1. Машинист впервые в своей жизни вёл электровоз, окончивший недавно курсы.
2. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
3. Пастух увидел наш костер, закоченевший в горах.
4. Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
5. Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Вопрос: «Как случилось, что электровоз окончил курсы, а аэродромы начали летать? В чем тут ошибка? Перестройте предложения».
Ответ. Причастный оборот должен стоять до или после слова, к которому он относится. Между словами, входящими в причастный оборот, не должно стоять других слов.
Ведущий. Итак, в упорной борьбе победила команда…
Ведущий. Объясните разницу в употреблении слова «одеть» и «надеть».
Ответ. Одеть – кого, что. (Облечь кого-либо в какую-либо одежду). Например, одеть ребёнка, больного, раненого; также одеть куклу, манекен.
Надеть – что. (Натянуть, надвинуть одежду, обувь, чехол и т. п., покрывая, облекая кого-нибудь и что-нибудь). Например, надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску…
Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть – с неодушевлёнными.
Ведущий. Чтобы вы не путали эти два значения, для вас поэтесса Новелла Матвеева написала стихотворение:
«Одеть» и «надеть»… Два этих слова
Мы часто путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
«Одеть», «надеть»… Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Ведущий. Наша встреча подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
А.А.Ахматова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Интеллектуальная игра "О, великий, могучий, русский язык»
Неделя русского языка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для суворовцев 1 курса( для учащихся 5 класса) "Знатоки русского языка"
Данное мероприятие проводилось в 5 классе в рамках Недели русского языка и литературы. В соревнованиях участвует 4 команды....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся 7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...
Презентация к интеллектуальной игре " Повторение изученного по русскому языку в 7 классе"
Презентация к интеллектуальной игре " Повторение изученного по русскому языку в 7 классе" поможет вспомнить материал, изученный в 5-7 классах. Построена по типу игры "Умники и умницы и вк...
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...
Урок- игра лингвистический турнир "Знатоки русского языка"
Цель проведения:- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 7-9 классов « ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА »
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 7-9 классов « ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА »...