РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПОДГОТОВКА К ЕГЭ"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа рассчитана на 1 год обучения 1 раз в неделю (34ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-rya-podg.ege_.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»
для учащихся 11-го класса.
Автор: Линина Н.А.
2013/2014 уч. г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа учебного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е. А. Влодавской и авторской программы эликтивного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» Болотовой Т.И. «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Программа предназначена для преподавателей русского языка, работающих в выпускном классе, ученики которого выбрали ЕГЭ как форму итоговой аттестации.
Объектом проверки ЕГЭ является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
Цель преподавания курса «Подготовка к ЕГЭ».
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 11 классе не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь педагогу организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
Содержание курса «Подготовка к ЕГЭ».
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.
Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.
Своеобразие и специфика данной программы состоит в том, что материал по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ привязан к тем темам, которые изучаются по программе 11 класса.
Планирование составлено на 34 учебных часа.
Структура курса «Подготовка к ЕГЭ».
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний.
На синтаксис и пунктуацию отводится 8 часов, причём главное внимание уделяется трудным вопросам постановки знаков препинания, нормативному построению словосочетаний и предложений различных типов, трудным случаям согласования подлежащего и сказуемого, анализу синтаксической структуры и средств выразительности художественных и публицистических текстов.
На речь и функциональные стили речи программой выделяется 16 часов. Главное внимание сосредоточено на задании ЕГЭ части С: жанрах сочинения – рассуждения, анализе авторской позиции и языковых средств, основных видах тропов и их использовании мастерами художественного слова – т. к. именно эти вопросы вызывают затруднения у учащихся.
На изучение общих сведений о языке программа отводит 3 часа, выделяя работу над языковыми нормами (задания ЕГЭ: А5, А6, А7, А22, А23) и функциями языка (А1, А20, А21, А22, А4).
Далее идёт повторение – 7 часов. Закрепляются трудные случаи правописания (А8 - А14), пунктуации (А15-А19), лингвистический анализ текста (А24, А25).
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ».
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку.
Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса.
Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д.
Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Тематическое планирование курса «Подготовка к ЕГЭ». 34 часа.
Изучаемый раздел русского языка | № заня-тия | Тема занятия | Повторение и разбор заданий ЕГЭ по русскому языку |
Синтаксис и пунктуация – 8 часов. | 1-2 | Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. | Правописание приставок – А9; союз И в простом и сложном предложении – А15. |
3 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка. (Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа). | Речевые нормы – А1-5, тема текста и авторская позиция – А20,А25. | |
4 | Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. (Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.) | Знаки препинания при однородных членах предложения (А15) и обособленных членах предложения (А16, А17) | |
5 | Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов) | А18,А19 | |
6 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ). | А25. | |
7 | Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов. (Практическая работа) | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А24. | |
8 | Контрольный анализ художественного текста. | А25. | |
Речь. Функциональные стили речи – 16 часов. | 9-10 | Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. (Сообщения учащихся, практическая работа; семинар, работа в группах). | Работа с текстами. |
11-12 | Официально- деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов(Составление таблицы, деловых бумаг и официальных документов, работа в группах). | А6,7. | |
13-14 | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад (Практическая работа, составление таблицы, выступления учащихся). | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А5, А22, А24. | |
15 | Жанры публицистического стиля: очерк (Сообщения учащихся, работа с публицистическими текстами) | А25 (жанры сочинения – рассуждения). | |
16 | Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк (Работа с текстами, беседа). | А25 – анализ авторской позиции. | |
17 | Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. (Работа с текстами). | А25 – анализ языковых средств. | |
18 | Жанры публицистического стиля: эссе. (Работа с текстами, составление алгоритма). | А25 – сочинение по данному тексту в жанре эссе. | |
19 | Практикум. Выполнение задания С по тексту публицистического стиля. | ||
20 | Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств. (Сообщения учащихся, работа в группах с текстами) | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А24. | |
21 | Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. (Анализ текстов) | А9, А10. Подбор примеров-аргументов. | |
22 | Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. (Работа в группах, беседа) | АА13,А18,А19. | |
23 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. (Семинар, анализ стихотворного текста). | Средства художественной выразительности в текстах различных стилей – А20, А22, А24. | |
24 | Практическая работа. Анализ художественно – языковой формы произведения русской классической литературы. | А25 – отработка приемов написания сочинения-рассуждения. | |
25 | Практикум. Написание рецензии на текст художественного стиля. | А25. | |
Общие сведения о языке – 3 часа. | 26-27 | Культура речи и языковая норма. (Работа в группах, работа со справочной литературой). | Языковые нормы: А7. |
28 | Функции языка. Выдающиеся учёные – русисты. (Беседа, сообщения учащихся) | Морфология: А11,А7. | |
Повторение и систематизация знаний – 7 часов. | 29 | Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. (Работа в группах, беседа, составление алгоритма к заданию А12) | А4,А6-А14. |
30-31 | Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания. (Индивидуальная работа с последующими выводами, работа в группах, анализ текста) | А6-А14. | |
32 | Трудные случаи пунктуации. Цитирование. (Практическая работа, пунктуационный анализ текста) | А15-А19. | |
33 | Лингвистический анализ текста. | А25. | |
34 | Итоговая контрольная работа по выполнению заданий пробного ЕГЭ. |
Используемый учебно- методический комплекс.
1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.
3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.
4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.
5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.
6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.
7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.
8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.
9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.
10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогае...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...