Олимпиада по русскому языку 7 класс
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Лавкерт Наталия Николаевна

Олимпиада по русскому языку 7 класс для школьного тура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_rus._yaz_7_kl_lavkert.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по русскому языку

7 класс

2017 год

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции,  языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.  

  Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что  даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.

На выполнение работы отводится 1 астрономический час.

Задания выполняются на отдельных листах,  при этом переписывать формулировку задания не нужно.

Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой.  Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно  делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.

 Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.

Максимальная оценка за  выполнение конкурсных заданий –50  

 баллов.

Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.

Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.

Желаем успешной работы!

Задание 1.

Расставьте  ударение в словах  

 Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха.                                                           Максимум 5 баллов

Задание 2.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я.

 А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?                                              Максимум 2 балла

Задание 3. 

 Вспомните значение выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».

                                                                                          Максимум 6 баллов

1. Делить хлеб-соль с кем-то

2. Забыть хлеб-соль

3. Помнить хлеб-соль

4. Отбивать хлеб

5. Благодарить за хлеб-соль

6. Хлеб да соль Вам

Задание  4. 

 Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан.                                     Максимум 4 балла

Задание 5.   

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?                                       Максимум 5 баллов

Задание 6.  Распределите   приведенные ниже слов  словосочетания с учетом смыслового   различия орфоэпических вариантов    серде[шн]ый и серде[чн]ый.         

1 – серде[шн]ый              2 – серде[чн]ый

 Ответ оформите в виде теста:  1 - ?… 2 – ?…        

А. Мышца. Б. Встреча. В. Друг. Г. Боль. Д. Дела. Е. Благодарность.                                   Максимум 6 баллов

Задание  7. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

                                                                                          Максимум 5 баллов

Задание 8.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

                                                                                         Максимум 6 баллов

Задание 9.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.

                                                                                           Максимум 7 баллов

Задание 10.

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них (3-5 предложений).

                                                                                         Максимум 4 балла

Задание 1.  Расставьте  ударение в словах       

   Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха.

Ответ:    

 Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха                                                          

  Максимум 5 баллов(за правильный ответ 0,5 балла)

Задание 2.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я.

 А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?                                              Максимум 2 балла

Ответ

В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

(2 балла, за правильный ответ-1 балл)

Задание 3. 

 Вспомните значение выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».

                                                                                          Максимум 6 баллов

1. Делить хлеб-соль с кем-то

2. Забыть хлеб-соль

3. Помнить хлеб-соль

4. Отбивать хлеб

5. Благодарить за хлеб-соль

6. Хлеб да соль Вам

Ответ:

1. Делить хлеб-соль с кем-то

Иметь крепкую дружбу

2. Забыть хлеб-соль

Быть неблагодарным к человеку, который был к кому-то гостеприимен и дружелюбен

3.Помнить хлеб-соль

Быть благодарным за гостеприимство и дружбу

4.Отбивать хлеб-соль

Лишить кого-то работы и денег за неё

5.Благодарить за хлеб-соль

За гостеприимство и угощение

6.Хлеб да соль Вам

Приятного аппетита

( 6 баллов, правильный ответ-1 балл)

Задание  4. 

 Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан.                                  Максимум 4 балла

Ответ:
Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).

Правильный ответ – 2 балла

Аргументация – 2 балла

( 4 балла)

Задание 5.   

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?                                     Максимум 5 баллов

Ответ:

Слова имеют одинаковую структуру (одинаковое строение) (1 балл): первый корень + соединительная гласная + второй корень + суффикс + окончание.  

1 балл за разбор слова (школьники, как правило, используют принятые условные обозначения).

Слова различаются способами образования (1 балл):  пешеходный от  пешеход  (1  балл), способ образования суффиксальный (1  балл),  канатоходец  –  сложение и суффиксация от  ходить по канату (или сложно-суффиксальный) – 2 балла.

Дополнительно может быть поставлен  1 балл за пояснение: слова «канатоход» нет, поэтому значение выражено сложением слова и корня слова с присоединением суффикса

Задание 6.  Распределите   приведенные ниже слов  словосочетания с учетом смыслового   различия орфоэпических вариантов    серде[шн]ый и серде[чн]ый.         

1 – серде[шн]ый              2 – серде[чн]ый

 Ответ оформите в виде теста:  1 - ?… 2 – ?…        

А. Мышца. Б. Встреча. В. Друг. Г. Боль. Д. Дела. Е. Благодарность.                Максимум 6 баллов

 Ответ:  1 – В, Д ;  2 – А, Б, Г,Е.  ( серде[шн]ый – связанный с влюбленностью, с любовным увлечением; сер-де[чн]ый – доброжелательный, добрый, искренний). (6 баллов, правильно выбранное слово-1 балл)

Задание  7. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

                                                                                          Максимум 5 баллов

Ответ:

Например: Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

                    Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

                    Он владеет русским языком. (Дополнение)

                   Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

                   Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*

( 5 баллов)

  Задание 8.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

                                                                                        Максимум 6 баллов

Ответ:

  1. Коров – нулевое окончание, домов– окончание –ов, столов -окончание –ов, голов – окончание нулевое, подков -окончание нулевое.
  2. Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание –ов.

Выделения окончания одного слова – 1 балла.

Всего 5 баллов.

Ответ на вопрос 1 балл.

( 6 баллов)

Задание 9.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.

                                                                                    Максимум 7 баллов

Ответ:

Эти слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико – грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

Определение «слов- хамелеонов» - 1 балл.

Комментарии – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

( 7 баллов)

Задание 10.

Назовите один  известный вам лингвистический словарь русского языка. Расскажите об нём (3-5 предложений).

                                                                                         Максимум 4 балла

Ответ:

Название одного словаря – 1 балл.

Рассказ о словаре – до 3 баллов в зависимости от точности сведений и грамотности их изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...