Схемы
материал по русскому языку на тему
Схемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_soglasnye_zvuki.docx | 16.63 КБ |
padezhi_sklonenie_spryazhenie_chleny_predlozheniya.doc | 50 КБ |
pravopisanie_glasnyh_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx | 18.08 КБ |
slozhnye_predlozheniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гласные звуки: [а] [о] [и] [ы] [э] [у]
Парные звонкие и глухие согласные:
[б] [в] [г] [д] [ж] [з]
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Сонорные согласные звуки:
[л] [м] [н] [р] [й']
Всегда глухие согласные: [х] [ц] [ч’] [щ’]
Всегда твёрдые согласные: [ж] [ш] [ц]
Всегда мягкие согласные: [ч’] [щ’] [й’]
е, ё, ю, я
обозначают 2 звука если стоят:
- В начале слова (ягода)
- После гласной (баян)
- После ъ и ь (подъём, налью)
Предварительный просмотр:
Члены предложения.
Название ч.п. | Обозначения | Вопрос | Части речи | Пример |
Подлежащее | ______________ | Кто? Что? | Существительное | Ребенок идет в школу. |
Кто? Что? | Местоимение | Мы идем в школу. | ||
Сказуемое | Что делать? Что делает(ют)? | Глагол | Дети играют на улице. | |
Дополнение | _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ | Вопросы косвенных падежей (все кроме Имен.п.) | Существительное | Леша увидел своего друга. |
Местоимение | Ребята решили познакомиться с ним. | |||
Определение | Какой (-ая, -ое)? Чей? Чья? Чьё? | Прилагательное | Завязать красивый бант. Увидеть заячий хвост. | |
Какой (-ая, -ое)? | Местоимение | Второй отряд отправился на прогулку. | ||
Обстоятель-ство | _ . _ . _ . _ . _ | Как? Когда? Откуда? Где? Куда? и др. | Существительное | Мы играли за домом. |
Местоимение | Саша увидел там зверя. | |||
Наречие | Дети долго решали во что играть. |
Типы склонений.
Склонение | Род | Окончания | Пример |
1. | Женский Мужской | -а, -я. | Рука, змея, папа. |
2. | Мужской Средний | -о, -е, или оканчивается на согласный. | Село, озеро, солнце, стол , шкаф . |
3. | Женский | На конце слова стоит мягкий знак. | Рожь, дочь, печь. |
Спряжение.
1спряжние 2 спряжение
Окончания: -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), Окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -ите,
-ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют), -ть. -ат(-ят), -ть.
Относятся: Относятся:
1.Все глаголы на –еть, кроме: терпеть, 1.Все глаголы на –ить, кроме: брить, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, стелить.
видеть, смотреть. 2.Четыре глагола на –ать: держать, гнать,
2.Все глаголы на –ать, кроме: держать, слышать, дышать.
гнать, слышать, дышать. 3.Семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть,
3.Все глаголы на –оть, -уть, -ыть и др. обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть,
4. Два глагола на –ить: брить, стелить. смотреть.
Примеры: Примеры:
Борется (бороться), бегут (бежать), Ходят (ходить), гонят (гнать) искл.,
стелется (стелить) искл. Зависит (зависеть) искл.
Падеж существительных.
Падеж | Вопросы | Предлоги | Дополн.вопросы. | Основные окончания |
Именительный | Кто? Что? | -а,- я, -о, -е, -ы, на соглас. | ||
Родительный | Кого? Чего | От, из, с, у, возле, около. | -и, -а, -ы, -я. | |
Винительный | Кого? Что? | За, в, на. | Куда? Откуда? | -у, -а, на согл. |
Дательный | Кому? Чему? | По. | -е. | |
Творительный | Кем? Чем? | С. | -ом, -ем. | |
Предложный | Ком? Чём? | О, в, на. | Где? | -е, -у, в 3скл. –и. |
Предварительный просмотр:
Правописание гласных в корнях с чередованием
О-А в безударных корнях -лаг- - -лож- О (перед ж) -лож- положить
О (перед ж) | -лож- | Положить, предложить, изложить. |
А (перед г) | -лаг- | Полагать, прилагательное. |
Исключение: | Полог. |
О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-
А (перед СТ, Щ) | -раст- -ращ- | Растить, выращивать, приращение. |
О (перед остальными) | -рос- | Заросли, вырос. |
Исключение: | росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав. |
О - А в безударных корнях -кос- - -кас-
А перед суффиксом -а- | Касаться, прикасаться, касательная. |
О ( нет суффикса -а-) | Прикоснуться, прикосновение. |
Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-
Под ударением | Без ударения | ||
-гар- | Загар, огарок. | -гор- | Загорел, горелый. |
-зар- - -зор- | Зарево, зорька. | -зар- | Зарница, озарение |
-клан- - -клон- | Кланяться, поклон. | -клон- | Наклонять, склонение. |
-твар- - -твор- | Тварь, творчество. | -твор- | Творить |
О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-
-мок-(-моч-) | в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" | непромокаемый |
-мак- | "погружать в жидкость" | макать сухарь в чай |
-равн- | "равный, наравне, одинаковый" | подравнять - сделать равным уравнение |
-ровн- | "прямой, гладкий, ровный" | заровнять |
Исключения: | равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь |
И - Е в корнях с чередованием И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях
И перед суффиксом -а- | Е в остальных случаях | |||||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет | |||
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет | |||
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть | |||
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть | |||
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть | |||
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег | |||
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить | |||
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть | |||
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет | |||
Но: сочетать, сочетание |
Предварительный просмотр:
Сложные предложения
Союзные Бессоюзные (СБП)
Сложносочиненные (ССП) Сложноподчиненные (СПП)
Сложносочиненные предложения
соединительным союзом с разделительным союзом с противительным союзом
явления одновременно, чередование явлений, возможность одно явление противопоставляется
следуют друг за другом одного явления из двух и более другому
и, да (= и), ни-ни. или(иль), либо, то-то, не то - не т. а, но, да (= но), однако, зато, же.
Сверкнула молния, и вслед То светило солнце, то шел дождь. Я старался взглянуть в окно, но
послышался удар грома. оно было бело от снега.
Сложноподчиненные предложения с придаточным
определительным изъяснительным обстоятельственным
Отвеч. на вопрос какой? гл.сл. сущ. Падеж.вопросы, речь,мыслс,чувства. Присоедин. союз.ко всему предлож.,
с.сл. что, когда, который, где и др. С. что, как, будто, чтобы; Ч.ли; С.сл. или к с.сл. которому соответ. указ.сл.
Над долиной, где мы ехали, Я сказал мальчикам, что заблу- Мчался так быстро,как мы ожидали.
сгустились тучи. дился. Я рассчитал время, чтобы успеть на
урок.
Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным
места времени условия причины цели следствия сравнительные уступительные образа действия и степени
куда, когда, если,раз потому чтобы так что как,чем,словно хотя,несмотря как, сколько, наксолько,
де и др. едва и др. и др. что и др. и др. будто и др. на то что и др. как будто, словно и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты-схемы для проверки школьной документации
Подборка карт-схем для проверки классных журналов, дневников, тетрадей учащихся и др. школьной документации....
Карты-схемы по работе с учащимися
В подборке даны карты-схемы для фиксирования работы с неуспевающими учащимися, учащимися, склонными к пропускам уроков и др. ...
Схема-табличка анализа проверочныхработ по русскому языку.
Эта схема-табличка очень удобна для анализа всех проверочных работ по русскому языку в классе, где работает учитель....
Схема урока. Музыка осени. 1 класс.
В помощь учителям музыки....
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Углубленное логопедическое обследование...
Использование опорных схем и схем-конспектов на уроках химии
Химия наука "зубрительная", чтобы облегчить восприятие и запоминание использую различные схемы. Они могут использоваться при изучении нового материала, на обобщающих уроках,при самостоятель...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...