Рабочая программа кружка «Трудности русского языка»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trudnosti_russk_yazyka_semyonova_n.v.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области
Согласовано с заместителем директора по УВР ________________Т.Н.Волкова | «Утверждаю» Директор школы ______________В.Е. Шкоденко Протокол педсовета №________ от ________________ Приказ по школе №________ от ________________ |
Рабочая программа
кружка «Трудности русского языка»
Рабочую программу составил:
учитель 1 категории
Семёнова Нина Владимировна
Рассмотрена на ШМО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №______ от ______________
Руководитель ШМО________________
пос. Шумовский, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236); федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089); учебно-методического пособия/ Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2016: Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т. М. Бандоля, Н.М.Смеречинская.
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать изложения разных видов;
- читать текст и анализировать его содержание;
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы работы:
1. Лекции учителя с различными видами заданий;
2. Составление обобщающих таблиц и схем;
3. Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
4. Самостоятельный отбор материала;
5. Работа в группах;
6. Проведение деловых игр и практикумов;
7. Работа с пакетами КИМов;
8. Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
- средства связи предложений в тексте;
- звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
- лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- морфемно-словообразовательный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- морфологический анализ знаменательных частей речи;
- морфологический анализ служебных частей речи;
- простое предложение: главные и второстепенные члены;
- двусоставные и односоставные предложения;
- сложносочиненное предложение;
- сложноподчиненное предложение;
- сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ I.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
МОДУЛЬ II.
ОГЭ-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
МОДУЛЬ III.
ОГЭ-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.2.
Как начать сочинение-рассуждение. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.3: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю: 1
Общее количество часов: 34
№ | Колич. часов | Тема занятия | Содержание занятия |
МОДУЛЬ I. | |||
1. | 1ч. | Культура речи. | Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения |
2. | 1ч. | Лексические нормы русского языка. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Трудности современной русской фразеологии. |
3. | 1ч. | Лексический анализ слова. | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. |
4,5. | 2ч. | Выразительность русской речи. | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания. |
6,7,8. | 3ч. | Трудности современной русской орфографии. | Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Тестовая работа. |
9. | 1ч. | Трудности грамматического управления в современном русском языке | Словосочетание. Синтаксические нормы. |
10. | 1ч. | Грамматические нормы. | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
11. | 1ч. | Простое осложнённое предложение. | Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа |
12. | 1ч. | Сложное предложение. | Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. Тестовая работа |
13. | 1ч. | Синтаксический анализ сложного предложения. | Работа над заданием 10. Тестовая работа |
14. | 1ч. | Сложные бессоюзные предложения. | Работа над заданием 12. Тестовая работа |
15. | 1ч. | Сложные предложения с разными видами связи | Работа над заданием 14. Тестовая работа |
МОДУЛЬ II. | |||
16,17. | 2ч. | Методика обучения написанию сжатого изложения. | Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. |
18,19. | 2ч. | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. | Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
20,21. | 2ч. | Понятие о микротеме. | Соотношение микротемы и абзацного строения текста. |
22. | 1ч. | Абзац. | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. |
23,24. | 2ч. | Способы компрессии (сокращения) текста. | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Грамматические, логические, синтаксические способы компрессии. |
25,26. | 2ч. | Текст как продукт речевой деятельности. | Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовая работа |
27. | 2ч. | Извлечение информации из различных источников. | Работа над заданием. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) |
МОДУЛЬ III. | |||
28,29. | 2ч. | Структура сочинения-рассуждения 15.1 | Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1 Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
30,31. | 2ч. | Структура сочинения-рассуждения 15.2 | Композиция сочинения-рассуждения 15.2. Средства межфразовой связи. |
32,33. | 2ч. | Структура сочинения-рассуждения 15.3 | Композиция сочинения 15.3: тезис – аргументы – вывод. Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. |
34. | 1ч. | Итоговое занятие «Грамотным быть модно!» | Подведение итогов курса. |
ЛИТЕРАТУРА
1) Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс;
2) Подготовка к ГИА-2016: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016;
3) Львова С. И. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2014;
4) Сычёва В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2014;
5) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
6) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2014;
7) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2011. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015;
8) Вонтелева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50;
9) Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2015 - №2.- С. 18-22;
10) Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.;
11) Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2014. – 176 с.;
12) Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологич. факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2015. – 160 с.;
13) Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2014. – 288 с.;
14) Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2012. – 96с.;
15) Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27;
16) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.;
17) Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2011. – 51с.;
18) Кохтев Н.И. Риторика. - М.: Просвещение, 1996. – 207с.;
19) Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2011 - №5.- С. 66-70;
20) Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2013 - №4.- С. 11-16;
21) Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2014 - №6.- С.75-78;
22) Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2015 - №1.- С. 2-9.
23) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2013. – 944с;
24) Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с;
25) Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2015. – 112с;
26) Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с;
27) Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с;
28) Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2011. – 704с;
29) Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.
Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Язык мой - друг мой" для 5-6 классов
Пояснительная записка включает все УУД и предметные и метапредметные результаты...