Не с деепричастиями. Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

 

Тема урока: «Раздельное и слитное написание частицы НЕ с деепричастиями»

 

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;

  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;

  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_deeprichastiem._7_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

21 ноября 2017

7 класс «А»

Тема урока«Раздельное и слитное написание частицы НЕ с деепричастиями»

Составитель: учитель русского языка и литературы Калимуллина Н.М.

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.
  1. Устный опрос: 4 минуты

-что такое причастие?

-чем оно является в предложении

-что такое причастный оборот?

-как он выделяется на письме?

-что такое деепричастие?

-Признаки каких частей речи содержит в себе деепричастие?

-Что такое деепричастный оборот?

-Как выделяется д/о на письме?

-синтаксическая роль деепричастия и д/о ?

В это время у доски 2 ученика.

От глаголов образовать деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий

От каких глаголов образованы деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий

Крутиться

Сливаться

Блистать

Дрожать

Стремиться

Резвясь

Волнуясь

Раздумавши

Переплетаясь

Заметив

ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ 2 минуты

2. Синтаксический разбор предложения (СЛАЙД 1) 5 минут

Важно подбоченясь выезжали паны окружё(НН/Н)ые (не)сметными слугами.(Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»).

ПОКА У ДОСКИ РЕБЕНОК ОБЪЯСНЯЕТ, ДРУГОЙ РЕБЕНОК ИЩЕТ  В СЛОВАРЕ СЛОВО «НЕСМЕТНЫЙ»

Значение слова Несметный по словарю Даля: Несметный чего нельзя сметить, исчислить, счесть, несчислимый, неисчислимый, несчетный, бесчисленный, тмущий, тмотемный. -ность, состояние, свойство несчетного. Несметливый, недогадливый; -вость ж. свойство это, несмышленость.

Как пишется «несметный»? Почему?

Как пишется «окруженные»? почему?

  1. Распределительный диктант  СЛАЙД 2 (5 МИНУТ)

Слитно

ПРИМЕРЫ

Раздельно

  1. Книга (не) читана.

2.(Не)прочитанная повесть.

3. (Не) вычитанные редактором статьи.

4. (Не) выступал на конференции.

5. (Не)доумевать.

6. (Не)проверенные факты.

7. (Не)ряшливый вид

8. (Не)кого спросить

9. (Не) законченное, а начатое собрание

10. (Не) подумав

- Какой частью речи является слово «НЕ ПОДУМАВ »?

-Как пишутся НЕ с ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ?

-Что нам нужно выяснить?

-Чтобы узнать как пишутся не с деепричастиями,нужно выполнить задание в парах: Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. (3-4 минуты вам на обсуждение)

3. Задание в парах (4МИНУТЫ)

Не спешить

Не спеша

Не торопиться

Не торопясь

Не сдержать

Не сдержав

Не создавать

Не создавая

ненавидеть

ненавидя

негодовать

негодуя

– Слова каких частей речи приведены в каждом столбике? Докажите.

– Сравните написание деепричастий с частицей  НЕ  и глаголов с частицей НЕ .
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

–Попробуйте сформулировать тему урока, цель и задачи, которые нам надо решить.

-НАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА НА РАБОЧИХ ЛИСТАХ

СЛАЙД 3

4. Собери пословицы, укажи в них деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий. Объясните правописание частицы НЕ с разными частями речи. 5 МИНУТ

  1. 1. (Не) зная броду,

А. (не) умоешься.

          2. Трус хвастает уходя,

Б. (не)  узнаешь, что в нем.

  1. 3. (Не) замочив руки,

В. тот вечно вздор твердит

  1. 4. Говорить не думая –

Г. что стрелять (не)  целясь.

  1. 5. Кто (Не) подумав говорит,

Д.(не)  суйся в воду.

  1. 6. (Не)  развязав мешок,

Е. а смелый – возвращаясь.

5. Творческая работа. Замените выделенные слова деепричастиями с частицей НЕ.  3 МИНУТЫ

Ласточки без умолку щебетали. -

Снег шёл всю неделю беспрестанно -

Ребята работали в поле без устали -

СЛАЙД 4

6.Выделить грамматические основы предложений.  Расставить знаки препинания. Объяснить написание НЕ с деепричастиями: 3 минуты+3 минуты

1 ряд

2 ряд

3 ряд

  1. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  1. В саду  не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

  1. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.

 

5. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке: 3 минуты

Я сегодня узнал….

Повторил…..

Закрепил….

Мне стоит повторить……

  1. Домашнее задание:1 минута
  1. Базовый уровень (обязательно). Теория: Р.Л. + повторить параграфы 28-30. Практика: упр. 193 (списать, расставить знаки препинания, обозначить ВСЕ орфограммы).
  2. *Дополнительно. Развернутый ответ на вопрос: «Роль деепричастий в речи»

От глаголов образовать деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий

От каких глаголов образованы деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий

        

Крутиться

Сливаться

Блистать

Дрожать

Стремиться

Резвясь

Волнуясь

Раздумавши

Переплетаясь

Заметив

 РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Рабочий лист учени___7 класса «А»_________________________________

Тема урока:______________________________________________________

1 задание. Синтаксический разбор предложения.

Важно подбоченясь выезжали паны окружё(нн/н)ые (не)сметными слугами.(Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)._____________________________

_________________________________________________________________

2. Распределительный диктант.

Слитно

ПРИМЕРЫ

Раздельно

1.Книга (не) читана. 

2.(Не)прочитанная повесть.

3. (Не) вычитанные редактором статьи.

4. (Не) выступал на конференции.

5. (Не)доумевать.

6. (Не)проверенные факты.

7. (Не)ряшливый вид

8. (Не)кого спросить

9. (Не) законченное, а начатое собрание

10. (Не) подумав

Задание 3. Работа в парах

Не спешить

Не спеша

Не торопиться

Не торопясь

Не сдержать

Не сдержав

Не создавать

Не создавая

ненавидеть

ненавидя

негодовать

негодуя

– Слова каких частей речи приведены в каждом столбике? Докажите.

– Сравните написание деепричастий с частицей  НЕ  и глаголов с частицей НЕ .
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

–Попробуйте сформулировать тему урока, цель и задачи, которые нам надо решить.

Задание 4. Соберите пословицы, укажи в них деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий. Объясните правописание частицы НЕ с разными частями речи.

  • 1. (Не) зная броду,

А. (не) умоешься.

          2. Трус хвастает уходя,

Б. (не)  узнаешь, что в нем.

  • 3. (Не) замочив руки,

В. тот вечно вздор твердит

  • 4. Говорить (не) думая –

Г. что стрелять (не)  целясь.

          5. Кто (не) подумав говорит,

Д.(не)  суйся в воду.

  • 6. (Не)  развязав мешок,

Е. а смелый – возвращаясь.

1-

  • 2-
  • 3-

4-

5-

6-

Задание 5. Творческая работа. Замените выделенные слова деепричастиями с частицей НЕ.

Ласточки без умолку щебетали - _____________________________________

Снег шёл всю неделю беспрестанно - _________________________________

Ребята работали в поле без устали - ___________________________________

Задание 6.Выделить грамматические основы предложений.  Расставить знаки препинания. Объяснить написание НЕ с деепричастиями:

1 РЯД. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

2 РЯД. В саду  (не) умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

3 РЯД. (Не) помня себя от восторга я побежал домой.

7. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке:

Я сегодня узнал____________________________________________________

Повторил__________________________________________________________

Закрепил__________________________________________________________

Мне стоит повторить________________________________________________

8.Домашнее задание:

  1. Базовый уровень (обязательно). Теория: Р.Л. + повторить параграфы 28-30. Практика: упр. 193 (списать, расставить знаки препинания, обозначить ВСЕ орфограммы).
  2. *Дополнительно. Развернутый ответ на вопрос: «Роль деепричастий в речи»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

система контроля по теме ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ по русскому языку 7 класс

система контроля по русскому языку по теме ПРИЧАСТИЕ : ДИКТАНТ  сграмматическими заданиями; по теме ДЕЕПРИЧАСТИЕ тестовая форма проверки знаний по модели ЕГЭ   в двух вариантах....

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...