Сборник диагностических работ для 6 класса
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Березина Татьяна Юрьевна

Диагностические работы по русскому языку для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_proverochnyh_rabot_dlya_6_klassa.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник проверочных работ для 6 класса

 

Проверочная работа № 1

по теме «Морфемика и словообразование»

Вариант 1.

  1. Распределите слова на группы однокоренных слов и выполните морфемный разбор глаголов:

Краска, обходить, выбирать, обхождение, хождение, украсить, выращивать, рослый.

  1. Найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно «лишнее»:

водяной, водянистый, водитель, подводник

  1. Выполните морфемный разбор данных слов:

глотка, вспашка, краситель

  1. Теоретический блок:

а). Орфография -  это ….

б). Основа – это…

в). Приставка – это …

г). Морфемика – это…

д). Окончание – это …

Проверочная работа № 1

по теме «Морфемика и словообразование»

Вариант 2.

  1. Распределите слова на группы однокоренных слов и выполните морфемный разбор глаголов:

Красить, поглощение,  пашня, крашение, глотка, круг, проглатывать, кружить, пахать.

  1. Найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно «лишнее»:

беловатый, беличий, белизна, побелить

  1. Выполните морфемный разбор данных слов:

краска, зимовщик, водитель

  1. Теоретический блок:

а). Словообразование -  это ….

б). Корень – это…

в). Приставка – это …

г). Суффикс  – это…

д). Морфемика  – это …

Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография» (вариант I)

1.Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы его образования называется:

а) морфология; б) словообразование; в) лексика; г) фонетика

2. Найдите ошибку(ы/и):

а) безымянный герой;  б) поиграть в шашки; в) сверхинтересная книга; г) небезинтересный человек

3.Найдите лишнее слово: а) сложный; б) сложить; в) слагаемый; г) прилагательное

4. Найдите слово с буквой О в корне: а) неприк..сновенность; б) выр..сти; в) изл..гать; г) к..сательная

5. Найдите слово с буквой А в корне: а) заг..рать; б) р..сток; в) выр..сти; г) изл..жение

6. Найдите слово с приставкой при-: а) пр..пятствие; б) пр..добрый; в) пр..тащиться; г) пр..града

7. Найдите слово с приставкой пре-: а) пр..дорожный; б) пр..спокойно; в) пр..глушить; г) пр..ехать

8. Найдите слово с соединительной гласной Е: а) вод..пад; б) глаз..мер; в) каш..вар; г) басн..писец

9. Найдите ошибку в определении способа образования слова: а) болтун – суффиксальный; б) пылесос – сложение основ; в) ванная – переход одной части речи в другую; г) переходник – приставочный

10. Из предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением:

Своим названием глубоководная рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим ее тело.

11. Спишите, расставьте знаки препинания и обозначьте орфограммы.

Спорый летний дож..ь сильно б..ет по л..стве дерев..ев тр..ве песч..ному бер..гу.    Особенно хорош.. дож..ь на реч..ке. Каждая его капля выб..вает по в..де круглое   углубление мален..кую водяную чашу подскакивает  снова падает. При этом по всей реч..ке стоит ст..клянный звон а по высоте этого звона догадываеш..ся, наб..рает ли дож..ь силу или о..дыхает.

Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография» (вариант II)

1.Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы его образования называется:

а) морфология; б) словообразование; в) лексика; г) фонетика

2. Найдите ошибку (ы/и):

а) интересная предыстория;  б) произвести обыск; в) сверхинтересный человек; г) поыскать вещь

3.Найдите лишнее слово: а) горный; б) гореть; в) несгораемый; г) пригорелый

4. Найдите слово с буквой А в корне: а) выр..сти; б) р..сток; в) заг..рать; г) изл..жение

5. Найдите слово с буквой О в корне: а) изл..гать; б) выр..сти; в) неприк..сновенность; г) к..сательная

6. Найдите слово с приставкой пре-: а) пр..брежный; б) пр..тушить;  в) пр..спокойно;  г) пр..бежать

7. Найдите слово с приставкой при-: а) пр..града; б) пр..биться; в) пр..добрый;  г) пр..ступление

8. Найдите слово с соединительной гласной Е: а) вод..мёт; б) бенз..воз; в) птиц..лов; г) стих..творец

9. Найдите ошибку в определении способа образования слова: а) зверолов – сложение основ; б) болтун – суффиксальный;  в) столовая  – переход одной части речи в другую; г) перебежчик – приставочный

10. Из предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением:

Меч-рыба –  это крупная хищная морская рыба из отряда окунеобразных, единственный представитель семейства мечерылых.

11. Спишите, расставьте знаки препинания и обозначьте орфограммы.

Спорый летний дож..ь сильно б..ет по л..стве дерев..ев тр..ве песч..ному бер..гу.    Особенно хорош.. дож..ь на реч..ке. Каждая его кап..лька  выб..вает в воде круглое   углубление мален..кую водяную чашеч..ку подскакивает  и снова падает. При этом по всей реч..ке стоит необыкновенный  ст..клянный звон. По силе этого звука догадываеш..ся, наб..рает ли дож..ь силу или о..дыхает.

Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография» (вариант III)

1.Раздел науки о языке, который изучает строение слова и способы его образования называется:

а) морфология; б) словообразование; в) лексика; г) фонетика

2. Найдите ошибку (ы/и):

а) предыдущий день;  б)обыскать комнату; в) поискать вещь; г) сверхынтересный человек

3.Найдите лишнее слово: а) пригорок; б) горение; в) пригорелый;  г) несгораемый

4. Найдите слово с буквой А в корне: а) выр..щенный; б) подр..сток; в) заг..релый; г) предл..жение

5. Найдите слово с буквой О в корне: а) сл..гаемое; б) отр..сль; в) к..снуться; г) к..сательная

6. Найдите слово с приставкой пре-: а) пр..морский; б) пр..крыть;  в) пр..сечь;  г) пр..близиться

7. Найдите слово с приставкой при-: а) пр..спокойный; б) пр..крыться; в) пр..ясный;  г) пр..ступление

8. Найдите слово с соединительной гласной Е: а) скал..лаз; б) молок..воз; в) птиц..ферма; г) мир..творец

9. Найдите ошибку в определении способа образования слова: а) атомоход – сложение основ; б) летчик – суффиксальный;  в) мороженое  – переход одной части речи в другую; г) переводчик – приставочный

10. Из предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением:

Своим названием глубоководная рыба-капля обязана каплевидному  отростку, похожему на нос, который расположен на передней части головы.

11. Спишите, расставьте знаки препинания и обозначьте орфограммы.

Ч..стый  летний дожич..к мерно стучит  по дерев..ям з..мле  песч..ному бер..гу.    Хорош.. дож..ь на мелк..водной реч..ке. Каждая его кап..лька  выб..вает в воде круглое   углубление мален..кую водяную чашеч..ку подскакивает  и снова падает. При этом по всей реч..ке стоит необыкновенный  ст..клянный звон. По упругости этого звука можно догадат..ся, наб..рает ли дож..ь силу или о..дыхает.

Контрольное списывание

Весеннее утро.

Хорошо весеннее утро! Вот из-за син__ полоски леса появляет(?)ся солнце. В его утренн__ лучах краснеют в__ршины гиган(?)ских сосен. Над рекой ра(?)тилается туман. Но вот он начинает клубит(?)ся золотист__ дымом.

Скоро туман пропадает в прозрач(?)н__ воздухе и открывает прозрач(?)н__ гла__ь реки.  Син__ небо  гл__дит(?)ся в зеркальн__ воду. На ярк__ листве дерев(?)ев бл__стит ро(?)а.

        Весенн__ утру радуют(?)ся птиц_, дерев(?)я, цветы. Бел__снежн__ обл_ка иногда бр_сают легк__ тень на зелен__ тра__ку, син__ гла_ь реки. Но подует в_терок, и тени и_чезают.

        В селах нач__лись весенн__ р_боты.

Тест  по теме «Словообразование».

I вариант

1.        Словообразование — раздел науки о языке, изучающий:

  1. морфологические признаки слов;
  2. строение предложения;
  3. способы образования слов.

2.        Основа правильно выделена в слове:

  1. отговорить;
  2. выключать,; 3)тихий.

3.        Нулевое окончание есть в слове:

  1. написал;
  2. быстро;
  3. санаторий.

4.        Схеме                                соответствует слово:

  1. неинтересный;
  2. пригород;
  3. подкрашивал.

5.        Приставочным способом образовано слово:

  1. нагреватель;
  2. наглядный;
  3. наломать.

       6.        Суффиксальным способом образовано слово:

  1. наложение;
  2. наладка;
  3. нарукавный.

7.        Приставочно-суффиксальным способом образовано слово:

  1. растереть;
  2. растение;
  3. разболеться.

8.        Сложением основ образовано слово:

  1. выставка-продажа;
  2. чернозем;
  3. лесостепная (зона).

9.        Способ словообразования определен правильно:

  1. неряшливость <— неряха;
  2. преследователь преследовать;
  3. приложение - приложить.

10 .Разбор слова по составу выполнен правильно:

  1. безвестный|
  2. приближение

3) объездчик

11.        Словообразовательная цепочка определена правильно:

  1. приморская +- морская -  море;
  2. неподвижный  подвижны — двигать;
  3. собрание - собрать - брать.

12.        Буква О пишется в слове:

  1. прик…снуться;
  2. заг..реть;
  3. пол…гаться.   '

13.        Буква И пишется в слове:

  1. без…скусственный;
  2. сверх..нициативный;
  3. под…тожить

Тест по теме  «Словообразование»

II вариант

1.        Способ образования слов изучается в разделе:

  1. морфология;
  2. фонетика;
  3. словообразование.

2.        Основа правильно выделена в слове:

  1. слушается;
  2. лекторий,;
  3. далекий.

3.        Нулевое окончание есть в слове:

  1. красен (кратк. прилаг.);
  2. революций (Р. п., мн. ч.);
  3. рано.

4.        Схеме                               соответствует слово:

  1. смотрел;
  2. смелость;
  3. смазчик.

5.        Приставочным способом образовано слово:

  1. снижать;
  2. собеседник;
  3. смолчать.

6.        Суффиксальным способом образовано слово

  1. сбережение;
  2. сбивчивый;
  3. самоварный.

7. Приставочно-суффиксальным способом образовано слово:

  1. предзимний;
  2. предвидение;
  3. предпринять.

8.        Сложением основ образовано слово:

  1. лесостепь;
  2. плащ-палатка;
  3. морозоустойчивый (цветок).

9.        Способ словообразования определен правильно:

  1. задуматься - задумать;
  2. переходить - переход; .
  3. сверхудачный - удачный.

10.        Разбор слова по составу выполнен правильно:

  1. освещение
  2. закружиться;
  3. беспомощный.

11.        Словообразовательная цепочка определена правильно:

  1. содержание <— содержать <— держать;
  2. сброс <— сбросить - бросить;
  3. беспилотный <— пилотный - пилот.

12.        Буква О пишется в слове:

  1. заг..родный (дом);
  2. сг..реть;
  3. отр..стить.

13.        Буква И пишется в слове:

  1. с.грать;
  2. сверх..нтересный;
  3. раз…скивать.

14.        Буква Е пишется в слове:

  1. пр…делать;
  2. пр…скучный;
  3. пр…одолеть.


Проверочная работа

по теме «Фразеология. Культура речи»

Вариант 1.

  1. Фразеологизмы – это …
  2. Фразеологизм обладает рядом признаков, которые помогают нам определить его в тексте.

Назовите пять признаков фразеологизмов.

  1. Замените фразеологизм одним словом:

бить баклуши

повесить нос

задать головомойку

сломя голову 

рукой подать 

зарубить на носу 

  1. Объяснить значение фразеологизма:

Белая ворона -  

Задать головомойку(баню) -

Бросить перчатку -

Душа в пятки ушла  -

Вариант 2.

  1. Фразеологизмы – это …
  2. Фразеологизм обладает рядом признаков, которые помогают нам определить его в тексте.

Назовите пять признаков фразеологизмов.

  1. Замените фразеологизм одним словом:

витать в облаках 

на краю земли 

ни зги не видно 

воды в рот набрал 

как снег на голову 

язык проглотить 

  1. Объяснить значение фразеологизма:

Волк в овечьей шкуре -

Живота не пожалеть -

Из мухи делать слона -

На седьмом небе -

Контрольная работа по русскому языку, 6 класс.

I четверть           2017-2018 учебный год

                        

Вариант 1

1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?

1)вьюга        2) ехать      3)съесть      4) ель

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 
1) тр…нированный, пол…жить 
2) отв…нтить, посв…щать 
3) в…негрет, л…теть 
4) отр…сль, мол…ко 

3. В каком слове в окончании нужно писать и?

1) в рощ…  2) корм…т       3) блиста…т      4) бледне…т

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах? 
1) нет задач…, моеш…, блин…чик 
2) пишеш……, плющ…, читает…ся 
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник 
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он 


5. В каком ряду во всех словах пропущена буква о? 
1) душ…й, плеч…м, ключ…м 
2) ш…л, под луч…м, камыш…м 
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й 
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м 

6. Укажите существительное с окончанием –е ? 
1) отдыхать в санатори… 
2) бегать по дорожк… 
3) прийти к акаци… 
4) прочитать в объявлени… 

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)? 
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т 
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит 
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника 
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м 

8. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком? 
1) моет…ся, береч… 
2) слышит…ся, улыбает…ся 
3) стереч…, смеёт…ся 
4) береч…ся, записат…ся 

9. Какое слово не является общеупотребительным?

1) вода    2) колба   3) думать  4) длинный

10. Какое слово является историзмом?

1) ланиты  2) кафтан  3) ветрило  4) чело

11. Какое слово образовано приставочным способом?

1) потемнеть  2) пригородный  3) сотрудник  4) разведка

12. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) ледокол  2) сокурсник  3) Поволжье  4) столовая

13. Каким способом образовано слово выход?

1) приставочным

2) суффиксальным  

3) бессуффиксным  

4) переход из одной части речи в другую

14. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Запишите.

  1. Змей Горыныч унес царевну далеко-
  2. Миша сильно покраснел-
  3. Я прочитал журнал до конца-
  4. Рита чувствует себя на катке прекрасно-

15. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены). 
1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. 
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы. 
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе. 
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна. 

16. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?  
1) Автобус остановился, и все вышли на остановке. 
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы. 
3) Ты обязательно напиши письмо. 
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне. 

17. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст? 
А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога 
Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу. 
В. Огромная голова лося возвышалась над камышом. 
Г. Лось был немолодой. 

1) А, Б, В, Г           2) Б, Г, В, А                  3) А, В, Г, Б                4) В, А, Г, Б 

18. Как образовалось слово рыбхоз?

1) из основ исходных слов

2) из целых слов

3) из частей, состоящих из нескольких звуков

19. Чем в слове ПРИВЕТ является при-:   А) приставкой;                Б) частью корня.

20. Трудяга – он или она?     А) женский род        Б) мужской род          В) общий род

21. Определите слово по его лексическому значению. Запишите это слово.

  1. Человек, самоотверженно совершающий подвиги
  2. Перерыв в занятиях в учебном заведении на праздничное или  летнее время.

22. Соотнесите фразеологизмы с их толкованием

1) преувеличивать                а) доводить до белого каления

2) голодать                            б) задрать нос

3) очень разозлить                в) делать из мухи слона

4) зазнаться                           г) положить зубы на полку

1

2

3

4

23.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:   ¬ ∩^□^

А) пришкольный    Б) приготовился       В) удивительный        Г) приближаться

24. Определите вид предложения по цели высказывания.

Что ты сделал для охраны зелёных насаждений?

1) повествовательное             2) вопросительное                      3) побудительное

25. Какой схеме соответствует данное предложение (знаки препинания не расставлены)?

Хорошая книга праздник писал М.Горький.

1) А: «П».                                         2) «П»,- а.

26. В каком предложении есть обращение?

1)  Ветер дуй сильнее парус натяни.        

 2) Ветер дул сильно, натягивал парус.

27. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении: Лил серый дождь _и даль была черна.

1) предложение сложное, перед союзом и нужна запятая.

2) предложение сложное, перед союзом и не нужна запятая.

3) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

Прочитайте текст и выполните задания. 

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу. 

28. Определите стиль речи данного отрывка. 
1) научный 2) публицистический 3) художественный  4) разговорный 

29. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения. 


30.  Дать  определения ( не менее 6 понятий)

Орфография

Лексическое значение

Основа

Многозначные слова

Приставка

Синонимы

Суффикс  

Лексикология

Корень

Диалектизмы

Словообразование

Неологизмы

Морфемика

Историзмы

Окончание

Лексика

Однозначные слова

Антонимы

Омонимы

Профессионализмы

Заимствованные слова

Архаизмы

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Цели:

  • Проверить усвоение орфографических правил : О-А, Е-И в корнях с чередованием.
  • Правописание безударных гласных в корне,проверяемых ударением.
  • Правописание приставок –ПРЕ- - ПРИ.

Рыбалка

        Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

        Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

        Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

        Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

        К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)

Вариант 1

Грамматическое задание

  1. Найти в тексте слова с чередованием в корне, обозначить орфограмму.
  2. Сделать словообразовательный разбор:  ПРИЧУДЛИВЫЕ
  3. Определить значение приставки в слове:  пригрело
  4. Сделать фонетический разбор: ЕГО

Вариант 2

Грамматическое задание

  1. Найти в тексте слова с чередованием в корне, обозначить орфограмму.
  2. Сделать словообразовательный разбор: ПРИБРЕЖНЫХ.
  3. Определить значение приставки в слове:  прибрежных
  4. Сделать фонетический разбор:  УЗКАЯ.

Тест по русскому языку «Орфография. Чередующиеся гласные в корне слова»

для 6 класса

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:  И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор.  

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:   Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы.

4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:   Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались

5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:   В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали.

6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:   Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться.  

7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:    Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю.

8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:  Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.

9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:  Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега.

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:   Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа 9 класс

Эта диагностическая работа поможет учащимся в подготовке к сдачи экзамена по географии в форме ГИА...

Диагностическая работа 2 класс

Входная диагнотическая работа. Бланк для ученика....

Диагностическая работа 7 класс.

Диагностическая работа. 7 класс...

Диагностическая работа, 9 класс

Диагностическая работа проводилась в начале марта, работа состоит из 10 заданий.Представлено 4 варианта...

Вариант -5 диагностической работы 9 класс

Текст и задания к нему в формате ОГЭ-2016...

Пособие для учащихся по географии. Сборник практических работ. 8 класс.

Данное пособие можно использовать на уроках географии как постоянно для проведения практических работ, так и выборочно....