План подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
В программах основной школы по русскому языку на отработку навыков работы с текстом отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации. Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_podgotovki_k_oge_po_rus_yaz_.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Байкаловская СОШ»
План подготовки
учащихся 9 класса
к ОГЭ
Составил: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Стерликова М.Ю.
2017-2018 учебный год
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Пояснительная записка
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать изложения разных видов
- читать текст и анализировать его содержание
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Содержание
МОДУЛЬ I.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
МОДУЛЬ II.
ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
МОДУЛЬ III.
ГИА-9. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
МОДУЛЬ IV.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов: 34
ПЛАН | ДАТА | № | ЧАСЫ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 МОДУЛЬ I. | Культура речи. Что такое хорошая речь? Нормы ударения и произношения Типы и стили речи. | ||
2 | 1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы . Лексические нормы. Фразеологические обороты. | ||
3 | 1 | Тема текста. Идея. Авторская позиция. | ||
4-5 | 2 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. | ||
6 | 1 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | ||
7 | 2 МОДУЛЬ II. | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. | ||
8-9 | 2 | Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. | ||
10 | 1 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. | ||
11-12 | 2 | Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. | ||
13-15 | 3 | Извлечение информации из различных источников . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | ||
16-17 | 2 МОДУЛЬ III. | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2.1 Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | ||
18-19 | 2 | Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. | ||
20-22 | 3 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему С2.1 Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему С2.2 | ||
23 | 1 МОДУЛЬ IV. | Правописание корней. Трудности современной русской орфографии. | ||
24 | 1 | Правописание приставок Трудности современной русской орфографии. | ||
25 | 1 | Правописание суффиксов Трудности современной русской орфографии. | ||
26 | 1 | Словосочетание . Синтаксические нормы. Трудности грамматического управления в современном русском языке. Написание сжатого изложения на нравственную тему. | ||
27-28 | 2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения Грамматические нормы. | ||
29-30 | 2 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | ||
31 | 1 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении . Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | ||
32 | 1 | Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. | ||
33 | 1 | Решение тестовой работы. | ||
34 | 1 | Работа над ошибками. | ||
ИТОГО: 34 часа |
[]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....
Индивидуальный план подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году.
Обеспечить качественную подготовку учащихся к ЕГЭ....
Индивидуальный план подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 2018-2019 учебном году.
Обеспечить качественную подготовку учащихся к ОГЭ....
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...