Схемы
материал по русскому языку на тему

Самусенко Сергей Петрович

Предварительный просмотр:

Гласные звуки:      [а]   [о]   [и]   [ы]   [э]   [у]

Парные звонкие и глухие согласные:

[б]     [в]     [г]     [д]     [ж]     [з]

[п]     [ф]    [к]     [т]     [ш]    [с]

Сонорные согласные звуки:

             [л]     [м]     [н]     [р]     [й']

Всегда  глухие согласные: [х]   [ц]   [ч’]   [щ’]

Всегда твёрдые согласные:    [ж]   [ш]   [ц]

Всегда мягкие согласные:   [ч’]   [щ’]   [й’]

е, ё, ю, я

обозначают 2 звука если стоят:

  1. В начале слова (ягода)
  2. После гласной (баян)
  3. После ъ и ь (подъём, налью)


Предварительный просмотр:

Члены предложения.

Название ч.п.

Обозначения

Вопрос

Части речи

Пример

Подлежащее

______________

Кто? Что?

Существительное

Ребенок идет в школу.

Кто? Что?

Местоимение

Мы идем в школу.

Сказуемое

Что делать? Что делает(ют)?

Глагол

Дети играют на улице.

Дополнение

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Вопросы косвенных падежей (все кроме Имен.п.)

Существительное

Леша увидел своего друга.

Местоимение

Ребята решили познакомиться с ним.

Определение

Какой (-ая, -ое)?

Чей? Чья? Чьё?

Прилагательное

Завязать красивый бант.

Увидеть заячий хвост.

Какой (-ая, -ое)?

Местоимение

Второй отряд отправился на прогулку.

Обстоятель-ство

_ . _ . _ . _ . _

Как? Когда? Откуда? Где? Куда? и др.

Существительное

Мы играли за домом.

Местоимение

Саша увидел там зверя.

Наречие

Дети долго решали во что играть.

Типы склонений.

Склонение

Род

Окончания

Пример

1.

Женский

Мужской

-а, -я.

Рука, змея, папа.

2.

Мужской

Средний

-о, -е, или оканчивается на согласный.

Село, озеро, солнце, стол  , шкаф  .

3.

Женский

На конце слова стоит мягкий знак.

Рожь, дочь, печь.

Спряжение.

                

1спряжние                                                                                                                  2 спряжение

Окончания: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт),                                                                Окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -ите,

-ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют), -ть.                                                                                -ат(-ят), -ть.

Относятся:                                                                                                        Относятся:

1.Все глаголы на –еть, кроме: терпеть,                                                                   1.Все глаголы на –ить, кроме: брить, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,                                                                стелить.

видеть, смотреть.                                                                                                2.Четыре глагола на –ать: держать,         гнать,

2.Все глаголы на –ать, кроме: держать,                                                                слышать, дышать.

гнать, слышать, дышать.                                                                                3.Семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть,

3.Все глаголы на –оть,  -уть, -ыть и др.                                                                 обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть,

4. Два глагола на –ить: брить, стелить.                                                                смотреть.

Примеры:                                                                                                        Примеры:

Борется (бороться), бегут (бежать),                                                                        Ходят (ходить), гонят (гнать) искл.,        

стелется (стелить) искл.                                                                                 Зависит (зависеть) искл.

Падеж существительных.

Падеж

Вопросы

Предлоги

Дополн.вопросы.

Основные окончания

Именительный

Кто? Что?

-а,- я, -о, -е, -ы, на соглас.

Родительный

Кого? Чего

От, из, с, у, возле, около.

-и, -а, -ы, -я.

Винительный

Кого? Что?

За, в, на.

Куда? Откуда?

-у, -а, на согл.

Дательный

Кому? Чему?

По.

-е.

Творительный

Кем? Чем?

С.

-ом, -ем.

Предложный

Ком? Чём?

О, в, на.

Где?

-е, -у,

в 3скл. –и.



Предварительный просмотр:

Правописание гласных в корнях с чередованием

О-А в безударных корнях -лаг- - -лож- О (перед ж)        -лож-        положить

О (перед ж)

-лож-

Положить, предложить, изложить.

А (перед г)

-лаг-

Полагать, прилагательное.

Исключение:

Полог.

О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос- 

А (перед СТ, Щ)

-раст- -ращ-

Растить, выращивать, приращение.

О (перед остальными)

-рос-

Заросли, вырос.

Исключение:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.

О - А в безударных корнях -кос- - -кас-

А перед суффиксом -а-

Касаться, прикасаться, касательная.

О ( нет суффикса -а-)

Прикоснуться, прикосновение.

Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-

Под ударением

Без ударения

-гар-

Загар, огарок.

-гор-

Загорел, горелый.

-зар- - -зор-

Зарево, зорька.

-зар-

Зарница, озарение

-клан- - -клон-

Кланяться, поклон.

-клон-        

Наклонять, склонение.

-твар- - -твор-

Тварь, творчество.

-твор-

Творить

О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн- 

-мок-(-моч-)

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

непромокаемый

-мак-

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

-равн-        

"равный, наравне, одинаковый"

подравнять - сделать равным уравнение

-ровн-        

"прямой, гладкий, ровный"

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

И - Е в корнях с чередованием И перед суффиксом -а-        Е в остальных случаях

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

Но: сочетать, сочетание



Предварительный просмотр:

Сложные предложения

Союзные                                                                                 Бессоюзные (СБП)

Сложносочиненные (ССП)                                          Сложноподчиненные (СПП)

Сложносочиненные предложения

 соединительным союзом                                  с разделительным союзом                                 с противительным союзом

явления одновременно,                                чередование явлений, возможность                        одно явление противопоставляется

 следуют друг за другом                        одного явления из двух и более                        другому

и, да (= и), ни-ни.                                или(иль), либо, то-то, не то - не т.                        а, но, да (= но), однако, зато, же.

Сверкнула молния, и вслед                        То светило солнце, то шел дождь.                        Я старался взглянуть в окно, но

послышался удар грома.                                                                                         оно было бело от снега.        

Сложноподчиненные предложения с придаточным

определительным                                        изъяснительным                                        обстоятельственным

Отвеч. на вопрос какой? гл.сл. сущ.        Падеж.вопросы, речь,мыслс,чувства.                Присоедин. союз.ко всему предлож.,

с.сл. что, когда, который, где и др.                С. что, как, будто, чтобы; Ч.ли; С.сл.                или к с.сл. которому соответ. указ.сл.

Над долиной, где мы ехали,                         Я сказал мальчикам, что заблу-                        Мчался так быстро,как мы ожидали.

сгустились тучи.                                        дился.                                                        Я рассчитал время, чтобы успеть на

                                                                                                                                                                урок.

Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным

 места    времени    условия   причины   цели   следствия   сравнительные   уступительные   образа действия и степени

куда,             когда,            если,раз          потому          чтобы  так что            как,чем,словно     хотя,несмотря       как, сколько, наксолько,

де и др. едва и др.   и др.          что и др.     и др.                            будто и др.             на то что и др.      как будто, словно и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты-схемы для проверки школьной документации

Подборка карт-схем для проверки классных журналов, дневников, тетрадей учащихся и др. школьной документации....

Карты-схемы по работе с учащимися

В подборке даны карты-схемы для фиксирования работы с неуспевающими учащимися, учащимися, склонными к пропускам уроков и др. ...

Схема-табличка анализа проверочныхработ по русскому языку.

Эта схема-табличка очень удобна для анализа всех проверочных работ по русскому языку в классе, где работает учитель....

Схема урока. Музыка осени. 1 класс.

В помощь учителям музыки....

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Углубленное логопедическое обследование...

Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии

Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на  обобщающих уроках,при самостоятель...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...