Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezlichnye_glagoly1.pptx | 2.4 МБ |
tehnologicheskaya_karta_5.doc | 41.5 КБ |
list_vzaimootsenki.docx | 12.67 КБ |
tekst_dlya_raboty_v_pare.docx | 12.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спряжения глаголов Что такое спряжение? Какие бывают спряжения?
Проспрягайте глагол, поставьте ударение Я Ты Он Мы Вы Они звонить Лицо Число Что такое спряжение? 1 балл
звон ю́ Проспрягайте глагол, поставьте ударение Я Ты Он Мы Вы Они звон и́шь звон и́т звон и́м звон и́те звон я́т Мы слышим и в большинстве форм ! звон и́ть Почему такие глаголы называются личными? 1 балл
Мышка бежала, хвостиком махнула… I спр . II спр . верт … шь кол…т стел…т держ …т игра… шь воз…м пил…т обман…м Нужно поставить ударение! Или посмотреть на неопределённую форму!
верт … шь кол…т стел…т держ …т игра… шь воз…м пил…т обман…м Если личные окончания безударные, смотрим на букву перед - ть . Исключения: брить, стелить; смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, зависеть, вертеть . обман у ть обман е м пил и ть пил я т воз и ть воз и м игр а ть игра е шь стел и ть стел ю т держ а ть держ а т кол о ть кол ю т верт е ть верт и шь I спр . е, а, о, у II спр . и
I спр . II спр . вертишь колет стелют держит играешь возим пилит обманем Нужно поставить ударение! Или посмотреть на неопределённую форму! 4 балла
Вы уже знаете, что сердцевиной предложения является единство сказуемого и подлежащего – основа предложения. Грамматическая основа предложения ведёт себя, как в океане чудо-юдо рыба-кит, на котором всё держится. Если вы научитесь быстро находить грамматические основы, вам легко будет расставлять знаки препинания. Самый надёжный путь при поисках грамматической основы таков: сначала надо найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос: кто? что? Слово, которое откликается на этот вопрос, и есть подлежащее. Если вы будете задавать двойной вопрос, не связывая его со сказуемым, то можете легко попасть в ловушку и принять за подлежащее прямое дополнение. Попробуйте не заблудиться между подлежащим и дополнением в предложении Фасад дома украшали колонны… Представьте себе: вы задали от сказуемого вопросы кто? что? Но ни одно слово в предложении не откликнулось на них. Таких слов просто-напросто не оказалось. Например: Ребятам не сиделось на месте . Еще никому не удавалось подобрать подлежащее к таким сказуемым, как, например: рассвело, вечереет, смеркалось, хочется . У них подлежащих не только нет, но и не может быть. Такие сказуемые выражены глаголами, которые обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Такие глаголы называются безличные. Безличный глагол является грамматической основой односоставного предложения. Доклад – 3 балла Вопросы – 3 балла
Выполни синтаксический разбор Ранним утром мне не спится. лаборатория
Ранним утром мне не спится. ( Пов ., невоскл ., прост., односост ., распр.) п рил. нар. мест. г лаг. Я ранним утром не сплю. 4 балла част.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Лечу! Болтаю! Мечтаю!
Выпиши безличные глаголы лаборатория Родимая степь. Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы. Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает. (По М. Шолохову.)
Выпиши безличные глаголы Родимая степь. Утром, когда рассветает , на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы. Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается , земля остывает. (По М. Шолохову.) 3 балла
Превратите личные глаголы в безличные Личные глаголы Безличные глаголы Ветер дует в окно. В окно сильно дует. Гроза зажгла дерево. Дождь льет как из ведра. Липы сладко пахнут. Ветер сломал осину.
Превратите личные глаголы в безличные Личные глаголы Безличные глаголы Ветер дует в окно. В окно сильно дует. Гроза зажгла дерево. Грозой зажгло дерево. Дождь льет как из ведра. На улице льет как из ведра. Липы сладко пахнут. Весной сладко пахнет липами. Ветер сломал осину. Ветром сломало осину. 4 балла
Институт глагола Есть ли лицо у глагола безличного, Если морозит и щеки, и уши? Есть ли лицо у глагола безличного, Если не верится, если не можется?
Институт глагола Есть ли лицо у глагола безличного, Если нам весело? Если хохочется? Есть ли лицо у глагола безличного, Нет, даже если сильно захочется!
Институт глагола Что? Как? Зачем?
Институт глагола От 22 и более - «5» От 15-21 – «4» От 10-14 – «3»
Институт глагола Выражаю особую благодарность разработчикам проекта
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учителя МБОУ « СОШ №169»
Федотовой О.В.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: учебник русского языка для ОУ под редакцией М.М.Разумовской
Тема урока: Безличные глаголы.
Цели урока: 1) деятельностная : развивать лингвистическую, орфографическую грамотность способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная : сформировать представление о безличных глаголах.
3) воспитательная : воспитывать умение анализировать,
сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: « открытие новых знаний»
Оборудование: ИКТ, эталон для взаимопроверки, раздаточный материал (лингвистический текст, карты самооценки)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включает в деловой ритм | Подготовка класса к уроку. Оформление тетради. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет уровень знаний, определяет типичные ошибки. 1.Фронтальный опрос. 2. Учитель предлагает слайды с грамм. заданием с содержанием проблемной ситуации | Дают ответы. Выполняют задания, взаимопроверка, оценка знаний | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) Оценка учебной деятельности, коррекция (Р) |
3. Открытие новых знаний. Вызов. | Создаёт проблемную ситуацию. Объясняет условия работы с текстом. (Доклад-вопросы) Текст делится на две части, ребята на первом варианте готовят доклад, на втором варианте-вопросы. Затем общаются в паре. Со второй частью варианты меняются видом деятельности. И затем опять работают в паре. | Работают в паре. Оценивают работу друг друга. | Развитие умения извлекать информацию из учебного текста. (П) Формируем умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание. (К) Оценка учебной деятельности, коррекция (Р) |
4. Целеполагание Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Выводит детей на самостоятельное формулирование темы урока, постановку задач | Учащиеся выводят тему урока, обозначают задачи | Целеполагание ( Р) Самостоятельное формулирование цели , темы (П – общеучебное) |
5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: контроль знаний | Организует деятельность по применению новых знаний. Слайд с синтаксическим разбором. Слайд на образование безличных глаголов. Слайд на нахождение безличных глаголов. | Самостоятельная работа . Осуществляют взаимопроверку , сравнивая с эталоном. | Контроль (Р) Коррекция (Р) Самоопределение (Л) |
6. Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, насколько достиг цели каждый (карта самооценки) Учитель даёт задание на дом. Прочитать & 84. Упр. 663. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают домашнее задание | Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) Взаимодействие (К) |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы | ||||||||
Фамилия Имя | ||||||||
Критерии | Теория (1б. за ответ) | Ударение | Окончания глаголов | Доклад-вопросы | Синтаксический разбор | Нахождение безличных глаголов | Образование безличных глаголов | итого |
Баллы |
Предварительный просмотр:
Вы уже знаете, что сердцевиной предложения является единство сказуемого и подлежащего – основа предложения. Грамматическая основа предложения ведёт себя, как в океане чудо-юдо рыба-кит, на котором всё держится. Если вы научитесь быстро находить грамматические основы, вам легко будет расставлять знаки препинания. Самый надёжный путь при поисках грамматической основы таков: сначала надо найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос: кто? что? Слово, которое откликается на этот вопрос, и есть подлежащее. Если вы будете задавать двойной вопрос, не связывая его со сказуемым, то можете легко попасть в ловушку и принять за подлежащее прямое дополнение. Попробуйте не заблудиться между подлежащим и дополнением в предложении Фасад дома украшали колонны…
Представьте себе: вы задали от сказуемого вопросы кто? что? Но ни одно слово в предложении не откликнулось на них. Таких слов просто-напросто не оказалось. Например: Ребятам не сиделось на месте. Еще никому не удавалось подобрать подлежащее к таким сказуемым, как, например: рассвело, вечереет, смеркалось, хочется. У них подлежащих не только нет, но и не может быть. Такие сказуемые выражены глаголами, которые обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Такие глаголы называются безличные. Безличный глагол является грамматической основой односоставного предложения.
Вы уже знаете, что сердцевиной предложения является единство сказуемого и подлежащего – основа предложения. Грамматическая основа предложения ведёт себя, как в океане чудо-юдо рыба-кит, на котором всё держится. Если вы научитесь быстро находить грамматические основы, вам легко будет расставлять знаки препинания. Самый надёжный путь при поисках грамматической основы таков: сначала надо найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос: кто? что? Слово, которое откликается на этот вопрос, и есть подлежащее. Если вы будете задавать двойной вопрос, не связывая его со сказуемым, то можете легко попасть в ловушку и принять за подлежащее прямое дополнение. Попробуйте не заблудиться между подлежащим и дополнением в предложении Фасад дома украшали колонны…
Представьте себе: вы задали от сказуемого вопросы кто? что? Но ни одно слово в предложении не откликнулось на них. Таких слов просто-напросто не оказалось. Например: Ребятам не сиделось на месте. Еще никому не удавалось подобрать подлежащее к таким сказуемым, как, например: рассвело, вечереет, смеркалось, хочется. У них подлежащих не только нет, но и не может быть. Такие сказуемые выражены глаголами, которые обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Такие глаголы называются безличные. Безличный глагол является грамматической основой односоставного предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"
Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....