Приставки пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока 5 класс ФГОС. Имеет практическую значимость для работы с любым УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_uroku.doc | 36.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 102 КБ |
razdat.material.docx | 13.54 КБ |
piktogrammy.docx | 653.07 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 678.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | НЕСТЕРОВА ИРИНА ВАЛЕРИАНОВНА |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 Кувандыкского городского округа Оренбургской области» |
Название материала |
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Приставки пре- и при-
|
Класс (возраст) | 5 класс |
Учебный предмет | Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Русский язык (автор УМК Е.А.Быстрова) |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение | Компьютер, интерактивная доска, проектор |
Цели/ Задачи материала | Цель урока: познакомить с приставками пре- и при- ; правилами их написания |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое, на усмотрение автора). | Ресурс имеет практическую значимость при изучении раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография», применим к любому УМК |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Приставки пре - и при -
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить с приставками пре- и при- ; правилами их написания
Ожидаемые результаты
Предметные:
Знать: что приставка – значимая часть слова ; о роли приставок как средства образования слов.
Уметь: выделять приставки в словах; определять их значение.
грамотно использовать слова с приставками в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
Метапредметные:
Личностные
Руководствоваться значимыми учебными мотивами
Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве
Пользоваться формулами речевого этикета
Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.
Регулятивные
Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими
Определять и формулировать цель деятельности
Учиться работать по предложенному плану
Осознавать качество и уровень усвоения знаний
Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения
Оценить правильность выполнения действия
Познавательные
Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие
Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Анализировать деятельность на уроке
Отличать новые знания от известного
Коммуникативные
Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации
Оформляют внутреннюю речь во внешнюю
Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща
Уметь слушать и слышать, понимать речь других
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что смогу»; | ||
Учитель дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку - Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Присаживайтесь на места. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность. Итак, начнем. | Готовятся к уроку | Личностные определяют под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве; руководствуются значимыми учебными мотивами; самоопределение. Коммуникативные умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
II. Актуализация опорных знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
Учитель активизирует ведущие формы деятельности, мотивирует к пробному учебному действию, создает проблемную ситуацию Слайд №2 проверка домашнего задания Слайд №3 Двадцатое января Классная работа - До Олимпиады осталось 18 дней. Сделаем первые шаги не в спорте, а в науке с надеждой, что кто-то из вас через несколько лет будет выступать на настоящей олимпиаде. В качестве спортсмена или волонтера. Предлагает повторить тему «Морфемика» Слайд №4 Разминка Слайд№5 - С Древней Греции, с Эллады, -назовите слова с приставками (возродил, современный) - Кто догадался, о чем будем говорить на уроке?(о приставках) -А что такое приставка?( Какую роль играют приставки?(служат для образования новых слов) Слайд №6 -Подумайте, что общего имеют выделенные слова (приставки при- и пре-) -кто может сформулировать тему урока? | Фиксируют индивидуальные затруднения Осуществляют самопроверку Дают ответ Выделяют признак Выставляют себе оценку Отвечают на вопросы | Регулятивные Выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения коммуникативные Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений, уметь слушать и слышать, оформление внутренней речи во внешнюю познавательные Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие |
III. Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока | ||
Учитель озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание уч-ся поставленных учебных задач урока Слайд№ 7тема урока - Сформулируйте вопросы к теме. Какие учебные задачи нам предстоит решить на уроке? Учитель задает/ записывает на доске/ проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия. Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (побуждающего от проблемы) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери алом. | Записывают тему урока в тетрадь Ставят вопросы к теме | Личностные уч-ся задается вопросом: какое значение и какой смысл имеют меня полученные знания и уметь на него отвечать Регулятивные целеполагание, составление плана действий Познавательные Самостоятельное и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
IV. «Открытие нового знания» Цель этапа: решение учебных задач проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
Учитель формулирует задания, организует работу уч-ся Разъясняет действия. Слайд №8 Какое общее значение имеют слова?(приближение) Слайд№ 9правило стих Слайд №10 какое общее значение имеют слова? (присоединение) Слайд №11правило-стих Слайд№12 выясните значение приставки (нахождение около чего-то) Слайд№13 запомни! (неполнота действия) Слайд№ 14правило-стих Слайд№ 15замените словосочетания одним словом Слайд№ 16 основание для написания – смысл Слайд№ 17вывод- смысловое значение приставки при- Слайд№18 работа в тетрадях по рядам + самопроверка с экрана
-как звучит тема урока? (приставки пре-и при-) проанализируйте, какое смысловое значение имеет приставка пре-? (очень) слайд№ 20 пре- = очень слайд№ 21 сформулируйте правмло(пре-=пере-) слайд№ 22 вывод- смысловые значения приставки пре- | Дают краткий ответ Работают с проговариванием в громкой речи Выполняют задания
Работают в тетрадях по рядам и проводят самопроверку по эталону | Познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные Оценивание усваемого содержания проявляет познавательный интерес к учебной деятельности Регулятивные обнаружение отклонений от эталона; понимают смысл условных обозначений и пользуются ими Контроль, коррекция, оценка Познавательные поиск и выделение необходимой информации; находят ответы в иллюстрации Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V. Первичное закрепление Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности, проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение; подводит уч-ся к выводу. Организует работу учащихся, консультирует, координирует, стимулирует деятельность учащихся, отслеживает правильность выполнения работы учащимися РАБОТА С УЧЕБНИКОМ упр.73 Стр.47 (устно) –какое значение имеет приставка пре- в данных словах?
| Уч-ся решают типовые задачи Читают слова и отвечают на вопросы | Личностные определяют под руководством учителя общие правила поведения Познавательные подведение под понятие; самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера Регулятивные саморегуляция; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: осознание каждым уч-ся степени овладения полученными знаниями -каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет Учитель контролирует выполнение работы, организует взаимопроверку, коллективную проверку Слайд №23 выполните задания самостоятельно. Секретарь, печатая, пропустила буквы. Отредактируйте текст. Слайд№24 - Проверьте друг у друга в паре ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Уч-ся осуществляют самопроверку, самооценку Работают в парах Работают в парах, оценивают работу | Личностные самоопределение; наличие адекватной позитивной самооценки, самоуважения Регулятивные контроль, коррекция, осознание качества и уровень усвоения Познавательные самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию |
VII. Включение нового знания в систему и повторение Цель: тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Учитель формулирует задание; проводит параллель с ранее изученным материалом -Теперь я вижу, мы – одна страна- одна команда. Поработаем в командах-группах. Составьте по два предложения с данными словосочетаниями. (смотри пиктограммы в приложении) Проверяем.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упр. 79 стр. 49 /упр. 81 стр. 50 / упр. 80 стр.50 ( на выбор уч-ся) Учитель дает комментарий к домашнему заданию. Уточняет понимание задания.
| Уч-ся решают типовые задания, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; выполняют упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным
Работают в группах
| Личностные определяют границы применимости новых знаний; оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей) Регулятивные коррекция; осознание качества и уровня усвоения; при выполнении действий ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе выполнения упражнений Познавательные ориентируются на разнообразие способов решения задач; анализируют объекты с целью выделения признаков; проводят сравнение и классификацию; используют имеющиеся знания; используют знаково-символические средства; находят ответы на вопросы в иллюстрациях Коммуникативные владение монологической и диалогической формами речи; Отвечают на вопросы; Оформляют внутреннюю речь во внутреннюю |
VIII.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Подведем итог. | ||
Учитель организует рефлексию через подводящий диалог.
Учитель отмечает степень вовлеченности уч-ся в работу на уроке; Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль - Проставьте плюсы в отсеках нашей мишени. -Где могут пригодиться эти знания? -Что было сложным? -Что осталось непонятным по теме урока? -Какие моменты урока вам понравились больше всего? -Кто готов оценить свою работу на уроке? | Дают ответы на вопросы формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, правильно идентифицирует себя с позиции учащегося; Регулятивные вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные рефлексия способов и условий действия; формирование внутреннего плана дальнейших действий Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
Предварительный просмотр:
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
Предварительный просмотр:
проходить дистанцию
выиграть забег
обогнать соперника
превосходный результат
передать эстафету
покататься на лыжах
отработать программу
прибежать на каток
превосходный результат
порадовать болельщиков
обогнать соперника
приходить к финишу
оторваться от соперника
подсчитать очки
отстрелять без промаха
открыть счет
отыграть шайбу
обхитрить нападающего
защитить ворота
выиграть матч
удержаться на виражах
покататься на сноуборде
превосходный результат
порадовать фанатов
приехать на стадион
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверь! Упр.72 стр.46 Под ы тожить, без ы дейный, без ы мянный, р аз ы скать, пред ы дущий, об ы ндеветь, меж и здательский , от ы скать, сверх и нтересный, с ы змальства, из ы мать, из ы скать, под ы грать, вз ы скательный, от ы грываться, пред ы стория.
Двадцатое января Классная работа
Р азминка. Составьте целые слова из слогов, записанных в разных колонках. Ста….. жи Ба …… бол Сам….. ризм Лы …. дион Шаш …. бо Мара …… тут Ганд …. фон Авто…… ки Ту…… дром
Найдите! Слова с приставкой. С Древней Греции, с Эллады, Взял пример и новый век, Возродил Олимпиады Современный человек.
Подумайте! Что общего имеют выделенные слова? 1) Час обеда ПРИ БЛИЖАЛСЯ, Топот по двору раздался. 2) Кто-то терем ПРИ БИРАЛ Да хозяев поджидал. 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек ПРИ КУСИЛА. 4) Здравствуй, князь ты мой ПРЕ КРАСНЫЙ! Что ж ты тих, как день ненастный? 5) Только поп один Балду не любит, Никогда его не ПРИ ГОЛУБИТ. 6) ПРИ ПЛЫЛА к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Двадцатое января Классная работа Приставки пре- и при-
Понаблюдайте! Какое общее значение имеют слова? финиш при тащился при шел при скакал при близился при бежал
При был ли поезд, при плыл пароход, Космонавт при летел из вселенной- В словах при дет, при летит, при плывет Пишется ПРИ- , несомненно. финиш при тащился при шел при скакал при близился при бежал
при- шил бил вязал Подумайте! Какое общее значение имеют слова? ставил присоединил
Винт при винтил, при крутил колесо, При клеил, при шил умело - Пишем мы ПРИ- , говоря обо всем, Что добрые руки при делали. при- шил бил вязал
Выясните еще одно значение приставки ПРИ- Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов. Вот так: Участок при школе - Пришкольный участок Край при море - Приморский край Канава при дороге - Придорожная канава Посёлок при городе - Пригородный посёлок нахождение около чего - то ПРИ - обозначает Вывод:
Запомни! Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченным. Слова их обозначающие, пишутся с приставкой ПРИ- ПРИ - открыл горел гнуться
Язык при кусил - не совсем откусил, При горело – не значит сгорит. Помни – что сделано, но не совсем, Пишем с приставкой ПРИ- . при- ? горел
Замените словосочетания одним словом: Немного поднял – Немного хромает – Слегка коснулся – не совсем заглушил - приподнял прихрамывает прикоснулся приглушил
Основание для правописания – смысл. Сделаем вывод.
Смысловое значение приставки ПРИ- ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ (прибыть, прилететь) ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ (пригородный) ЗНАЧЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ (приклеить, пришить) СОВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ (прикусить, пригореть)
Запишите данные слова так: 1 ряд 2 ряд 3 ряд Значение приближения Значение присоединения Значение нахождения около чего-то Приморский, прилетел, прилепил, приходил, прикаспийский, прибывший, причалить, приколотить, приползти, привинтить. п риморский прикаспийский прилетел приходил прибывший приползти прилепил причалить приколотить привинтить
В прекрасном замке на горе Жила-была приставка пре- Особа пре отважная, Важная- пре важная, Гордая- пре гордая , Добрая- пре добрая. Её считали очень мудрой И называли все Пре мудрой. Проанализируйте! Какое смысловое значение имеет приставка?
ПРЕ - = ОЧЕНЬ ПРЕ высокий ПРЕ красный
Сформулируйте правило. Пре пере = градить городить
Смысловое значение приставки ПРЕ- ЗНАЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ КАЧЕСТВА (=ОЧЕНЬ) (предобрый, предлинный) БЛИЗКА ПО ЗНАЧЕНИЮ ПРИСТАВКИ ПЕРЕ- (преграда, прервать)
В ыполни задание. Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст. Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
ПРОВЕРЬТЕ друг у друга! Весь день шел Иванушка, и пр и вела его тропинка к пр е высокой стене. Пр и сел он на пр и дорожный камень и пр и горюнился. Как пр е граду пр е одолеть? И пр и звал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр и бегай ко мне, дружок!»
Упр. 79 стр. 49 упр . 81 стр. 50 упр. 80 стр.50 ( на выбор ) Домашнее задание
Подведем итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при
Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....
диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".
использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...
Приставка
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....