"Эпистолярный жанр. Как правильно написать письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Фокина Светлана Павловна

Урок познакомит учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с правилами написания письма и заполнения конверта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon epistolyarnyy_zhanr._kak_pravilno_napisat_pismo.zip327.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малошуйская СОШ»

 Онежского района Архангельской области

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Эпистолярный жанр. Как правильно написать письмо»

                                                       

подготовила учитель русского языка и литературы Фокина Светлана Павловна


Тема урока: «Эпистолярный жанр. Как правильно написать письмо».

Форма урока: творческая мастерская.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения письма, с особенностями эпистолярного жанра, обучать приемам написания письма.

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие «эпистолярный жанр»;
  • формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре;
  • совершенствовать умение владеть русским языком.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся;
  • развивать навыки правильного написания письма.

Воспитательные:

  • формировать эстетический вкус к слову;
  • воспитывать культуру написания письма.

Планируемые УУД:

Предметные умения: формирование представления об эпистолярном жанре, структуре письма.

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные познавательные учебные действия: формирование познавательного интереса через работу с разными информационными источниками.

Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами.

Творческий продукт: письмо другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, конверты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация познавательной активности.
  3. Формулирование темы, целей урока.
  4. Актуализация знаний учащихся.
  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.
  8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  9. Рефлексия

               

       Эпиграф урока:

                                                                Прошу тебя, пиши мне письма.

                                                                   В наш громкий век им нет цены…

                         Н. Кузовлёва

  Ход урока:

I. Организационный момент.

-  Здравствуйте, ребята! Сядьте удобнее на свои места. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Я буду думать, сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!».   А я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Мотивация познавательной активности.

Словарный диктант.

Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, дорогой друг, пиши почаще, уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, хочется написать, прошу прощения, благодарю, заранее благодарен, разрешите поздравить, позвольте пожелать.

- Ребята, как вы думаете, с каким понятием ассоциируются слова, которые вы записали? (Эти слова часто используют в письмах.) Сегодня у нас не совсем обычный урок: я приглашаю вас в творческую мастерскую. «Что же мы будем мастерить?» - спросите вы.

 Обо всем по порядку.

- Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Действительно, в наш компьютерный век мы почти не посылаем писем по почте. И впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь однажды поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний».

Скажите, чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Правильно, им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно беседуешь с близким тебе человеком.

III. Формулирование темы, целей урока.

Тема урока – «Эпистолярный жанр. Как правильно написать письмо». (Презентация. Слайд 1) Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилами оформления письма, научиться писать письма.) Правильно, а еще вы познакомитесь с историей написания письма, с понятием эпистолярный жанр, его особенностями.

IV. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, как вы думаете, зачем люди пишут письма? (Чтобы передать какое-нибудь сообщение, информацию.) Много разных способов передачи информации придумали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты. Знаете ли вы, что «язык» цветов – очень древнее изобретение? В приключенческом фильме «Вариант «Омега» вы услышите фразу: «Капитан взял две красные розы и одну чайную». Что бы это значило? Капитану грозит опасность.

А племена индейцев «переписывались» дымом. Если столбы дыма поднимались высоко, то это сигнал собираться к ущелью, прятать детей и женщин.

У всех этих способов «переписки» был существенный недостаток. Как вы думаете, какой? (Неточность.) 

Это просто замечательно, что люди изобрели письменность.  

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Этап 1. «Экскурсия в прошлое».

- Ребята, а сейчас наш экскурсовод музея почтовой связи проведет экскурсию в прошлое.

Сообщение учащегося.  (Слайд 2)

- История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности. В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» - обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. К XV – XVI векам почтовая связь установилась по всей стране. Расстояние между станциями составляло 40 – 100 верст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

В XVI веке царские грамоты, приказы и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы-нарочные. Им поручалась обыкновенно доставка одной грамоты или одного письма.

В 1666 году была организована регулярная почта. Ее устройство было поручено царем богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену. Через два года почтовое дело перешло в руки Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее – с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском.

Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи.    (Слайд 3) Были учреждены первые почтамты в Москве (1711), Риге (1712), Петербурге (1714). Во многих городах появились почтовые конторы.

Для обслуживания армии в 1712 – 1716 гг. была создана военно-полевая почта.

К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла 10677 верст.

К 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги, была введена доставка корреспонденции почтальонами.

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы.

Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. (Слайд 4) В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское Село. По движению поездов можно было сверять часы, и так же четко была согласована отправка почты.

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а после появления почтовых марок и просто через почтовые ящики.

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза.

В первые десятилетия XX века для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.

В 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

Этап 2.  Введение понятия «эпистолярный жанр».

Слово учителя:

- Возникновению эпистолярного жанра мы обязаны грекам, а точнее, афинянину Эпикуру. До нас дошли три его письма в изложении Диогена Лаэртского. Какие это письма! В одном из них впервые было сформулировано: «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». А вот еще: «Уметь хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука».

Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться, а ведь совсем недавно он был очень популярен.

Запишем новые слова, связанные с эпистолярным жанром, и их значения. (Слайд 5)

  • Эпистолярный – написанный в форме письма, переписки.
  • Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.
  • Адресат – лицо, которому адресовано письмо.
  • Адресант – тот, кто адресует кому-нибудь письмо.

Главная особенность эпистолярного жанра – это жесткая композиция текста. С ней мы сейчас познакомимся.

Композиция (построение) письма:

  1. Приветствие, обращение к адресату.
  • Добрый день, милая моя мамочка!
  • Здравствуй, дорогая бабушка!
  1. Основная часть (изложение информации, интересующей адресата; предложения, просьбы, пожелания; приветы родным и знакомым). Необходимо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы ее адресуете. Нужно быть искренним и правдивым.
  2. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания).
  • До свидания, мама! Береги себя.
  • Желаю тебе, сынок, здоровья и счастья. Целую.
  1. Дата. Подпись.

Обязательные формулы приветствия и прощания – это элементы рамочной структуры.

Этап 3. Практическая работа №1 на уяснение рамочной структуры письма.

Задание группе №1. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия.

Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме для основной части.

Задание группе №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме другу для заключительной части.

  • Добрый день!
  • Благодарю тебя за интересное письмо и открытку.
  • Извини, что задержалась с ответом.
  • Здравствуй, дорогой друг!
  • У меня есть для тебя хорошие новости…
  • Думаю, тебе будет интересно узнать…
  • Не скучай и не болей! Скоро увидимся.
  • От всей души поздравляю тебя…
  • С нетерпением жду твоего ответа.
  • Пока, всего хорошего. Твой преданный друг.
  • Привет, подружка!
  • Я очень скучаю.
  • Спешу поделиться с тобой своими впечатлениями о фильме.
  • Как ты думаешь, у меня получится…
  • В нашей школе большие перемены.
  • Хочу рассказать тебе о …
  • У меня есть заветная мечта ...
  • У меня для тебя хорошая новость …
  • Здорово, дружище!
  • Дружочек мой дорогой, как много мне тебе надо рассказать.
  • До свидания! Жду твоих писем. Твоя подруга Катя.

Этап 4. Оформление письма.

- Поговорим об уважении к адресату. Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но взгляд ваш все равно остановится на листе. И вот перед вами уже встает образ адресанта. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда еще не прочитано ни строчки, когда не осмыслено содержание письма. Какой же вывод напрашивается, как по-вашему? (Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном человеке.) Особое внимание при составлении письма нужно обращать на грамотность. Известный лингвист Л. Щерба сказал: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное». Согласны ли вы со словами ученого?

- Ребята, попробуем сами сформулировать правила оформления письма. (Выслушиваю мнения ребят.) Сверим ваши выводы с записью на доске (открываю доску).

Правила оформления письма.

  1. Справа, слева, снизу, сверху должны быть оставлены поля.
  2. В середине первой строки в начале письма обычно пишут обращение.
  3. Почерк должен быть красивым и аккуратным.
  4. Письмо должно быть написано ручкой, писать карандашом можно только в крайнем случае.
  5. Не пользуйтесь ластиком: это не принято в современном письменном этикете.
  6. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдайте расстояние между строчками и абзацами.
  7. Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа внизу.
  8. Дату не следует обозначать цифрами (10.01.2017). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 10 января 2017 года.

Этап 5. Практическая работа №2 на уяснение языковых особенностей жанра дружеского письма.

- Письма писали во все времена. Их писал и Пушкин. Давайте обратимся к его письму. Помните, читать чужие письма неприлично. Письма Пушкина опубликованы, и они для нас – прежде всего произведения искусства.

Ученик выразительно читает письмо А. С. Пушкина, адресованное другу поэта П. А. Плетневу.

22июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.

Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были и дельные, но не беда.

Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами) царь взял меня в службу, но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?

Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера.

Прощай. Кланяюсь всем твоим.

Будьте здоровы. Христос с вами.                                                                      

22 июля

- Не правда ли, красивое, изящное и интересное письмо? Назовите адресата и адресанта письма.

- От какого лица ведется повествование?

- Каким стилем оно написано? Докажите.

- Найдите средства языка, характерные для данного стиля.

- Какие синтаксические средства использует Пушкин для создания письма?

- Чем заканчивается письмо?

- Каким вам видится автор письма?

- Сделаем вывод об особенностях эпистолярного жанра, жанра письма:

  1. Точное обозначение адресата и адресанта.
  2. Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.
  3. Использование этикетных формул.
  4. Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений.
  5. Проявление авторского «я».

Этап 6. Оформление конверта.

- Ребята, что нужно знать и уметь, чтобы письмо дошло до адресата? (Знать точный адрес и уметь подписывать конверт.) Подписывать конверт мы с вами сейчас и научимся. (Перед каждым учеником на столе лежит конверт.)

Практическая работа №3. Заполнение конверта. (Слайд 6)

- Помните: адрес получателя пишется в правой нижней части почтового конверта, адрес отправителя – в левом верхнем углу; все адресные данные пишутся разборчиво чернилами; рекомендуется писать адресные данные печатными буквами; в адресе не должно быть сокращенных названий. 

VI. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И направо надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в пляске, руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VII.   Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

- Мы переходим к заключительной части урока. Я предлагаю каждому из вас написать «Письмо другу». Используйте материалы нашей мастерской. Выберите тему, которая заинтересует вашего друга. Не забывайте, что это будет личное письмо, поэтому стремитесь к живости и эмоциональности. Вслушайтесь в слова Д. С. Лихачева: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например)». 

Помните: хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку. Удачи вам, мои юные друзья!

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Чтение работ. Выставление оценок.

IX. Рефлексия. (Слайд 7)

- Ребята, что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что было самым интересным? Неожиданным?

- Среди чувств, которые вы испытали сегодня на уроке, выберите одно, наиболее значимое для вас. Поднимите красные карточки те, кому интересно было открывать тайны. Молодцы! Красный цвет – цвет энергии. Поднимите зеленые карточки те, кто был спокоен и не испытал особых эмоций. Хорошо. Но не забывайте, что эмоции необходимы в жизни, постарайтесь испытать их в чем-то другом. Поднимите фиолетовые карточки те, кто не очень доволен своей работой. Я рада, что урок вам понравился. Желаю успехов в открытии новых тайн! Всем спасибо! (Слайд 8)

Список использованных ресурсов:

  1. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. – Издательство «Правда», 1985.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2009.
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Альпина Паблишер, 2017.
  4. www. wikipedia. ru

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"

Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письм...

Сценарий урока английского языка по теме " Как правильно написать письмо"

Формирование коммуникативное компетенции учащихся; - автоматизировать речевой навык у детей в названии слов по теме "Почта"; - создать блпгоприятные условия для совершенствования монологичес...

Как правильно написать письмо дружеского стиля на немецком языке

В данной разработке  Вы найдете подборку важных слов, выражений, клише для написания письма на немецком языке различного характера....