О богатстве русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Голдаева Татьяна Валериевна

урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_bogatstve_russkogo_yazyka_6_klass.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: О богатстве русского языка.

Социокультурная тема: Русский язык среди других языков мира.

Цели: формировать понимание богатства русского языка, повторить значение терминов «синонимы», «антонимы», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение слов». Развивать умение работы с текстом, подбирать лингвистические примеры. Высказывать свое суждение о месте русского языка среди других языком мира, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А.П. Сумароков

ХОД УРОКА

Мотивация

1. «Ассоциации на доске» - «Цветок»

     - Назовите способы общения.

                              Жесты                               Мимика                              Знаки

                                                              СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ                                 

Сигнал

                                Символы                                 Язык

                                                               

     - Напомните, какие способы общения помогают людям передавать свои мысли и чувства (жесты, язык).

     - Какой из этих способов общения является самым совершенным и почему? ( Язык. С помощью языка мы думаем, обмениваемся мыслями, выражаем свои чувства, познаем окружающий мир, храним знания, приобретенные людьми на протяжении тысячелетий)

     - Зависит ли выражение информации и наших эмоций от того, на каком языке мы говорим? Легко ли нам говорить на иностранном языке? Почему?

2.Работа с текстом.

        Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором?

     Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий…  В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти глаголов одного и того же корня, но разных видов…

Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Виссарион Григорьевич Белинский

Сообщение темы и целей

        Один из учеников читает тему, записанную на доске.

     - Обратите внимание на слово «богатство». Как вы его понимаете?

     - А вот что же подразумевается под словосочетанием «богатство языка», мы с вами узнаем сегодня на уроке.        

Предоставление новой информации

     Работа с учебником  стр. 3  упр. 3.

     Прочитайте текст. Объясните, в чем заключается богатство русского языка. Дополните ряд средств языковой выразительности.

             Огромное количество слов, синонимы, пословицы и поговорки, словообразовательные морфемы, простые и сложные предложения… (антонимы, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов)

Интерактивные упражнения

1. «Мяч со словами»

        Повторение терминов «синонимы», «антонимы», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение слов». Привести примеры.

2.Чтение учителем текста.

    - Послушайте текст. Подумайте, какое преимущество русский язык имеет перед другими языками.

Вот как писал Н. Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским:

«В споре о богатстве русского и французского языков мнения разошлись. Убедительнейшим аргументом в пользу превосходства первого оказались приставочные глаголы.

     — Мне кажется, что очень легко доказать богатство и превосходство русского языка перед французским.

     — Как? Что? Докажите! — закричало ему несколько голосов.

     — Да вот, господа! Про меня можно сказать, что я заплешивел. Этот глагол выражает начало, основание к дальнейшему следствию. Про Ивана Ивановича (он указал на своего приятеля) должно сказать, что он пооплешивел. Этот глагол, как вы сами понимаете, выражает, что Иван Иванович не совсем еще плешив, но порядочно подвинулся к своей цели. Петр Петрович (это был мнимый знаток русского языка и главный спорщик), конечно, не обидится и не станет спорить, если я скажу про него, что он оплешивел, так как этот глагол означает почти конченное событие. Про Сергея Ильича я имею полное право сказать, что он переплешивел, т.е. вдался в излишество по части волос, а если бы здесь был Трофим Петрович, то он, наверное, согласился бы со мною, что он уже отплешивел, т.е. исполнил все по этой части и ничего более уже сделать не может. Извольте перевести все эти глаголы на французский язык, и тогда я соглашусь, что он богаче русского».

Рефлексия

  1. Работа в парах.

Переписать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите и подчеркните средства языковой выразительности.

          С русским языком можно тв..рить ч..деса. Нет ничего такого (в) ж..зни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садо.., неясность сна, тя..кое гр..мыхание гр..зы, детский ш..пот и ш..рох морского гравия.

(К.Г. Паустовский)

Итог и оценивание

«Микрофон»

     - Как вы думаете, достигли ли мы с вами цели?

     - Что особенно понравилось?

     - Чему вы научились?

Домашнее задание

  1. Записать шесть пословиц и поговорок о языке разных народов мира или русских.
  2. Устно объясните значение эпиграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол на тему Лучше не договорить, чем переговорить (о богатстве русского языка)

открытое занятие , посвящённое богатству русской речи и "засорённости" русского языка...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...