Не с деепричастиями. Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока: «Раздельное и слитное написание частицы НЕ с деепричастиями»
Цель урока:
познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_deeprichastiem._7_klass.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
21 ноября 2017
7 класс «А»
Тема урока: «Раздельное и слитное написание частицы НЕ с деепричастиями»
Составитель: учитель русского языка и литературы Калимуллина Н.М.
Цель урока:
- познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
- формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
- вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Устный опрос: 4 минуты
-что такое причастие?
-чем оно является в предложении
-что такое причастный оборот?
-как он выделяется на письме?
-что такое деепричастие?
-Признаки каких частей речи содержит в себе деепричастие?
-Что такое деепричастный оборот?
-Как выделяется д/о на письме?
-синтаксическая роль деепричастия и д/о ?
В это время у доски 2 ученика.
От глаголов образовать деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий | От каких глаголов образованы деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий |
Крутиться Сливаться Блистать Дрожать Стремиться | Резвясь Волнуясь Раздумавши Переплетаясь Заметив |
ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ 2 минуты
2. Синтаксический разбор предложения (СЛАЙД 1) 5 минут
Важно подбоченясь выезжали паны окружё(НН/Н)ые (не)сметными слугами.(Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»).
ПОКА У ДОСКИ РЕБЕНОК ОБЪЯСНЯЕТ, ДРУГОЙ РЕБЕНОК ИЩЕТ В СЛОВАРЕ СЛОВО «НЕСМЕТНЫЙ»
Значение слова Несметный по словарю Даля: Несметный чего нельзя сметить, исчислить, счесть, несчислимый, неисчислимый, несчетный, бесчисленный, тмущий, тмотемный. -ность, состояние, свойство несчетного. Несметливый, недогадливый; -вость ж. свойство это, несмышленость.
Как пишется «несметный»? Почему?
Как пишется «окруженные»? почему?
- Распределительный диктант СЛАЙД 2 (5 МИНУТ)
Слитно | ПРИМЕРЫ | Раздельно |
2.(Не)прочитанная повесть. 3. (Не) вычитанные редактором статьи. 4. (Не) выступал на конференции. 5. (Не)доумевать. 6. (Не)проверенные факты. 7. (Не)ряшливый вид 8. (Не)кого спросить 9. (Не) законченное, а начатое собрание 10. (Не) подумав |
- Какой частью речи является слово «НЕ ПОДУМАВ »?
-Как пишутся НЕ с ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ?
-Что нам нужно выяснить?
-Чтобы узнать как пишутся не с деепричастиями,нужно выполнить задание в парах: Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. (3-4 минуты вам на обсуждение)
Не спешить | Не спеша |
Не торопиться | Не торопясь |
Не сдержать | Не сдержав |
Не создавать | Не создавая |
ненавидеть | ненавидя |
негодовать | негодуя |
– Слова каких частей речи приведены в каждом столбике? Докажите.
– Сравните написание деепричастий с частицей НЕ и глаголов с частицей НЕ .
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
–Попробуйте сформулировать тему урока, цель и задачи, которые нам надо решить.
-НАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА НА РАБОЧИХ ЛИСТАХ
СЛАЙД 3
4. Собери пословицы, укажи в них деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий. Объясните правописание частицы НЕ с разными частями речи. 5 МИНУТ
| А. (не) умоешься. |
2. Трус хвастает уходя, | Б. (не) узнаешь, что в нем. |
| В. тот вечно вздор твердит |
| Г. что стрелять (не) целясь. |
| Д.(не) суйся в воду. |
| Е. а смелый – возвращаясь. |
5. Творческая работа. Замените выделенные слова деепричастиями с частицей НЕ. 3 МИНУТЫ
Ласточки без умолку щебетали. -
Снег шёл всю неделю беспрестанно -
Ребята работали в поле без устали -
СЛАЙД 4
6.Выделить грамматические основы предложений. Расставить знаки препинания. Объяснить написание НЕ с деепричастиями: 3 минуты+3 минуты
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
|
|
|
5. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке: 3 минуты
Я сегодня узнал….
Повторил…..
Закрепил….
Мне стоит повторить……
- Домашнее задание:1 минута
- Базовый уровень (обязательно). Теория: Р.Л. + повторить параграфы 28-30. Практика: упр. 193 (списать, расставить знаки препинания, обозначить ВСЕ орфограммы).
- *Дополнительно. Развернутый ответ на вопрос: «Роль деепричастий в речи»
От глаголов образовать деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий | От каких глаголов образованы деепричастия. Выделить суффиксы деепричастий |
Крутиться |
Сливаться |
Блистать |
Дрожать |
Стремиться |
Резвясь |
Волнуясь |
Раздумавши |
Переплетаясь |
Заметив |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Рабочий лист учени___7 класса «А»_________________________________
Тема урока:______________________________________________________
1 задание. Синтаксический разбор предложения.
Важно подбоченясь выезжали паны окружё(нн/н)ые (не)сметными слугами.(Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)._____________________________
_________________________________________________________________
2. Распределительный диктант.
Слитно | ПРИМЕРЫ | Раздельно |
1.Книга (не) читана. 2.(Не)прочитанная повесть. 3. (Не) вычитанные редактором статьи. 4. (Не) выступал на конференции. 5. (Не)доумевать. 6. (Не)проверенные факты. 7. (Не)ряшливый вид 8. (Не)кого спросить 9. (Не) законченное, а начатое собрание 10. (Не) подумав |
Задание 3. Работа в парах
Не спешить | Не спеша |
Не торопиться | Не торопясь |
Не сдержать | Не сдержав |
Не создавать | Не создавая |
ненавидеть | ненавидя |
негодовать | негодуя |
– Слова каких частей речи приведены в каждом столбике? Докажите.
– Сравните написание деепричастий с частицей НЕ и глаголов с частицей НЕ .
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
–Попробуйте сформулировать тему урока, цель и задачи, которые нам надо решить.
Задание 4. Соберите пословицы, укажи в них деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий. Объясните правописание частицы НЕ с разными частями речи.
| А. (не) умоешься. | ||||
2. Трус хвастает уходя, | Б. (не) узнаешь, что в нем. | ||||
| В. тот вечно вздор твердит | ||||
| Г. что стрелять (не) целясь. | ||||
5. Кто (не) подумав говорит, | Д.(не) суйся в воду. | ||||
| Е. а смелый – возвращаясь. | ||||
1- |
|
| 4- | 5- | 6- |
Задание 5. Творческая работа. Замените выделенные слова деепричастиями с частицей НЕ.
Ласточки без умолку щебетали - _____________________________________
Снег шёл всю неделю беспрестанно - _________________________________
Ребята работали в поле без устали - ___________________________________
Задание 6.Выделить грамматические основы предложений. Расставить знаки препинания. Объяснить написание НЕ с деепричастиями:
1 РЯД. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.
2 РЯД. В саду (не) умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.
3 РЯД. (Не) помня себя от восторга я побежал домой.
7. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке:
Я сегодня узнал____________________________________________________
Повторил__________________________________________________________
Закрепил__________________________________________________________
Мне стоит повторить________________________________________________
8.Домашнее задание:
- Базовый уровень (обязательно). Теория: Р.Л. + повторить параграфы 28-30. Практика: упр. 193 (списать, расставить знаки препинания, обозначить ВСЕ орфограммы).
- *Дополнительно. Развернутый ответ на вопрос: «Роль деепричастий в речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»
Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
система контроля по теме ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ по русскому языку 7 класс
система контроля по русскому языку по теме ПРИЧАСТИЕ : ДИКТАНТ сграмматическими заданиями; по теме ДЕЕПРИЧАСТИЕ тестовая форма проверки знаний по модели ЕГЭ в двух вариантах....
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...