Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "И тот бессмертен, кто Отечество воспел"
учебно-методический материал по литературе

Материал, представленный в разработке может быть использован на уроках родной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 210_let_lermontova.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

«И тот бессмертен, кто Отечество воспел»

Сценарий литературно-мультимедийного путешествия

(к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Наша встреча посвящена приближающейся знаменательной дате в русской литературе – 210- летию со дня рождения великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Ведущий 2: Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он успел испытать все: взлеты вдохновения и горечь разочарований.

Пушкина мы представляем в окружении друзей, а Лермонтова – одиноким. Почему так? Ощущение одиночества идет от его творчества, от собственного его мироощущения.

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа уставшая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия…

Ведущий 1: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 (3) октября 1814 года. Детство будущего поэта прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Рано овдовевшая Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она жила ради внука.

Ведущий 2: Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался - да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?!

Ведущий 1: Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.

Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.

Ведущий 2: «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П. Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю. Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Однако ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Ведущий 1: Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих завещанных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?

Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.

Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал также, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.

Ведущий 2: Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…

Поэтому, что бы Миша ни делал, о чем бы ни думал, - за всем виделось мужественное, но глубоко печальное лицо отца. Что он делает там, в Кропотове?

Подготовленный ученик

Если рассмотреть родственников поэта по материнской линии Арсеньевых, то обнаружится, что его дед Арсеньев Михаил Васильевич был елецким помещиком. Ему принадлежало родовое имение - село Васильевское Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Краснинский район Липецкой области). Дед по отцовской линии Петр Юрьевич Лермонтов в 1791 году приобрел имение Кропотово на левом берегу р. Любашевки в Ефремовском уезде Тульской губернии (сейчас деревня Кропотово – Лермонтово Лукьянского сельсовета Становлянского района Липецкой области).

     Село Васильевское находится в 35 верстах от деревни Кропотово. Судьба распорядилась так, что именно в этом имении рода Арсеньевых познакомились будущие родители поэта – Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева. Здесь же, в 1811 году состоялась их помолвка. В Кропотове, в имении отца, Михаил Юрьевич был в 1827 году. Пребывание в памяти юноши осталось надолго, потому что здесь, будучи двенадцатилетним мальчиком, он встретил свою «вторую любовь» («второй любовью» поэт называл девушку, с которой встретился в Кропотове). В 5 км от Кропотова находится село Шипово (ныне Становлянский район Липецкой области). Здесь в 1831 году был похоронен Юрий Петрович. Отец поэта скончался в возрасте 44 лет от чахотки.

     Таким образом, важные события жизни семьи Лермонтовых тесно связаны с липецкой землей. Липецкий край оставил след и в душе Михаила Юрьевича Лермонтова.

И вот Миша впервые едет погостить к отцу в имение.  

Солнце пылало в голубом небе. В одной руке Юрий Петрович держал белый картуз, в другой – руку сына, изредка пожимая ее. Мише не терпелось спросить у отца, отчего ему нельзя всегда жить в Кропотове? Но не спросил. Он знал, что тут есть тайна, и нужно ждать, когда она откроется и не вынуждать отца к заведомо уклончивым ответам. Но отец прочитал этот вопрос в его глазах.

- Жди, как жду я, - сказал он тихо. – Может быть, настанет такое время… Но не сейчас… Ты должен быть с бабушкой.

Он достал платок и вытер Мише лицо. Мальчик не заметил, как у него текут слезы. Отец отстранился и сказал, почти не разжимая губ: «Надо быть твердым».

В кабинете отца Миша замер. На стене висел большой портрет в позолоченной раме. На него смотрела Мише в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив отчетливо из его мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.

 Миша не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и Марья Михайловна смотрела на сына - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…Ах, какие это были мгновения! Казалось, мать сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их к сыну и супругу. А на улице Миша посмотрел на небо. Глубокая лазурь… Одинокое пушистое облачко… Увидев это облачко, он сразу вспомнил о матери. «Как же мы можем быть счастливы без нее?»- грустно подумал мальчик.

Ведущий 1: Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему. В последнее время Миша не расставался с книгами. Он без конца перечитывал «Кавказского пленника» Пушкина, «Шильонского узника» Байрона. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Миша стал переписывать в него любимые поэмы.

Но, глядя на переписанные страницы, он видел уже за ними свои… свое… И постепенно начал писать.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Ведущий 2: Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Ведущий 1: В день последнего экзамена Миша приехал домой очень радостный. Окончен четвертый класс. Он промчался так стремительно, что Мише казалось - он взял его приступом, с ходу, с маршу.

Дома его ждал отец. После праздничного ужина Юрий Петрович и Миша покинули гостей, так как им нужно было побыть вместе.

Разговор шел тихий и ровный. В руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал: « У тебя талант… Это дар Божий… береги его».

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии. В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, где его раннее лирическое творчество достигает вершины. Но этот подъем длился недолго.

Ведущий 2: Отец скончался! И вот дом, вот осиротевшие тетки, одетые в черное. Завешанные зеркала. Портрет матери, к которому он припал с судорожным рыданием, бедный сирота!

И вот он стоит у свеженасыпанного холмика без шапки, ветер сваливает волосы на сухие глаза (нет слез!) Ах, если бы слезы! Сон, ночной кошмар. Как часто жизнь бывает похожа на кошмар. А это была правда. Они соединились. А он, их сын, должен еще идти земными путями…

Ведущий 1: Во всяком сердце, во всякой жизни пробежало чувство, промелькнуло событие, которых никто никому не откроет, а они-то самые важные и есть. В жизни Лермонтова таким событием явилась любовь к Вареньке Лопухиной.

Ведущий 2: Любовь? Лермонтов поглядывал на Вареньку, привыкая к ней… Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.

Он смотрел на Вареньку, как на утраченную еще до встречи свою единственную и настоящую любовь. Встречи с ней он называл своим счастьем. Он трепетал от одной мысли, что это счастье может как-нибудь замутиться… вот уж тут как тут ее маменька. У нее одна забота: выдать дочку замуж, не прозевать жениха. Ну, Лермонтов, конечно же, не жених. Мальчик…

Ведущий 1: Близился день отъезда Лермонтова в Петербург. Бабушка поддержала решение внука продолжить обучение в Петербургском университете. А как же Варенька? Лермонтов остановился перед зеркалом, с недоумением посмотрел на себя и развел руками: «Никак! Можно писать письма, а потом и приехать… Время покажет – судьба ли это».

Лермонтов рассчитывал поступить в Петербургский университет на второй курс и, проучившись два года, выйти, наконец, на свободу, начать жизнь литератора. Однако так как он не сдавал экзаменов в Москве за свой первый курс, ему предложили начать все сначала. От этого Лермонтов пришел в бешенство. Его планы рушились. Он буквально восстал против университета. Единственно приемлемой для него оказалась Школа юнкеров.

Ведущий 2: Лермонтов писал: «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».

Гусар! Ты весел и беспечен,

Надев свой красный доломан.

Но знай – покой души не вечен,

И счастье на земле – туман!

…Пускай судьба тебя голубит,

И страсть безумная смешит;

Но и тебя никто не любит,

Никто тобой не дорожит.

Гусар! Ужель душа не слышит

В тебе желания любви?

Скажи мне, где твой ангел дышит?

Где очи милые твои?

Молчишь – и ум твой безнадежней,

Когда полнее твой бокал!

Увы – зачем от жизни прежней

Ты разом сердце оторвал!..

Ты не всегда был тем, что ныне,

Ты жил, ты слишком много жил,

И лишь с последнею святыней

Ты пламень сердца схоронил.

Ведущий 1: В 1834 году Лермонтов оканчивает обучение в Школе юнкеров в звании корнета. После чего он направился на службу в лейб-гвардию Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе под Петербургом. В конце 1835 года по поэта до поэта дошел слух, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева, богатого мужчину и много старше ее.

Ведущий 2: «Вот он последний удар… Теперь отнято все. Ну что ж, ни горя, ни рыданий, ни скрежета зубовного – ничего не будет»! Лермонтов побледнел, глаза налились глубоким мраком. Несмотря на всю неожиданность этого известия, Лермонтов будто ожидал его. Он вспоминал ее лицо. Она смотрела грустно, почти скорбно. Лицо ее было тихое, милое, единственное…

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней...

Ведущий 1: Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. « Я не могу без тебя жить», - говорили ее глаза. «И я без тебя», - читала она в его помраченном тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда…

Ведущий 2: Настоящие известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года.

- Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает……Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово».

Погиб поэт! – невольник чести.

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували чуть затаившийся пожар?

Что ж? Веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

Ведущий 1: Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Щедро наградила его судьба. Сразу же после написания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.

Ведущий 2: Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

Ведущий 1: Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 (27) июня 1841 года. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:

- Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

Ведущий 2:  Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

Лермонтов:

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий 1: Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Ведущий 2: В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

Ведущий 1: В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, - дядька Андрей Иванович Соколов.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…

Ведущий 2: Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года). Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место.

Ведущий 1: Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

Ведущий 2: На этом наше литературно-мультимедийное путешествие подошло к концу. До свидания и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Данное внеклассное мероприятие разработано для специальностей  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,    «Технология молока и молочных продуктов». Может та...

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная методическая разработка (литературно-музыкальная композиция) предназначена для проведения общетехникумовского внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литер...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Разработка мероприятия (игра "Брейн-ринг") с пояснительной запиской и сценарием, посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева...