Н, НН в суффиксах наречий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок отличается информативностью, охвачен большой объем материала. Параллельно рассматриваются и повторяются условия выбора Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий. Предлагаемый материал уже с 7 класса позволяет начать подготовку к ОГЭ по русскому языку, конкретно заданию №5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_russkiy.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В НАРЕЧИЯХ НА -О И -Е
Цели: отработать у учащихся навык написания н и нн в наречиях на -о и –е.
Задачи:
-обобщить правописание н и нн в прилагательных и причастиях,
- учить конструировать предложения с известными случаями осложнениями,
-развивать монологическую речь на лингвистическую и свободную тему.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент. Задание-разминка: найти четвертое «лишнее»
Самый добрый
Добрее всех
Более добрый
Добрейший
2) Выборочная проверка домашнего задания.
3) Работа по теме урока. Выборочный диктант.
1) И вот в тума..ой вышине
запели птички.
2) И я был страшен в этот миг;
как барс пусты..ый, зол и дик.
3) Озарена его лучом,
покрыта мохом и песком,
непроницаемой стеной
окруже..а, передо мной
была поляна.
4) …Жизнь моя
Без этих трех блаже..ых дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
5) Я знал одной лишь думы власть,
одну – но пламе..ую страсть.
6) Я никому не мог сказать
Свяще..ых слов «отец» и «мать».
7) …Угрюм и одинок,
Грозою сорва..ый листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой дитя, судьбой монах.
8) Знай, этот пламень с ю..ых дней,
Таяся, жил в груди моей.
– Из какого произведения эти строки и кто автор?
(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».)
– Как же в сомнительных случаях отличить причастие от прилагательного?
2. Сравнительный анализ прилагательных и причастий.
– Работа с инструкцией.
1) Встретив слово с неясным написанием, определи, от какой части речи оно образовано.
2) Если слово образовано от существительного, то это прилагательное.
∙ Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-. (Исключение: стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с н.)
∙ Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -енн-, -онн-, а также н при основе, заканчивающейся на н, пишутся с нн.
(Исключение: ветреный.)
3) Если слово образовано от глагола, то это либо причастие, либо прилагательное.
Это причастие:
∙ если оно имеет приставку; пишется с нн;
∙ если оно имеет зависимое слово, пишется с нн;
∙ если оно образовано от глагола совершенного вида; пишется с нн;
∙ если глагол, от которого оно образовано, имел суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-, пишется с нн;
∙ если это слова-исключения: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), – пишутся с н.
Это прилагательное:
∙ если это слова-исключения (желанный, нежданный, негаданный), пишутся с нн;
∙ если слово не имеет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни названных суффиксов, пишется с н.
4) Если это краткое прилагательное, в нем пишется столько же н, сколько и в полном.
5) Если это краткое причастие, в нем пишется н.
4) Проверочный диктант.
Из предлагаемых пословиц выпишите в два столбика прилагательные и причастия.
н нн
– Ошпаре..ый петух от дождя убегает.
– В ветре..ый день муку не продают.
– И в мыши..ую нору проникает луч света.
– Подкоше..ая трава и в поле сохнет.
– Подстреле..ая птица далеко не летит.
– Всегда имей свое сердце расположе..ым к добру, а дух мужестве..ый.
– Испуга..ый зверь далеко бежит.
– Конь вырвется – догонишь, а слова сказа..ого не воротишь.
– К дому друга дорога никогда не бывает дли..ой.
– Согласие крепче каме..ых стен.
– Не видит неуч собстве..ой вины, грехи ж друзей давно им сочте..ы.
– С умом задума..о, да без ума сдела..о.
– Бездомной собаке лучше, чем связа..ому льву.
– Только тот человек це..ый, кто смолоду работать привык.
– Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
– Сильным ударом и шерстя..ой кол в землю вгонишь.
– Оси..ое гнездо не трогай.
Отгадай загадки:
– Скруче..ый, связа..ый по хате скачет. (Веник.)
– Птичка-невеличка: носик стальной, а хвостик льняной. (Иголка с ниткой.)
– Сам маленький, а шубка деревянная. (Орех.)
5) Закрепление темы.
– Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом?
– Каким способом образованы наречия?
– От чего зависит написание н и нн в этих наречиях?
6) Работа по учебнику на с. 108.
7)Составление предложений с парами слов:
обижено – обиженно;
организовано – организованно;
обосновано – обоснованно.
– Почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному: н и нн?
(Это разные части речи.)
– На какой вопрос отвечают слова с одной -н-?
(Каково? Обижено, организовано, обосновано → это краткое причастие; в предложении зависит от существительного, является сказуемым.)
– Какой частью речи являются слова с -нн-? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются?
(Как? Каким образом? → это наречие, вопрос задается от глагола; в предложении является обстоятельством.)
8) Практикум- закрепление темы.
1. Запишите под диктовку словосочетания (в столбик):
Туманное утро – туманно
жареная рыба
башенный кран
взволнованная речь – взволнованно
неожиданное известие – неожиданно
глиняный кувшин
пустынный переулок – пустынно
оловянный солдатик
объективный выбор – объективно
серебряный кубок
– Образуйте от прилагательных наречия. Подчеркните изучаемую орфограмму.
– От каких слов нельзя образовать наречия? Почему?
9) Выполнение упражнений по учебнику.
10) Рефлексия, подведение итогов урока, комментарий отметок.
– От чего зависит выбор н и нн в наречиях на -о и -е?
– Как отличить в предложении краткое причастие от наречия?
Домашнее задание: п. 40, упр. 259 ( 1-2 часть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Н и НН в суффиксах наречий"
Цель урока: Познакомить с условиями выбора н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях; формировать умение обозначать орфограмму....
Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»
Урок русского языка в 7 классеТема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»Форма урока: комбинированный урок.Цели урока:-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетен...
Суффиксы наречий
Суффиксы наречий 7 класс...
Суффиксы наречий О-Е после шипящих
Правописание суффиксов наречий О-Е прсле шипящих...
Н и НН в суффиксах наречий
Презентация предназначена для урока русского языка в 7 классе. Составлена в соответствии с ФГОС...
Конспект урока «Правописание Н и НН в суффиксах наречий»
Урок по технологии проблемного обучения. Планируемые результаты.Знать: условия написания -н и -нн в наречиях.Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически...