Электронный учебно-методический справочник «Подготовка к Основному государственному экзамену»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данный справочник составлен как учебное пособие для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Может использоваться как в урочное время, так и для самостоятельно работы ребенка дома. Материал справочника полезен и родителям, например, знание структуры теста, критерии проверки, какую помощь родители могут оказать детям при подготовки к ОГЭ, как правильно выбрать нужное пособие (а их очень много!) для работы. Презентационный материал отдельным файлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для подготовки к ОГЭ | 2.33 МБ |
материал для подготовки к ОГЭ | 1.75 МБ |
материал для подготовки к ОГЭ изложение | 1.47 МБ |
материал для подготовки к ОГЭ сочинение | 985.5 КБ |
материал для подготовки к ОГЭ лингв. сочинение | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция для учащихся
по выполнению экзаменационной работы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
• Работа выполняется гелевой ручкой с черными чернилами.
Работа состоит из трех частей.
На выполнение всей работы отводится 3.55 часа (235 минут).
Письменная часть экзамена
При работе с экзаменационным материалом вам предстоит продемонстрировать свои умения в использовании письменной речи, а также языковые навыки лингвистического, аналитического и классификационного характера, понимание правил грамматики, стилистики, пунктуации и орфографии, умение осуществлять коммуникации с окружающими через письмо. Экзамен состоит из трех частей, в которых содержатся 15 заданий разного уровня сложности:
Первая часть – одно задание в форме изложения по прослушанному тексту. Максимум баллов, которые можно получить за эту часть, равен 7. Аудиофайл с текстом будет прокручиваться два раза. Во время первого прослушивания ученики могут делать пометки на черновом бланке. Затем школьникам предоставят 3 минуты, чтобы они смогли осмыслить свои записи и понять, какие аспекты ускользнули от них при прослушивании текста. После этого запись ставится повторно. После этого девятиклассники будут иметь возможность переписать свои мысли на чистовой бланк.
Для работы над изложением используйте сначала черновик, а в бланке ответов пишите аккуратно и разборчивым почерком.
• Написание сжатого изложения рекомендуется закончить до 10.40.
• В 10.10 вам разрешат пользоваться орфографическими словарями.
Вторая часть – задания под номерами с 2 по 14, предусматривающие краткий ответ ученика. В данной части школьникам предстоит самостоятельно формулировать ответ или же выбирать и записывать его из предлагаемого в КИМе списка. Работа проводится на основании выданного с билетом текста. Правильный ответ на каждое задание принесет вам 1 балл, максимальное число баллов за вторую часть КИМа исчисляется 13 баллами;
Третья часть – задание под номером 15. Ученикам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Максимум баллов за третью часть – 9.
Отметим, что в данном ОГЭ отдельно выставляются баллы за грамотную и точную речь ученика в изложении и сочинении (максимум – 10 баллов). Всего за КИМ можно набрать 39 первичных баллов.
Желаем успеха!
Можно распечатать и потренироваться!
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ОГЭ
Для выполнения экзаменационной работы участнику ОГЭ организатор в аудитории выдают два бланка.
При внесении записей в бланки ОГЭ необходимо точно соблюдать правила заполнения, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием ЭВМ.
Бланки ОГЭ заполняются только гелевой или капиллярной ручкой с черными яркими чернилами. Не допускается использование карандаша или ручки иного цвета. Если ручка не соответствует данным требованиям, то бланки данного участника экзамена не могут быть обработаны корректно, а апелляция по данной работе будет отклонена из-за невыполнения инструктивных документов.
Поля и символы
Участник ОГЭ должен изображать каждую цифру, букву, знак или символ во всех заполняемых полях бланка №1 и регистрационной части бланка № 2, тщательно копируя их написание из верхней части бланка №1 с образцами написания символов. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника экзамена). Если участник ОГЭ не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делая прочерков или других пометок).
Категорически запрещается:
- делать в полях и вне полей бланков какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей;
- использовать для заполнения бланков цветные ручки, карандаши (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления информации, внесенной в бланки, в том числе использовать корректирующий карандаш, штрих и др.;
- на бланке № 2 делать пометки, содержащие информацию о личности участника экзамена.
Бланк № 1
Все поля бланка №1 заполняются прописными печатными буквами в соответствии с образцами написания букв и цифр.
Название предмета, код участника и номер варианта в бланке №1 заполнены типографским способом.
Фамилию, имя, отчество заполняются в именительном падеже. Серия и номер документа заполняются с крайней левой позиции по 1 цифре в каждом поле, лишние поля необходимо оставить пустыми.
Класс, код ППЭ, номер аудитории участник ОГЭ вписывает согласно образцу, который приведен на доске в аудитории, под руководством организатора.
В специально отведённом поле ставится личная подпись. Фамилию полностью писать НЕЛЬЗЯ. Подпись не должна выходить за рамки отведенного поля.
Подписью участник экзамена подтверждает, что он знаком с процедурой проведения экзамена, правилами поведения на экзамене, а также знает правила работы с бланками ОГЭ-9.
Заполнение области для ответов в бланке ответов № 1
Если ответом является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа, то запишите эту цифру справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Если ответом является одна цифра, слово, словосочетание, число или последовательность цифр, то они записываются справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Обратите особое внимание на задания, в которых требуется установить соответствие между различными параметрами. Если вы не знаете (не уверены) в позиции, находящейся в начале или в центре последовательности, не пропускайте её в записи ответа, а поставьте на это место 0 (ноль) или любую цифру (букву), чтобы избежать смещения (нарушения) последовательности в ответе. Например: 041 или 301
Русский язык
Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Если в области ответов на бланке №1 допущены случайные пометки, отмечен ошибочный ответ, необходимо заменить ответ в области «Замена ошибочных ответов на бланке №1» на те ответы, которые участник ОГЭ считает правильным. Для этого в соответствующее поле области замены ошибочных ответов на бланке №1 следует внести номер ошибочно заполненного задания, например 01, и в соответствующую ячейку ответа внести верный ответ.
Бланк № 2
Бланк ответов №2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом.
В верхней части бланка ответов №2 название предмета, код участника и номер варианта в бланке № 2 заполнены типографским способом.
Записи в поле «Код ППЭ», «Номер аудитории» переносятся участником ОГЭ из бланка № 1.
В нижней части бланка расположена область записи ответов на задания с ответом в развернутой форме. В этой области участник ОГЭ записывает развернутые ответы на соответствующие задания строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и отдельным заданиям КИМ. Запишите сначала номер задания (15, 16 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы необходимо записывать чётко и разборчиво. При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 участник ОГЭ может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись "смотри на обороте". Если Вы переносите ответ на оборотную сторону, не забудьте написать номер выполняемого Вами задания (15, 16 и т.д.). Для удобства все страницы бланка ответов № 2 пронумерованы и разлинованы пунктирными линиями "в клеточку".
Дополнительный бланк
При недостатке места для ответов на основном бланке ответов № 2 участник ОГЭ может продолжить записи на дополнительном бланке ответов № 2, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника в случае, когда на основном бланке ответов № 2 не осталось места.
В поле "Лист №" организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносит порядковый номер листа работы участника ОГЭ (при этом листом №1 является основной бланк ответов № 2, который участник ОГЭ получил в составе индивидуального комплекта).
Поле «Дополнительный бланк ответов № 2» заполняет организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2, вписывая в это поле цифровое значение штрихкода дополнительного бланка ответов № 2 (расположенное под шрихкодом бланка), который выдается участнику ОГЭ. В случае заполнения дополнительного бланка ответов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2 ответы, внесённые в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.
Предварительный просмотр:
Выполнение заданий Части 2
А1, А2, А3.
Понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
А4, А5, В1
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Теоретический материал
Совокупность всех слов языка составляет его лексику.
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
Слова в языке служат для наименования предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества.
То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.
В лексике современного русского языка различается активный и пассивный её запас.
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.
К пассивному запасу относятся такие слова, которые имеют ярко выраженную окраску устарелости или ещё не получили широкую известность в силу своей новизны.
Лексическое значение может быть в слове единственным. Слова с единственным лексическим значением, относящимся к определённому предмету, признаку, действию и т.д., называются однозначными.
Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.
Однозначные слова с течением времени могут приобретать новые значения и становиться многозначными.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.
При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чём-либо, например:
Форма | Цвет | Олицетворение |
баранка (изделие из теста) баранка (руль в речи водителя) | изумрудная (брошь) изумрудная (трава) | сковать (цепь) сковать (морозом реку) |
А4, А5, В1 (продолжение)
Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: большая и светлая аудитория (зал) — внимательная дружеская аудитория (люди); рак (животное) — рак (болезнь).
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению слова.
Например: геройский – героический, двойной – двойственный.
Синонимы — это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например: метель, пурга, вьюга,буран.
Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом.
Некоторые синонимы различаются стилистической окраской (стилистические синонимы), например: украсть (нейтр.), похитить (офиц.), стащить (разг.), спереть (прост.).
Контекстные синонимы – слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста.
Антонимы — это слова одной части речи с противоположным лексическим значением. Горячий – холодный, правда – ложь.
У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
Многозначные слова и их антонимы.
Многозначное слово свежий | Антонимы к разным значениям слова свежий |
«недавно испечённый» «только что появившийся» «не бывший в употреблении» | свежий (хлеб) — чёрствый (хлеб) свежий (журнал) — старый (журнал) свежий (воротничок) — грязный (воротничок) |
Фразеологизмы – устойчивое сочетание слов, целостное по значению.
Например: положа руку на сердце, держать камень за пазухой, бежать сломя голову или на всех парусах, тоска берет, сгорать от стыда и т.д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Что такое текст? Типы текста. Виды связи в тексте. 2. Сжатие как вид информационной переработки текста. 3 . Практическая работа.
Что такое текст? Текст - от лат. textum- ткань; связь,соединение Текст – это несколько предложений или абзацев,связанных в целое темой и основной мыслью Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически .
Основные признаки текста Тематическое и композиционное единство частей Наличие грамматической связи между частями ( цепная, параллельная ) Смысловая целостность Относительная законченность (может состоять из 1 абзаца, а может быть статьёй, книгой).
Как доказать, что это текст
Типы текста
Когда мне было шесть с половиной лет. Я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду. То я хотел быть астрономом. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником. Мне все люди вокруг очень нравились и работы тоже. У меня в голове тогда была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что мне приниматься. А теперь исключим детали…
Практическая работа С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки. Что нам стало известно из данного предложения? М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы). А зачем автор сообщает об остальной информации? «Все пояснения автора, идущие после слов который и которые и являющиеся придаточными предложениями, не являются неинтересными или неважными, но это лишь дополнение к основной информации предложения».
Закрепляем умение находить главную информацию I . Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя прием свертывания, сократите текст. а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.
Интернет-ресурсы http :// uchilkin-blog.ru /?p=190 http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/ege/rus_yaz/izlojenie.htm Материалы Телешколы: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11142 http :// www.internet-school.ru /Enc.ashx?item=345636 и т. д. В презентации 35 слайдов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков: писать изложения разных видов, читать и анализировать текст, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Задание С2.2: Напишите сочинение-рассужд ение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: <...> Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Итак, нам нужно написать сочинение-рассуждение. Тип текста рассуждение должен обязательно иметь следующую структуру: Вчитаемся в задание…
Композиция сочинения- рассуждения: Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания); Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты); Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).
Между тезисом и аргументами должна быть Логическая (смысловая) связь : все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать выдвинутый тезис. Факт, аргумент – самое бесспорное доказательство. Справедливо говорят: «Поставить перед фактом». Грамматическая связь : использование вводных слов (во – первых,…, наконец, итак, следовательно, таким образом), предложений с союзами (однако, хотя, несмотря на, потому что, так как). См. подробно следующий слайд.
Советы: — если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами , а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; — следите за точностью логики : сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно; — следите за структурой текста : тезис-аргументация-вывод, никаких других вариантов; — следите за объёмом : если задание требует 50 слов, нормой считается 50-100; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
В работе не должно быть резких переходов от одной мысли к другой. Каждую часть работы можно сопроводить принятым клише: 1. Какие проблемы поднимает автор? …посвящён проблемам…; …задумывается над вопросом…; …на первый план выдвигается мысль о…; …в центре внимания автора находятся… 2.Разделяете ли вы позицию автора? … эти слова хорошо объясняют позицию автора…; … произведение, призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю… ; …текст многое объясняет… ; …автор приглашает к разговору… ; …это интересное и нужное произведение… ; …интересно, что автор… ; …может быть , особенно сильное впечатление связано с… Еще несколько советов в написании сочинения части С1 Какие проблемы поднимает автор? ● … посвящён проблемам…; ● … задумывается над вопросом…; ● … на первый план выдвигается мысль о…; ● … в центре внимания автора находятся…
Нужно ли в наши дни читать книги? (макет сочинения) Тезис. Какую мысль мы будем доказывать? Аргументы. Какие доводы мы выскажем, какие приведем доказательства? Примеры. Вывод. Книги читать необходимо. Это несомненно! 1.Книги расширяют кругозор. В книге полнее содержание. 2.Книга дает возможность восхищаться языком: можно перечитать понравившееся. 3.Телевидение даёт нам готовый зрительный образ, который действует на наши чувства; чтение же заставляет думать, развивает мышление. Наша жизнь обеднела бы без книги.
Подписи к слайдам:
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Вы уже знаете, как писать сочинение на лингвистическую тему о значении знаков препинания. Рассмотрим теперь, что нужно для того, чтобы справиться с сочинением о значении орфографии. Обратимся к критериям оценивания «сочинения на лингвистическую тему». Посмотрите в «Справочнике». Согласно спецификации проверяются следующие содержательные элементы: Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. За это задание вы можете получить 7 баллов (16%).
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Читать тексты разных стилей и жанров Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) Извлекать информацию из различных источников Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление) Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты У вас проверят следующие умения.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Мы уже говорили о том, что браться за сочинение на лингвистическую тему имеет смысл лишь тогда, когда ты чётко представляешь, о чём и как будешь писать, хорошо знаешь правила, о которых поёдёт речь в сочинении. В «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения ГИА 2010 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ» сформулированы элементы по разделу « Орфография» Зная эти орфограммы, ты легко выполнишь ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ сочинению, которое звучит так: «Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции орфографии». Рекомендации
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Основные правила
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Помните, что сочинение-рассуждение имеет такую структуру. Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении. В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в тексте самого задания); Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты); Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия На письме без применения правил орфографии и пунктуации обойтись невозможно… Зачем нужны орфография и пунктуация? Неужели без них нельзя обойтись? Попробуй разберись, где какую букву писать и какой знак ставить! В демоверсии ГИА по русскому языку 2010 года задание С2-1 выглядит следующим образом: Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли орфографии и пунктуации в письменной речи.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Знаки препинания «существуют , чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия а) рассуждение б) описание и повествование в) повествование г) описание и рассуждение Автор рассуждает о значении пунктуации в речи. Задаёт вопросы, делает выводы. Какие типы речи используются в этом тексте? О чем рассуждает автор?
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие или разные функции орфографии, или разные функции пунктуационных знаков. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужна орфография?» или «Зачем нужна пунктуация?»
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия В каком предложении автор формулирует главную мысль текста? Ответ выпишите из текста. а) 3 б) 5 г) 10 в) 7 (7)Главное то, что знаки препинания помогают правильно понять написанное , а от правильного понимания сказанного и написанного зависит многое - успех или неуспех языкового общения.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Г лавная цель автора этого текста звучит как? а) познакомить читателя с новейшими открытиями в сфере языкознания б) доказать важность внимательного и бережного обращения с языком в) дать краткий исторический очерк отдельных этапов развития языка г) опровергнуть мнение ряда ученых о сходстве устной и письменной речи
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Вспомним композицию сочинения: При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной. В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделить два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией, раскрывающей его тему. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия В "Литературной энциклопедии" 1929-1939г встречается дважды. В статье Щербы о пунктуации: ... известную депешу исторического анекдота — «казнить нельзя помиловать» — абсолютно нельзя понять без знаков препинания, которые бы отражали интонацию и ее членение. Казни́ть нельзя́ поми́ловать — распространённое крылатое выражение для описания двух взаимоисключающих возможностей, один из известных примеров амфиболии. Смысл фразы в отсутствующей запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный: Казнить, нельзя помиловать — (казнить). Казнить нельзя, помиловать — (не казнить, помиловать Это интересно!!
Очирова Т. Н. ,Г. Улан-Удэ, Бурятия Какую мысль доказывает пример «про смертный приговор»? а ) Жизнь человека зависит от пустяковой закорючки только там, где царят произвол и жестокое самовластье. б) Двусмысленность в речи возникает вследствие неграмотного использования иноязычных слов. в) В реальной жизненной практике человек вполне может обходиться без знания правил пунктуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей»
Методическая разработка по теме «Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей» обобщает опыт работы препода...
Веселова Ю.С. Основной государственный экзамен 2016. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся
Веселова Ю.С. Основной государственный экзамен 2016. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся...
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку
обеспечить качественную подготовку обучающихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена....
Система подготовки к основному государственному экзамену по математике в 9-м классе
Введение основного государственного экзамена по математике в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....
Информация для родителей обучающихся, сдающих основной государственный экзамен по химии в 2017 году.
Уважаемые родители, имейте в виду, что государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов....
Изложения для подготовки к Основному Государственному Экзамену по русскому языку.
Изложения для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе....
"Экспертное заключение на М Р "Электронный учебно-методический справочник "Подготовка к Основному Государственному экзамену"
quot;Экспертное заключение на М Р "Электронный учебно-методический справочник "Подготовка к Основному Государственному экзамену....
- Мне нравится (1)