Урок русского языка по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка с элементами сингапурской методики обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus.yaz_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Учитель: Фатхулина Д.С.

класс: 6

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»  с элементами сингапурской методики обучения.

Цели и задачи урока:

1. Повторить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения темы «Имя существительное».

2.Научить применять знания на практике, выявлять изученные орфограммы на письме

3.Воспитание чувства любви к русскому языку, ответственности перед товарищами.

4.Развивать критическое мышление, креативность, аналитическое мышление познавательные умения и навыки.

Тип урока: Повторение и обобщение.

Оборудование: доска, компьютер, карточки с заданиями, бланки ответов.

Ход урока

  1. Приветствие (1 мин).

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие мои ученики!

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Спасибо, а сейчас друг друга (партнеры по плечу и лицу приветствуют друг друга ).

  1. Сообщение темы. Постановка целей урока. Разминка.

Сегодня мы работаем по теме «Имя существительное». Наша цель-обобщить, закрепить наши знания, полученные в ходе изучения данного раздела.

Начнем с того, что проведем модель «Тэйк оф-тач-даун».Я читаю вам утверждения, если вы с ними соглашаетесь, то встаете с места, нет- остаетесь на своих местах.

1.В русском языке существуют существительные общего рода.

2.У несклоняемых существительных нет окончания.

3.Существительное «вестибюль» мужского рода.

4.Существительное в предложении может быть сказуемым.

5.В русском языке 10 разносклоняемых имен существительных.

6.Слово «далеко» является существительным

7.Существительные, обозначающие географические названия ,при написании заключаются в кавычки.

8.Правильно говорить :бАнты, тОрты,тОсты.

9.В русском языке 2 склонения.

10.От глагола «ухаживать» можно образовать существительное.

III. Актуализация знаний.

Спасибо. Молодцы. Наш следующий этап работы- выполнение заданий при помощи структуры RallyRobin.Я предлагаю вам вспомнить все изученные правила по теме «Имя существительное» и составить его  модель, то есть написать его определение, рассказать о признаках, синтаксической роли, привести примеры. На данное задание дается 2 минуты Кто готов? Работаем с партнером по плечу. Отвечает участник 1.

IV. Основная часть.

Молодцы, ребята! Сейчас ,когда мы с вами повторили теоретический материал ,я предлагаю поработать по структуре «Коннэрс».Перед вами названия углов: «Разносклоняемые имена существительные», »Существительные общего рода», »Несклоняемые имена существительные»,

«Существительные, имеющие форму только множественного числа». Подумайте, если бы вы сегодня были дублером учителя, какую  тему вам хотелось бы объяснить своим ученикам.

Пройдите к своим углам. Расскажите своим ближайшим партнерам, почему выбрали данный угол, поделитесь знаниями по данной теме. Каждому по 15секунд. Поменяйтесь партнерами по углам, повторите свой рассказ. Спасибо. А сейчас я прошу вас вернуться на свои места. Мы проведем «Раунд тэйбл». У каждого участника 30 секунд. Перед вами карточки с группами слов, ваша задача- составить словосочетания с данными словами.

1 группа слов: Имя, пламя, племя, время, семя

2 группа слов: сирота, неряха, профессор, задира, невежа

3 группа слов: ворота, качели, очки, брюки, ножницы

4 группа слов: кофе, шоссе, радио, метро, пальто. Участник 1 прорабатывает 1 группу слов, 2- 2 группу,3-3 группу слов,4- 4 группу слов. Готовы? Начали. Завершили работу.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечает участники 3,Участник со стола1.Спасибо, а теперь отвечает 3 со стола 2.А теперь участник 2 со стола2,участник 2 со стола 1.

Физминутка. Используется структура «Фолоузелидер».Дети становятся в колонну. Лидер показывает под музыку различные фигуры. Затем становится в конец.Второй в колонне начинает показ своих фигур и т.д.

А сейчас, когда мы отдохнули, мы поработаем по структуре эй-ар-гайд

Учитель:У каждого на столе лежит карточка №2. На карточке вы видите таблицу с утверждениями, ответьте на утверждения, данные в первой колонке в формате «да»-«нет». У вас минута. Время прошло. Достаточно? Ещё 30 сек. Все завершили.

Учитель: А теперь обратите внимание на карточку 2.Вы видите текст.  Прочитайте его. У вас 2 минуты.  (Дети читают 3 мин). Сейчас вновь возьмем свои карточки и заполним их после прочтения текста.

Вернитесь к своим утверждениям и найдите колонку после. Подумайте, а теперь изменилось ваше мнение? Да или нет. У вас ровно 40 сек.

(Финк-райд-раунд-робин)Подумайте. В каких пунктах у вас появились изменения? По каким пунктам вы поменяли свою точку зрения? Почему?   Обсудите в команде. У каждого 15 сек. Начинает участник №2. (выполняет)  Участник №2 – ваши 15 сек. (выполняет).  Участник №3 – ваши 15 сек. (выполняет)  Участник №4 – ваши 15 сек. Участник №1. Вы готовы? Ваши 15 сек. Успели? Завершили работу.

Теперь проверим, как вы выполнили задание. Отвечают участники №4. Участник №4 со стола №1 .У всех так получилось. Спасибо. Садись. Участник4 со стола №2. У всех так получилось. Спасибо. Садись. Все согласны. У всех так получилось.  Спасибо. Молодцы, каждый стол объяснил свой ответ!

2 этап работы. (10 мин.) А теперь поработаем в тетрадях. Подумайте и примените свои знания при восстановлении текста.(текст прилагается)

Приложение к Эй ар гайд

ЭЙ АР ГАЙД (сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после прочтения рассказа).

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Имя существительное -важнейшая часть речи

От существительного можно образовать слова другой части речи

Средний род всегда существовал в русском языке

В некоторых языках нет родов

В русском языке раньше было 7 падежей

Карточка 2 .Текст.

Имя существительное-это слова, которые называют то, что существует в живой и неживой природе. Это самая представительная, существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи, от нее образуется имя прилагательное.

По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что видит перед собой, что его окружает.

В русском языке имя существительное в единственном числе всегда имеет род. Ученые предполагают, что в начале только одушевленные существительные отличались как слова мужского и женского родов( то есть было всего два рода).Отличались они окончаниями. Существительные женского рода имели окончания – а-я-,мужского рода –нулевое.

Но в дальнейшем и у неодушевленных существительных появился род.

А как появился средний род? Существует гипотеза, что к среднему роду отнесли те слова, которые за время своего развития не успели стать словами мужского или женского рода.

Интересно, что в французском языке 2 рода, в немецком языке 3 рода, но слова женщина и девочка относятся к среднему роду ,а в английском фактически ни одного. Нет родов и в татарском языке ,и в узбекском, и японском и нек. др.

В русском языке есть слова общего рода, которые можно отнести и к женскому, и мужскому роду.

Например, ломака, неряха, плакса, растрепа и др.

В современном русском языке 6 падежей. Каждый их может назвать .А вот

 в украинском языке не шесть падежей, а семь. Первые шесть — такие же, как в русском, но есть еще седьмой — звательный падеж. Это такой забавный падеж для обращений. Во второй главе «Алисы в стране чудес» Алиса обращается к мыши в звательном падеже. Она вспоминает старинную грамматику, когда-то попавшуюся ей на глаза, где был звательный падеж.

Хотя в русском языке нет звательного падежа, когда-то он был в языке наших предков. Поэтому и звучит он для нас вполне привычно: господи, боже, княже, отче, сынку. Но для нас это устаревшие формы, а вот для украинцев — вполне современные, которые изучают в школе и используют на письме.

V.Работа с текстом.

Приложение для работы с текстом

Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свёрнутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старший член труппы – дедушка Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине. (А. Куприн)

-найдите все существительные, надпишите их морфологические признаки

- разделите на морфемы все имена существительные мужского рода;

- найдите слова с чередованием звуков.

- найти слова с беглой гласной

VI. Билет на выход.

1.Что будет, если из речи исчезнут все существительные?

2.Как вы будете использовать свои  знания о существительном на практике?

3.Будут ли изменения в данной части речи в будущем?

VII.Домашнее задание.П.38, упражнение 256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Конспект урока  для коррекционной школы VIII вида...

урок Русского языка Падежные окончания существительных

Презентация к уроку "Падежные окончания существительных" для коррекционной школы VIII вида...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Урок русского языка "Великая битва существительных с глаголами"

Урок - игра обобщит изученное о существительных и глаголах....