Методический семинар.
методическая разработка по русскому языку на тему

Гудкова Анна Юрьевна

Работа посвящена формам работы над текстом для подготовки пересказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формы работы с текстом для подготовки пересказа» (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку).

Слайд 2

Итоговое собеседование по русскому языку. Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий. Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты. Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Задание 3- построение монологического высказывания на одну из выбранных тем с опорой на план (описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу). Время на подготовку – 1 минута . Представление высказывания- не более 3 минут. Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Слайд 3

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись . Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» . Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Слайд 4

Спонтанная речь, её особенности. Лингвистический феномен. Неподготовленная речь. Меняется в зависимости от коммуникативных условий. Основная доминирующая над подготовленной устной речью. Реальный показатель уровня языковой компетенции говорящего!!!

Слайд 5

Отклонения от норм «подготовленной речи».

Слайд 8

Монологическое высказывание.

Слайд 9

Требования к монологическому высказыванию. Наличие четкой структуры ответа (обязательное наличие вступительных и заключительных фраз). Четкое соблюдение жанра высказывания(описание, повествование, рассуждение). Представление собственного мнения. Соблюдение временных рамок.

Слайд 11

Виды пересказа:

Слайд 12

Группы обучающихся:

Слайд 13

Выделение групп (6,7 классы).

Слайд 14

Работа с текстом. 1. Пронумеровать абзацы. 2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию. 3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу: - в овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение; -/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение; -? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа; - в () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю. - подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Слайд 15

Подробный пересказ. 1 . Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай весь текст. 2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна. 3. Сформулируй идею в нескольких предложениях. 4. Вырази идею в одном предложении. 5. В соответствии с абзацным членением озаглавь части текста. 6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода). 7. Составь план пересказа. 8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы. 9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)

Слайд 16

Выборочный пересказ 1 . Внимательно прочитай текст. 2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы. 3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы. 4. Определи основную мысль пересказа. 5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать. 6. Составь план отобранного текста. 7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.

Слайд 17

Сжатый пересказ Сжатый пересказ 1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства. 2. Выдели в тексте все его части. 3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему? 4. Составь план сжатого пересказа. 5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова. 6. Отметь то, что можно объединить. 7. Подумай, как связать части между собой. 8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке «Формы работы с текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования по русскому языку)».

Структура работы.

 Работа включает  следующие компоненты:

  1. Итоговое собеседование по русскому языку. Основная задача собеседования. Перечень заданий (можно ознакомиться в презентации).
  2. Определение «спонтанной речи». Особенности «спонтанной речи» (можно ознакомиться в презентации).
  3. Монологическое высказывание, его особенности (можно ознакомиться в презентации).
  4. Пересказ. Виды пересказа. Работа над пересказом (можно ознакомиться в презентации).

Эти 3 компонента представляют собой теоретический блок и необходимы учителю русского языка и литературы как терминологическая основа новой формы допуска к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Практическая часть представляет собой предположение о целесообразности выделения групп внутри класса по сформированности навыка пересказа, а также разработку ряда памяток для обучающихся при работе с текстом для дальнейшего его пересказа.

Актуальность работы:

На данный момент работа имеет преимущественно теоретический характер, ввиду недавнего возникновения необходимости подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку. Дальнейшие перспективы данной работы могут быть представлены в виде целостной работы по подготовке обучающихся 5-8 классов к новой форме аттестации.

     Практическая значимость будет доказана положительной динамикой перехода обучающихся в более высокую группу, выделяемую выше, в идеале 50 процентный показатель обучающихся 3 (желтой группы).

    В соответствии с требованиями ФГОС каждый учитель трижды в год представляет таблицу сформированности УУД у обучающихся, считаю целесообразным использовать деление на группы (сильную, среднюю, слабую, очень слабую) и в плане подготовки к ИС (итоговое собеседование). Выглядеть это может следующим образом: 1-сильная (обучающийся владеет 4-мя видами пересказа, лишь иногда прибегает к помощи учителя, способен справиться с трудностями самостоятельно, речь достаточно развита, речевых ошибок мало ); 2- средняя (обучающийся владеет 3-мя видами пересказа, трудности возникают, скорее всего с «творческим» пересказом, или возможны вариации, помощь учителя необходима, речь развита, речевые ошибки частотны);3- слабая (можно говорить о владении лишь 2-мя видами пересказа, скорее всего это будет подробный и сжатый пересказы, речь не достаточно развита, много речевых ошибок, при работе с письменным текстом-много орфографических и пунктуационных ошибок, самостоятельно работает с трудом, необходима постоянная помощь учителя ); 4- очень слабая (обучающийся, в лучшем случае, владеет одним видом пересказа, или не владеет ни одним видом пересказа, письменная речь затруднена большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок.

Деление на группы учитель способен выполнить сам, но при необходимости можно провести мини-исследование на практическом материале в виде входящей диагностики. Следует учесть, что в первую очередь к пересказу следует готовить на основе письменного текста, также как он представлен в ИС, это дает огромные возможности для отработки орфографических и пунктуационных навыков. Каждую группу для самих обучающихся лучше обозначить цветом, например, 1 группа- зеленый, 2 группа- желтый, 3 группа-красный,4 группа- фиолетовый.

 В соответствии с этим были получены следующие результаты (см. слайд 14 презентации).

Как видно в диаграмме, самой многочисленной является группа 3 и 4.

Они вызывают опасения в плане возможности справится с ИС, да и с другими формами проверки. Особое внимание следует уделить группе 2, она может в случае положительной динамики перейти в группу 3, но может оказаться и в группе 1. Потенциал группы 3 и 4 должен использоваться в полной мере, поэтому их можно определить как ключевое звено при групповой работе, включив в эту группу обучающихся групп 2 и 1.  

Практический методы работы с текстом для формирования навыка пересказа.

Для работы в 5 классах следует брать 1/3 часть целого текста для анализа и пересказа.  В 6-7 классах можно работать уже с 2/3. Это важный момент ввиду того, что весь текст как правило больше 160 слов. В 6-7 классах следует выполнять задания на пересказ с включением цитаты. Многие лингвисты считают, что обучающимся основного звена не следует представлять тексты небольшого размера, так как они могут его просто заучить. С этим трудно не согласиться, но цитату к текстам предлагаю заучивать, а для лучшего заучивания записывать, например, в небольшой блокнот как брошюру для дальнейшей работы, это задание может стать домашней работой . Цитаты к проработанным текстам всегда будут под рукой.

     Работа по подготовке к ИС может проводиться как на учебных заданиях по русскому языку и литературе, так и на индивидуально-групповых, а также возникает необходимость разработки курса внеурочной деятельности под названием «Ступени к ОГЭ» в 5-8 классах. Рабочий материал можно представить в виде «Памятки для обучающегося», она может использоваться постоянно как алгоритм подготовки к пересказу.

Для начала можно расположить текст в центре страницы так, чтобы справа и слева была возможность делать записи и пометы, затем:

  1. Пронумеровать абзацы.
  2. Пронумеровать предложения внутри каждого абзаца, сохраняя общую нумерацию.
  3. При работе с текстом, можно произвести следующую графическую работу:

- в овал обвести те слова, значения которых вам неясно или вы встречаетесь с ними впервые, выпишите их справа, обратитесь к толковому словарю, чтобы определить их значение;

-/ (знак косая черта) поставьте у слов, в которых вы не уверены в ударении, обратитесь к словарю, чтобы избежать ошибок при произношении, выпишите эти слова справа, поставьте ударение;

-? (вопросительный знак) поставьте у слов с неясной для вас орфографией, т.е. вы не понимаете, почему пишется так, обратитесь с вопросами к учителю или соответствующему словарю, выпишите эти слова справа;

- в () (скобки) возьмите те знаки препинания, которые самостоятельно объяснить не можете, обратитесь за помощью к учителю.

- подчеркните грамматические основы предложений, они помогут вам при пересказе.

Затем слева можно начинать работу над пересказом, методика работы будет отличаться в зависимости от вида пересказа, рабочий материал также можно представить в виде «Памятки».

    Подробный пересказ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай  весь текст.

2. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста, обрати внимание на грамматические основы в каждом предложении, выдели ключевые /опорные слова без которых главная мысль не понятна.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. В соответствии с абзацным членением  озаглавь части текста.

6. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

7. Составь план пересказа.

8. Пользуясь планом, перескажи текст, можешь его записать слева страницы.

9. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

    Выборочный пересказ.                                       

1. Внимательно прочитай текст.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки слева страницы.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

   Сжатый пересказ                                                 

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное, используй выделенные грамматические основы, ключевые слова.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть, можешь записать полученный текст слева.  

Целесообразно в пределах одного текста представить все виды пересказа с опорой на письменный текст, это позволит избежать ошибок при речевом оформлении.  

     В приложении 1 представлен один из вариантов работы над текстом для подготовки пересказа (выполнение задания 1 и 2 итогового собеседования) с сохранением авторской орфографии и пунктуации, работы учителем не правились (см. папку «Работы»).

В приложении 2 представлен список используемой литературы.

 

Приложение 2

Литература:

1. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка// Бюллетень Фонетического Фонда № 8 «Фонетические свойства русской спонтанной речи» / Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. – СПб, 2001. – С. 17-23.

2. Васильева Л.А., Тананайко С.О., Шерстинова Т.Ю. Определения уровня речевой культуры в разных типах речи / Л.А. Васильева, С.О. Тананайко, Т.Ю. Шерстинова. – СПбГУ, кафедра фонетики, СПб, Университетская наб., 11.

3. Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса :

дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Д.В. Жабин. – Воронеж, 2006. – 330 с.

4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки при освоении русского языка как родного и иностранного: опыт сопоставительного анализа / С.Н. Цейтлин // Х Конгресс МАПРЯЛ «Русское слово в мировой культуре». Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. – Т. 2. – СПб, 2003. – С. 426-432.

 5. Лаврова Н.А. О некоторых причинах контаминированных оговорок в речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...