"Советы юному ритору"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Беспалова Надежда Николаевна

Данное пособие предназначено для учащихся 5 - 7 классов  как  вводный курс по культуре русской речи. Пособие содержит справочный и тренировочный материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_posobie_po_kultupe_rechi_sovety_ritoru.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Советы

 юному

       ритору

Советует учитель русского языка          

          и литературы

 Беспалова Надежда Николаевна

              2011/2012  

                Надым, ЯНАО    

          Введение                 1

                                  Словом можно убить.

                                  Словом можно спасти,

                                  Словом можно полки

                                  За собой повести.

                                 Словом можно продать,

                                 И предать, и купить,

                                 Слово можно в разящий            

                                 Свинец перелить.

                                                 В. Шефнер

                                 Дорогой друг!

 

Тебе часто приходится  выступать публично?

А знаешь ли ты о том, что устный ответ на уроке и

есть публичное выступление!

Для того, чтобы выступление было успешным,

нужно иметь специальные  знания.

Поэтому я спешу дать тебе советы о том, как

овладевать  искусством красноречия.

               Ты готов?

    Тогда  будь внимателен, трудолюбив и прилежен!

    Не возмущайся сложностью родного языка!

    Автор желает тебе успехов!          

              

Содержание            2

           Итак, ты получишь следующие советы:

      Совет 1. О терминах «ритор, риторика,      

                оратор, ораторство, красноречие»  (стр 3)

      Совет 2. О знаменитых риторах Древней Греции,

                 Древнего Рима и Древней Руси    (стр 4)

      Совет 3. О качествах хорошей правильной речи (6)

      Совет 4. О стилях речи                        (стр 8)

      Совет 5. О том, какими качествами должен    

                 обладать ритор                      (стр 10)

      Совет 6. О секретах создания (построения)       

                 публичной речи                     (стр 11)

      Совет 7. О работе над техникой речи      (стр 13)

      Совет 8. Об умении слушать                 (стр 14)

      Совет 9. Об упражнениях по устранению  

                 недостатков речи                    (стр 15)

      Совет 10. О стихотворениях, посвящённых родной  

                  речи                                 (стр 22)

      Совет 11. О культуре речи                   (стр 24)

        А также советы «на каждый день»       (стр 25)     

           

         Совет 1        3   

            Вначале  тебе нужно познакомиться с некоторыми    

       терминами:

Красноречие – русское слово, обозначающее науку и умение говорить красно (красиво), убедительно, увлекательно

Ораторство – латинское слово – произнесение публичных речей (синоним к русскому слову красноречие)

Оратор – латинское слово - тот, кто произносит речь (обладает даром произносить речи, красноречием)

   Риторика – греческое слово – наука об ораторском искусстве.

                                   

   Ритор – греческое слово – тот, кто произносит речь (синоним слову оратор), а также учитель ораторской речи в Древней Греции и Риме

             Совет 2    

  • Информация о знаменитых риторах Древней Греции, Рима, а также России тебе просто необходима!

   Учимся на высоких образцах!   

  • Риторика появилась в античности, ещё в 5 веке до н.э. Наиболее почитаемыми умениями в Древней Греции были умения в военачалии, хозяйствовании и красноречии.

     Для того, чтобы блистать красноречием, нужно было иметь хорошее историческое и литературное образование.

  • Выдающимися ораторами древней Греции считаются Перикл, Лисий, Демосфен.

   Демосфен  - самый замечательный оратор Древней Греции (4 в до н. э.)  Слава его была столь велика, что его имя сделалось синонимом к слову «оратор». Опыт Демосфена показывает, что путём вдохновенного труда над речью можно избавиться от многих недостатков и стать хорошим оратором. Имевшиеся от природы физические недостатки он  старался преодолеть упражнениями: шепелявый говор исправлял тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчётливо читать из поэтов; голос укреплял тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхание, какие-нибудь длинные фразы или стихи. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. После разговора с актёром Сатиром Демосфен понял, что красоту и изящество речи придаёт актёрская игра, и с тех пор

                                                                     5

постоянно упражнялся в этом. Он устроил себе под землёю особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь,

спускался туда отрабатывать сценические приёмы и укреплять голос. Нередко он проводил там по два и по три месяца подряд.  Мастерство и умение Демосфен приобрёл тяжёлым трудом.

  • Ещё во 2 веке до н. э. римляне приняли греческую систему образования, а вместе с ней и риторику. Школьное образование в Древнем Риме, как и в Греции, предполагало обучение красноречию. Программа была обширная и требовала большого труда от учеников.

   Самая яркая фигура в римском красноречии – Цицерон. Он применял различные риторические приёмы, такие, например, как риторические восклицания и вопросы ( не требующие конкретного ответа, а являющиеся, по существу, усиленными утверждениями ).

  • В России занятия риторикой начались в монастырях – центрах древнерусской книжности. Золотым веком русской литературы  и периодом расцвета древнерусского красноречия стал 12 век.  Два художественных феномена явились его вершинами: «Торжественные слова» Кирилла Туровского и «Слово о полку Игореве».

       В 17 веке в России великим ритором был протопоп Аввакум, а  в начале 18 века Феофан Прокопович.

       В 18 веке центр русского красноречия переместился в университеты. Огромную роль в его развитии сыграла риторика М. В. Ломоносова.  

  • Известен ряд других русских риторик 18-19 вв.

Совет 3

       Для успешного публичного выступления необходимо знать, какие качества имеет хорошая правильная  речь.   

       Ученики часто спрашивают, можно ли научиться красиво и правильно говорить?

       Конечно, можно! Но это не просто!

    Правильная речь требует соблюдения норм литературного языка:

  • орфоэпической
  • грамматической
  • лексической
  • стилистической
  • орфографической
  • пунктуационной

  Норма – основной признак литературного языка.

     Нарушение норм приводит к грубым ошибкам в речи.

     Но знание норм языка – лишь первая ступень подлинной речевой культуры.

   Качества хорошей правильной речи можно представить так: 

 

 

   

   

  Точность – качество речи, при котором слова используются в полном соответствии с их языковыми значениями.

  Логичность – качество, характеризующее речь со стороны её содержания. Логичность является базой формирования таких качеств речи, как доступность, уместность.

                               

    Чистота качество, при котором  в речи нет чуждых литературному языку элементов - диалектизмов, жаргонизмов (а также нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности – вульгаризмов)

      Выразительность – качество, при наличии которого  поддерживается внимание и интерес к сказанному. Основные условия, от которых зависит выразительность речи, - интерес ритора к тому, о чём он говорит, неравнодушие, хорошее знание языка; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей – художественного, научного, делового, публицистического, разговорно-бытового; тренировка речевых навыков.  

     Уместность – качество, которое проявляется в правильном выборе одного из вариантов, существующих в языке, в зависимости от речевой ситуации.

   Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им различные  смысловые оттенки, умело использует возможности интонации.

  Совет 4

     А теперь тебе нужно познакомиться со стилями  речи.

    Общаясь, мы ставим перед собой цель – сообщить о чём-то, просто поговорить, обменяться мнениями, информацией, спросить о чём-то; пробудить чувство сопереживания, радости, негодования, воздействовать на человека.

                                                                 общение

    Итак, речь, её цель               сообщение

                                             воздействие

   В речи человека используются  самые разные слова, по-разному строятся предложения. Это определяется тем, с кем говорим ( с товарищами, с директором школы ), с какой целью говорим ( общение, сообщение, воздействие ), где говорим ( на собрании, на улице, дома ).

В зависимости от этого мы выбираем разные стили речи

   Книжные стили

   Разговорная речь (устная)

 Основные черты стилей речи:

 Научный даётся краткая, точная информация (сообщение, разъяснение). В нём – термины, то есть слова научные, с прямым значением. Цель этого стиля – дать научные сведения (кстати, правила по русскому языку написаны в научном стиле)

 Официально-деловой стиль используется при составлени деловых бумаг, документов. Для этого стиля характерны краткость, сжатость, стандартность.

Публицистический стиль – язык  газет, журналов,

  общественно-политической литературы. Цель этого стиля – воздействовать на массы. Ему присущи лаконичность (краткость), доходчивость изложения, эмоциональность.

Художественный стиль – воздействует на ум, чувства человека, поэтому слова в нём яркие, образные, с переносным значением. Он используется в художественных произведениях и передаёт отношение автора к окружающему миру, помогает рисовать словами, описывать события и т. д.

 Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям.

 Этот стиль используется в быту, в обиходной речи. Здесь уместны просторечные слова, устойчивые обороты речи, по-особому построенные предложения. Стиль допустим в общении с близкими людьми (а в художественном произведении – в речи героев).

     Совет 5

      Итак, дорогой друг, ты уже многое знаешь, и пришло время поговорить о том, какими качествами должен обладать  ритор.

  Основные качества ритора – честность, искренность, скромность, доброжелательность, порядочность. В аудиторию ритор не должен вносить раздор. Это самое главное.

   Маленькие секреты:   вы выступаете публично, и нравится вам это или нет, но  слушатели оценивают вас, и у них начинает формироваться к вам отношение (Первые четыре минуты выступления имеют решающее значение: установите вы контакт со слушателями или нет)

     Важную роль играет мимика, жесты.

     Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передаёт эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, враждебность, злобу и т. п.

      Улыбка – одно из самых главных выражений человеческого контакта, доброжелательности, участия. Посмотрите на нарисованные здесь лица. Под каждым из них напишите, какое чувство, состояние души это лицо, по вашему мнению, выражает.

                                                                                       

                                                                                                                                                   

Совет 6

   Я расскажу вам о секретах создания публичной речи, чтобы она была эффективной и оказывала воздействие  на слушателя.

 

       К любому выступлению следует готовиться!

    Выступление начинается с темы, её формулировки.

    Формулировка (темы)  должна быть конкретной и точной, соответствовать содержанию речи, заинтересовать будущих слушателей.

    Любая речь произносится с определённой целью.

     Всё в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция (построение), и иллюстрированный материал, и стиль, и средства выразительности.

     Любое публичное выступление состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения.

   Основные части публичной речи и их целевые установки обязательно запомни!

Публичная речь 

  Основные части         Целевые установки

  публичной речи

   

               

1.Вступление        вызвать интерес,

                     овладеть вниманием слушателей,

                    установить взаимопонимание и  доверие,

                                  подготовить к восприятию речи;

2. Основная часть      сообщить информацию,

                                    обосновать свою точку зрения,

                                      убедить аудиторию,

             побудить слушателей к конкретным действиям;

 3. Заключение          сделать выводы,

                                   усилить интерес к предмету речи,

                              закрепить впечатление от речи -  

                                        конец – делу венец!  

Совет 7   

                Работаем над техникой речи.

              (Владение техникой речи – это фундамент культуры речи)

         Правила выразительного чтения:

      Правило 1. Важную роль играет ударение. Как в каждом слове есть ударный слог, так в тексте есть слово, которое должно выделяться сильнее, ярче.Это слово, на которое падает логическое ударение, помогает прояснению смысла фразы. Перемещение ударения может изменить содержание смысла фразы.

     Кроме логического, есть ещё особый вид ударения – эмфатическое – для усиления эмоциональной насыщенности речи.

      Правило 2. Большое значение имеют паузы: межсловные, логические, психологические, ритмические (основное правило для расстановки пауз: слова, составляющие фразу, связаны между собой по смыслу, паузы составляют смысловую связь слов во фразе). Неточная расстановка пауз может изменить смысл текста. Знаки препинания помогают расставить паузы, так как передают смысловые отношения. На точке всегда следует сделать паузу. Запятая тоже свидетельствует о паузе (но есть случаи, когда знаки препинания есть, а паузы нет, и наоборот).

       Правило 3.  Работай над дикцией. Чётко произноси каждое слово, каждый звук. Соблюдай необходимую скорость говорения (оптимальная скорость – 120 слов в минуту)    

Совет 8

    Слушай со вниманием,

            Слушай – не болтай,

                    Слушай, что человек

                           Может сказать,

                                   Не может сказать,

                                          Не хочет сказать.

                                         Американская методика

     Умение внимательно и эффективно слушать достигается длительными тренировками.

    Вот несколько рекомендаций, как быстро научиться эффективно слушать:

  1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
  2. Сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.
  3. Поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие заставляет распределять наше внимание между говорящим и посторонними предметами.
  4. Преждевременно не оценивать то, о чём вам говорят. Всегда подавляйте в себе  соблазн оценивать беседу или выступление  сразу же после первых слов. Это надо делать в конце. Любая речь должна быть выслушана полностью.                                                                      

                                                               

      Совет 9                                                                            

     Риторам полезно заниматься специальными упражнениями для устранения недостатков речи.

 Упражнения для устраненния недостатков дикции:

  1. Выпишите в один ряд гласные буквы: а, е, и, о, у. Подставьте к ним любые согласные и чётко произносите слоги. Следите за движениями губ перед зеркалом.  Выполняйте ежедневно по 7 – 10 минут.
  2. Хорошим упражнением является произношение скороговорок. Ни в коем случае не надо сразу произносить их быстро! Сначала скороговорки нужно читать как чистоговорки: очень медленно и плавно, чётко произносить каждое слово, а особенно трудные слова – по слогам. И лишь добившись лёгкости и чёткости произношения в медленном темпе, постепенно убыстрять его.   Выполняйте систематически по 7 – 10 минут в течение нескольких месяцев ( вспомните Демосфена!).

Примеры скороговорок:

Хохотали хохотушки хохотом: ха-ха-ха!

От топота копыт пыль по полю летит.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Саша шапкой шишку сшиб.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Купи кипу пик.

Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

               

  1. Ещё одно упражнение заключается в чтении и чётком проговаривании детских стихов

             Произношение гласных звуков

                             А

               У слона была жена

                      Матрёна Ивановна.

                      И задумала она

                      Книжку почитать.

                     

                      Но читала, бормотала:

                     “Таталата, Маталато” –

                      Ничего не разобрать!

                                                 К. Чуковский.

                            У

            Рано утром – тук-тук-тук.

            На балконе чей-то стук.

            Тихо-тихо, ни гугу –

            Воробьишки на снегу.

                                  В. Кудрявцева.

                              О

                            Не по тропе,

                            А около

                           Катилось “О”

                           И охало,

                          “О” охало,

                          “О” около

                           Не по траве,

                           А около.

                                                И. Демьянов

И,Ы

               Если руки мыли вы,

               Если руки мыли мы,

               Если руки мыла ты,

               Значит, руки вымыты!

                                      В. Лифшиц

        Произношение согласных

                                К, Г, Х

                Как Ока, широка наша река.

                Как? Как Ока, широка ваша река?

                Так! Как Ока, широка наша река.

                 Расскажите про покупки.

                 Про какие про покупки?

                 Про покупки, про покупки,

                 Про покупочки мои!

                 Глупый гном глядел, глядел,

                 Громкий горн гудел, гудел.

                 Громче горна грохотнул гром,

                 Громче грома гаркнул гном.

                                      И. Токмакова

                             П

        Говорит попугай попугаю:

  • Я тебя, попугай, попугаю!
  • Попугаю в ответ попугай:
  • Попугай! Попугай! Попугай!

                                 В. Бахревский

Б

Белый снег,

                   Белый мел,

                   Белый заяц

                   Тоже бел.

                   А вот белка

                   Не бела,

                    Белой даже

                    Не была.

                                         Е. Измайлова

                           С

       -   Что за скрип?

         Что за хруст?

         Это что ещё за куст?

       -   Как же быть без хруста,

            Если я – капуста.

                           В. Суслов

                   Ш, Ж,Ц

         Если слон по крыше

         Прогуляться вышел,

         А жильцы под крышей

         Ничего не слышат,

                 

         Значит, это

         Лёгкий слон

         Или просто

         Детский сон.

                             Т. Юдин

 

                   Жук жужжал,  жужжал, жужжал,                                                  

                   Вол лежал, лежал, лежал…

           А потом спросил:

          -   Скажите,

              Для чего вы так жужжите?

              Жук волу ответил с жаром:

           -  Ясно, я жужжу недаром –

              Я живу и не тужу,

              Потому что я жужжу.

                                  Б. Заходер

                       Л, Р

              Орёл на горе,

              Перо на орле.

              Орёл под пером,

              Гора под орлом.

              Взял Валерка тарелку,

              Взял Валерка поднос

              Мне тарелку Валерка

              На подносе принёс.

              Ёжик жил у нас в углу,

              Ел и пил он на полу.

                                    С. Маршак

                          Ч

               Чёрной ночью чёрный кот

               Прыгнул в чёрный дымоход

               В дымоходе чернота

               Отыщи-ка там кота

                                   Е. Измайлова

          Для работы над интонацией полезно выполнять следующие упражнения:

  1. Прочитайте вслух любую пьесу по ролям , запишите чтение на магнитофон, проанализируйте.
  2. Читайте пьесу по ролям с товарищем.
  3. Рассказывайте какую-либо интересную историю разным слушателям с разной интонацией.
  4. Попробуйте здороваться в течение двух дней со всеми как можно доброжелательнее и мягче, используя слова: здравствуйте, добрый день, добрый вечер, приятно вас видеть и т. д. При произнесении этих слов улыбайтесь и старайтесь вызвать ответную улыбку у тех, к кому они обращены.

 

  А ещё нужно помнить, что интонация – это зеркало нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.

Упражнения на произношение

   Запомни!

 СШ и ЗШ, стоящие рядом, произносятся как ШШ. Пишется сшил, из шума; произносится шшил, ишшума.

    ЗЖ, стоящие рядом, произносятся как двойное мягкое ЖЬЖЬ. Пишется уезжаю, вожжи; произносится уежьжьаю, вожьжи

      ЗЖ (если З относится к приставке), произносится как ЖЖ (твёрдо). Пишется изжога, безжалостный; произносится ижжога, бежжалостный.              

 

 

        Слова иноязычного происхождения, вошедшие прочно в литературный язык, имеют мягкое произношение зубных согласных и Р перед Е, например, тема, тенор, претензия, теория и др.

      Произношение твёрдых согласных перед Е наблюдается в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: мэр, коттедж, коктейль, констебль; в именах собственных: Шопен, Флобер, Вольтер; в терминологии: интервью, модерн, реквием, ателье, гротеск, дедукция, энергия, антитеза, стенд и др.

  1. Определите, какое слово является лишним (по произношению):

А) Конечно, нарочно, игрушечный;

Б)  Что, чтобы, нечто;

В)  Млечный, восточный, пустячный;

Г)  Табачный, сказочный, скворечник;

Д)  Безработный, беспечно, яичница.

  1. Кто прав:

Один ученик говорит “Мария Ильинишна”, второй – “Мария  Ильинична”?

  1. Прочитайте вслух следующие слова:  темп, тенор, шинель, Одесса, фанера, бифштекс, кашне, кодекс, модель, морзе, шоссе, туннель, модерн, антитеза, стенд, шедевр, интервью (в случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю).

                                                                                                                                                                                     

            Упражнение - игра  «Экспромт»

    Если вы хотите преодолеть застенчивость и нерешительность, научиться держаться перед публикой непринуждённо, без страха выступать публично – то это упражнение для вас!

Условие игры:  В течение двух минут говорить экспромтом о чём-то совершенно вам неизвестном, например, о мексиканских кактусах. Можно начать даже с заявления, что вы ничего не знаете  об этом. Ваша задача – держать установленное время, и будьте уверены, вы обнаружите, что вам всё-таки найдётся  что сказать.

Вы будете отрабатывать умение думать, стоя перед слушателями.

 Упражнение «мысленное опережение»

     Слушая интересное выступление, постарайтесь предугадать, что будет сказано далее. Это не праздное гадание, а активное мышление, которое помогает нам всё запомнить. Это хороший метод запоминания речи.

    Для того, чтобы речь была выразительной,          

    используйте пословицы, поговорки, афоризмы, а также  

    тропы, которые изучаются на уроках русского языка и    

    литературы: метафоры, сравнения, гиперболы,    

    эпитеты и др.

                                                             

Совет 10   Прочитай и выучи наизусть стихотворения о родной речи

                         Русский язык

     Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!                             (И. С. Тургенев)

                               Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                        Наш дар бесценный – речь.      (И. Бунин)

Наш язык

К нам пришёл он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужою медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

                                                             (С. Сергеев – Ценский)

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаённом смысле слов
Я обретал напев – нежданных,

                 овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоён тоской

Я тщетно ждал,чтоб был созвучен

       С душой дрожащей – отзвук твой…

Нет грани моему упорству.

Ты – в вечности, я – в кратких днях.

Но все ж, как магу, мне покорствуй.

Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побеждён иль победитель,

Равно паду я пред тобой!

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель

Твой голос – небо надо мной!

                                                              В. Брюсов

Совет 11       

 Речевое мастерство и культура человека

Задумайся!

     Издавна человек связывает речевое мастерство, культуру речи с общей культурой. Прочитай и запомни высказывания:

 «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа».                 (Бартон)

  «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».                      (В. Сухомлинский).

 «Борьба  за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка  есть борьба за орудие культуры»

                                                                           (А. М, Горький)

  По речи судят о культуре, о духовном облике человека!

       Правила успешной речи во многом связаны с этическими правилами.

       Этикетные речевые нормы – это установленные в обществе правила речевого поведения.

        Соблюдение этикетных норм – важное требование эффективной речи.

        Этикетные речевые нормы характерны и для повседневного, и для официального общения.

       Русские этикетные речевые нормы вырабатывались в течение веков.                                          

Советы         

         “на каждый день”

       Этикетные нормы:

  • Выполняйте обещания – держите слово.
  • Признавайте свои ошибки. Не пытайтесь найти им оправдание или свалить их на других.
  • Не говорите дурно об отсутствующих
  • Не делайте никому замечаний в присутствии постороннего.
  • Не участвуйте в распространении сплетен.
  • Берите на себя свою долю ответственности за ошибки друзей, одноклассников.
  • Защищайте других от несправедливых нападок.
  • Говорите только то, что думаете, то, за что готовы ответить и что в любое время можете повторить.
  • Не выдавайте чужие идеи за свои. Не приписывайте себе лавры за то, что сделали другие.
  • Стройте свой успех на собственных достижениях.
  • Давайте честные и правдивые объяснения. Не лгите. Не преувеличивайте.
  • Не откладывайте “на завтра” неприятных решений, от которых всё-равно никуда не уйти
  • Если вы сомневаетесь в том, как вам следует поступить, задайте себе вопросы: Это законно? Как я буду себя после этого чувствовать?

 

                                                     

          Публичное выступление:

   Научитесь пользоваться языком – письменным и            

      устным.

Умение довести до аудитории информацию в доходчивой, краткой и убедительной форме – вот к чему надо стремиться.

  Если не подготовить план речи – возникнет риск потерять ход мыслей, а затем и внимание слушателей.

  Шлифуйте текст до тех пор, поа вы не будете абсолютно уверены, что ваша речь будет иметь успех.

    Если вы намерены выступать без написанного текста, нужно прочитать план несколько раз и запомнить ключевые предложения.

   Самая важная часть выступления – заключение.

   Речь никого не увлечёт, если выступающий сам не проявляет к ней интерес.

   Если вам нечего сказать, лучше совсем не говорить.

    Каждый из слушающих вашу речь должен услышать в ней именно то, что он хочет услышать.

    Главное достоинство речи – ясность.

   Умение выступать публично – это наикратчайший путь к известности.

  Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели.

  Нужно твёрдо знать то, о чём вы собираетесь говорить.

  Готовьтесь к выступлению – иначе вы будете чувствовать себя неуверенно.

   Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы.

   Смело выходите вперёд, стойте спокойно и держите себя во время выступления так, будто вам это приятно.  

                                                    

 Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза слушателям и начинайте говорить уверенно.

   Практикуйтесь в выступлениях – это самое важное для достижения цели.

  Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание – результат недостатка опыта.

   Создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.

   Говорите со слушателем как с равноправным партнёром.

   Уважайте мнение слушателей.

    Выступающий должен быть доброжелательным.

    Найдите для себя образец оратора и у него учитесь.

    Необходимо анализировать свою и чужую речь.

   Развивайте речевую эрудицию (знание образцовых текстов, принципов построения текста, знание стилистических приёмов, которые можно использовать для воздействия на слушателей, знание различных типов, стилей и жанров речи).

  • Научитесь выразительно читать стихотворения.

       

Дорогой юный ритор!

Спасибо за терпение и прилежание!

Желаю дальнейших успехов в овладевании искусством красноречия!

Помогали советовать

 1.  Васильева А. Н.     Основы культуры речи. М., 1990.

 2.   Головин Б. Н.       Основы культуры речи. М., 1969.

 3.    Гольдин В. Е.      Речь и этикет. М., Просвещение,  

  1.       1983.

 4.    Горбачевич К. С.   Изменения норм русского  

        литературного языка.  Пособие для учителя. Л.,  

        1971.

 5.   Колесов В. В.   Культура речи – культура поведения,  

       Л., 1988.

 6.    Калинин А. В.       Культура русского слова. М.,  

        1984.

  1. Солилова Т.         Техника речи. М., 1992.

 

  8.    Успенский Л. В.        Культура речи.   М., Знание,    

         1976.

  9.    Филиппова Л. С.     О риторике, ораторском    

         мастерстве и культуре речи.   ТГУ, 1997.

 

  10.   Шанский Н. М.    В мире слов. Книга для      

         учителя.  М., 1985.

 

                                     

                                 

                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс риторов "Слово о Доблести и Славе", посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года.

В рвботе представлены основные цели и задачи конкурса. Некоторый анализ  подготовительного этапа мероприятия, трудности и пути их решения. Содержание конкурса. Влияние мероприятия на воспитание г...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Конкурс риторов "За чистоту родного языка"

Цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся...

Советы юному журналисту

В пособии для юнкоров школьной газеты можно узнать о том, как найти и как подать информацию, как работать с текстами и верстать газету....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".

Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...

Презентация кружка "Школа юных риторов и журналистов"

В презентации даётся представление о программе "Школа юных риторов и журналистов"....

Советы юному химику

Советы по подготовке к итоговому контролю по предмету "Химия".Образовательные ресурсы в помощь учащимся...