I. Мобилизующее начало урока. Эмоциональный настрой. Подготовка учащихся к работе на уроке. | 1.Здравствуйте, ребята!!! Слайд №1 2.Урок начинаю со слов: “Улыбнёмся друг другу». Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты. Под тихой музыкой тихо повторите за мной (про себя): - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! (Слайд №2) Спасибо. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте открыть новые знания друзьям и гостям. Садитесь правильно. Мы начинаем работу. | Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга. |
Коллективная. | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам и гостям Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
II. Актуализация знаний.
Организует повторение изученного. Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности. Подготовка к основному этапу урока. | - Давайте вспомним, о чем с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 3) 1. Имя существительное – это …(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?) 2. Имена сущ. бывают …(одушевленные ИС отвечают на вопрос кто?;неодушевленные ИС отвечают на вопрос что?) 3. А помните ли вы из курса 4 класса, что такое склонение? (изменение существительных по падежам называется склонением)
|
Отвечают на вопросы
Вывод. Подытожим |
Фронтальная.
| Личностные УУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Познавательные УУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, умение воспринимать информацию на слух, осознано строят речевые высказывания. |
III. Формулировка темы, целей урока. Цель: формулирование темы урока.
| - Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного. - А теперь посмотрите на ( слайд №4) Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить? Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь.(Слайд№5) Iсклонение мужской род | IIсклонение средний род | IIIсклонение женский род | дядя | море | луна | лимон | облако | земля | день |
| печь | дедушка |
| мышь |
- Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это? Да, вы правы, запишите тему урока(Слайд №6)
Определение цели урока - Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?(Слайд №7)
| -Имена существительные.
Распределяют слова в паре.
Записывают дату и тему урока Пятнадцатое марта. Классная работа. Три склонения имён существительных. Цели: 1)Вспомнить, как определяется склонение существительных. 2) научиться определять склонение существительных. Вывод |
Фронтальная | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
IV. Открытие новых знаний. Цель: познакомить с делением существительных на три группы.
| 1.Работа с учебником. 1.Откроем учебник на стр.62.Прочитайте параграф. Прочитали. Пользуясь учебником, скажите: Какую информацию по теме вы узнали в параграфе №95 2.Что такое склонение? /Изменение существительных по падежам называется склонением/ 3.Сколько склонений мы знаем?/три склонений/ 4.По какой форме мы определяем склонение? /склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это и есть начальная форма/ 2.Работа в группах. 1группа 1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: распутица, струя, юноша. 2)Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-ому склонению. (Имена существительные женского рода и мужского рода с окончаниями - а, - я) 3)Выделите среди указанных слов существительные1 склонения: верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень, черёмуха, трель, тишь. 4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение? 2группа. 1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: облако, грач. 2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 2-ому склонению.(Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, - е) 3)Выделите среди указанных слов существительные 2 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток,сирень, черёмуха, трель, тишь. 4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение? 3группа. 1)Выделите окончания, определите род у следующих существительных: трель, сирень. 2)Сделайте вывод: какие существительные относятся ко 3-ему склонению. (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце) 3)Выделите среди указанных слов существительные3 склонения:верба, соловей, травка, лужа, мощь, грач, облако, капель, бабочка, росток, сирень,черёмуха,трель,тишь.. 4)Какие признаки вам помогли правильно определить склонение? 3.Вывод. -Какие действия нужно для этого сделать? -Вернёмся к существительным, встретившимся в словарно-орфографической работе. Определим, к какому склонению относится каждое из них. -Не забудьте оценить свою познавательную деятельность при открытии новых знаний. 4.Кластер «Склонение существительных» (или составить алгоритм) /Пока учащиеся делают вывод, у доски один ученик составляет кластер/ |
Работают с учебником, выделяют ключевые понятия.
Работают в группах, распределяют данные в карточках.
(на доске выходит ученик)
Делают вывод, оценивают познавательную деятельность.
Составляют кластер |
Фронтальная
Проверяем
Групповая, каждый выполняет работу в тетради, взаимопроверка, 1 от группы выступает, доказывает
| Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в группе, устанавливать рабочие отношения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.
|
V. Физминутка. Релаксация и смена видов деятельности. | - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал. Лингвистическая разминка. - Я называю существительное, если 1склонение – поднимаем руки вверх (река, дедушка, деревня) 2 склонение – в сторону (дом, облако, море) 3 склонение- отпускаем (ночь, степь, мышь) Спасибо. Продолжаем работать. |
Выполняют гимнастику. |
Коллективная | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
VI. Первичное закрепление знаний. Цель. Закрепить знания в определении склонения.
| -Ребята! Прошедший год был Годом тувинских обычаев и традиций, а 2016 год объявлен в республике Годом тувинского гостеприимства 1.Пословицы и поговорки о гостеприимстве. Выпишите существительные, определите склонение,род: (Слайд№8) Где слова привета, там улыбка для ответа. - Хороший гость всегда вовремя.
- Хочешь быть хорошим гостем - хвали хозяйку.
В гостях хорошо, а дома лучше.
1.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. -Проверь свои знания, определи склонение существительных. (Поставь плюс в нужную колонку) 1 вариант
| 1 склонение | II склонение | 1II склонение | солнце |
|
|
| соловей |
|
|
| весна |
|
|
| проталина |
|
|
| трель |
|
|
| капель |
|
|
| луч |
|
|
| журчание |
|
|
|
2 вариант
| 1 склонение | II склонение | 1II склонение | пение |
|
|
| звон |
|
|
| теплынь |
|
|
| гомон |
|
|
| жаворонок |
|
|
| ландыш |
|
|
| ледоход |
|
|
| солнцепёк |
|
|
|
-Кто допустил ошибки? -Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок. | Выписывают существительные, определяют склонения, оценивают познавательную деятельность Слово (ср.р. II скл.) Привет (м.р. II скл.) Улыбка (ж.р.I скл.) Ответ (м.р. II скл.) Гость (м.р. II скл.) Хозяйка (ж.р. I скл.) Дом(м.р. II скл.) Вывод, оценивание.
Самостоятельная работа с карточками по вариантам; оценивание познавательной деятельности; самопроверка
Если всё правильно-5; Если 2 ошибки-4; Если 3 ошибки-3
Вывод, оценивание |
Парная, индивидуальная
Индивидуальная, фронтальная | Познавательные УУД: умение находить нужную информацию. Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к обучению, способности самооценки своих действий. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при выполнении заданий, сравнивать и сопоставлять, развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
|
VII.Рефлексия. | -А теперь подведем итог нашей работы. -Какую цель ставили на урок? -Добилисьмы поставленной цели? На слайде №9: - Сегодня на уроке я научился…
- Какие трудности встретились?
- Своей работой на уроке я …
-Оцените свою работу на уроке. -Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. -Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | -Повторить склонения имен существительных.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю
| Коллективная индивидуальная фронтальная | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
VIII.Домашнее задание.
| -Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный. Тексты распечатаны. 1.(базовый уровень) Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 (повышенный уровень) Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | Записывают задание | Коллективная | Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания. |