Урок по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с использованием презентации.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Иваненко Владимир Евгениевич

Материал к итоговому уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приветствие. Исправить ошибки. Стемнело и дети разошлись по домам . ( простое, осложнено однородными сказуемыми .) Восьмиклассники не подведите . ( простое, двусоставное, нераспространённое).

Слайд 2

Правильный вариант. Стемнело , и дети разошлись по домам. ( сложное, 1 часть - односоставная (безличное), 2 часть – двусоставная). 2.Восьмиклассники , не подведите. ( простое, односоставное (определённо – личное), нераспространённое).

Слайд 3

2. Домашнее задание. 1 вариант: из учебника литературы выписать 5 односоставных предложений . 2 вариант: составить текст, который состоял бы только из односоставных предложений . вариант: стр. 120, № 4 (3 – А, Б).

Слайд 4

3.Работа с текстом. 1 Родной город… 2 Каждый раз, неуспев отьехать даже на километр, уже мечтаю о возврощении домой. 3 И сколькоб ни гоняли меня по командировкам, 4 в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающее воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парков меня непокедает . 5 Я скучаю за тобой, родной мой городок… - можно ли это назвать текстом ? докажите; - какая тема объединяет предложения ? - исправить ошибки, расставить знаки препинания; - подчеркнуть грамматические основы (1 – 5 части); указать виды односоставных предложений; какой вид не представлен ? последнее предложение переделать в односоставное и указать его вид. 1 - ______, 2 - ________, 3 - _______, 4 - _______, 5 - ________

Слайд 5

Правильный вариант 1 Родной город … 2 Каждый раз , не успев от ъ ехать даже на километр, уже мечтаю о возвр а щении домой. 3 И сколько б ни гоняли меня по командировкам, 4 в какие бы деревушки меня ни заносило , какие бы мегаполисы, поражающ ие воображение , я ни видел , мысль об уютных двориках , зелёных парк ах меня не пок и дает . 5 Скучаю за тобой , родной мой городок… 1 – Н. 2 – ОЛ. 3 – НОЛ. 4 – БЛ. 5 – ОЛ. Нет ОбЛ.

Слайд 6

4. Физминутка .

Слайд 7

5. Работа в группах. 1 группа. (14 баллов) Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем, что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________. А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________. Выделяют _____ видов односоставных предложений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Указать вид односоставного предложения: Верим в победу ! - ________________________ (подчеркните девятую букву в названии вида). Солнечный день … - _______________________ (подчеркните вторую букву в названии вида). Кодовое слово: ___ ___

Слайд 8

5. Работа в группах. 1 группа. (14 баллов) Заполнить пропуски. Односоставное предложение отличается от __________________________ тем , что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________. А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________. Выделяют _____ видов односоставных предложений: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Указать вид односоставного предложения: Верим в победу ! – определённо – личное (подчеркните девятую букву в названии вида). Солнечный день … - назывное (подчеркните вторую букву в названии вида). Кодовое слово: н а

Слайд 9

№ Особенность Вид 1 Только подлежащее 2 Знаем, кто выполняет действие 3 Можно вставить подлежащее «они» 4 Касается всех людей вообще 5 Подлежащего не может быть Сопоставить вид односоставного предложения и особенность : назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В « особенностях » неопределённо – личных подчеркните 1 букву в первом слове. В « особенностях » определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове. В « особенностях » безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове. В « особенностях » назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове. В « особенностях » обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове. Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ . Указать вид односоставного предложения: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - _______________________________________________ .

Слайд 10

№ Особенность Вид 1 Только подлежащее 2 Знаем, кто выполняет действие 3 Можно вставить подлежащее «они» 4 Касается всех людей вообще 5 Подлежащего не может быть Сопоставить вид односоставного предложения и особенность : назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В « особенностях » неопределённо – личных подчеркните 1 букву в первом слове. В « особенностях » определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове. В « особенностях » безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове. В « особенностях » назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове. В « особенностях » обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове. Кодовое слово: м и л е й. Указать вид односоставного предложения: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда – обобщённо - личное _______________________________________________ .

Слайд 11

№ Предложения Виды 1 Лунная ночь… 2 Как светло вокруг… 3 Нас встретили радушно. 4 Каждый хотел высказаться. 5 Пропустите, пожалуйста. 6 Любишь кататься – люби и саночки возить. 3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов) Сопоставить предложения и их виды: назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове. В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове. В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове. В обобщённо – личном подчеркните союз. В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове. В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове. Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ .

Слайд 12

№ Предложения Виды 1 Лунная ночь… 2 Как светло вокруг… 3 Нас встретили радушно. 4 Каждый хотел высказаться. 5 Пропустите, пожалуйста. 6 Любишь кататься – люби и саночки возить. 3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов) Сопоставить предложения и их виды: назывное, определённо – личное, неопределённо – личное, обобщённо – личное, безличное, двусоставное. В безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове. В определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове. В неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове. В обобщённо – личном подчеркните союз. В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове. В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове. Кодовое слово: Р о д и н а.

Слайд 13

4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов) Указать виды односоставных предложений. Век живи – век учись. _________________________________ Дружище, не забывай звонить. _________________________________ Безлюдно в уснувшем городе. _________________________________ Переделать на односоставные предложения. 4. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное. __________________________________________________________________________________ 5. Ты должен верить в себя. – в безличное. __________________________________________________________________________________ 6. Солнце заливает лес лучами. – в назывное. __________________________________________________________________________________ 7. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное. __________________________________________________________________________________ Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Слайд 14

4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов) Указать виды односоставных предложений. Век живи – век учись. обобщённо - личное Дружище, не забывай звонить. определённо - личное Безлюдно в уснувшем городе. безличное Переделать на односоставные предложения. 4. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное. Эту тайну давно разгадывают. 5. Ты должен верить в себя. – в безличное. Тебе нужно верить в себя. 6. Солнце заливает лес лучами. – в назывное. Залитый солнечными лучами лес. 7. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное. Ты не забудь мне позвонить. Кодовое слово: в д в о й н е

Слайд 15

5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов) Лингвистическое наблюдение. Определить виды и роль односоставных предложений. Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта… Вид - ______________________Роль - ________________________________ Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать. Вид - _________________Роль - _____________________________________ Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись. Вид - __________________Роль - ___________________________________________ Текст № 4. Лето. Отпуск. Жара. Солнце . Море. Песок. Яхта. Парус. Гора. Чайки . Небо. Платок. Взгляд… Улыбка… Рука… Губы … Волосы… Бровь… Нежность… Ласка… Тоска… Юность … Вечность… Любовь ! Вид - _______________________Роль –____________________________________________ Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ .

Слайд 16

5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов) Лингвистическое наблюдение. Определить виды и роль односоставных предложений. Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта… Вид – безличные. Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать. Вид – определённо – личные. Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись. Вид –неопределённо – личные. Текст № 4. Лето. Отпуск. Жара. Солнце . Море. Песок. Яхта. Парус. Гора. Чайки . Небо. Платок. Взгляд… Улыбка… Рука… Губы … Волосы… Бровь… Нежность… Ласка… Тоска… Юность … Вечность… Любовь ! Вид – назывные. Кодовое слово: ч у ж б и н а.

Слайд 17

6. Работа с кодовыми словами. 1 группа – на 2 группа – милей 3 группа – Родина группа – вдвойне группа – чужбина . - составить предложение.

Слайд 18

6.Работа с кодовыми словами. 1 группа – на 2 группа – милей 3 группа – Родина группа – вдвойне группа – чужбина. составить предложение. На чужбине Родина вдвойне милей . - я утверждаю, что это предложение является двусоставным; докажите или опровергните мою точку зрения. На размышление – минута.

Слайд 19

6.Работа с кодовыми словами. - я утверждаю, что это предложение является двусоставным; докажите или опровергните мою точку зрения. Правильный ответ : На чужбине Родина вдвойне милей .

Слайд 20

1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще ! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное ( СИС ) = О, безличное ( инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы. 7. Кодовый тест.

Слайд 21

1. Раннее утро. 2. Тихо в парке. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Мне хочется петь от радости. 5. В дверь постучали. 6. Это произошло недавно. 7. Друзья, приходите почаще ! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – Ключ: обобщённо – личное = Л, двусоставное = Ц, назывное = М, неопределённо – личное = Д, безличное ( СИС ) = О, безличное ( инфинитивное) = О, определённо – личное = Ы. М О Л О Д Ц Ы 7. Кодовый тест.

Слайд 22

8. Итоги урока. - итак, чем мы занимались сегодня на уроке ? какие ДВЕ темы были у нас на уроке ? чем односоставное предложение отличается от двусоставного ? какие виды односоставных предложений знаете ? - какие орфограммы вам ещё надо повторить, в каких словах ошибались ?

Слайд 23

9 . Рефлексия. Дописать Я повторил(а)… Я смог(ла)… Было сложно… Было легко…

Слайд 24

10 . Заключение. Односоставные предложения часто вызывают удивление: Зачем нужны ? Куда их деть ? А стоит только посмотреть – Увидишь их и тут и там. Люблю вас крепко. Сдам. Продам. Куда идёшь ? Здесь не курить ! Помойте руки. Что купить ? Смеркалось. Едем отдыхать ! Весна ! Ещё перечислять ? Добавят темп, украсят речь, умножат силу слова. Надеюсь, больше повторять мне не придётся снова: Не обойдётся даже гений Без односоставных предложений.



Предварительный просмотр:

Повторение темы «Односоставные предложения» (урок в 8 классе)

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды; показать их роль как средства художественной выразительности, способствовать развитию логического мышления, творческого мышление и воображения, воспитывать положительное отношение к познавательной деятельности; любовь к своей Родине.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Оборудование урока:   компьютер, проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», опорные тетради.

  1. Подводка к теме. Исправить ошибки.

  1. Стемнело и дети разошлись по домам. (простое, осложнено однородными сказуемыми.)
  2. Восьмиклассники  не  подведите. (простое, двусоставное, нераспространённое).                                                                                       Правильный вариант.
  1. Стемнело, и дети разошлись по домам. (сложное, 1 часть  - односоставная (безличное), 2 часть – двусоставная.
  2. Восьмиклассники,  не  подведите. (простое, односоставное (определённо – личное), нераспространённое).

- Почему были допущены ошибки ? Какую тему я не знал ? (формулируем тему: «Односоставные предложения»).

- Сделайте вывод на основании этого примера: зачем нужны знания об ОП ? (не допускать пунктуационные ошибки, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ…)

- А какими будут цели урока ? (закрепить умения отличать ОП от двусоставных, определять виды односоставных предложений)

- А чем мы будем сегодня заниматься ? (анализировать предложения, превращать виды ОП, составлять предложения… Какие у нас есть помощники ? (учебник, опорные тетради…) – составляем примерный план действий.

2. Работа с текстом.

1Родной город…2 Каждый раз, неуспев отьехать даже на километр, уже мечтаю о возврощении домой. 3И сколькоб ни гоняли меня по командировкам, 4в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающее воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парков меня непокедает. 5Я скучаю за тобой, родной мой городок…

- можно ли это назвать текстом ? докажите;

- какая тема объединяет предложения ?

- исправить ошибки, расставить знаки препинания;

- подчеркнуть грамматические основы (1 – 5 части);

- указать виды односоставных предложений; какой вид не представлен ?

- последнее предложение переделать в односоставное и указать его вид.

1 - ______, 2 - ________, 3 - _______, 4 - _______, 5 - ________

Правильный вариант.

1Родной город2 Каждый раз, не успев отъехать даже на километр, уже мечтаю о возвращении домой. 3И сколько б ни гоняли меня по командировкам, 4в какие бы деревушки меня ни заносило, какие бы мегаполисы, поражающие воображение, я ни видел, мысль об уютных двориках, зелёных парках меня не покидает. 5Скучаю за тобой, родной мой городок…

1 – Н.   2 – ОЛ.   3 – НОЛ.   4 – БЛ.    5 – ОЛ.    Нет ОбЛ.

3. Физминутка.

Поднимите правую руку, теперь левую. Опустите. Выпрямите спинки.

Не поворачивая головы, посмотрите вверх – вниз – влево – вправо.

Теперь сильно зажмурьтесь. Открывайте глаза. Отдохнули ?

- Предложения какого вида я использовал ? (определённо – личные)

4. Работа в группах.

1 группа. (14 баллов)

Заполнить пропуски.  Односоставное предложение отличается от  __________________________ тем, что в ________________________________________ есть и _________________________, и ________________________.

А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.

Выделяют  _____ видов односоставных предложений: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Указать вид односоставного предложения:

Верим в победу ! - ________________________ (подчеркните девятую букву в названии вида).

Солнечный день… - _______________________ (подчеркните вторую букву в названии вида).

Кодовое слово:  ___   ___

2 группа. (12 баллов)

Заполнить пропуски.  Односоставное предложение отличается от  __________________________ тем, что в _____________________________________ есть и ____________________, и ___________________.

А в односоставном предложении есть только или ____________________________, или _______________________.

Сопоставить вид односоставного предложения и особенность:

назывное,

определённо – личное,

неопределённо – личное,

обобщённо – личное,

безличное,

двусоставное.

Особенность

Вид

1

Только подлежащее

2

Знаем, кто выполняет действие

3

Можно вставить подлежащее «они»

4

Касается всех людей вообще

5

Подлежащего не может быть

В «особенностях» неопределённо – личных подчеркните первую букву в первом слове.

В «особенностях» определённо – личных подчеркните предпоследнюю букву в последнем слове.

В «особенностях» безличных подчеркните четвёртую букву в первом слове.

В «особенностях» назывных подчеркните последнюю букву в последнем слове.

В «особенностях» обобщённо – личных подчеркните последнюю букву в третьем слове.

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ .

Указать вид односоставного предложения:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда - _______________________________________________ .

3 группа. (6 пунктов х 2 = 12 баллов)

Сопоставить предложения и их виды:

назывное,

определённо – личное,

неопределённо – личное,

обобщённо – личное,

безличное,

двусоставное.

Предложения

Виды

1

Лунная ночь…

2

Как светло вокруг…

3

Нас встретили радушно.

4

Каждый хотел высказаться.

5

Пропустите, пожалуйста.

6

Любишь кататься – люби и саночки возить.

В  безличном подчеркните четвёртую букву в последнем слове.

В  определённо – личном назывном подчеркните третью букву в первом слове.

В  неопределённо – личном подчеркните третью букву в последнем слове.

В обобщённо – личном подчеркните союз.

В назывном подчеркните четвёртую букву в первом слове.

В двусоставном подчеркните вторую букву в первом слове.

Кодовое слово: ___ ___ ___ ___ ___ ___ .

4 группа. (7пунктов х 2 =14 баллов)

Указать виды односоставных предложений.

  1. Век живи – век учись.                                     _________________________________
  2. Дружище, не забывай звонить.                  _________________________________
  3. Безлюдно в уснувшем городе.                    _________________________________

Переделать на односоставные предложения.

  1. Учёные давно разгадывают эту тайну. – в неопределённо – личное.

__________________________________________________________________________________

  1. Ты должен верить в себя. – в безличное.

__________________________________________________________________________________

  1. Солнце заливает  лес  лучами. – в назывное.

__________________________________________________________________________________

  1. Не забудь мне позвонить. – в двусоставное.

__________________________________________________________________________________

Кодовое слово: ___   ___   ___   ___   ___   ___   ___

5 группа. (4 пункта х 3 = 12 баллов)

Лингвистическое наблюдение.

  1. Определить виды односоставных предложений.
  2. Какова роль односоставных предложений ?

Текст № 1. Вновь похолодало. Целый день, противно завывая, метало снежный бисер на дороги. Уже нет сил смотреть, как лихорадит погоду. Хочется тепла и уюта…  

Вид - __________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________

Текст № 2. Прихожу со школы домой. Кушаю, мою за собой посуду. Потом гуляю с друзьями. После прогулки делаю уроки и ложусь спать.

Вид - __________________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________________

Текст № 3. Утром их собрали на площади. Постояли, потолковали. Всё обсудили, все вопросы порешали. С тем и разошлись.

Вид - ___________________________________________

Роль - _______________________________________________________________________________________

Текст № 4.

Лето. Отпуск. Жара.

Солнце. Море. Песок.

Яхта. Парус. Гора.

Чайки. Небо. Платок.

Взгляд… Улыбка… Рука…

Губы… Волосы… Бровь…

Нежность… Ласка… Тоска…

Юность… Вечность… Любовь !

(Тамара Николаева, Москва)

Вид - _____________________________________________

Роль - _____________________________________________________________________________________________

Кодовое слово: ___   ___   ___   ___   ___   ___  ___ .

5.Работа с кодовыми словами.

1 группа – на

2 группа – милей

3 группа – Родина

  1. группа – вдвойне
  2. группа – чужбина.

- составить предложение.            (На  чужбине  Родина  вдвойне  милей).

- я утверждаю, что это предложение является двусоставным;

докажите или опровергните мою точку зрения. На размышление – минута.

 (обратить внимание, что мы опять вернулись к теме родного края)

Правильный ответ:  На  чужбине  Родина  вдвойне  милей.

6. Кодовый тест.

1. Раннее утро.

2. Тихо в парке.

3. Не спеши языком, торопись делом.

4. Мне хочется петь от радости.

5. В дверь постучали.

6. Это произошло недавно.

7. Друзья, приходите почаще ! 

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

Ключ:

обобщённо – личное = Л,

двусоставное = Ц,

назывное = М,

неопределённо – личное = Д,

безличное (СИС) = О,

безличное (инфинитивное) = О,

определённо – личное = Ы.

7. Домашнее задание.

1 вариант: из учебника литературы выписать 5 односоставных предложений.

2 вариант: составить текст, который состоял бы только из односоставных предложений.

  1. вариант:  стр. 120, № 4 (3 – А, Б).

8. Итоги урока.

- итак, чем мы занимались сегодня на уроке ? какие ДВЕ темы были у нас на уроке ?

- чем односоставное предложение отличается от двусоставного ?

- какие виды односоставных предложений знаете ?

- какие орфограммы вам ещё надо повторить, в каких словах ошибались ?

9. Рефлексия.

Дописать

Я повторил(а)…

Я смог(ла)…

Было сложно…

Было легко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Презентация к уроку технологии в 5 классе с использованием ТДМ

Приложение к уроку "ткани из натуральных растительных волокон"....

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Конспект и презентация урока геометрии в 9 классе с использованием ЭОР "Простейшие задачи в координатах"

Конспект и презентация урока геометрии в 9 классе с использованием ЭОР "Простейшие задачи в координатах"....