Урок по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с использованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Материал к итоговому уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya._otkrytyy_urok.pptx | 125.95 КБ |
odnosost._predl._itog._povtorenie.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильный вариант. Стемнело , и дети разошлись по домам. ( сложное, 1 часть - односоставная (безличное), 2 часть – двусоставная). 2.Восьмиклассники , не подведите. ( простое, односоставное (определённо – личное), нераспространённое).
2. Домашнее задание. 1 вариант: из учебника литературы выписать 5 односоставных предложений . 2 вариант: составить текст, который состоял бы только из односоставных предложений . вариант: стр. 120, № 4 (3 – А, Б).
3.Работа с текстом. 1 Родной город… 2 Каждый раз, неуспев отьехать даже на километр, уже мечтаю о возврощении домой. 3 И сколькоб ни гоняли меня по командировкам, 4 в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающее воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парков меня непокедает . 5 Я скучаю за тобой, родной мой городок… - можно ли это назвать текстом ? докажите; - какая тема объединяет предложения ? - исправить ошибки, расставить знаки препинания; - подчеркнуть грамматические основы (1 – 5 части); указать виды односоставных предложений; какой вид не представлен ? последнее предложение переделать в односоставное и указать его вид. 1 - ______, 2 - ________, 3 - _______, 4 - _______, 5 - ________
Правильный вариант 1 Родной город … 2 Каждый раз , не успев от ъ ехать даже на километр, уже мечтаю о возвр а щении домой. 3 И сколько б ни гоняли меня по командировкам, 4 в какие бы деревушки меня ни заносило , какие бы мегаполисы, поражающ ие воображение , я ни видел , мысль об уютных двориках , зелёных парк ах меня не пок и дает . 5 Скучаю за тобой , родной мой городок… 1 – Н. 2 – ОЛ. 3 – НОЛ. 4 – БЛ. 5 – ОЛ. Нет ОбЛ.
4. Физминутка .
5. Работа в группах. 1 группа. (14 баллов) Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________. А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________. Выделяют _____ видов односоставных предложений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Указать вид односоставного предложения: Верим в победу ! - ________________________ (подчеркните девятую букву в названии вида). Солнечный день … - _______________________ (подчеркните вторую букву в названии вида). Кодовое слово: ___ ___
5. Работа в группах. 1 группа. (14 баллов) Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем , что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________. А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________. Выделяют _____ видов односоставных предложений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Указать вид односоставного предложения: Верим в победу ! – определённо – личное (подчеркните девятую букву в названии вида). Солнечный день … - назывное (подчеркните вторую букву в названии вида). Кодовое слово: н а
№ Особенность Вид 1 Только подлежащее 2 Знаем, кто выполняет действие 3 Можно вставить подлежащее «они» 4 Касается всех людей вообще 5 Подлежащего не может быть Сопоставить вид односоставного предложения и особенность : назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В « особенностях » неопределённо – личных подчеркните 1 букву в первом слове. В « особенностях » определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове. В « особенностях » безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове. В « особенностях » назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове. В « особенностях » обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове. Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ . Указать вид односоставного предложения: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - _______________________________________________ .
№ Особенность Вид 1 Только подлежащее 2 Знаем, кто выполняет действие 3 Можно вставить подлежащее «они» 4 Касается всех людей вообще 5 Подлежащего не может быть Сопоставить вид односоставного предложения и особенность : назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В « особенностях » неопределённо – личных подчеркните 1 букву в первом слове. В « особенностях » определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове. В « особенностях » безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове. В « особенностях » назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове. В « особенностях » обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове. Кодовое слово: м и л е й. Указать вид односоставного предложения: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда – обобщённо - личное _______________________________________________ .
№ Предложения Виды 1 Лунная ночь… 2 Как светло вокруг… 3 Нас встретили радушно. 4 Каждый хотел высказаться. 5 Пропустите, пожалуйста. 6 Любишь кататься – люби и саночки возить. 3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов) Сопоставить предложения и их виды: назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове. В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове. В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове. В обобщённо – личном подчеркните союз. В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове. В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове. Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ .
№ Предложения Виды 1 Лунная ночь… 2 Как светло вокруг… 3 Нас встретили радушно. 4 Каждый хотел высказаться. 5 Пропустите, пожалуйста. 6 Любишь кататься – люби и саночки возить. 3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов) Сопоставить предложения и их виды: назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове. В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове. В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове. В обобщённо – личном подчеркните союз. В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове. В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове. Кодовое слово: Р о д и н а.
4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов) Указать виды односоставных предложений. Век живи – век учись. _________________________________ Дружище, не забывай звонить. _________________________________ Безлюдно в уснувшем городе. _________________________________ Переделать на односоставные предложения. 4. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное. __________________________________________________________________________________ 5. Ты должен верить в себя. – в безличное. __________________________________________________________________________________ 6. Солнце заливает лес лучами. – в назывное. __________________________________________________________________________________ 7. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное. __________________________________________________________________________________ Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов) Указать виды односоставных предложений. Век живи – век учись. обобщённо - личное Дружище, не забывай звонить. определённо - личное Безлюдно в уснувшем городе. безличное Переделать на односоставные предложения. 4. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное. Эту тайну давно разгадывают. 5. Ты должен верить в себя. – в безличное. Тебе нужно верить в себя. 6. Солнце заливает лес лучами. – в назывное. Залитый солнечными лучами лес. 7. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное. Ты не забудь мне позвонить. Кодовое слово: в д в о й н е
5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов) Лингвистическое наблюдение. Определить виды и роль односоставных предложений. Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта… Вид - ______________________Роль - ________________________________ Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать. Вид - _________________Роль - _____________________________________ Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись. Вид - __________________Роль - ___________________________________________ Текст № 4. Лето. Отпуск. Жара. Солнце . Море. Песок. Яхта. Парус. Гора. Чайки . Небо. Платок. Взгляд… Улыбка… Рука… Губы … Волосы… Бровь… Нежность… Ласка… Тоска… Юность … Вечность… Любовь ! Вид - _______________________Роль –____________________________________________ Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ .
5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов) Лингвистическое наблюдение. Определить виды и роль односоставных предложений. Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта… Вид – безличные. Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать. Вид – определённо – личные. Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись. Вид –неопределённо – личные. Текст № 4. Лето. Отпуск. Жара. Солнце . Море. Песок. Яхта. Парус. Гора. Чайки . Небо. Платок. Взгляд… Улыбка… Рука… Губы … Волосы… Бровь… Нежность… Ласка… Тоска… Юность … Вечность… Любовь ! Вид – назывные. Кодовое слово: ч у ж б и н а.
6. Работа с кодовыми словами. 1 группа – на 2 группа – милей 3 группа – Родина группа – вдвойне группа – чужбина . - составить предложение.
6.Работа с кодовыми словами. 1 группа – на 2 группа – милей 3 группа – Родина группа – вдвойне группа – чужбина. составить предложение. На чужбине Родина вдвойне милей . - я утверждаю, что это предложение является двусоставным; докажите или опровергните мою точку зрения. На размышление – минута.
6.Работа с кодовыми словами. - я утверждаю, что это предложение является двусоставным; докажите или опровергните мою точку зрения. Правильный ответ : На чужбине Родина вдвойне милей .
1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще ! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное ( СИС ) = О, безличное ( инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы. 7. Кодовый тест.
1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще ! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное ( СИС ) = О, безличное ( инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы. М О Л О Д Ц Ы 7. Кодовый тест.
8. Итоги урока. - итак, чем мы занимались сегодня на уроке ? какие ДВЕ темы были у нас на уроке ? чем односоставное предложение отличается от двусоставного ? какие виды односоставных предложений знаете ? - какие орфограммы вам ещё надо повторить, в каких словах ошибались ?
9 . Рефлексия. Дописать Я повторил(а)… Я смог(ла)… Было сложно… Было легко…
10 . Заключение. Односоставные предложения часто вызывают удивление: Зачем нужны ? Куда их деть ? А стоит только посмотреть – Увидишь их и тут и там. Люблю вас крепко. Сдам. Продам. Куда идёшь ? Здесь не курить ! Помойте руки. Что купить ? Смеркалось. Едем отдыхать ! Весна ! Ещё перечислять ? Добавят темп, украсят речь, умножат силу слова. Надеюсь, больше повторять мне не придётся снова: Не обойдётся даже гений Без односоставных предложений.
Предварительный просмотр:
Повторение темы «Односоставные предложения» (урок в 8 классе)
Цели урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды; показать их роль как средства художественной выразительности, способствовать развитию логического мышления, творческого мышление и воображения, воспитывать положительное отношение к познавательной деятельности; любовь к своей Родине.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», опорные тетради.
- Подводка к теме. Исправить ошибки.
- Стемнело и дети разошлись по домам. (простое, осложнено однородными сказуемыми.)
- Восьмиклассники не подведите. (простое, двусоставное, нераспространённое). Правильный вариант.
- Стемнело, и дети разошлись по домам. (сложное, 1 часть - односоставная (безличное), 2 часть – двусоставная.
- Восьмиклассники, не подведите. (простое, односоставное (определённо – личное), нераспространённое).
- Почему были допущены ошибки ? Какую тему я не знал ? (формулируем тему: «Односоставные предложения»).
- Сделайте вывод на основании этого примера: зачем нужны знания об ОП ? (не допускать пунктуационные ошибки, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ…)
- А какими будут цели урока ? (закрепить умения отличать ОП от двусоставных, определять виды односоставных предложений)
- А чем мы будем сегодня заниматься ? (анализировать предложения, превращать виды ОП, составлять предложения… Какие у нас есть помощники ? (учебник, опорные тетради…) – составляем примерный план действий.
2. Работа с текстом.
1Родной город…2 Каждый раз, неуспев отьехать даже на километр, уже мечтаю о возврощении домой. 3И сколькоб ни гоняли меня по командировкам, 4в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающее воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парков меня непокедает. 5Я скучаю за тобой, родной мой городок…
- можно ли это назвать текстом ? докажите;
- какая тема объединяет предложения ?
- исправить ошибки, расставить знаки препинания;
- подчеркнуть грамматические основы (1 – 5 части);
- указать виды односоставных предложений; какой вид не представлен ?
- последнее предложение переделать в односоставное и указать его вид.
1 - ______, 2 - ________, 3 - _______, 4 - _______, 5 - ________
Правильный вариант.
1Родной город… 2 Каждый раз, не успев отъехать даже на километр, уже мечтаю о возвращении домой. 3И сколько б ни гоняли меня по командировкам, 4в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающие воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парках меня не покидает. 5Скучаю за тобой, родной мой городок…
1 – Н. 2 – ОЛ. 3 – НОЛ. 4 – БЛ. 5 – ОЛ. Нет ОбЛ.
3. Физминутка.
Поднимите правую руку, теперь левую. Опустите. Выпрямите спинки.
Не поворачивая головы, посмотрите вверх – вниз – влево – вправо.
Теперь сильно зажмурьтесь. Открывайте глаза. Отдохнули ?
- Предложения какого вида я использовал ? (определённо – личные)
4. Работа в группах.
1 группа. (14 баллов)
Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________.
А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.
Выделяют _____ видов односоставных предложений: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Указать вид односоставного предложения:
Верим в победу ! - ________________________ (подчеркните девятую букву в названии вида).
Солнечный день… - _______________________ (подчеркните вторую букву в названии вида).
Кодовое слово: ___ ___
2 группа. (12 баллов)
Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в _____________________________________ есть и ____________________, и ___________________.
А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.
Сопоставить вид односоставного предложения и особенность:
назывное,
определённо – личное,
неопределённо – личное,
обобщённо – личное,
безличное,
двусоставное.
№ | Особенность | Вид |
1 | Только подлежащее | |
2 | Знаем, кто выполняет действие | |
3 | Можно вставить подлежащее «они» | |
4 | Касается всех людей вообще | |
5 | Подлежащего не может быть |
В «особенностях» неопределённо – личных подчеркните первую букву в первом слове.
В «особенностях» определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове.
В «особенностях» безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове.
В «особенностях» назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове.
В «особенностях» обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове.
Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ .
Указать вид односоставного предложения:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - _______________________________________________ .
3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов)
Сопоставить предложения и их виды:
назывное,
определённо – личное,
неопределённо – личное,
обобщённо – личное,
безличное,
двусоставное.
№ | Предложения | Виды |
1 | Лунная ночь… | |
2 | Как светло вокруг… | |
3 | Нас встретили радушно. | |
4 | Каждый хотел высказаться. | |
5 | Пропустите, пожалуйста. | |
6 | Любишь кататься – люби и саночки возить. |
В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове.
В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове.
В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове.
В обобщённо – личном подчеркните союз.
В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове.
В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове.
Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ .
4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов)
Указать виды односоставных предложений.
- Век живи – век учись. _________________________________
- Дружище, не забывай звонить. _________________________________
- Безлюдно в уснувшем городе. _________________________________
Переделать на односоставные предложения.
- Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное.
__________________________________________________________________________________
- Ты должен верить в себя. – в безличное.
__________________________________________________________________________________
- Солнце заливает лес лучами. – в назывное.
__________________________________________________________________________________
- Не забудь мне позвонить. – в двусоставное.
__________________________________________________________________________________
Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов)
Лингвистическое наблюдение.
- Определить виды односоставных предложений.
- Какова роль односоставных предложений ?
Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта…
Вид - __________________________________
Роль - _______________________________________________________________________________
Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать.
Вид - __________________________________________
Роль - _______________________________________________________________________________________
Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись.
Вид - ___________________________________________
Роль - _______________________________________________________________________________________
Текст № 4.
Лето. Отпуск. Жара.
Солнце. Море. Песок.
Яхта. Парус. Гора.
Чайки. Небо. Платок.
Взгляд… Улыбка… Рука…
Губы… Волосы… Бровь…
Нежность… Ласка… Тоска…
Юность… Вечность… Любовь !
(Тамара Николаева, Москва)
Вид - _____________________________________________
Роль - _____________________________________________________________________________________________
Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ .
5.Работа с кодовыми словами.
1 группа – на
2 группа – милей
3 группа – Родина
- группа – вдвойне
- группа – чужбина.
- составить предложение. (На чужбине Родина вдвойне милей).
- я утверждаю, что это предложение является двусоставным;
докажите или опровергните мою точку зрения. На размышление – минута.
(обратить внимание, что мы опять вернулись к теме родного края)
Правильный ответ: На чужбине Родина вдвойне милей.
6. Кодовый тест.
1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще ! | 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное (СИС) = О, безличное (инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы. |
7. Домашнее задание.
1 вариант: из учебника литературы выписать 5 односоставных предложений.
2 вариант: составить текст, который состоял бы только из односоставных предложений.
- вариант: стр. 120, № 4 (3 – А, Б).
8. Итоги урока.
- итак, чем мы занимались сегодня на уроке ? какие ДВЕ темы были у нас на уроке ?
- чем односоставное предложение отличается от двусоставного ?
- какие виды односоставных предложений знаете ?
- какие орфограммы вам ещё надо повторить, в каких словах ошибались ?
9. Рефлексия.
Дописать
Я повторил(а)…
Я смог(ла)…
Было сложно…
Было легко…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"
Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока: изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока: закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...
Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"
Цели: · Сформировать знание о составе и географическом положении региона.· Оценить природно – ресурсный ...
Презентация к уроку технологии в 5 классе с использованием ТДМ
Приложение к уроку "ткани из натуральных растительных волокон"....
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина".
УУД на уроке литературы....
Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)
Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...
Конспект и презентация урока геометрии в 9 классе с использованием ЭОР "Простейшие задачи в координатах"
Конспект и презентация урока геометрии в 9 классе с использованием ЭОР "Простейшие задачи в координатах"....
Презентация к уроку биологии в 10 классе с использованием интерактивной доски "Онтогенез. Эмбриогенез."
Используется интерактивная доска SMART Notebook/...